- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Занимательные материалы по русскому языку
Занимательные материалы по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михайлова Е.В. |
Дата | 17.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Занимательные материалы по русскому языку.
Лексика. Фразеология.
1.Прочитайте текст. Ответьте, для чего служат слова в языке? Почему слов в языке много, но не бесконечно много?
Сейчас в русском языке несколько сотен тысяч слов. А всего того, что существует на свете, и всего того, что мы можем ещё себе представить, гораздо больше - бесконечно много. Казалось бы, и слов должно было бы быть бесконечно много, потому что они являются названиями всего того, что существует и что можно себе представить. Почему же слов всё-таки значительно меньше?
Возьмём слово книга. Книги могут быть разные: одна тонкая, другая толстая, одна в обложке, другая без неё, одна с картинками, другая без картинок, но всё равно -каждую из них мы называем «книгой». Значит, слово книга - это название не только одной какой-нибудь книги, а название любой книги вообще, хотя они и бывают самые разные.
Слово является названием, обозначением не одного какого-то предмета, а общим названием для целого ряда подобных предметов, как бы они между собой ни различались.
Вот почему слов меньше, чем самих предметов и вообще всего того, что нас окружает и что мы можем себе представить. И это очень важная особенность слова. Ведь если бы слов было бы столько же, то есть бесконечно много, то все их нельзя было бы запомнить и трудно было бы друг с другом разговаривать.
(По И Ильинской)
2.Каждое слово что - либо обозначает, то есть имеет лексическое значение. Прочитайте стихотворение И. Токмаковой « Плим» и скажите, имеет ли придуманное мальчиком «слово» лексическое значение.
Ложка - это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка -это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка -это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка - это шапка.
Оделся и пошёл.
А я придумал слово,
Смешное слово -плим.
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
3.К какой части речи можно отнести выделенное « слово»? Обозначает ли оно что-либо?
Если печка- то печёт,
Если сечка - то сечёт,
Ну, а гречка -то гречёт?
Вот и нет,
Она - растёт!...
(И.Мазнин)
4.Проведите соревнование с одноклассниками: кто быстрее назовёт слово, соответствующее данному в скобках лексическому значению, а затем, пользуясь словарём, определит значение остальных слов каждого ряда.
А)Конкурс, конкуренция, консилиум, консолидация («соперничество между отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели»);
Б)коалиция, коллегия, коллектив, коллекция («объединение, соглашение, союз государств, партий и др. для достижения общих целей»);
В)форзац, формат, фолиант, формуляр («двойной лист плотной бумаги, соединяющий книжный блок(скреплённые листы бумаги) с крышкой переплёта»).
5.Какое языковое явление использовала А.Барто при написании стихотворения «Разговор с дочкой»?
- Мне не хватает теплоты. -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась : -Мёрзнешь ты
И в летние денёчки?
-Ты не поймёшь, ещё мала,-
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: - Я поняла!-
И тащит одеяло.
6.Пользуясь одним и тем же набором букв однозначных слов атлас, влага, волос составьте многозначные слова в словосочетаниях, употребляя их в разных лексических значениях.
Образец. Среда-адрес; точный адрес, обратиться не по адресу.
7.Ответьте на вопросы -шутки и скажите, на основе каких языковых явлений они составлены?
1.Какая порода рыб самая ценная? (золотая рыбка)
2.Какого цвета неопытная молодёжь?(зелёная молодёжь)
3.Какие мускулы самые крепкие?(стальные мускулы)
4.Какой рассказ не договаривают, а дорабатывают? (сырой рассказ)
5.Всякое ли свежее становится чёрствым? (не всякое, слово свежий-многозначное)
Составьте два-три таких вопроса и предложите ответить на них одноклассников.
8.чтобы правильно понимать слова, употреблённые в переносном значении, нужно развивать в себе воображение, фантазию. Прочитайте текст, определите его стиль. Найдите слова, употреблённые в переносном значении. Какие действия человека приписываются неодушевлённым явлениям природы? Как вы понимаете смысл предложений, в которых есть слова с переносным значением?
Резкий, морозный воздух так и охватит всего, когда выйдешь из дому. За садом ещё холодно краснеет заря. Солнце только что выкатилось огнистым шаром из-за снежного поля, и вся картина засверкала яркими и удивительно нежными, чистыми красками северного утра. Клубы дыма алеют и медленно расходятся над белыми крышами. Сад в серебряном инее.
(По И.Бунину)
Составьте небольшое связное высказывание в художественном стиле о каком-либо явлении природы. В записанном тексте укажите слова, употреблённые в переносном значении.
9.Стихотворения, в которых используются слова-омонимы, забавные и весёлые потому, что автор как бы играет этими словами, сталкивая совершено разные их значения друг с другом. Прочитайте такие шуточные стихотворения и укажите в них слова-омонимы.
Шьёт иглой портниха строчку,
Взял коньки точильщик в точку.
Я, заканчивая строчку,
Ставлю маленькую точку.
(Я.Козловский)
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину
Вошла,
Норку в норке
Не нашла.
Если в норке
Нету норки,
Может, норка
Возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след.
Норка - здесь,
А норки нет!
(А.Шибаев)