М. Горький. На дне: учебно-методическое пособие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИУ)» ФИЛИАЛ В Г. ОЗЁРСКЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОЗЁРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 32»

М. Горький. На дне: учебно-методическое пособие


Драматургия начала ХХ века


М. Горький. На дне: учебно-методическое пособиеМ. Горький. На дне: учебно-методическое пособие






ОЗЁРСК 2015

АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ:

Аверина М.А., кандидат филологических наук, преподаватель ГОУ СПО «ЮУПК»

РЕЦЕНЗЕНТ:

Свиридова А.В., доктор филологических наук, доцент ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»


Аверина, М.А.

М. Горький. На дне: учебно-методическое пособие / М.А. Аверина - Озёрск: ОФ ЮУрГУ, 2015. - 21 с.


Настоящее пособие содержит методические рекомендации, дидактический и контрольно-измерительный материалы к урокам по изучению пьесы М .Горького «На дне» в 11 классе среднего общеобразовательного учреждения.

Пособие состоит из трёх разделов. Первый раздел носит рекомендательный характер, он содержит литературоведческий материал, сопровождаемый рисунками и схемами. Второй раздел содержит контрольные вопросы и практические задания к ним. Задания следует выполнять по мере чтения текста в той последовательности, в какой они даются. В третьем разделе представлен трёхуровневый контрольно-измерительный материал: тесты с выбором ответа, открытые тестовые задания в формате ЕГЭ.




Методические рекомендации


Драматургия М.Горького

Драма Горького «На дне» (1902), созданная сразу же после серии романтических произведений 90-х годов, полных бунта против психологии смирения, покорности, «гуманизма сострадания», поражает обилием тревожных вопросов, скрытых и явных дискуссий о месте человека в мире, о правде мечты и правде реальности, о границах свободы человека и принижающей силе обстоятельств. В финале драма превращается - и это показатель насыщенности ее философско-этическими проблемами - в своеобразный «суд» обитателей ночлежки над тем, кто взбудоражил их, кто «проквасил» всех, ввел в состояние брожения, «поманил» («а сам - дорогу не сказал»), - старцем Лукой. Правда, один из неожиданных защитников Луки Сатин остановил этот суд, прервал поток обвинений: «Правда он… не любил, старик-то»; «Старик - глуп»; «был… как мякиш для беззубых»… Но что значила эта остановка, запрет, если сам запретитель вдруг вынес на обсуждение в новой редакции все те же вопросы о правде, «боге свободного человека» и лжи - «религии рабов и хозяев».

На самых острых, судьбоносных вопросах, звучащих в драме, и следует остановиться в определенной последовательности, непременно учитывая и непростое, изменчивое отношение Горького к своей же пьесе, ее сложную и новаторскую драматургическую структуру, ее язык.

М. Горький. На дне: учебно-методическое пособие

Как же прочитывается сейчас драма Горького «На дне» (1902), безусловно, важнейшее звено во всей философско-художественной системе писателя? Можно ли отделить, скажем, странника Луку, реального героя замечательной пьесы, от Луки, который предстает в некоторых горьковских выступлениях 30-х годов по поводу этого «вредного» героя? Контрасты между началом жизненного пути - канонизированный буревестник и апостол революции, бесконфликтный и идеальный якобы друг Ленина и концом - пленник в золоченой клетке из почестей, наград столь глубоки, драматичны, что некоторые современные исследователи творчества М. Горького искренне предлагают считать, что на исходе жизни «автор предал своего героя», назвал его «вредным старичком», поддержав тем самым своих самых отвратительных героев1. Может быть, следует верить только актерам МХАТа (Москвину, Лужскому и др.), писавшим, что «Горький, читая слова Луки, обращенные к Анне, вытирал слезы», что «Горький симпатизировал Луке больше всех»2.

Согласно мнению других современных истолкователей спора о человеке в пьесе «На дне», Горький изначально готовил в ней победу «атеистической концепции, сформулированной Сатиным», победу тех, для кого «блаженны сильные духом» (а не «нищие духом»), смеялся над верой в Бога, утешительством Луки. Он якобы осознанно заводил «сторонников религиозного взгляда в логический тупик», убеждая зрителей, что «православие исчерпало себя и его надо заменить новой религией. Для «пролетарского писателя» эта религия - коммунизм».

Московский Художественный театр, руководимый в 1902 году яркими реформаторами театра К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко, не случайно избрал эту пьесу (и отстоял ее в споре с цензурой): ему был нужен своеобразный жесткий, не сентиментальный «антитеатр» Горького с неожиданной сценической площадкой («подвал, похожий на пещеру»), театр, отрицавший традиционную камерную, «потолочную» пьесу с искусственными декорациями, с извечными резонерами, простаками, «злодеями».

М. Горький. На дне: учебно-методическое пособие

Мир пьесы «На дне» - это мир, как говорят, комбинаторный, а по характеру своей архитектоники пьеса принадлежит к драматургии центробежной, растекающейся композиции. Ее можно назвать, как и другие пьесы Горького («Дачники», «Егор Булычев и другие»), «сценами». Но при всей этой комбинаторности, даже «лабиринтности» построения и «неохваченности» всех персонажей единым сюжетом, каждый из персонажей предельно выразителен благодаря языку. Нет афоризмов вообще, нельзя сказать, что это Горький в пьесе вещает: «В карете прошлого - никуда не уедешь» и т. п. Ведь афоризмы или складные речи в рифму картузника Бубнова («Такое житье, что, как поутру встал, так и за вытье», «Люди все живут… как щепки по реке плывут» и т. п.) отличаются от не менее фигурных речей того же Луки («Есть - люди, а есть иные - и человеки»; «Во что веришь, то и есть»). И тем более отличаются они от громокипящих слов Сатина: последние связаны с культом человека-творца, с важной для Горького идеей центрального места в мире необыкновенного, «космократического» человека.

