Рабочая программа 5-9 кл. речь и культура общения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа

«Русскопотамская средняя общеобразовательная школа»



Согласовано Согласовано Утверждаю.

Руководитель МО: Зам. директора по УВР: Директор школы:

_________/Жданова С. В./ ___________/Никифоров С. Н./

Рабочая программа

для 5-9 классов





Наименование предмета: речь и культура общения.

Класс (специфика): общеобразовательный.

ФИО учителя: Волкова Ольга Александровна.

Общее количество часов на предмет по учебному плану: 170.

Класс

5

6

7

8

9

Количество часов в год

34

34

34

34

34

Обучающе-развивающих

30

30

30

30

28

Контрольных

4

4

4

4

6

Рабочая программа учителя составлена на основании учебной программы по предмету «Речь и культура общения» для 5-9 классов, созданной авторами-составителями Д.И.Архаровой, Т.А.Долининой, А.П.Чудиновым.









2015 г.

Аннотация к рабочей программе по РиКО для 5-9 класса Курс «Речь и культура общения» на ступени основного общего образования носит надпредметный характер, так как обучает речевой деятельности, умения и навыки которой необходимы как в любой ситуации непосредственного общения с использованием устной речи, так и в любой ситуации опосредованного общения «человек - письменный монологический текст - человек». Приобретаемые и развиваемые коммуникативные умения / навыки при их практическом использовании помогают ориентироваться в конкретной ситуации речевого общения, применять уместные вербальные и невербальные средства этого общения, что позволяет устранить коммуникативные помехи, избегать коммуникативных неудач и приблизиться к коммуникативно (социально) успешному общению. В курсе РиКО большое внимание уделяется основам работы с письменным текстом - приобретению и развитию умений / навыков, необходимых при создании информационно-логических основ этого текста, выборе и реализации композиционного решения текста и в процессе речевого оформления выразительного по форме авторского текста. Работая над созданием собственного текста, школьники учатся делать текст убедительным и воздействующим на мысли, чувства адресата и уместным в ситуации и сфере общения. Работая с предложенным текстом в позиции адресата, школьники учатся не только воспринимать и понимать его содержание, но и целостно интерпретировать его, что необходимо а) для создания текста-отклика (рецензия, отзыв), б) для работы с текстовой информацией (написания плана, тезисов, конспекта). Обучаясь речевым действиям и осваивая способы их выполнения на уровне навыка / умения, ученик имеет возможность эффективно использовать их не только в учебных ситуациях общения. Умения общаться и работать с текстом на основе владения русским (родным) языком обеспечивают возможность добиваться успеха в процессе речевой коммуникации, а это во многом определяет достижения человека практически во всех областях жизни, способствует социальной адаптации ученика в условиях современного мира

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО КУРСУ «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

Рабочая программа по курсу « Речь и культура общения» составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 года ;

2. Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный

компонент) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089);

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в

общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции

Российской Федерации 3 марта 2011 года, регистрационный №19993);

4. Устав Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Ачитского городского округа «Русскопотамская средняя общеобразовательная школа»;

5. Образовательная программа МКОУ АГО «Русскопотамская СОШ»;

6. Учебный план МКОУ АГО «Русскопотамская СОШ»;

7.Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области (утверждён постановлением Правительства Свердловской области от 25.05.2004 г. № 386-ПП) ;

8. Перечень учебных изданий, рекомендованных (допущенных) к использованию в

образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих

образовательные программы общего образования и имеющих государственную

аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (приказ Министерства образования и науки

Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 с изменениями)

Предмет «Речь и культура общения» изучается в 5-9 классах. Данная рабочая программа разработана на основании программы кандидата филологических наук, доцента, заведующего кафедрой языков и коммуникативной культуры ИРРО Д.И.Архаровой и доцента кафедры Т.А.Долининой.

Общая характеристика учебного предмета.

Включение подобного учебного предмета в учебный план обусловлено необходимостью совершенствовать коммуникативные навыки учащихся.

За основу для изучения материала в 5 -9 классах взят риторический канон (изобретение, расположение, оформление, исполнение), активно используется работа над топами «свойства», «целое-части», «сопоставление» и др.) Программа5 класса - это своего рода расширенное введение в изучение предмета; здесь создаётся основа для дальнейшей последовательной работы над типами речи. В 6 классе школьники изучают описание как тип речи, в 7 - повествование, в 8 - рассуждение, в 9 - смешанные типы речи.

Курс «Речь и культура общения» основного общего образования носит надпредметный характер, так как обучает речевой деятельности, умения и навыки которой необходимы как в любой ситуации непосредственного общения с использованием устной речи, так и в любой ситуации опосредованного общения «человек - письменный монологический текст - человек».

Приобретаемые и развиваемые коммуникативные умения / навыки при их практическом использовании помогают ориентироваться в конкретной ситуации речевого общения, применять уместные вербальные и невербальные средства этого общения, что позволяет устранить коммуникативные помехи, избегать коммуникативных неудач и приблизиться к коммуникативно (социально) успешному общению.

Цели.

Курс «Речь и культура общения» направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к эффективному речевому взаимодействию:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку, речи и тексту как явлениям культуры, средствам общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих коммуникативный успех в разных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию;

- освоение знаний о коммуникативно-направленной речевой деятельности в различных сферах и ситуациях общения и о технологиях использования речевых действий;

- формирование и развитие умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, опирающихся на технологии и алгоритмы необходимых действий.

