Мастер-класс «Ситуативные задачи как средство оценки ключевых компетентностей учащихся на уроке»

Данный мастер-класс представляет собой обобщение опыта по теме «Ситуативные задачи как средство  оценки ключевых компетентностей учащихся на уроке». Цель: познакомить с  опытом использования ситуативных задач как средством  оценки ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы. Анонс   В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход в обучении. Об одном из приемов системно-деятельностного подход на уроках русского языка и литературы можно увидеть в мастер-классе, описываемом в данной статье. Основное содержание статьи. 1.     Мотивирование аудитории. 2.     Вступление. 3.     Мастер-класс.  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

«Ситуативные задачи
как средство оценки ключевых компетентностей учащихся на уроке»

Е.Н.Морозова,

учитель русского языка и литературы

Цель: познакомить с опытом использования ситуативных задач
как средством оценки ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Ход мастер-класса

  1. Работа с понятиями:

  • Повседневное наблюдение

  • Опрос (устный, письменный, индивидуальный, фронтальный)

  • Поурочный балл

  • Предметные контрольные работы

  • Тест

  • Рейтинговая система

  • Портфолио

  • Ситуативные задачи

  • Метапредметные диагностические работы

- Что объединяет все понятия? (средства оценки учебных достижений учащихся)

- По какому принципу они сгруппированы?(традиционные и современные)

-Хотя мы не можем отказаться от традиционных средств оценки, всё же в условиях компетентностно-деятельностного подхода мы говорим об их несовершенстве.

- Что же не устраивает учителя в традиционных средствах оценки? (оцениваются знания, умения и навыки, нет возможности оценить уровень сформированности компетентностей, отследить личностный рост ученика, особенно с низкими познавательными способностями)

-К современным средствам оценки относят тесты, рейтинговую систему, портфолио, ситуативные задачи, метапредметные диагностические работы)

- Какие из этих средств оценки используются нашими учителями в системе или по крайней мере апробированы?

В. Думается, будущее - за метапредметными диагностическими работами, которые представляют собой средство комплексной оценки.

Тема мастер-класса.

  1. Попытаемся дать определение понятию. Что мы понимаем под ситуативными задачами?

«Ситуативные задачи отражают различные ситуации практической деятельности, воплощающие собой состояние реального процесса в той или иной сфере»

Учащимся предлагается осмыслить реальную ситуацию, которая отражает практическую проблему и актуализирует накопленный багаж знаний и умений, компетенций.

- Выделяют различные функции данного вида заданий, в том числе и диагностическую, с которой мы и будем сегодня работать.

Выделяют различные виды ситуативных задач:

Мотивационные ситуативные задачи направлены на формирование у учащихся мотивов деятельности, формирование и развитие ключевых и специальных компетентностей, развитие интереса к решению ситуативных задач.

Дискурсивные (коммуникативные) ситуативные задачи ориентированы на развитие культуры речевого общения, навыков диалогического общения, формирование стиля и приемов общения.

Рефлексивные ситуативные задачи направлены на осознание собственных действий в контексте определенной ситуации, позволяют объективно оценивать, корректировать и постоянно обогащать свой коммуникативный опыт, а также опыт работы с новой информацией

Эвристические ситуативные задачи развивают критическое мышление, умение выходить из комплексных, неоднозначных коммуникативных ситуаций с опорой на логику и интуицию.

Творческие ситуативные задачи направлены на развитие творческих способностей учащихся.

Использование данного средства оценки возможно на любом уроке, поскольку ситуации, предлагаемые для анализа, могут быть самые разные. Модели заданий могут быть следующими:

  • проранжируй мотивы деятельности;

  • составь систему аргументов и контраргументов по поводу предложенной проблемной ситуации;

  • найди слабые места аргументации автора предложенного текста (собеседника);

  • выделите стереотипы в какой-то ситуации;

  • найдите нестандартный выход из стандартной ситуации;

  • выберите из большого количества решений задачи наиболее эффективное и обоснуйте свой выбор;

  • проведите мозговой штурм по проблеме и проанализируйте полученные результаты.