Всмотритесь внимательно в сборный пункт сирот, горемык, маргиналов (людей с обочины жизни), собранных на тесную площадку подвала-пещеры в первом акте. Или в «пустырь» - «засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место» - в акте третьем. Вы сделаете любопытное открытие: эта площадка, в сущности, разбита на ячейки, на микропространства, норы, в которых раздельно и даже отчужденно живут «бывшие» люди, лишенные дела, прошлого, живут со своей бедой, даже близкой к трагедии. Вот комната за тонкой перегородкой, в которой живет вор Васька Пепел, продающий ворованное хозяину ночлежки Костылеву, бывший любовник его жены Василисы, мечтающий уйти отсюда с Натальей, сестрой хозяйки. Треугольник Пепел - Василиса - Наталья имеет в пьесе самостоятельное значение. Но при всем драматизме борьбы в рамках его - Василиса подстрекает Пепла на расправу с мужем, лукаво обещает одарить его деньгами - для многих других обитателей ночлежки исход этой борьбы не столь важен.

М. Горький. На дне: учебно-методическое пособие

Своя драма - несчастно прожитая жизнь, умирание в подвале - связывает Анну и слесаря Клеща, может быть, винящего себя за жестокость к жене. Драмой в драме являются и взаимоотношения торговки Квашни и полицейского Абрама Медведева, постоянные «передразнивания» друг друга проститутки Насти, мечтавшей о роковом Гастоне или Рауле, и Барона, вспоминающего знатного деда. Барон, правда, говорит «мерзавке» Насте, высмеивающей его грезы: «Я - не чета тебе! Ты… мразь». Но едва она сбежит, не пожелав его слушать, как он ищет ее («Убежала… куда? Пойду посмотрю… где она?»). В известном смысле скрытую взаимосвязь этих разрозненных человеческих ячеек, единство бедолаг, даже дерущихся, высмеивающих друг друга, можно определить словами Насти: «Ах ты несчастный! Ведь ты… ты мной живешь, как червь - яблоком!»

Есть и еще одно качество бытия, которое объединяет этих маргиналов. Нет, это, конечно, не социальное противостояние угнетенных «богомольному» эксплуататору Костылеву, то и дело повышающему плату, накидывающему полтину («и будет перед святой иконой жертва гореть»). Спор «хозяев» и «рабов» в пьесе заявлен не громко: исковерканные судьбы персонажей, босяков, «огарков» громче говорят о социальном и нравственном неблагополучии мира. Связывает же героев воедино - и об этом дважды говорится в пьесе (даже уже после появления и исчезновения Луки) - какая-то неодолимая, мрачная власть реального круговорота событий, происходящих с обитателями ночлежки.

Горький отверг первоначальные названия пьесы - «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Решающее слово о выборе названия «На дне» принадлежало Л. Н. Андрееву. Но тема бессолнечной жизни в пьесе осталась - в песне, возникающей, рождающейся в душах людей, разуверившихся в мечте, в правде. «Затягивай любимую!» - скажет Бубнов. И звучат слова песни:

Есть немалая доля истины в проницательном суждении исследовательницы творчества Горького В. Д. Серафимовой: «Не только среда губит персонажей пьесы. Каждому из них не порвать еще и свою «цепь»: Актеру не избавиться от пьянства; Барону - от паразитизма; Бубнову - от лени; «темно» в жизни Насти, какие бы книги она ни читала. Песня звучит в душе каждого, потому она и «любимая».

Это впечатление бессолнечной жизни, какого-то всеобщего поражения человечности и добра усиливает и возглас Анны, оглядывающей утренний мрачный подвал («Каждый божий день… дайте хоть умереть спокойно!»), и совсем невеселый напев Луки («Среди но-чи… пу-уть - дорогу не-е видать»).

Все параллельно развивающиеся частные драмы, конфликты сходятся в итоге в этом безысходном «темно». Темнота какая-то густая, нерасходящаяся, изначальная. Ее мрак не просветляют даже следующие одна за другой смерти - Анны, Костылева, Актера. Ни одна из смертей не «завершит» пьесы. Жизнь для обитателей ночлежки нелепая, безглазая, тупая «давильня» для всех светлых надежд; в природе этой «давильни» нет чувства насыщения.

Взгляните с этой точки зрения на смысловую систему реплик, скажем, Актера - он весь в предчувствии смерти, как беспомощный мотылек у костра. Непрестанные усилия Актера что-то вспомнить из былых ролей - но вспоминает он чаще всего то Гамлета («Офелия! О… помяни меня в своих молитвах!»), то короля Лира, то строчку Пушкина («…наши сети притащили мертвеца»). «Семантическое ядро всех этих литературных реминисценций - уход из жизни, смерть: «Сюжетный путь Актера, таким образом, задан уже в самом начале произведения, причем теми художественными средствами, которые определяют его профессию».

М. Горький. На дне: учебно-методическое пособие

Появление странника Луки в ночлежке, его неожиданно активная роль в спорах о природе человека, его праве на счастье, на мечту - спорах, превративших всех в «философов поневоле», резко изменили всю ситуацию в ночлежке. Еще забегают сюда и Василиса, и ее муж, выслеживая Ваську Пепла, подталкивая его на преступление, еще вторгается сюда с улицы сапожник Алешка с гармонью со стихийным протестом («И чтобы мной, хорошим человеком, командовал товарищ мой… пьяница, - не желаю!»), но эта интрига, повторяем, всех не захватывает, хотя и Лука, спрятавшись на печи, подслушав разговор Пепла и Василисы («освободи меня от мужа»), спасает Ваську от «ошибки» («как бы, мол, парень-то не ошибся… не придушил старичка-то»), и в дальнейшем даже Сатин, спасая Пепла, который все-таки убивает Костылева, втягивается ненадолго, импульсивно в эту интригу: «Я тоже три раза ударил старика… Много ли ему надо! Зови меня в свидетели, Васька…»