Приоритетные задачи курса «Речь и культура общения» основного общего образования:

1) продолжить работу по снятию психологической и речевой зажатости;

2) выстроить риторическую деятельность по созданию авторского и адресно ориентированного ситуативно уместного текста в соответствии с риторическим каноном (изобретение содержания, расположение и оформление материала, исполнение текста), эту работу сосредоточить на повествовательных и описательно-повествовательных текстах;

3) работать с основными способами развития мысли: индукцией, дедукцией, анализом, синтезом, аналогией, противопоставлением;

4) осваивать основные способы выражения мысли - смысловые модели (топы) как элемент чисто риторических технологий по созданию и восприятию ситуативно уместного повествовательного текста;

5) осваивать основные способы расположения и оформления повествовательного текста с точки зрения автора и его адресата;

6) учиться риторически грамотному исполнению повествовательного текста;

7) осваивать анализ риторических параметров повествовательного и описательно-повествовательного чужого текста, опираться на этот анализ при написании изложения по этому тексту;

8) Осваивать смысловые модели (топы) как элемент чисто риторических технологий по созданию и восприятию ситуативно уместного текста-рассуждения;

9) Осваивать основные способы расположения и оформления текста-рассуждения с точки зрения автора и его адресата;

10) Учиться риторически грамотному исполнению текста-рассуждения;

Осваивать анализ риторических параметров текста-рассуждения

В курсе РиКО большое внимание уделяется основам работы с письменным текстом - приобретению и развитию умений / навыков, необходимых при создании информационно-логических основ этого текста, выборе и реализации композиционного решения текста и в процессе речевого оформления выразительного по форме авторского текста.

Работая над созданием собственного текста, обучающиеся учатся делать текст убедительным и воздействующим на мысли, чувства адресата и уместным в ситуации и сфере общения.

Работая с предложенным текстом в позиции адресата, обучающиеся учатся не только воспринимать и понимать его содержание, но и целостно интерпретировать его, что необходимо а) для создания текста-отклика (рецензия, отзыв), б) для работы с текстовой информацией (написания плана, тезисов, конспекта).

Обучаясь речевым действиям и осваивая способы их выполнения на уровне навыка / умения, обучающийся имеет возможность эффективно использовать их не только в учебных ситуациях общения.

В системе школьного образования учебный предмет «Речь и культура общения» занимает особое место: коммуникативно направленная речевая деятельность, основам которой обучает этот курс, является не только объектом, но и средством обучения. Нравственные ценности личности, востребованные в различных жизненно важных ситуациях общения, формируются в процессе обучения этому общению и этой речевой деятельности.

Содержание данного курса отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V - IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая и культуроведческая компетенции.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности обучающегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Таким образом, обучение риторике в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней школы, в средних специальных учебных заведениях.

Нацеленность образования на развитие личности обучающегося, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей определяет место средств обучения в системе преподавания РиКО.

С помощью мультимедийных средств, аудио- и видеоматериалов предполагается развитие речемыслительных способностей учащихся, формирование системы языковых и речевых навыков и умений, отработка общеучебных умений.

Главными целями использования материально-технических средств обучения становятся поддержка перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиление аналитического компонента учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источниками.

В то же время предполагаются и традиционные средства обучения, апробированные многолетней школьной практикой.

Курс «Речь и культура общения» для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности, объединяющей в своём содержании познавательно-рефлексивный и информационно-коммуникативный виды деятельности.

В процессе изучения РиКО используются следующие виды уроков: урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации изученного, урок с разнообразными видами заданий (комбинированный), урок-практикум, урок творчества, урок-игра, урок-презентация работ.

Риторика - это прикладная наука, поэтому она тесно связана с каждым предметом. Умения общаться и работать с текстом на основе владения русским (родным) языком обеспечивают возможность добиваться успеха в процессе речевой коммуникации, а это во многом определяет достижения человека практически во всех областях жизни, способствует социальной адаптации ученика в условиях современного мира. Речевая деятельность на русском языке становится средством познания и обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, текст на русском языке становится неразрывно связанным со всеми школьными предметами, а умения говорить, слушать, писать и читать (умения речевой деятельности) влияют на качество усвоения всех других школьных предметов.


  • Задачи Миссии МКОУ АГО «Русскопотамская СОШ» ( духовно-нравственное воспитание и развитие Гражданина России как средство формирования социально компетентной личности обучающихся):

  • -воспитывать духовные ценности и нравственные ориентиры, патриотические качества личности, основанные на принципах гражданской ответственности, диалоге культур и толерантного поведения, обеспечить формирование здорового образа жизни выпускника школы;

  • -внедрять инновационные образовательные технологии и принципы организации учебно-воспитательного процесса, совершенствовать мониторинг качества образования;

  • -сотрудничать и взаимодействовать с семьями обучающихся и другими объектами социализации, опираясь на национальные традиции, развивать взаимовыгодные отношения с учреждениями дополнительного образования.

На занятиях РиКО существуют большие возможности для нравственного, эстетического и патриотического воспитания учащихся.

При обучении риторике и культуре общения активно используются следующие методы преподавания словесности.

1. Слово учителя (лекция). Очень интересны нетрадиционные формы сообщения нового материала - лекция вдвоем, пресс-конференция, назначение содокладчиков по одной теме и т.п.

2. Беседа. Особенно активно используется как форма анализа риторических ситуаций, при рассмотрении правил речевого этикета. Диалогичность - это один из важных признаков рассматриваемой системы обучения, в которой активно используются не только беседы, но и диспуты, ответы на вопросы учащихся, игры, иные формы диалога.

3. Риторический практикум (разыгрывание коммуникативной ситуации). Упражнения, связанные с разыгрыванием коммуникативных ситуаций, очень разнообразны: это может быть диалог или монолог, школьник может выполнять роль говорящего или слушающего, находиться в этикетной роли старшего или младшего, создавать повествовательный, описательный или иной текст. Приоритетными являются командно-групповые формы работы.

4. Риторический анализ текста.

