Урок русского языка в 5-м классе по теме Буквы з и с на конце приставок

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Буквы з и с на конце приставок"

Цели:

  • закрепление умений и навыков нахождения в слове приставки и ее правильного правописания; знакомство с особенностями фонетических написаний;

  • развитие речи, памяти, мышления учащихся,

  • воспитание культуры речи и развитие самостоятельности мышления.

Оборудование:

  • наглядность,

  • дидактический раздаточный материал,

  • сигнальные карточки с буквами "з" и "с".

Ход урока

I. Организационный момент.

-Ребята, что нового узнали вы на прошедшем уроке? (Дети вспоминают , что приствки в-, об-, над-, под-, пред-, от- пишутся во всех словах одинаково, приводят свои примеры).

II. Повторение изученного материала:

1.Проверка домашнего задания (упр.93).

2. Лингвистическая разминка «Словесный аукцион»

-- Сейчас мы проведем аукцион. Победителем в нашем аукционе станет тот, кто назовет слово последним. Возьмем слово «бежать» и образуем с помощью приставки новое слово.

III. Объяснение нового материала: "Правописание приставок на з- (с-)".

  1. Самостоятельный анализ слов, записанных на доске.

А сейчас внимание: перед вами (на доске) слова, в котором пропущена буква.

и_давала

З

и_писала

ра_грузила

или

ра_пустила

во_двигала

С

во_пела

- Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь ответить на вопрос: "Когда в приставках на з- и с- пишется з, а когда с"?

- Слушайте, слушайте да внимайте,
Да на ус мотайте:
Двери открываются,
Сказка начинается!
Будет сказка занимательна,
Слушайте, дети, ее внимательно!
Кто уши хорошо раскроет,
Тот правильно все усвоит,
А кто невзначай уснет,
Тот ничего не поймет.

Давным-давно в одном сказочном королевстве жила-была королева. И были у нее прекрасные дочери: РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ. Были они звонкие и дружили только со звонкими: Б, В, Г, Д, Ж, Л, М, Н, Р и, конечно, с З. Но принцессы были очень любопытны: им хотелось узнать, как живут в соседнем королевстве. И вот однажды ранним утром, когда все еще спали, они потихоньку выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Долго шли они, перевалили три горы, переплыли три реки, съели три хлеба. Вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сестры очень обрадовались. В этом городе жили глухие согласные: П, Ф, К, Т, Ш, Х, Ц, Ч, Щ во главе с королевой. Когда принцессы Звонкие постучали в ворота, их спросили:

- Что вам угодно?

- Мы пришли посмотреть, как вы живете, - ответили сестры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ.

- Милости просим. Но дело в том, что в нашем городе живут только глухие согласные, и войти к нам вы можете только при одном условии ...

- Ребята, как вы думаете: что это за условие? (Они должны поменять свою звонкую согласную З на С.).

- Как вы думаете, что было дальше? (Ребята высказывают свое мнение.) Конечно, когда сестры Звонкие поменяли З на С, их впустили в город. Жителям этого королевства понравились принцессы РАС, БЕС, ВОС, НИС, ВС, ИС, и они подружились с ними.

С тех пор существуют в русском языке очень похожие между собой приставки, которые отличаются лишь одной буквой.

- Итак, ребята, попробуйте сделать вывод, когда же эти приставки пишется с буквой З, а когда - С? ( В приставках на з-(с-) перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими - с).

- Знакомство с материалом параграфа 11 на с.43.

- Вернемся теперь к словам (см. выше) и попробуем правильно вставить пропущенную букву з или с.

IV. Закрепление нового материала:

1. Работа с учебником: выполнение упражнения №98 (выпишите слова с изученной орфограммой и обозначьте ее). Проверка.

2. Игра «Найди пару» (по упр.99).

- Проверка.

3. Работа с сигнальными карточками: З/С.

- А теперь, ребята, вставьте пропущенные буквы в данных словах (на доске):

Бе_толковый, бе_лунный, ра_гореться, ра_сказать, и_следовать, ра_будить, и_колесить, и_жарить, и_жога, ра_писаться, ра_делить, бе_крайний, ра_валиться, и_править.

4. Словарная работа (текст стихотворения записан на доске, словарные слова подчеркнуты).

Обрати внимание

На «ЗДЕСЬ», «ЗДОРОВЬЕ», «ЗДАНИЕ».

«З» нельзя в них отделить,

Чтобы смысл не повредить.

VI. Обобщение по теме урока:

1. Подберите к следующим словам антонимы и запишите их:

Ра_гибать -

Ра_двигать -

Ра_бежаться -

- Выделите в словах приставки, объясните их правописание. Составьте с одним из слов предложение, выделите грамматическую основу. (При проверке данной работы еще раз обратить внимание учащихся: не путать приставки на з- и с- приставку с-!)

- Сделайте вывод о правописании гласных и согласных в приставках, в том числе на з- и с-.

VII.Рефлексия

Игра «ДА - нет»

Правописание приставок на з/с зависит от конечных согласных корня?

В русском языке есть приставка з-?

Домашнее задание: Параграф 12, упражнение 102.


© 2010-2022