М. Горький. На дне: учебно-методическое пособие

И все же главный спор, усиливший и разделенность, и единство персонажей ночлежки, свершается вне этой традиционной интриги (ее Горький разовьет в пьесе «Васса Железнова»). Лука, внесший в подвал ноты сострадания, сочувствия, оправдавший право Актера, Насти, Анны на мечты, на молитву, сам того не желая, обозначил реальное, взрывное разделение всех на два стана: «мечтателей» и «скептиков», носителей «злой» правды, тоски, безнадежности, прикованных к этой правде как к цепи. Он взбудоражил и тех и других, всколыхнул неугасшие надежды в одних и ожесточил других. Обратите внимание, как «досочинил», возвысил, скажем, простой совет Луки о поездке в лечебницу для алкоголиков Актер: «Превосходная лечебница… Мрамор… мраморный пол! Свет… чистота, пища… все - даром! И мраморный пол, да!» Как чутко слушает Луку Пепел, мгновенно изменяя свое представление о Сибири! Вначале он видит только каторгу, бубновый туз на спине, «путь сибирский дальний» в кандалах, а затем:

И даже к Сатину, рационалисту, закрытому ото всех, презирающему своего сподвижника по шулерскому ремеслу Барона, Лука находит какой-то свой ключик: «Эдакий ты бравый… Константин… неглупый… И вдруг… Легко ты жизнь переносишь».

Может быть, Лука даже скептика Бубнова, до этого не жалевшего и Анну («шум - смерти не помеха»), заставляет бросить в игру, в спор свои последние козыри. Бубнов упрекает Настю: «Она привыкла рожу себе подкрашивать… вот и душу хочет подкрасить… румянец на душу наводит». Но целит он в главного иллюзиониста - Луку: он приукрасил души Анны, Актера, Пепла, даже Сатина. «Проквасил» всех обитателей, если не волей к бунту, смелостью, то какой-то глубокой мечтательностью. Может быть, и решительность Пепла, отомстившего сразу всем - и Костылеву, и Василисе, и Медведеву, этот своего рода отчаянный протест, рожден в итоге Лукой, его золотой сказкой о Сибири?

Самое удивительное, загадочное в Луке - это энергия самодвижения: независимая и от суда обитателей ночлежки, и от самого Горького! Он не мог уже связать с Лукой ни свои прежние романтические призывы - искать подвига («в жизни всегда есть место подвигам»), ни свои упреки слепым, подавленным текущей тусклой жизнью людям:

Правда, и нечто неуправляемое, «неладное» с образом Луки - тем более в атмосфере 1902-1903 гг., т. е. подготовки революции 1905 года! - и Горький, и МХАТ почувствовали. Ведь, по воспоминаниям И. М. Москвина, в постановке 18 декабря 1902 года Лука предстал как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки.

М. Горький. На дне: учебно-методическое пособие

Но это было насилием над образом, толкованием его в духе дня. Между тем К. С. Станиславский, один из постановщиков спектакля, в режиссерских тетрадях намечал путь «снижения» героя. Он предостерегал И. М. Москвина от идеализации странника, утешителя, сеятеля «снов золотых»: «хитро поглядывает», «коварно улыбаясь», «вкрадчиво, мягко», «проскользнул», «видно, что врет», «сентиментально-трогательно врет», «Лука хитрый» и т. п. В целом ряде последующих постановок пьесы «На дне» - в особенности в постановке 1968 года театром «Современник» (режиссер - Г. Волчек и исполнитель роли Луки - И. Кваша) - вновь чрезвычайно ярко раскрывалась именно потрясенность старика тем, как много горя, бед, мучений в мире, как по-детски беспомощны люди, почти дети, перед злом.

Весьма любопытно, что снизить образ Луки с помощью возвышения Сатина не удалось в той же постановке 1902 года… самому К. С. Станиславскому, как раз игравшему роль Сатина. Текст этой внешне выигрышной роли (в психологическом плане все-таки пустоватой) перенасыщен, пересыпан гирляндами афоризмов. Они у всех на слуху: «В карете прошлого - никуда не уедешь», «Ложь - религия рабов и хозяев!», «Чело-век! Это великолепно! Это звучит гордо!» и т. п. Все это явно пришло в пьесу, с одной стороны, из романтических сказок, песен, легенд Горького-буревестника… А с другой? Из новых верований Горького 1900-х годов о величии разума, о Человеке, равном Богу своей волей к пересотворению мира, из поэмы «Человек» (1903). Эти монологи предвещали Горького - противника «идиотизма деревенской жизни», русской пассивности.

К. С. Станиславский, свидетель бурного взлета, восхождения писателя, вначале пришел к ошибочной мысли: в роли Сатина надо «внятно подносить публике удачные фразы роли», «крылатые слова», «надо представлять, а не жить на сцене». Не впасть в эту ошибку, в измену эстетике МХАТа, впоследствии исправленную, было трудно: все монологи Сатина о величии Человека, его рук и мозга были слово в слово похожи на риторику романтической поэмы Горького «Человек». И. Анненский, увидев возвышение Сатина, превращение человека в новое божество, обратился к Горькому: «Ой, гляди, Сатин - Горький, не страшно ли уж будет человеку-то, а главное, не безмерно ли скучно ему будет сознавать, что он - все и что все для него и только для него?» (Из рецензии «Драма на дне»).