5. Письменные работы. В письменной форме готовится план выступления, его тезисы, наиболее значимые фрагменты и т.п.; очень полезны подробные записи при риторическом анализе образцового текста, при рассмотрении риторических фигур и тропов, при характеристике правильности и выразительности речи.

Практическая риторика учит созданию действенного текста, предназначенного для определенного адресата, взаимодействующего с автором текста в конкретной ситуации общения, выстраиванию риторических структур в устном и письменном текстах и риторическому анализу этих текстов.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с Федеральным компонентом базисного учебного плана на изучение курса «Речь и культура общения» отводится 170 часов (5 кл-34 часа, 6 класс -34 часа, 7класс -34часа,8 класс - 34 часа, 9 класс - 34 часа).

Общие учебные умения, навыки, способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации его надпредметной функции. В процессе обучения получают возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, это предполагает развитие речемыслительных способностей в рамках познавательно-рефлексивной и информационно-коммуникативной деятельности. При изучении курса «Речь и культура общения» на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстовой информацией);

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ (ПРАКТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА)»

1. Общение и речь.

Ситуация общения. Цели общения. Коммуникативная (речевая) задача. Виды общения. Общение вербальное и невербальное. Практическое использование жестов, мимики, поз, свойств голоса: устойчивости, полётности. Общение официальное и неофициальное. Общение контактное и дистантное. Коммуникативная помеха. Коммуникативный успех. Коммуникативные неудачи. Причины коммуникативных ошибок.

2. Виды речевой деятельности.

Речь устная и письменная. Использование устной и письменной речи в соответствии с ситуацией общения. Диалог и монолог. Речь внутренняя и внешняя. Участие в диалоге. Выступление с монологической речью.

Виды речевой деятельности при работе с информацией. Говорение, слушание, письмо, чтение. Овладение способами предъявления, восприятия и понимания информации в устном диалоге. Практическое владение способами предъявления, восприятия и понимания информации при работе с устным и письменным монологом.

Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения. Владение приёмами чтения ознакомительного, медленного, чтения с пометками. Освоение приёмов осмысления учебного текста.

Слушание как вид речевой деятельности. Установка на восприятие. Владение способами и приёмами слушания (нерефлексивного, рефлексивного).

Вопросы и ответы на вопросы. Развёрнутый ответ.

Говорение и письмо как виды речевой деятельности.

3. Основы работы с текстом.

Текст и ситуация общения. Тема текста. Тематическое единство текста. Основная мысль текста. Сохранение основной мысли. Микротема. Нахождение микротем в тексте. Анализ средств связи: лексических, морфологических. Приёмы строения текста и развития основной мысли. Предъявление авторской позиции в тексте. Достижение адресности текста. Заголовок. План текста. Этапы создания текста: изобретение, расположение, выражение.

Текст как источник и средство передачи информации. Информационные структуры текста. Владение приёмами восприятия, понимания и интерпретации текста в целях извлечения информации из текста. Способы подачи информации в зависимости от предлагаемой ситуации и сферы общения. Модели разворачивания информации в тексте. Понятие о коммуникативной успешности воздействующего текста.

Творческое конструирование, создание монологического текста. Выстраивание логических, композиционных и выразительных структур текста. Анализ текста в информационно-смысловом аспекте. Работа с текстом на основе его интерпретации.

Понятие первичного и вторичного текста. Основные виды переработки текстовой информации. Сокращение текста. План. Виды анализа. Интерпретация авторского текста на основе его анализа и создание собственных аналитических (вторичных) текстов.

Восприятие и понимание текста. Логические основы восприятия и понимания текста.

Способы отбора информации на основе знания специфики её источников, оснований доверия и возможностей практического использования. Основные навыки пользования Интернетом как источником информации.

4. Коммуникативные цели и типы речи.

Общая характеристика описательного текста. Смысловые модели описательного текста (топы «определение», «целое-части», «свойства», «сопоставление»). Особенности использования смысловых моделей в тексте. Расположение материала в описании. Оформление описательного текста. Способы выражения авторской позиции. Общая характеристика повествовательного текста (топы «место», «время», «обстоятельства»). Особенности использования смысловых моделей в тексте. Расположение материала в повествовании. Оформление повествовательного текста. Роль риторических фигур. Способы выражения авторской позиции.

Общая характеристика текста-рассуждения. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Объяснение и доказательство. Смысловые модели текста-рассуждения (топы «причина - следствие», «пример - свидетельство»). Структура аргументации. Способы сохранения основной мысли. Расположение материала в убеждающей речи. Оформление текста-рассуждения. Способы выражения авторской позиции. Способы диалогизации речи.

Речевые средства выражения авторского эмоционального отношения к содержанию текста и авторской нравственной позиции (средства эмоциональной и рациональной оценки).

5. Стили речи.

Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили литературного языка (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Основные сферы общения. Функциональные задачи речи: передача информации, общение, воздействие на читателя (слушателя).

Освоение основных способов воздействия на читателя (слушателя): с помощью логических аргументов, ярких фактов, с помощью художественных образов.

Интонационные, лексические и синтаксические особенности текстов разных стилей.

Взаимосвязи таких характеристик текста как функциональный стиль (определяет соотношение эмоционального и рационального в тексте) и тип речи (определяет этапы и способы развития авторской мысли): описание, повествование, рассуждение в разных стилях (сферах общения). Различия в процессе создания. Различная степень воздействия описаний, повествований и рассуждений, предназначенных для разных сфер общения и имеющих различные стилистические характеристики.

6. Средства выразительности в тексте.

Выбор средств выразительности в зависимости от ситуации общения, авторских целей, принадлежности текста к типу речи, функциональному стилю и требований сферы общения.

Выразительные средства устной речи, их использование в собственной устной речи. Обоснование своего отношения к сленгу, просторечиям как стилистически сниженным средствам выразительности.

