Конспект урока по теме Имя прилагательное в тексте

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема « Имя прилагательное в тексте». 6 класс.

Цели урока:

Содержательная:

определить основные функции, которые выполняет прилагательное в тексте. Углубить понятие о роли имени прилагательного в речи.

Деятельностная:

сформировать у обучающихся навык определения функций, которые выполняют в тексте прилагательные. Продолжить развивать навык определения синтаксической роли прилагательного, орфографический навык. Развивать речевые навыки обучающихся.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, материал для самостоятельной работы учащихся.

Ход урока.


1.Организационный момент.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Константина Георгиевича Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Слайд 2.

В чем волшебство, богатство, мощь русского языка - вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

2.Определение темы урока

Слайд 3

Прочитайте текст (Стихотворение И.Тургенева без прилагательных)

- Ваши впечатления от прочитанного?

- Легко читать, все понятно?

(обучающиеся делают вывод, что вроде бы все понятно, но чего-то не хватает)

Включается запись романса «Утро туманное» и Слайд 4 с полным текстом стихотворения. (3,30 минуты)

-Вы прослушали романс на стихи И.С. Тургенева «Утро туманное», автор музыки Аркадий Максимович АбазА.

-Отличается этот текст от предыдущего? Чем отличается?

(Обучающиеся делают вывод, что второй текст насыщен прилагательными.)

- Что привнесли прилагательные в этот текст, какую роль они здесь играют?

(Обучающиеся высказывают свои размышления).

То есть о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

Формулируем тему урока «Имя прилагательное в тексте».

В тетрадях делают записи: число, классная работа, тема урока. Слайд 5

3.Цели на урок.

Поставьте для себя цели на урок.

А я поставила такие цели на этот урок: Слайд 6

определить основные функции, которые выполняет прилагательное в тексте. Углубить понятие о роли имени прилагательного в речи. Продолжить развивать навык выделения словосочетаний в предложении, синтаксического разбора предложения, орфографический навык. Развивать речевые навыки.

4.Работа в группе.

Сейчас вы будете работать в группах (указать парты, за которыми они рассядутся)

Разберите цветные квадраты.

Распределитесь на группы по цвету квадратов.

Рассаживаемся по группам.

- Какое произведение мы сейчас с вами изучаем на уроке литературы?

(Рассказ «Бирюк» И.С.Тургенева).

Задание.

- На ваших карточках написан текст - отрывки из рассказа «Бирюк», но в нем пропущены прилагательные. Вам нужно постараться восстановить текст, использовав при этом прилагательные.

В тех местах, где нарисовано два прочерка, нужно написать два прилагательных. Если будет очень сложно подобрать прилагательное, ничего не пишите.

Имейте в виду, что вы можете использовать как полные, так и краткие прилагательные.

Слайд 7 - с картинами природы, изображением Бирюка.

Обучающиеся зачитывают свои тексты.

- Интересно послушать, как эти отрывки звучат у Тургенева?

Учитель зачитывает авторский текст.

- Давайте посмотрим на отрывок, описывающий начало грозы.

Слайд 8

- Какую функцию выполнили в этом тексте прилагательные? Зачем они понадобились Тургеневу?

(Помогли живо представить картину, сделали словесную картину более красочной, помогли выразить свое отношение. То есть помогли нарисовать картинку.)

- А значит, какая функция у прилагательных в данном примере? (Рисуете вы на каком уроке?)

(Изобразительная)

А теперь обратимся к группе, которая работала над описанием Бирюка.

Слайд 9

- Как вы думаете, какую функцию выполнили здесь прилагательные?

(Изобразительная тоже, мы представляем в своем воображении его внешность)

- А этот герой - обычный мужик, или он все-таки чем-то выделяется?

(Да, необычный. Размышляют, чем выделяется)

- Какие слова в тексте указывают на его необычность?

- То есть, какую функцию выполняют здесь прилагательные, только лишь изобразительную?

(Еще и выделительную)

Рассаживаемся по своим местам.

Запишите в тетради: Слайд 10

  • Изобразительная функция

  • Оценочная функция

  • Выделительная функция

- А как вы думаете, почему еще выделяют оценочную функцию?

- Приведите пример прилагательных, которые бы являлись бы примером оценочной функции, и запишите с ними 3 сл/сочетания.

(добрый человек, красивая девушка, умный ученик)

Оставьте две строчки, чтобы вы могли еще сделать записи.

5.Орфографическая работа.

Возвращаемся в Слайд 9.

Посмотрите еще раз на прилагательные в этом тексте и подумайте, какие орфограммы вы в них видите.

Затем, зарисуйте в тетрадях только морфемы, в которых вы видите орфограммы.

Высокого, плечист, мокрой, могучие, черная, курчавая, суровое, мужественное, широких, небольшие, карие, окрестные.

Устно обсуждаем, в каких морфемах обучающиеся нашли орфограммы.

(Приставка, корень, суффикс, окончание)

- А теперь распределите эти прилагательные по соответствующим колонкам

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

небольшие

Плечист

могучие

черная

широких

небольшие

окрестные

Плечист

мужественное

Высокого

мокрой,

могучие,

черная,

курчавая,

суровое, мужественное, широких, небольшие,

карие,

окрестные

4 ученика соответственно заполняют колонки.

Дайте объяснение правописанию.

6.Синтаксический разбор предложений.

Слайд 11.

- Посмотрите на предложение на слайде.

1) Я посмотрел на него.

Задание: в тетрадях графически покажите, из каких членов предложения оно состоит.

Один ученик у доски.

Затем сверяем.

2) Из-под мокрой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы.

3) Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо.

4) Он слегка уперся руками в бока и остановился.

7.Выделить сл/сочетания из предложения.

Взять любое предложения и выписать все сл/сочетания, сделать синтаксический разбор.

Резервное задание.

8.Определение еще одной функции прилагательного.

- Ребята, а теперь вспомните, когда мы с вами на уроках литературы анализируем поэтические произведения, о каких средствах, которые использует поэт, мы говорим.

(Художественно-выразительных)

- Какое место в художественно-выразительных средствах занимают прилагательные? Говоря о чем, мы вспоминаем прилагательные?

(Об эпитетах).

- Вот еще одна функция, которую выполняет имя прилагательное в тексте.

Запишите в тетрадях Слайд 12.


  • Изобразительная функция

  • Оценочная функция

  • Выделительная функция

  • Художественно-выразительная функция

9. Выводы по уроку. Рефлексия.

- Для чего используются прилагательные в тексте?

- Какие функции имена прилагательные выполняют в тексте?

- А скажите, зачем вообще нужен был этот урок и нужен ли?

Где полученные знания вам могут пригодиться помимо школы?

Посмотрите на Слайд 13, вспомните, какие цели вы ставили для себя на урок и ответьте на вопросы.

10.Оцените свою работу на уроке.

- Ребята, а теперь поставьте каждый себе оценку за урок.

Поднимите руки, кто поставил «5». Обоснуйте свою оценку.

Поднимите руки, кто поставил «4». Обоснуйте свою оценку.

Поднимите руки, кто поставил «3». Обоснуйте свою оценку.

11.Домашнее задание:

Слайд 14

Для всех: параграф 34.

Остальное задание на выбор:

1) упр. 339 (3)

2) упр. 344

Спасибо за урок!


© 2010-2022