Кто из них более вдохновенный утешитель? Легкий путь противопоставления героев, идущих сквозь весь персонажный ряд пьесы, втянутых невольно в центральное событие пьесы (убийство Васькой Пеплом хозяина ночлежки Костылева), - путь во многом обманчивый. И не потому, что Лука первым, как мы заметили, почувствовал: неутомимый шутник, пересмешник Сатин, говорящий порой жестокие, циничные слова («Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто - обременяй землю!»), не лицедей, обманывающий самого себя, а тоже страдалец. «Веселый ты, Костянтин… приятный!» - говорит Лука, мягко, ненастойчиво спрашивая его о той стезе, с которой он «свихнулся». Лука чувствует, что оба они утешители, кроме слов да еще немалого жизненного опыта ничем не располагающие. Только слова утешения у них разные. В Луке живет праведник, носитель идей сострадания, в Сатине же много вложенных идей грядущего технократического, интеллектуального обновления человечества, идеи о величии разума человека.

М. Горький. На дне: учебно-методическое пособие

Кажущиеся антиподы, Сатин и Лука, во многих случаях ведут себя почти одинаково. И Лука, и Сатин пробуют спасти Ваську Пепла и Наташу, видя, какую коварную интригу спланировала Василиса, любовница Пепла, жена Костылева. Даже после ухода Луки, ухода, обычно трактуемого как бегство лжеца, сеятеля иллюзий, как крах его (хотя старик и не обещал никому задержаться здесь!), именно Сатин страстно защищает его: «Дубье… молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, - всех хуже! Ты - ничего не понимаешь… И - врешь! Старик - не шарлатан!»

Может быть, сейчас, не сглаживая противоположности многих мотивов утешительства (тема Луки) и одического, риторического восхваления человека (тема Сатина), следует видеть в героях двойственную, противоречивую, мятежную, еще не скованную догмами душу Горького тех лет? Позднее - уже в пьесе «Враги» (1907), тем более в повести «Мать» (1906), этого спасительного для таланта духа исканий, сомнений, «гамлетизма» в Горьком не будет. Но и жизни, многомерности героев не будет. Как, впрочем, и полифонизма страстей.

Пьеса «На дне» запечатлела переломный момент во всей судьбе Горького. Он, словно боясь отстать от революции, от ее боевых, категоричных законов, щедро рассыпает по тексту реплики, осуждающие Луку. В пьесе отчасти выстроена целая линия осуждения, даже высмеивания Луки.

Талант Горького сопротивлялся схематичному делению героев на «положительных» и «отрицательных». Сейчас совершенно очевидно, что не оправдано ничем такое хлесткое суждение: «Люди дна прежде всего теряют свое имя, и это обстоятельство становится одним из лейтмотивов пьесы. Все обитатели ночлежки имели его когда-то… Все, потерявшие имя, мертвы»5. Так ли это в замечательной пьесе? Даже выбор имен для персонажей, их исходный смысл в ней весьма не прост. Имя Лука, конечно, ассоциируется со словом «лукавый». Но оно означает и совсем другое: «светлый». Имя Константин, данное Сатину, означает «постоянный», в данном случае устойчивый резонер, который, даже передразнивая Актера («организм… Органон»), помнит: органон в переводе с греческого означает «орган знания», «разумность». Не организм отравлен алкоголем, а поврежден орган знания, источник разумности. Столь же многозначительны и другие имена: Василиса («царствующая»), Настя («воскресшая»), Наталья («утешаемая»).

М. Горький. На дне: учебно-методическое пособие

Построение пьесы, чрезвычайно сжатой, часто переходящей в многоголосый хор, вся площадка подвала, поделенная на человеческие ячейки, параллельно развивающиеся конфликты, объединяющие героев в пары и треугольники, позволило стянуть очень многие противоречия драмы в удивительное целое. И эти пружины, «часовой завод» пьесы, не расслаблены доныне. Каждый акт кончается, например, смертью - Анны, Костылева, Актера (именно он «песню испортил»), но ни одна из смертей не несет очистительного катарсиса. Читатель и зритель, вероятно, так до конца и не разгадают: идет ли в пьесе движение судеб героев сплошь по наклонной плоскости, торжествует ли одно зло, продолжается ли «кораблекрушение»? Или в этом трюме свершается и нечто иное - происходит утверждение новых ценностей, восхождение солнца (вспомним и песню «Солнце всходит и заходит», звучащую в пьесе).

Завершая анализ словесной материи пьесы, ее реплик, обратите внимание на афористичность, обилие жизненно-бытовых формул, речевых жестов, на пунктир лейтмотивов, говорящих о законности «мечты», «веры», о высоком предназначении человека. Следует подчеркнуть, что Горький как бы боялся холодной чеканки, внешнего блеска фраз. В любом эпизоде пьесы, как сигналы трудного восхождения к истине, не даруемой свыше, мелькают многоточия, паузы, своего рода провалы, прорывы в цепи общения, коммуникации. Есть муки слова и в монологах Сатина, и в косноязычных протестах Клеща, и в трудном речетворчестве Бубнова. Все это говорит о том, как сложен был путь героев ночлежки и самого Горького к трезвой правде и к просветляющей жизнь мечте.

КОНСПЕКТ

История создания и название. Написана в 1902 г. для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький отме­чал, что пьеса - итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей». Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», по­том - «Без солнца». В названии «На дне» заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.

Новаторство. Впервые перед зрителем предстал невиданный до сих пор мир бродяг, воров, проституток, а в нём отразился тот мир, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира - обви­нительный акт против несправедливого общественного строя. Мрачный быт костылёвской ночлежки изображён как воплощение социального зла.

Жанр. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет развора­чивается не столько во внешнем действии - в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры обитателей ночлежки определяют развитие драматургического конфликта. Действие пьесы переведено во внесобытийный ряд - это характерно для жанра фило­софской драмы.

Проблематика. Пьеса продолжает тему униженных и оскорблённых в русской литературе. В центре - спор о человеке. Главное в этом споре - проблема правды и лжи: надо ли воспринимать жизнь такой, какая она есть на самом деле (со всей её безысходностью для персонажей «дна»), или жить иллюзиями.