Фактологическая полнота и точность информации, наличие терминов, низкая степень эмоциональности как специфические черты научных и деловых текстов. Научно-популярный текст и средства его выразительности. Средства выразительности публицистических текстов: образная и экспрессивная лексика, стилистический контраст, использование риторических фигур и тропов.

Тропы и риторические фигуры в описаниях, повествованиях и рассуждениях, принадлежащих к различным функциональным стилям языка.

Осознанный выбор средств выразительности на этапе оформления текста.

7. Речевые жанры.

Понятие речевого жанра. Учёт взаимосвязей жанра, авторской цели, способов речевого воздействия, типа речи, логических структур текста, функционального стиля, сферы и ситуации общения.

Общее представление об основных жанрах разных стилей.

Жанры представления, комплимента, письма, дневниковых записей.

Устный рассказ на заданную тему. Непринуждённая беседа. Спор, дискуссия, полемика (особенности жанра).

Информационные газетные жанры: хроника, заметка, репортаж, портретный очерк, проблемная статья.

Деловые жанры. Заявление, протокол, отчёт о работе.

Научные жанры: устный ответ, создание сообщения/доклада, конспекта, рецензии, реферат, научно-исследовательский проект.

8. Языковые нормы в речи.

Нормы, обеспечивающие правильность в речи (орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, грамматические). Их использование в собственной речи и этически корректная оценка в речи собеседника.

Нормы, обеспечивающие коммуникативную целесообразность речи (точность словоупотребления, богатство и выразительность, ясность, стилистическая корректность). Их использование и самооценка в собственной речи (устной, письменной) и оценка в речи (устной, письменной) партнёра по общению. Осознанный выбор нормы.

Приёмы выбора коммуникативно-целесообразных языковых/речевых средств, обеспечивающих выразительность текста и соблюдение культурно-речевых норм в тексте: ясность, точность, выразительность, богатство речи.

9. Речевой этикет.

Нормативно ориентированный характер этикетных ситуаций общения: этикетная ситуация общения, этикетный жанр и этапы его развёртывания, этикетная формула, этикетная ошибка, этикетная роль, этикетный сигнал, правила речевого и неречевого этикета, выбор этикетной темы беседы.

Исторические и национальные особенности этикета.

Анализ этикетной ситуации как речевого события: учёт психологического состояния партнёра, места и времени общения, искренности намерений и целей собеседника и своих собственных, соотносимости речевых и этикетно-речевых средств реализации этих намерений и целей, возможности соблюдения собственно этикетных характеристик ситуации.

Требования к уровню подготовки обучающихся в 5 классе.

Умения, связанные с пониманием ситуации общения. После изучения курса школьники должны уметь:

  • Определять ситуативные цели говорящего и слушающего;

  • Отслеживать влияние каждого компонента ситуации общения на речь;

  • Корректировать свою речь в соответствии с ситуацией общения;

  • Соотносить коммуникативную цель речи (развлечь, информировать, убедить) с выбором типа речи;

  • Выбирать форму речи в соответствии с ситуацией общения;

  • Соблюдать этикетные правила и владеть этикетно-коммуникативными приемами в ситуации реального общения;

  • Соотносить тему текста с целями автора и слушателя, с затекстовой ситуацией.

Умения, связанные с бережным отношением к слову. Учащиеся должны уметь:

  • Анализировать значение слова по толковым словарям и в текстах (однозначность и многозначность);

  • Анализировать стилистическую и ситуативную уместность слова;

  • Находить опорные слова в тексте в соответствии с темой и основной мыслью;

  • Соблюдать нормы словоупотребления.

Умения, связанные с созданием текста. Учащиеся должны уметь:

  • Формулировать тему собственного текста;

  • Формулировать основную мысль в описании, повествовании и рассуждении;

  • Сохранять основную мысль при создании текста;

  • Составлять план текста, учитывая его тему и основную мысль;

  • Подбирать заголовок к тексту, понимая его тему и основную мысль;

  • При анализе чужого текста определять его тему и основную мысль, видеть, какими средствами автор их сохраняет на протяжении всего текста;

  • Практически владеть жанрами повествовательного и описательного рассказа, устного ответа, рекламы.

Умения, связанные с произнесением текста. Учащиеся должны уметь:

  • При произнесении текста использовать умения, связанные с пониманием ситуации общения;

  • Сохранять основную мысль в монологе и диалоге;

  • Использовать вербальные и невербальные средства для придания речи выразительности;

  • Чувствовать себя уверенно и свободно при произнесении текста.

Умения, связанные с культурой слушания. Учащиеся должны уметь:

  • Слышать тему и основную мысль произносимого текста;

  • Понимать логику раскрытия основной мысли;

  • Понимать практическую значимость получаемой информации;

  • Осознавать собственные цели в процессе слушания и цели говорящего;

  • Отслеживать степень собственного понимания или непонимания услышанного;

  • Формулировать и задавать вопросы к непонятным словам, для конкретизации содержания, выявления целей говорящего.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ КУРСА «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

(ПРАКТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА) В 6 КЛАССЕ


  1. Риторические умения, формируемые при создании (творческом конструировании) собственного ситуативно уместного описательного

текста.

  • На этапе изобретения содержания

    • Выбрать ситуативно уместную, интересную для адресата тему или предложенную тему сделать таковой;

    • Формулировать основную мысль по избранной теме, в соответствии с типом избранным типом речи, соотносить реальную и типизированную формулировки ОМ;

    • Предъявлять ОМ в сильных позициях текста;

    • Проверять спорность-неспорность ОМ в соотнесении с коммуникативной целью;

    • Составлять логическую схему текста;

    • Обеспечить сохранность темы и ОМ в тексте;

    • Уметь использовать топы, необходимые для описательного текста;

    • Соотносить структуру топов с логической схемой речи.