  1. Работа в группах

Текстом для задания может служить пример из практики, искусственно смоделированная учителем ситуация.

Не секрет, что в современных условиях преподавание литературы сталкивается с таким противовесом, как абсолютное отсутствие у учащихся интереса к чтению. Соответственно пропадает и интерес к обсуждению проблем, поставленных как в классической, так и в современной литературе, которые кажутся подросткам неактуальными, искусственными, далёкими от жизни. Справится с этой проблемой может помочь использование ситуативных задач, материалом для которых становится хорошо известная и интересная детям среда Интернета - проблемы, обсуждаемые на форумах, в коллективных блогах, которые могут быть созвучны проблемам, поставленным в литературе.

Вам предлагается поразмышлять над ситуативными задачами, причём 1-2 группы выполнят задание с позиции ученика (можно использовать только жизненные наблюдения), а 3 группа проанализирует данные задания с позиции учителя: оценив его как средство оценки ключевых компетентностей учащихся.

Группа 1

Задание. Просматривая новости в Интернете, Вы прочитали приведенное ниже сообщение (botinok.co.il/node/48859 - из коллективного блога).

Выделите проблему, которая находится в центре текста. Считаете ли Вы важным разговор на данную тему? Согласны ли Вы, что при разговоре о любви можно опираться на данные научных экспериментов? Почему? Обоснуйте свою точку зрения в посте по поводу затронутой проблемы, используя свой читательский или жизненный опыт.

Ученые из Национального автономного университета Мексики (УНАМ), рассмотрев любовь как химико-биологическую реакцию организма, определили ее длительность. Как сообщается, результаты исследований говорят о том, что любовь продолжается не более четырех лет и является «временным помешательством».

По словам исследовательницы Хеорхины Монтемайор Флорес, работающей на медицинском факультете УНАМ, любовь следует отличать от симпатии и привязанности.

С начала фазы влюбленности происходит выработка мозгом особых химических соединений, которые сосредоточиваются в нейронах. В этот момент активизируются отделы головного мозга, отвечающие за эмоции: миндалина, таламус, гипоталамус и гипокампус.

Если отдалиться от точной науки, в то время, пока в голове происходят эти сложные процессы, «жертва Купидона» не способна думать ни о чем, кроме любимого человека.

Как утверждает Монтемайор, эти реакции по анатомическим причинам не могут продолжаться больше четырех лет. Таков «ресурс прочности» даже в самых романтических случаях. Тем более что психическое состояние влюбленного, по ее словам, можно сравнить с обсессивно-компульсивным расстройством, то есть синдромом навязчивых состояний.

Развенчав распространенный миф, Монтемайор говорит, что любовь, помимо прочего, приводит к снижению творческой продуктивности. Ни один шедевр, категорично отмечает исследовательница, не был создан в момент влюбленности, но лишь после него, когда любовь уже уходила.

Любопытно, что мозг привыкает к высвобождающимся «любовным» химическим соединениям и потребность в них становится для организма похожей на голод или жажду. Причем контролировать этот, пусть временный, романтический позыв невозможно.

Группа2

Задание. Вы оказались на форуме, где пользователи активно обсуждают вопрос о «плюсах» и «минусах» ухода от цивилизации в лес (lovehate.ru/opinions/26864). Как вы думаете, какая актуальная сегодня проблема могла спровоцировать данную полемику? Доводы какой стороны Вам показались более глубокими? Напишите свой вариант ответа на вопрос, является ли для человека цивилизация благом, используя свой читательский опыт (например, содержание повести А.Куприна «Олеся»).