Горький ставит в этой пьесе философский вопрос: что лучше - истина или сострадание?

Два уровня конфликта. Каждое драматическое произведение имеет два уровня конфликта: один лежит на поверхности и выражается в про­тивостоянии персонажей, а другой - внутренний, обычно философ­ский. В пьесе на поверхности лежит социальный конфликт: общество виновато в существовании «дна». Философский конфликт ставит вопрос. «Что важнее для человека - ложь или правда?».

ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ

Перед нами все слои общества

Подробные биографии этих людей не даны, их судьбы обозначены несколькими словами. Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Но все социальные конфликты, которые привели их на «дно», не являются основой драматургического конфликта - мы наблюдаем лишь их результат. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя каждый из них достоин лучшей участи. В подвале, похожем на пещеру, живут совсем ещё не старые люди: самому старшему, Бубнову, 45 лет, сапожнику Алёшке 20 лет, а умирающей Анне всего 30. Перед нами - глубоко страдающие одинокие люди. Каждый замкнут в своём горе и ведёт о нём нескончаемый рассказ, не слушая никого и не надеясь быть услышанным.

Разорившийся дворянин Барон. Всё его достояние - воспоминания о былом величии своего рода. Живёт за счёт Насти, но её слезы и фантазии лишь забавляют его. Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик.

Слесарь Клещ и его умирающая жена Анна. Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Мечта о другой жизни связана у него с освобождением, которое принесёт ему смерть жены. Умирающая Анна постоянно тревожится о том, «как бы больше другого не съесть».

Актёр. Когда-то играл на сцене и носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь спился. Живёт воспоминаниями о прекрасном. Из всех ночлежников отличается тонкой душевной организацией.

Настя страстно мечтает о большой и настоящей любви.

Торговка пельменями Квашня. Тешит себя иллюзиями, что она свободная женщина.

Вор Васька Пепел. Сын вора. Родился в тюрьме и обречён идти по этой дороге. Но он жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы (жены Костылёва, хозяина ночлежки), подбивающей его на убийство мужа.

Шулер Сатин. Попал на «дно», после того как отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погубившему его сестру).

Картузник Бубнов. Ушёл из дома в ночлежку «от греха подальше», чтобы не убить жену и её любовника. Признаётся, что ленив и пьяница.

Содержатель ночлежки Костылёв, его жена Василиса, полицейский Медведев. Эти люди недалеко ушли от обитателей ночлежки.


СТРАННИК ЛУКА

Образ Луки

Двойственность образа начинается с его имени. Странник носит имя одного из четырёх канонических евангелистов. Имя Лука означает «свет­лый», и в то же время ассоциируется со словом «лукавый» (эвфемизм слова «чёрт»). Попав в ночлежку, странник не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, готов подмести вместо кого-то пол. Он быстро находит подход к каждому ночлежнику. В каж­дом он видит человека, открывает их светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее. Лука пытается бескорыстно помочь каждому, заронить веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Всё это производит переворот в жизни ночлежников. Образ Луки долгое время оценивался литературоведами как однозначно отрицательный. Он обвинялся в рав­нодушии к людям, которых обманывал, и в том, что проповедует жа­лость и милосердие вместо призыва к борьбе за радикальные изменения в жизни. До сих пор этот персонаж вызывает ожесточённые споры.

Роль Луки в судьбе ночлежников

Он выполняет роль утешителя, старается дать погибающим людям хоть какую-то надежду, хоть какое-то облегчение. Каждый из обитателей ночлежки ищет опору в уходе от жестокой реальности, и Лука даёт им эту опору:

- Анне обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнёт от земных страданий (и она умирает с верой);

- Пеплу с Наташей советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Один раз он уже предотвратил убийство Пеплом Костылёва и понимает, что добром это не кончится, потому и советует им уехать поскорее. (И Пепел действительно попадает в Сибирь, но не как воль­ный поселенец, а на каторгу за убийство Костылёва.);

- Актёру сообщает о лечебницах, где лечат алкоголиков. Он уговаривает его воздержаться от пьянства. (Актёр повесился, сознавая невозмож­ность взять себя в руки.);

- Настю уводит из её грязного прошлого и настоящего в мир «чистой любви». (Свои мечты она заимствует из книги «Роковая любовь».) Лука - не просто утешитель. Одним из идейных центров пьесы стано­вится его рассказ о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль этого рассказа в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: «Человек может добру научить.. Пока верил человек - жил, а потерял веру - удавился». Последнее событие пьесы - смерть Актёра - подтверждает эти слова Луки.


ТРИ ФИЛОСОФИИ - ТРИ ОТВЕТА НА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ПЬЕСЫ

Философия Луки

Лука верит в человека, в любого. Для него все хороши, и «чёрненькие, и беленькие». Лука - носитель философии веры. Суть его философии в том, что вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий. Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь - то и есть».

Философия Сатина

Принято считать, что главный оппонент Луки в споре о правде - Сатин. Он действительно произносит слова: «Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека». Но именно Сатин заступа­ется за Луку, запрещает говорить про старика плохо и произносит свой знаменитый монолог о человеке, воплощая в жизнь идеи Луки. Сатин говорит, что Лука подействовал на него, «как кислота на старую и грязную монету». Сатин верит не в человека, слабого и маленького, а в человечество. Вместо «любви к ближнему» он предлагает «любовь к даль­нему», к абстрактному человеку, человеку мечты. В этом проявляются ницшеанские взгляды, которые в то время разделял Горький.