  • На этапе расположения материала

    • Выбрать необходимую, ситуативно уместную схему расположения создаваемого текста;

    • Продумать, насколько действенна для адресата выбранная схема;

    • Соотнести авторское отношение к развиваемой теме с композиционной схемой;

    • Соотнести композицию с выбранным видом речи видом текста;

    • Продумать связи предложений в описании.

  • оформления текста На этапе речевого

  • Применить в тексте изученные риторические фигуры;

  • Применить в тексте изученные топы и слова с уместной стилистической окраской.

  • На этапе исполнения

  • «прочитать» ситуацию общения, в которой предъявляется текст;

  • Соблюдать этикетные правила речевого поведения;

  • Применять правила невербального речевого общения.


  1. Риторические умения, формируемые при анализе чужого ситуативно уместного описательного текста.

    • При прочтении затекстовой ситуации (ситуации создания текста)

      • Понять настроение, состояние автора;

      • «прочитать» предполагаемого адресата текста, соотнести себя с этим адресатом (понять свою ситуативную и «стилистические» цели);

      • Понять ситуативную и «стилистическую» цели автора текста.

  • При анализе логических структур описательного текста как результата авторского изобретения содержания этого текста.

    • Проверить удержание темы, ОМ;

    • Составить логическую схему речи, убедиться в её корректности;

    • Проверить структуру топов, соотнести её с логической схемой, оценить ситуативную уместность выбранной схемы топов с точки зрения отражения в ней авторской позиции;

    • Оценить соотношение ситуативной, коммуникативной и «стилистической» целей автора.

  • При анализе композиции описательного текста

    • Понять композиционную структуру текста;

    • Сопоставить композиционную структуру и схему топов;

    • Оценить, насколько слитно отражается в ней авторское отношение к теме (сопоставить композицию с системой целей автора);

    • Оценить композиционную структуру с точки зрения адресности текста (определить насколько слитно она соответствует ситуативной цели адресата и сфере общения).

  • При анализе речевого оформления описательного текста

  • Оценить уместность использованных риторических фигур с точки зрения действенности текста на адресата.


  1. Риторические умения, необходимые при создании ситуативно уместного текста, смешанного по типу речи

  • На этапе изобретения

  • Понять свою основную, коммуникативную цель в соотнесении с ОМ и сферой общения, в которой создаваемый текст будет уместным, адресным;

  • Выбрать ведущий для текста тип речи (повествование или описание) и корректно выстроить его логико-риторические структуры;

  • Выделить микротемы текста (с помощью плана);

  • Определить те типы речи, которые необходимы для разработки каждой микротемы.

  • На этапах расположения материала и речевого оформления текста

  • Использовать различные виды связей между предложениями;

  • Понять эмоциональный эффект от смены типа речи и характера связей между предложениями;

  • Соотнести композиционную схему текста со схемой чередования типов речи, использованных в абзацах, оценить ситуативную уместность и совместимость избранных схем.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ КУРСА «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

(ПРАКТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА) В 7 КЛАССЕ


  1. Риторические умения, формируемые при создании (творческом конструировании) собственного ситуативно уместного повествовательного

текста.

  • На этапе изобретения содержания

    • Выбрать ситуативно уместную, интересную для адресата тему или предложенную тему сделать таковой;

    • Формулировать основную мысль по избранной теме, в соответствии с типом избранным типом речи, соотносить реальную и типизированную формулировки ОМ;

    • Предъявлять ОМ в сильных позициях текста;

    • Проверять спорность-неспорность ОМ в соотнесении с коммуникативной целью;

    • Составлять логическую схему текста;

    • Обеспечить сохранность темы и ОМ в тексте;

    • Уметь использовать топы, необходимые для повествовательного текста;

    • Соотносить структуру топов с логической схемой речи.

  • На этапе расположения материала

    • Выбрать необходимую, ситуативно уместную схему расположения создаваемого текста: соответствующую схеме начало-середина-конец или трехчастную (вступление, основная часть, заключение);

    • Продумать, насколько действенна для адресата выбранная схема;

    • Соотнести авторское отношение к развиваемой теме с композиционной схемой;

    • Соотнести композицию с выбранным видом речи видом текста;

    • Продумать связи предложений в повествовании.

  • На этапе речевого оформления текста

  • Применить в тексте изученные риторические фигуры;

  • Применить в тексте изученные топы и слова с уместной стилистической окраской.

  • На этапе исполнения

  • «прочитать» ситуацию общения, в которой предъявляется текст;

  • Соблюдать этикетные правила речевого поведения;

  • Применять правила невербального речевого общения.


  1. Риторические умения, формируемые при анализе чужого ситуативно уместного повествовательного текста.

    • При прочтении затекстовой ситуации (ситуации создания текста)

      • Понять настроение, состояние автора;

      • «прочитать» предполагаемого адресата текста, соотнести себя с этим адресатом (понять свою ситуативную и «стилистические» цели);

      • Понять ситуативную и «стилистическую» цели автора текста.

  • При анализе логических структур повествовательного текста как результата авторского изобретения содержания этого текста.

    • Проверить удержание темы, ОМ;

    • Составить логическую схему речи, убедиться в её корректности;

    • Проверить структуру топов, соотнести её с логической схемой, оценить ситуативную уместность выбранной схемы топов с точки зрения отражения в ней авторской позиции;

    • Оценить соотношение ситуативной, коммуникативной и «стилистической» целей автора.

  • При анализе композиции повествовательного текста

    • Понять композиционную структуру текста;

    • Сопоставить композиционную структуру и схему топов;

    • Оценить, насколько слитно отражается в ней авторское отношение к теме (сопоставить композицию с системой целей автора);

    • Оценить композиционную структуру с точки зрения адресности текста (определить насколько слитно она соответствует ситуативной цели адресата и сфере общения.

