Традиции и инновации современного урока

    Урок…. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.       Ключ школы к инновациям – это избыточность знаний и универсальных действий.            Использование готовых ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ягавкина Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ с. Старая Кармала

Традиции и инновации современного урока

«Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

К.Д.Ушинский

Урок…. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Одним из серьёзнейших противоречий современной образовательной системы является противоречие между потребностью общества в новых подходах к организации учебно-воспитательного процесса и целесообразностью сохранения традиционных форм обучения и воспитания. Для разрешения данной проблемы, на мой взгляд, необходимо сочетание традиционных форм уроков и инновационных форм, к которым относятся: нетрадиционные формы уроков, интерактивные формы учебных занятий, использование новых информационных технологий, социальное проектирование, и т. д. При таком обучении традиции выступают как механизм передачи аккумулированного социального опыта, обеспечивают определённую устойчивость («базу»), а инновации как механизм формирования новых моделей поведения. В современных условиях при сочетании данных форм образовательный процесс будет наиболее эффективным, так как при традиционных уроках будут формироваться знания, умения, навыки, информирование учащихся, а при нетрадиционных - развитие личности школьников, их творческий потенциал и мотивационно-ценностные установки.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Цели образования определяются как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития ребенка. Содержание обучения направлено на получение смысловых знаний. Эта идея

заложена в стандартах нового поколения. И с этой точки зрения новые стандарты нестандартны и потому инновационны.

Ключ школы к инновациям - это избыточность знаний и универсальных действий. Инвариантная (базовая) часть содержания образования остается традиционно незыблемой. А вариативная часть содержания образования позволяет учителю экспериментировать, развивать эмоциональный интеллект ребенка, открывать новое, интересное, Активность - одна из характеристик творческой личности, способной к преобразованию себя и окружающей среды, но она должна иметь глубоко осознанные, мотивированные, личностно значимые основания.

Использование готовых электронных продуктов мультимедийных презентаций, ресурсов сети Интернет и УЛО, даёт возможность создать комфортную обстановку для учащихся и учителя.

"Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!"

Крейг Барретт

  1. Умение работать с электронной почтой, пользоваться поисковиками, общение на форумах, чатах. Демонстрация из Интернета, проигрывание мультимедийных файлов, видеофрагментов, видео-лекций.

  2. Работа в многочисленных сетевых проектах - исследовательских, поисковых, др. Обычно такие проекты инициируются в рамках проектной формы работы. umniki21.ru/russkij-yazyk.php. Интернет-кружки, Интернет-конкурсы, олимпиады metaschool.ru/internet-kruzhok.php , infourok.ru/

  3. Дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс реализуются сегодня на базе Центра дистанционного образования «Эйдос». eidos.ru/journal/2007/0705-1.htm

  4. Репетиторы онлайн по русскому языку. tutoronline.ru/repetitory/russkij_yazyk?

  5. Онлайн тесты в Online Test Pad onlinetestpad.com/ru-ru/OnlineTests/ Экзамен РУ examen.ru/add/tests/Russian СамСдам samsdam.net/ruslang/ MyTestXPro - продолжение развития всем известной программы MyTest X. mytest.klyaksa.net/wiki/MyTestXPro.

  6. Справочно-информационный портал «Русский язык» gramota.ru.

Словесник - slovesnik-oka.narod.ru

Все перечисленные выше инновационные педагогические технологии направлены на организацию активного общения как учителя с учениками, так и учащихся друг с другом на принципах сотрудничества и сотворчества. «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Сократ.

Литература

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.; 1998.

  2. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. - 2002, 2003

  3. pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section

© 2010-2022