Философия автора

Автор решительно спорит с Лукой, доказывая, что жить в плену иллю­зий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное - что чело­век может примириться со своей беспросветной жизнью, согласиться терпеть. Такого примирения, по мнению Горького, допускать нельзя. Спор писателя с Лукой - это во многом спор его с самим собой. Неда­ром современники вспоминали, что по своим человеческим качествам Горький был во многом близок к этому утешителю. Композиция пьесы разоблачает философию Луки: острые драматические события опровер­гают утешительную роль Луки, а сам Лука задолго до финала тихонько исчезает.

Получается, что однозначного ответа на философские вопросы пьесы
нет.

Дидактический материал

Вопросы и задания


  1. Чем объединены одинокие обитатели ночлежки, «бывшие люди»? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противостояние социального плана?

  2. В чем традиционность, восходящая к А. Н. Островскому, конфликта в любовном треугольнике Василиса - Васька Пепел - Наталья и в чем чеховская новизна множества драм в разных «ячейках» подвала-пещеры?

  3. Кто из обитателей ночлежки мечтатель, фантазер, склонный верить утешениям Луки, а кто скептик, «бесчувственный» правдолюбец?

  4. Что такое монолог, диалог и полилог? Какова их роль в пьесе? Каким образом полилог, многоголосие, восполняет провалы в общении персонажей?

  5. Почему в пьесе звучат две противоположные по смыслу темы: с одной стороны, песня «Солнце всходит и заходит», а с другой - стихи Беранже о подвиге безумца, который навеет человечеству сон золотой?

  6. Почему так привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле: «если веришь, то есть»?

  7. Можно ли сказать, что Лука активно противостоит былым романтическим героям Горького, тем, которые смело могли сказать о себе «мы с солнцем в крови рождены»?

  8. Почему так трудно было актерам МХАТа и постановщику «На дне» К. С. Станиславскому снизить величие доброты и сострадания Луки?

  9. Лука и Сатин: антиподы или родственные души? Почему Сатин неожиданно защищает Луку («Старик - не шарлатан!») на суде обитателей ночлежки после ухода старика?

  10. Как раскрывается скрытый смысл имени Лука («светлый») в отношениях странника к Ваське Пеплу и Наталье, Актеру и Анне, Бубнову и Сатину? Каковы особенности психологизма Горького, воплощенного в сказочках, притчах, назидательных притчах, в фигурной речи Луки?

  11. Являются ли монологи Сатина о человеке, о правде - боге свободного человека переходным звеном от былых романтических верований Горького (образы Данко и Сокола) к будущему поклонению разуму, научному знанию?

  12. Сказывается ли в поведении героев пьесы этимология имен: Лука («светлый»), Настя («воскресшая»), Василиса («царственная»), Константин («постоянный») и др.?

  13. Почему серии афористических высказываний, рифмующихся реплик как важнейшей особенности стилистики «На дне» были неизбежны? Чем нов афористический стиль в спорах о Правде и Человеке на рубеже XX века?

Контрольно-измерительные материалы


Тестовые задания

1 уровень усвоения материала - воспроизведение


Вариант1

1 Уроженцем какого города был М.Горький?

А) Москвы

Б) Петербурга

В) Нижнего Новгорода

Г) Саратова

2 Укажите годы жизни М.Горького:

А) 1868-1936

Б) 1870-1921

В) 1890-1940

Г) 1895-1925

3 Какое образование получил М.Горький?

А) учился в гимназии

Б) закончил Казанский университет

В) получил домашнее образование

Г) не получил никакого систематического образования

4 Укажите, какой новый тип героя ввёл М.Горький в своих произведениях:

А) романтический герой

Б) лишний человек

В) новые люди

Г) босяк

5 Какую пьесу М.Горького публика встречала восторженно, "как пьесу-буревестник, которая предвещала грядущие бури и к бурям звала"?

А) "Мещане"

Б) "Дачники"

В) "На дне"

Г) "Враги"

6 Какое крупное издательство возглавил в 1901 г. М.Горький?

А) "Знание"

Б) "Шиповник"

В) "Молодая гвардия"

Г) "Всемирная литература"

7 Определите жанр пьесы М.Горького "На дне":

А) бытовая драма

Б) социально-философская драма

В) трагедия

Г) мелодрама

8 Кто из персонажей пьесы "На дне" заявляет: "Я рабочий человек... И с малых лет работаю... Вылезу... Кожу сдеру, а вылезу"?

А) Сатин

Б) Барон

В) Клещ

Г) Пепел

9 Кто из героев пьесы "На дне" утверждал: "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!"?

А) Лука

Б) Сатин

В) Барон

Г) Клещ

10 Кто из героев пьесы "На дне" произносит фразу: "Всякая блоха не плоха, все - черненькие, все - прыгают"?

А) Барон

Б) Лука

В) Сатин

Г) Костылёв

11 Назовите героя пьесы, в уста которого вкладывает М.Горький авторскую точку зрения:

А) Лука

Б) Сатин

В) Барон

Г) Бубнов

12 Носителем какой идеологии является Лука в пьесе М.Горького "На дне"?

А) является носителем идеи крайнего индивидуализма

Б) является выразителем идеи покорности и смирения перед жизненными обстоятельствами

В) Лука выражает идею раболепия перед власть имущими

Г) Лука выражает идею сохранения чувства собственного достоинства и сопротивления жизненным обстоятельствам

Вариант 2

1. Горький родился:

а) в Симбирске;

б) в Таганроге;

в) в Нижнем Новгороде;

г) в Киеве;

2. Летом 1884 года Горький едет в Казань, надеясь поступить в университет. В жандармском донесении одно из мест работы Горького именовалось «местом подозрительных сборищ уча­щийся молодежи». Кем он работал в этом заведении?

а) на посылках в обувном магазине;

б) посудомойщик на пароходах «Добрый» и «Пермь»;

в) чертежник в чертежной мастерской;

г) рабочий булочной А.С. Деренкова.

