Занимательные материалы по русскому языку

У методистов довольно часто возникают разногласия по поводу применения занимательности на уроках языка.Одни считают это "приседанием перед ребятами".Другие- сказку, шутку, игру не отделяют от детства. И используют упражнения занимательного характера, что способствует повышению интереса ребят к занятиям, а значит и лучшему усвоению ими учебного материала. Вот они-то хорошо знают, как непросто найти такие упражнения даже в интернете. Надеюсь, что предлагаемый материал в какой-то мере восполнит это...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занимательные материалы по русскому языку.

Лексика. Фразеология.

1.Прочитайте текст. Ответьте, для чего служат слова в языке? Почему слов в языке много, но не бесконечно много?

Сейчас в русском языке несколько сотен тысяч слов. А всего того, что существует на свете, и всего того, что мы можем ещё себе представить, гораздо больше - бесконечно много. Казалось бы, и слов должно было бы быть бесконечно много, потому что они являются названиями всего того, что существует и что можно себе представить. Почему же слов всё-таки значительно меньше?

Возьмём слово книга. Книги могут быть разные: одна тонкая, другая толстая, одна в обложке, другая без неё, одна с картинками, другая без картинок, но всё равно -каждую из них мы называем «книгой». Значит, слово книга - это название не только одной какой-нибудь книги, а название любой книги вообще, хотя они и бывают самые разные.

Слово является названием, обозначением не одного какого-то предмета, а общим названием для целого ряда подобных предметов, как бы они между собой ни различались.

Вот почему слов меньше, чем самих предметов и вообще всего того, что нас окружает и что мы можем себе представить. И это очень важная особенность слова. Ведь если бы слов было бы столько же, то есть бесконечно много, то все их нельзя было бы запомнить и трудно было бы друг с другом разговаривать.

(По И Ильинской)

2.Каждое слово что - либо обозначает, то есть имеет лексическое значение. Прочитайте стихотворение И. Токмаковой « Плим» и скажите, имеет ли придуманное мальчиком «слово» лексическое значение.

Ложка - это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка -это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка -это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка - это шапка.

Оделся и пошёл.

А я придумал слово,

Смешное слово -плим.

Я повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим!

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

3.К какой части речи можно отнести выделенное « слово»? Обозначает ли оно что-либо?

Если печка- то печёт,

Если сечка - то сечёт,

Ну, а гречка -то гречёт?

Вот и нет,

Она - растёт!...

(И.Мазнин)

4.Проведите соревнование с одноклассниками: кто быстрее назовёт слово, соответствующее данному в скобках лексическому значению, а затем, пользуясь словарём, определит значение остальных слов каждого ряда.

А)Конкурс, конкуренция, консилиум, консолидация («соперничество между отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели»);

Б)коалиция, коллегия, коллектив, коллекция («объединение, соглашение, союз государств, партий и др. для достижения общих целей»);

В)форзац, формат, фолиант, формуляр («двойной лист плотной бумаги, соединяющий книжный блок(скреплённые листы бумаги) с крышкой переплёта»).

5.Какое языковое явление использовала А.Барто при написании стихотворения «Разговор с дочкой»?

- Мне не хватает теплоты. -

Она сказала дочке.

Дочь удивилась : -Мёрзнешь ты

И в летние денёчки?

-Ты не поймёшь, ещё мала,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: - Я поняла!-

И тащит одеяло.

6.Пользуясь одним и тем же набором букв однозначных слов атлас, влага, волос составьте многозначные слова в словосочетаниях, употребляя их в разных лексических значениях.

Образец. Среда-адрес; точный адрес, обратиться не по адресу.

7.Ответьте на вопросы -шутки и скажите, на основе каких языковых явлений они составлены?

1.Какая порода рыб самая ценная? (золотая рыбка)

2.Какого цвета неопытная молодёжь?(зелёная молодёжь)

3.Какие мускулы самые крепкие?(стальные мускулы)

4.Какой рассказ не договаривают, а дорабатывают? (сырой рассказ)

5.Всякое ли свежее становится чёрствым? (не всякое, слово свежий-многозначное)

Составьте два-три таких вопроса и предложите ответить на них одноклассников.

8.чтобы правильно понимать слова, употреблённые в переносном значении, нужно развивать в себе воображение, фантазию. Прочитайте текст, определите его стиль. Найдите слова, употреблённые в переносном значении. Какие действия человека приписываются неодушевлённым явлениям природы? Как вы понимаете смысл предложений, в которых есть слова с переносным значением?

Резкий, морозный воздух так и охватит всего, когда выйдешь из дому. За садом ещё холодно краснеет заря. Солнце только что выкатилось огнистым шаром из-за снежного поля, и вся картина засверкала яркими и удивительно нежными, чистыми красками северного утра. Клубы дыма алеют и медленно расходятся над белыми крышами. Сад в серебряном инее.

(По И.Бунину)

Составьте небольшое связное высказывание в художественном стиле о каком-либо явлении природы. В записанном тексте укажите слова, употреблённые в переносном значении.

9.Стихотворения, в которых используются слова-омонимы, забавные и весёлые потому, что автор как бы играет этими словами, сталкивая совершено разные их значения друг с другом. Прочитайте такие шуточные стихотворения и укажите в них слова-омонимы.

Шьёт иглой портниха строчку,

Взял коньки точильщик в точку.

Я, заканчивая строчку,

Ставлю маленькую точку.

(Я.Козловский)

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину

Вошла,

Норку в норке

Не нашла.

Если в норке

Нету норки,

Может, норка

Возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след.

Норка - здесь,

А норки нет!

(А.Шибаев)




© 2010-2022