За идею уйти в лес

Против идеи уйти в лес

02/08/09, [email protected]
Мне кажется, что лес - это самая правильная грань человеческой жизни. Мы все вышли из леса, и туда должны вернуться. Ведь ход истории движется по спирали. В лесу ты познаёшь себя, самореализуешься, становишься самостоятельным и дисциплинированным, обретаешь гармонию и так далее. Все в лес!!!
09/08/09, mastein
Я не против был бы объединиться с кем нибудь и уйти в лес да горы водопады и озера ..Устал от мегаполиса от шума пыли гари суеты, от бесконечных потоков бесполезной информации от людских законов политики и вранья. Все в современном мире против человека (народа)равно как и уничтожаются на законодательном уровне права и свободы людей (в сфере неизбежной глобализации экономики политики территориальности и тотализации всех сфер жизнедеятельности человека, где даже церковь руководится соответствующим государственными органами), а в скором времени необратима и биометризация и чиповка каждого человека как «барана», который должен контролироваться в общем стаде (борьба с терором).
21/09/09, Убитый
я очень хочу уйти в лес, под ели да сосны, а почему... да потому, что большой город - это мираж, я не могу долее жить с призраками... хочу неба и ветвей больших деревьев...)
22/09/09, 3 Sofia 3
Лес - это так романтично. Я никогда не ассоциировала лес с чем-то темным, мрачным, тайгой, дремучей чащей, дикими и хищными зверьми. Наоборот, эта светлое и чистое место, где все дышит и наполнено природой - надеюсь, что пока более ли менее неприкасаемой.


Svyatoi, 02/08/09 Да, и что вы будете делать в лесу? Это далеко не естественная среда обитания человека, мы просто не приспособлены к лесу. Вот если бы жили в лесу с рождения то да... Цивилизованные человек долго прожить в лесу не сможет. А вот сходить в поход, скажем, на две недельки в лес, эту идею я поддерживаю. В этом случае надо помнить о возможных опасностях, тщательно подготовиться.

Алиса1, 25/08/09
Моя подруга организует древнеславянское поселение на севере. Всё это от того, что людей достал шум городов и техника. С одной стороны, я их понимаю, но с другой, не считаю, что нужно принимать столь радикальные меры. Мы не жители 9 века, у нас другой язык, привычки, желания. Вот на что людей вынуждает современное общество и общая ситуация в стране. Сама рассматриваю идею уйти в лес только в виде отдыха-приключения или похода, но никак не для жизни. Я люблю лес, но я - дитя мегаполиса.

Chupakabras, 19/09/09
Нет там цивилизации. Следовательно, нет ни хорошей работы, ни условий тебе никаких: ни воды, ни газа, ни света, ни поесть нормально, а если заболеешь тяжело? Ни лекарств никаких, ничего, а если у человека серьезное заболевание и он нуждается в операции? Выход один - лежи и помирай.

Chupakabras, 21/09/09
К тому же ни развлечений тебе никаких, это надо быть ненормальным человеком, чтобы уйти в лес. Душ не принять. В реке купаться - вода ледяная, можно почки застудить, словом, нет, нет и нет.

Задание 3. Оцените с позиции учителя данные ситуативные задачи как средство оценки ключевых компетентностей учащихся (какие ключевые компетентности позволяет оценить (сформировать) выполнение данного задания?). Какие проблемы могут возникнуть при использовании данного средства оценки?

Выступления групп.

Проблемы, связанные с использованием данного средства оценки:

Каковы критерии оценки успешности/неуспешности выполнения ситуативных заданий?

Какова система оценивания этих заданий?

Сложность в том, что нет шаблона, по которому будет оцениваться выполнение данных заданий. Не может быть деления на правильный-неправильный ответ, так как у каждого своё видение решения проблемы. Оценка зависит от умения аргументировать свою позицию, грамотно излагать, т.е. от уровня сформированности и предметных, и ключевых компетентностей.

Как соотносятся ситуативные задания и ЕГЭ?

Диагностика развития КК

  1. Традиционная работа, направленная на определение степени усвоения знаний и предметных умений.

  2. Система ситуативных задач, составленных на компетентностной основе.

  3. Выявление соотношения использования предметных знаний и умений при решении нестандартных задач.

или

  1. Комплексная разноуровневая диагностическая работа, предполагающая систему выборов заданий традиционного типа и заданий на компетентностной основе.

  2. Анализ выборов, сделанных учащимися, а также успешности выполнения заданий.



© 2010-2022