3. Своим «литературным крестником» Горький считал

а) В.Г. Короленко;

б) А.П. Чехова;

в) Л.Н. Толстого;

г) В.В. Вересаева.

4. Общественная жизнь Горького в 10-е гг. была бурной. Он вынужден эмигрировать после того:

а) как пытаясь предотвратить кровопролитие, вместе с группой интеллигентов в ночь на 9 января 1905 года по­сетил премьер-министра Витте и требовал аудиенции у министра внутренних дел;

б) как вечером 9 января на его квартире скрывался Гапон;

в) как 11 января 1905 года был арестован и заключен в Пе­тропавловскую крепость как особо опасный политиче­ский преступник;

г) как принимает активное участие в подготовке декабрьского вооруженного восстания в Москве.

5. Отношение к революции было двойственное. Выразил свои сомнения, написав:

а) «Окаянные дни»;

б) «Несвоевременные мысли»;

в) «Дюжину ножей в спину революции»;

г) «Интеллигенция и революция».

6. В 1931 году Горький вернулся из эмиграции в Россию. По возвращении он занял положение первого советского официального писателя, председателя Союза писателей СССР. С его именем в русской литературе связано понятие:

а) соцреализм;

б) футуризм;

в) акмеизм;

г) экзистенциализм.

7. Первое произведение, которое напечатал А.М. Пешков, подписав его псевдонимом М. Горький

а) «Макар Чудра»;

б) «Челкаш»;

в) «Детство»;

г) «Старуха Изергиль».

8. В 90-е гг. Пешков выступает в качестве фельетониста в «Самарской газете» под псевдонимом:

а) Человек без селезенки;

в) В. Алов;

б) Иегудинл Хламида;

г) Бедный.

9. За месяц, проведенный в тюрьме Трубецкого бастиона, Горький написал пьесу:

а) «На дне»;

в) «Варвары»;

б) «Дети солнца»;

г) «Васса Железнова».

10. Найдите в списке романов Горького незаконченную эпопею:

а) «Фома Гордеев»;

б) «Жизнь Матвея Кожемякина»;

в) «Дело Артамоновых»;

г) «Жизнь Клима Самгина».

11. Какой из жанров внедрил в жизнь Горький?

а) фельетон;

в) драма;

б) эпопея;

г) литературный портрет.

12.С каким периодом творчества Горького связано произве­дение «Исповедь»?

а) Романтизма;

в) Богоискательства;

б) Увлечения ницшеанством;

г) «Босячества».

2 уровень усвоения материала - умения и навыки


Вариант 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания

Лука (задумчиво, Бубнову). Вот… ты говоришь - правда. Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь… Был примерно такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил…

Бубнов. Во что-о?

Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля… в той, дескать, земле - особые люди населяют… хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке - завсяко-просто - помогают… и всё у них складно-хорошо! И вот человек всё собирался идти… праведную землю эту искать. Был он бедный, жил - плохо… и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, - духа он не терял, а всё, бывало, усмехался только да высказывал: "Ничего! потерплю! Ещё несколько - пожду… а потом - брошу всю эту жизнь и - уйду в праведную землю…" Одна у него радость была - земля эта…

Пепел. Ну? Пошёл?

Бубнов. Куда? Хо-хо!

Лука. И вот в это место - в Сибири дело-то было - прислали ссыльного, учёного… с книгами, с планами он учёный-то, и со всякими штуками… Человек и говорит учёному: "Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?" Сейчас это учёный книг раскрыл, планы разложил… глядел-глядел - нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной - нет!..

Пепел. Ну? Нету?

(Бубнов хохочет.)

Наташа. Погоди ты… ну, дедушка?

Лука. Человек - не верит… Должна, говорит, быть… ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои - ни к чему, если праведной земли нет… Учёный - в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился - как так? Жил-жил, терпел-терпел и всё верил - есть! а по планам выходит - нету! Грабёж!.. И говорит он учёному: "Ах ты… сволочь эдакой! Подлец ты, а не учёный…" Да в ухо ему - раз! Да ещё!.. (Помолчав.) А после того пошёл домой и - удавился!..

(Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.)

Пепел (негромко). Ч-чорт те возьми… история - невесёлая…

Наташа. Не стерпел обмана…

Бубнов (угрюмо). Всё - сказки…

Пепел. Н-да… вот те и праведная земля… не оказалось, значит…

Наташа. Жалко… человека-то…

Бубнов. Всё - выдумки… тоже! Хо-хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!

(Исчезает из окна.)

Ответ необходимо дать в виде слова или словосочетания

В1 К какому роду литературы относится пьеса «На дне»?______________________

В2 О чём спорят герои пьесы «На дне»? (Ответ дайте в именительном падеже.)______________________________________________________________________

В3 Реплики Луки, рассказывающего о праведной земле, большие по объёму. Как называются такие развёрнутые высказывания одного персонажа в литературном произведении? ________________________________________________________________

В4 В структуре фрагмента есть авторские пояснения к тексту пьесы и репликам героев, стоящие в скобках. Каким термином их обозначают?__________________________

В5 В эпизоде можно увидеть, как по-разному реагируют герои на рассказ Луки о праведной земле, что подчёркивает разницу в их взглядах и жизненных принципах. Как в драматическом произведении называют острое столкновение характеров и обстоятельств, положенное в основу сценического действия? ______________________________________

В6 Праведная земля - это условный, иносказательный образ пьесы, имеющий множество значений и обладающий значительной смысловой ёмкостью. Как называется такой образ в литературоведении?________________________________________________

В7 К какому жанру можно отнести рассказ о праведной земле, если для него характерно иносказание, поучительный смысл, значимость заключённой в нём идеи, небольшой объём?_____________________________________________________________

Выполните задания в виде связного ответа на вопрос в объёме 5-10 предложений

С1 Какие черты романтизма и реализма есть в рассказе о праведной земле и пьесе «На дне» в целом?

