Конспект урока по русскому языку в 9 классе Типы сложносочененных предложений

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9 класс урок 14

Тема: Типы сложносочиненных предложений.

Цель: Систематизировать знания учащихся по теме: «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Познакомиться с типами ССП».

Задачи: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения ;обобщение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях; отработка умений расставлять знаки препинания в ССП; развивать речемыслительную деятельность учащихся;

воспитывать любовь к языку;

Оборудование: карточки

Тип урока: комбинированный

1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

2. Опрос дом Задания

3. Повторение союзов

3. Создание проблемной ситуации.

НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по карточкам

а) Снегопад прекратился внезапно, будто захлопнулся какой-то небесный люк.

б) С реки потянул ветер, содрал молодой снег с моста и погнал к стенам монастыря.

в) Луна то забегала за тучи, то выскакивала из-за них на прозрачную гладь неба.

5. НАЙДИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Мраком задернуты небо и даль, ветер осенний наводит печаль.

б) Впереди, куда вела дорога, было немного посвежее.

6. НАЙДИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Полуденное небо озарено розовым веером лучей и стало еще пркрасней.

б) Луна поднялась выше акаций, которые росли по обеим сторонам улицы.

в) Над рекой горят окошки, над рекой летит снежок.

5. Изучение нового материала.

1. с соединительными союзами; 2. с противительными союзами;

3. с разделительными союзами.

Соотнесите предложения и схемы. Определите вид ССП.

Время: 3 минуты

Напишите свое ФИО: _____________________________________

Предложение

Схема.

  1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.


  1. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.


  1. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

Впишите ответ: (вид)____________________________

Б). Ни [ - = ], ни [ = ].

В). Не только [ - = ] , но и [ - =].

А). То [ = - ] , то [ = - ].

Впишите ответ: (схема)______________

Ответ. 1=А, 2=Б, 3=В

6.Закрепление нового материала. Задание: выпишите из текста ССП. «Золотой Плёс» - картина русского художника Исаака Левитана (1860-1900), написанная в 1889 году. Государственная Третьяковская галерея.

1). Плёс - небольшой город расположенный на правом берегу Волги куда И.Левитан приезжал в течение трёх лет и где написал много известных картин. 2.На картине изображён вечерний вид с Петропавловской горы на город Плёс и Волгу. 3.На дальнем плане картины видна церковь с колокольней а чуть правее церкви, у берега, находится белый дом с красной крышей - это дом купца Грошева, Левитан снимал у него комнату. 4. Сейчас это здание входит в состав Плёсского государственного историко-художественного музея-заповедника. (Ответ: 2)

7. Вторичное закрепление

  • Найдите, где части ССП связывает противительный союз.

А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.

Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.

В. Месяца не было, звезды тоже не светили.

Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.



  • Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены).

А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.

Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.

В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

  • Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка (t).

А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.

В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.

Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели: мы вспомнили сложное предложение? систематизировали сведения о ССП, познакомились с видами ССП, научились правильно ставить запятые в ССП? Речь наша была грамотной и красивой?

Домашнее задание. Стр 38 упр 30







Соотнесите предложения и схемы. Определите вид ССП.

Время: 3 минуты

Напишите свое ФИО: _____________________________________

Предложение

Схема.

  1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.


  1. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.


  1. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

Впишите ответ: (вид)____________________________

Б). Ни [ - = ], ни [ = ].

В). Не только [ - = ] , но и [ - =].

А). То [ = - ] , то [ = - ].

Впишите ответ: (схема)______________

Соотнесите предложения и схемы. Определите вид ССП.

Время: 3 минуты

Напишите свое ФИО: _____________________________________

Предложение

Схема.

  1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.


  1. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.


  1. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

Впишите ответ: (вид)____________________________

Б). Ни [ - = ], ни [ = ].

В). Не только [ - = ] , но и [ - =].

А). То [ = - ] , то [ = - ].

Впишите ответ: (схема)______________





Соотнесите предложения и схемы. Определите вид ССП.

Время: 3 минуты

Напишите свое ФИО: _____________________________________

Предложение

Схема.

  1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.


  1. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.


  1. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

Впишите ответ: (вид)____________________________

Б). Ни [ - = ], ни [ = ].

В). Не только [ - = ] , но и [ - =].

А). То [ = - ] , то [ = - ].

Впишите ответ: (схема)______________

Соотнесите предложения и схемы. Определите вид ССП.

Время: 3 минуты

Напишите свое ФИО: _____________________________________

Предложение

Схема.

  1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.


  1. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.


  1. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

Впишите ответ: (вид)____________________________

Б). Ни [ - = ], ни [ = ].

В). Не только [ - = ] , но и [ - =].

А). То [ = - ] , то [ = - ].

Впишите ответ: (схема)______________





Соотнесите предложения и схемы. Определите вид ССП.

Время: 3 минуты

Напишите свое ФИО: _____________________________________

Предложение

Схема.

  1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.


  1. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.


  1. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

Впишите ответ: (вид)____________________________

Б). Ни [ - = ], ни [ = ].

В). Не только [ - = ] , но и [ - =].

А). То [ = - ] , то [ = - ].

Впишите ответ: (схема)______________

Соотнесите предложения и схемы. Определите вид ССП.

Время: 3 минуты

Напишите свое ФИО: _____________________________________

Предложение

Схема.

  1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.


  1. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.


  1. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

Впишите ответ: (вид)____________________________

Б). Ни [ - = ], ни [ = ].

В). Не только [ - = ] , но и [ - =].

А). То [ = - ] , то [ = - ].

Впишите ответ: (схема)______________





Соотнесите предложения и схемы. Определите вид ССП.

Время: 3 минуты

Напишите свое ФИО: _____________________________________

Предложение

Схема.

  1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.


  1. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.


  1. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

Впишите ответ: (вид)____________________________

Б). Ни [ - = ], ни [ = ].

В). Не только [ - = ] , но и [ - =].

А). То [ = - ] , то [ = - ].

Впишите ответ: (схема)______________









1). Плёс - небольшой город расположенный на правом берегу Волги куда И.Левитан приезжал в течение трёх лет и где написал много известных картин. 2.На картине изображён вечерний вид с Петропавловской горы на город Плёс и Волгу. 3.На дальнем плане картины видна церковь с колокольней а чуть правее церкви, у берега, находится белый дом с красной крышей - это дом купца Грошева, Левитан снимал у него комнату. 4. Сейчас это здание входит в состав Плёсского государственного историко-художественного музея-заповедника.

1). Плёс - небольшой город расположенный на правом берегу Волги куда И.Левитан приезжал в течение трёх лет и где написал много известных картин. 2.На картине изображён вечерний вид с Петропавловской горы на город Плёс и Волгу. 3.На дальнем плане картины видна церковь с колокольней а чуть правее церкви, у берега, находится белый дом с красной крышей - это дом купца Грошева, Левитан снимал у него комнату. 4. Сейчас это здание входит в состав Плёсского государственного историко-художественного музея-заповедника.







Тестовое задание

1.Найдите, где части ССП связывает противительный союз.

А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.

Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.

В. Месяца не было, звезды тоже не светили.

Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.

2. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены).

А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.

Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.

В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

3. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка (t).

А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.

В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.

Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.


© 2010-2022