  • При анализе речевого оформления повествовательного текста

  • Оценить уместность использованных риторических фигур с точки зрения действенности текста на адресата.


  1. Риторические умения, необходимые при создании ситуативно уместного текста, смешанного по типу речи

  • На этапе изобретения

  • Понять свою основную, коммуникативную цель в соотнесении с ОМ и сферой общения, в которой создаваемый текст будет уместным, адресным;

  • Выбрать ведущий для текста тип речи (повествование или описание) и корректно выстроить его логико-риторические структуры;

  • Выделить микротемы текста (с помощью плана);

  • Определить те типы речи, которые необходимы для разработки каждой микротемы.

  • На этапах расположения материала и речевого оформления текста

  • Использовать различные виды связей между предложениями;

  • Понять эмоциональный эффект от смены типа речи и характера связей между предложениями;

  • Соотнести композиционную схему текста со схемой чередования типов речи, использованных в абзацах, оценить ситуативную уместность и совместимость избранных схем.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

(ПРАКТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА)

1. Риторические умения, формируемые при создании (творческом конструировании) собственного ситуативно уместного текста-рассуждения.

  • На этапе изобретения содержания.

    • Выбрать ситуативно уместную, интересную для адресата тему или предложенную тему сделать таковой;

    • Формулировать ОМ по избранной теме, в соответствии с избранным типом речи;

    • Предъявлять Ом в сильных позициях текста;

    • Составлять логическую схему текста;

    • Обеспечить сохранность темы и ОМ в тексте;

    • Уметь использовать топы, необходимые для выстраивания общей структуры текста-рассуждения;

    • Соотносить структуру топов с логической схемой речи;

    • Уметь использовать смысловые модели на уровне аргументации, в качестве доводов;

    • Сохранять соотношение рационального и эмоционального, объективного и субъективного при подборе примеров и свидетельств;

    • Использовать топы для придания речи убедительности и для привлечения внимания аудитории;

    • Соотносить коммуникативную, «стилистическую» и ситуативную цели создаваемого текста-рассуждения.

  • На этапе расположения материала.

    • Знать основные способы расположения материала в тексте-рассуждении (дедуктивный, индуктивный, восьмичастная, трехчастная композиция);

    • Выбрать необходимую, ситуативно уместную схему расположения создаваемого текста;

    • Продумать, насколько действенна для адресата выбранная схема;

    • Соотнести выбранную композиционную схему с авторской позицией;

    • Уметь использовать основные способы аргументации в соответствии с ситуацией общения;

    • Уметь использовать композиционные приемы, создающие ощущение четкого упорядоченного движения мысли;

    • Сохранять соразмерность информации на этапе расположения материала.

  • На этапе речевого оформления текста.

    • Уметь пользоваться грамматическими средствами оформления текста-рассуждения;

    • Использовать в тексте изученные риторические средства оформления текста (тропы, фигуры);

    • Выбирать стилистические средства оформления текста в соответствии со сферой общения;

    • Уметь использовать средства оформления как средства, отражающие авторскую позицию и помогающие воздействовать на адресата;

    • Осмысленно выбирать необходимый речевой жанр для создания ситуативно уместного текста.

  • На этапе исполнения.

    • «Прочитать» ситуацию общения, в которой предъявляется текст;

    • Учитывать особенности аудитории;

    • Соблюдать этикетные правила речевого общения;

    • Применять правила невербального общения;

    • Корректировать текст и его исполнение в соответствии с реакцией аудитории.

2. Риторические умения, формируемые при анализе чужого ситуативно уместного текста-рассуждения.

  • При прочтении затекстовой ситуации (ситуации создания текста)

    • Понять настроение, состояние автора текста;

    • Просчитать предполагаемого адресата текста, соотнести себя с эти адресатом (понять свою ситуативную и «стилистическую» цели);

    • Понять ситуативную и «стилистическую» цели автора текста.

  • При анализе логических структур текста-рассуждения.

    • Проверить формулировку основного тезиса: понятийная обработка, объективность-необъективность формулировки;

    • Проверить удержание темы, ОМ;

    • Составить логическую схему речи, убедиться в её корректности;

    • Проверить структуру (схему) топов, соотнести её с логической схемой, оценить ситуативную уместность выбранной схеме топов, с точки зрения отражения в ней авторской позиции;

    • Проверить соответствие доводов и примеров основному тезису;

    • «Прочитывать» приемы, используемые автором для воздействия на адресата - на этапе изобретения, уметь их нейтрализовать или по достоинству оценить.

  • При анализе композиции текста-рассуждения.

    • Понять композиционную структуру текста;

    • Сопоставить композиционную структуру и схему топов;

    • Оценить ситуативно уместность выбранной автором способа расположения материала;

    • Оценить умение автора выбрать способ аргументации в соответствии с ситуацией общения;

    • Оценить, насколько выбранный способ построения текста помогает отразить авторскую позицию;

    • Оценить умение автора использовать композиционные приемы, создающие ощущение четкого, упорядоченного движения мысли;

    • Оценить умение автора сохранять соразмерность информации;

    • «Прочитывать» (осознавать) композиционные приемы используемые автором для воздействия на адресата;

    • Оценить композицию текста в соответствии с выбранным жанром.

  • При анализе речевого оформления текста-рассуждения.

  • Видеть (слышать) в тексте используемые грамматические, риторические, стилистические средства оформления;

  • Оценить выбор средств оформления в соответствии с ситуацией общения, сферой общения;

  • Оценить, как выбор средств оформления помогает автору выразить свою позицию;

  • Оценить, как выбор средств оформления помогает автору воздействовать на адресата;

  • Оценить речевое оформление текста в соответствии с выбранным речевым жанром.