С2 Какие идейные и композиционные переклички с русской литературой XIX века можно найти в рассказе Луки о праведной земле?



Вариант 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 -В7: С1 -С2.

Анна. Дедушка! Говори со мной, милый... Тошно мне...

Лука. Это ничего! Это - перед смертью... голубка. Ничего, милая! Ты -надейся... Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно... ничего больше не надо будет, и бояться - нечего! Тишина, спо-кой... лежи себе! Смерть - она все успокаивает... она для нас ласковая... Помрешь - отдохнешь, говорится, верно это, милая! Потому - где здесь отдохнуть человеку?

Пепел входит. Он немного выпивши, растрепанный, мрачный. Садится у двери на нарах и сидит молча, неподвижно.

Анна. А как там - тоже мука?

Лука. Ничего не будет! Ничего! Ты - верь! Спокой и - больше ни­чего! Призовут тебя к господу и скажут: господи, погляди-ка, вот пришла раба твоя, Анна...

Медведев (строго). А ты почему знаешь, что там скажут? Эй, ты...

Пепел при звуке голоса Медведева прислушивается.

Лука. Стало быть, знаю, господин ундер...

Медведев (примирительно). М...да! Ну...твое дело...Хоша... я еще не совсем., .ундер...

Бубнов. Двух беру...

Медведев. Ах ты... чтоб тебе!..

Лука. А господь - взглянет на тебя кротко-ласково и скажет: знаю я Анну эту! Ну, скажет, отведите ее, Анну, в рай! Пусть успоко­ится... Знаю я, жила она - очень трудно... очень устала...Дайте покой ан не...

Анна (задыхаясь). Дедушка... милый ты... кабы так! Кабы... покой бы... не чувствовать бы ничего.,.

Лука. Не будешь! Ничего не будет! Ты - верь! Ты - с радостью по­мирай, без тревоги... Смерть, я те говорю, она нам - как мать малым детям...

Анна. А... может... может, выздоровлю я?

Лука (усмехаясь). На что? На муку опять?

Анна. Ну... еще немножко... пожить бы... немножко! Коли там муки не будет... здесь можно потерпеть... можно!

Лука. Ничего там не будет!.. Просто...

Пепел (вставая). Верно... а может, и - не верно!

Анна (пугливо). Господи...

Лука. А, красавец...

Медведев. Кто орет?

Пепел (подходя к нему). Я! А что?

Медведев. Зря орешь, вот что! Человек должен вести себя смирно...

Пепел. Э... дубина!.. А еще - дядя... х-хо!

Лука (Пеплу, негромко). Слышь, - не кричи! Тут - женщина по­мирает... уж губы у нее землей обметало... не мешай!

Пепел. Тебе, дед, изволь, - уважу! Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо... сказки говоришь приятно! Ври, ничего... мало, брат, при­ятного на свете!

Ответы на задания В1-В7 дайте в виде слов или сочетания слов.

В1. Каково авторское жанровое определение пьесы?

В2. Кто из персонажей пьесы является мужем Анны?

В3. Назовите первую строчку песни, которую по ходу пьесы неод­нократно поют ночлежники.

в4. «Спокой», «хоша», «ундер» (в значении «унтер-офицер»)... Как называются эти и подобные им слова и выражения, встречающи­еся в репликах действующих лиц?

В5. Каким термином обозначаются краткие авторские замечания в драматическом произведении (например, «Пеплу, негромко»)?

В6. «Ну... еще немножко... пожить бы... немножко» - в этом высказывании Анны трижды использовано многоточие. Как называ­ется драматургический прием временной остановки речи, значимого молчания, о котором сигнализирует этот знак препинания?

В7. По ходу сюжетного движения пьесы трое из персонажей (при разных обстоятельствах) уйдут из жизни. Назовите последнего из этих персонажей.

Ответы на задания С1-С2 дайте в виде связного текста в объеме 5-10 предложений.

С1. Разговор Анны с Лукой перемежается в приведенном фраг­менте репликами играющих в карты и перебранкой Медведева с Пеп­лом. О каких свойствах драматургического действия в пьесе Горького свидетельствуют эти факты?

С2. В каких произведениях русской литературы воспроизведены ситуации разговора с умирающим и в чем сходства и различия таких эпизодов с приведенной выше сценой?

Дайте полный, развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необхо­димые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по воз­можности раскрывая собственное видение проблемы.

С5. Почему, на ваш взгляд, три из четырех женщин-ночлежниц готовы поверить утверждениям Луки - в то время как большая часть мужчин-ночлежников поначалу не доверяют его проповеди?



3 уровень усвоения материала - творчество

Темы сочинения

  1. Лука и Сатин

  1. "Дно жизни" - трагический образ пьесы А. М. Горького "На дне"

  1. Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне"

  1. Пьеса "На дне" как философская драма.

  1. «Есть - люди, а есть - иные - и человеки...» (По пьесе М.Горького «На дне».).

  1. " Дно жизни " - трагический образ пьесы А . М . Горького " На дне "

  1. " Не всегда правдой душу вылечишь... " (по пьесе М . Горького " На дне ")

  1. " Правда святая " иль " сон золотой " ? (по пьесе Горького " На дне ")

  1. " Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования " Ф . М . Достоевский

  1. "Лука и Сатин в драме Горького "На дне"

  1. "Люди дна" - характеры и судьбы М. Горький "На дне".

  1. "Только ли соц.условия виноваты в проблемах героев Горького ("На дне")

  1. "Что лучше - истина или сострадание?" (По пьесе М. Горького "На дне")

  1. Cпор ночлежников о правде («На дне», Горький).

  1. А . М . Горький : " Правда - бог свободного человека "

  1. Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»


© 2010-2022