3. Риторические умения, необходимые при создании ситуативно уместного текста, смешанного по типу речи.

  • На этапе изобретения.

  • Понять свою основную коммуникативную цель в соотнесении с ОМ и сферой общения, в которой создаваемый текст будет уместным, адресным;

  • Сформулировать ОМ (основной тезис);

  • Выбрать ведущий для текста тип речи (в соответствии с целью и ОМ) и корректно выстроить его логико-риторические структуры;

  • Выделить микротемы текста (с помощью плана);

  • Определить те типы речи, которые необходимы для разработки каждой микротемы (с учетом коммуникативной цели каждого из фрагментов текста, а также общей адресности текста);

  • Обеспечить сохранность темы и ОМ (тезиса) в тексте;

  • На этапах расположения материала и речевого оформления текста.

  • Использовать различные виды связей между предложениями;

  • Понять эмоциональный эффект от смены типа речи и характера связей между предложениями;

  • Соотнести композиционную схему текста со схемой чередования типов речи, использованных в абзацах, оценить ситуативную уместность и совместимость избранных тем.


Учебно-тематическое планирование. 5 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

2.

3.

4.

5.

6.

Введение в речевое общение.

Выразительность речи.

Речевой этикет.

Основные работы по созданию текста.

Коммуникативные цели и типы речи.

Итоговый контроль.

8

4

3

13

5

1


Итого:

34




Тематическое планирование. 5 класс.

№ п/п

Тема.


1. Что такое общение? Речь и общение (§ 1,2)


2. Ситуация общения, цели в общении (§ 3)


3. Содержание и форма речи. Речевая ситуация (§ 4)


4. Речь устная и письменная: особенности этих форм речи (§ 5)


5. Использование устной и письменной речи в соответствии с письменной ситуацией общения (§ 5)


6. Виды речевой деятельности (§ 6)


7. Слушание как вид речевой деятельности (§ 6)


8. Этикет говорящего и слушающего (§ 7)


9. Диалог и монолог. Речь внутренняя и внешняя (§ 8)


10. Значение слова. Понятная и точная речь (§ 9)


11. Многозначность слова в речи (§ 10)


12. Близкие по смыслу слова и богатство речи (§ 11)


13. Противоположные по смыслу слова и богатство речи (§ 11)


14. Речевая ситуация и выбор уместного слова (§ 12)


15. Этикетные ситуации в речевом общении (часть 5)


16. Текст. Понятие о цельности текста

(§ 13)


17. Тема текста

(§ 14)


18. Тематическое единство текста

(§ 14)


19. ОМ текста(§ 15)


20. Сохранение ОМ в тексте (§ 15)


21. Изложение (§ 15, упр. 108)


22. Авторская позиция в тексте (§ 16)


23. Средства выражения авторской позиции (§16)


24. Адресность текста (§ 16)


25. Связи предложений в тексте. Цепная связь (§ 17)


26. Связи предложений в тексте. Параллельная связь (§ 17)


27. Заголовок (§18)


28. План текста

(§ 19)


29. Целевые установки автора текста (§20)


30. Типы информационной речи. Повествование (§ 21)


31. Типы информационной речи. Описание (§ 21)


32. Типы информационной речи. Объяснение (§ 21)


33. Убеждающая речь. Рассуждение-доказательство

(§ 22)


34. Повторение изученного. Смешанные типы речи в тексте.





Учебно-тематическое планирование.6 класс.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

7

Повторение изученного в 5,6 классах.

Изобретение содержания описания.

Расположение материала в описании.

Оформление описательного текста.

Исполнение описательного текста.

Речевой этикет.

Итоговый контроль.

2

15

3

5

3

5

1


Итого

34





Тематическое планирование для 6 класса (34 часа)

№ урока

Тема урока

1

Текст и его признаки

2

Коммуникативные цели и типы речи

3

Особенности описательного текста

4

Стилистическая окрашенность описательных текстов. Выражение отношения автора к предмету описания.

5

Общее понятие о смысловой модели (топе). Топ «определение».

6

Логические и метафорические определения. Особенности использования топа в зависимости от сферы общения.

7

Смысловая модель «целое-части».

8

Умение выделять наиболее значимые части в предмете описания.

9

Топ «целое-части» в текстах различных функциональных стилей. Выражение авторского отношения к предмету описания при воплощении топа «целое-части»

10

Использование топа «целое-части» при подготовке к устному ответу, сочинению,изложению

11

Общее понятие о смысловой модели «свойства». Умение выделить наиболее значимые свойства описываемого предмета.

12

Топ «свойства» в текстах разных функциональных стилей. Использование разных топов в одном тексте: схема топов.

13

Использование топов «определение», «целое-части», «свойства» при подготовке к устному ответу, сочинению, изложению

14

Общее понятие о смысловой модели «сопоставление» и о струкруре сопоставления

15

Умение выбирать части и свойства сопоставляемых предметов описания. Топ «сопоставление» в текстах разных функциональных стилей.

16

Наблюдения над использованием (воплощением) смысловых моделей в тексте

17

Особенности использования смысловых моделей в речи.

18

Творческая работа учащихся: изобретение содержания описательного текста. Письменное и устное сочинение.

19

Классическое расположение материала в описании.

20

Трехчастное и свободное построение описания.

21

Творческая работа учащихся (сочинение или изложение) по изученному материалу.

22

Грамматические средства оформления текста-описания.

23

Образные средства (тропы) в тексте-описании.

24

Риторические фигуры (инверсия, повтор, антитеза) текста-описания.

Стилистические особенности текста-описания

25

Творческая работа (сочинение или изложение) по материалам темы «Оформление описательного текста»

26

Интонация как средство общения и воздействия

27

Зрительное восприятие говорящего слушателями.

28

Творческая работа учащихся: исполнение описательного текста

29

Речевой и неречевой этикет (Этикетный жанр. Этикетная ситуация. Этикетная формула.)

30

Этикетные роли и этикетные сигналы.

31

Этикетная и неэтикетная тема беседы

32

Этикетные жанры

33

Повторение: что мы знаем по речевому этикету?

34

Контрольная работа: риторические параметры описательного текста.





Учебно-тематическое планирование. 7 класс.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

7

8

Повторение изученного в 5-6 классах.

Изобретение содержания повествования.

Расположение материала в повествовании.

Оформление повествовательного текста.

Тексты, включающие различные типы речи.

Исполнение повествовательного текста.

Речевой этикет.

Итоговый контроль.

2

8

6

6

4

2

4

2


Итого

34



Тематическое планирование в 7 классе. 34 часа.

Кол-во

уроков

Тема урока

Практическая

работа

Формы контроля

1,2

Основы работы по созданию ситуативно-уместного текста. Особенности описательных текстов

3,4

Общая характеристика повествовательного текста.

мини-сочинение

5.6

Смысловая цельность и ситуативная уместность повествования.

7,8

Смысловая модель «обстоятельства».

9,10

Повествование в разных сферах общения.

работа с текстом

11,12

Классическая схема повествования.

рассказ

13.14

Расположение материала в повествовательных текстах различных стилей и жанров.

работа с

текстом

15.16

Композиция текста и выражение авторского отношения к происходящему.

Составление плана

17,18

Грамматические средства оформления повествования.

корректирование

изобретённого текста

19.20

Риторические средства оформления повествования

21.22

Оформление повествования в соответствии со стилем и жанром.

работа с текстом

23.24

Понятие о тексте , включающем разные типы речи.

25,26

Расположение и оформление материала в текстах смешанного типа.

работа с текстом

27,28

Интонация как средство общения и воздействия. Зрительное восприятие говорящего слушающим.

выступление с изо-бретённым текстом

29 - 33

Речевой этикет.

34

Итоговый урок

Учебно-тематическое планирование. 8 класс.


№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6


Повторение изученного

Изобретение содержания текста-рассуждения

Расположение материала в рассуждении

Оформление текста-рассуждения

Исполнение убеждающей речи.

Речевой этикет.


2

10

5

6

9

2



Итого

34





Тематическое планирование 8 класс ( 34 часа)

Тема урока

1

Введение. Задачи курса.

2

Повторение изученного

Особенности описательных текстов

3

Особенности повествовательных текстов

4

Изложение «Этюды Левитана»

5

Изобретение содержания рассуждения

6

Общая характеристика текста-рассуждения

7

Виды текстов-рассуждения.

8

Основная мысль (тезис) в рассуждении

9

Тезис и антитезис.

10

Предъявление и сохранение основного тезиса текста

11

Доводы в рассуждении

12

Виды оргументации

13

Доводы убеждающей речи

14

Риторический практикум

15

Изложение «Учение с увлечением»

16

Смысловые модели (топы) в рассуждении

17

Топы «причина» и «следствие»

18

Две разновидности моделей: веерная и цепная

19

Речевой этикет

20

21

Этикетный анализ текста

22

Изложение с элементами сочинения «На родине Ломоносова»

23

Просьба как этикетный жанр

24

Урок-практикум по этикету

25

Прямое и косвенное выражение просьбы

26

Расположение материала в убеждающем тексте

27

Вступление в тексте-рассуждении

28

Основная часть в рассуждении

29

Заключение в рассуждении

30

Оформление текста-рассуждения Риторические средства выразительности в убеждающем тексте

31

Эмоциональность и выразительность рассуждения в различных сферах общения

32

Исполнение убеждающей речи. Личность говорящего и эффективность речи.

33

Исполнение текста-рассуждение

34

Взаимодействие говорящего и слушателей


Учебно-тематическое планирование. 9 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

5.

Повторение изученного.

Работа с различными жанрами монологических текстов (анализ, создание, воспроизведение).

Особенности создания и восприятие устных монологических текстов.

Диалогическая убеждающая речь (спор и переговоры).

Этикет публичного выступления, спора и переговоров.

2

6

4

17

5

Итого:

34

Тематическое планирование. 9 класс.

Кол-во уроков

Тема урока

Практическая работа

Форма контроля

Повторение изученного.

1

Риторические средства воплощения авторского замысла в описательных, повествовательных и повествовательно - описательных текстах.

2

Риторические характеристики текста - рассуждения и текстов, включающих различные типы речи.

Анализ текста. Риторические и стилистические аспекты

3

Анализ текста. Риторические и стилистические аспекты.


Интерпретация авторского текста на основе его комплексного анализа и создание собственного аналитического текста

4,5

Рецензия на прочитанный текст.

Изобретение рецензии

6 - 8

Сочинение на литературную тему.

Сочинение

Восприятие устной речи

9,10

Роль слушания в процессе общения.

11,12

Логические основы восприятия устной речи.

Эффективное диалогическое общение

13,14

Беседа как тип диалога.

Составление диалога

15

Жанр непринужденной беседы.

16,17

Жанр светской беседы.

Участие в беседе

18,19

Беседа в деловой сфере общения.

20,21

Искусство задавать вопросы и отвечать на них.

22,23

Виды споров. Речевое поведение участников спора.

Участие в споре

24,25

Подбор аргументов "за" и "против" к одному тезису.

Доказательство тезисов

26,27

Опровержение аргументов оппонента.

Обобщение изученного.

28,29

Основные риторические характеристики монолога и диалога.

Сочинение

Монолог

30,31

Речевой этикет

32,33

Сочинение - рассуждение на нравственную тему: « Что такое дружба?»

Сочинение

34

Итоговый урок













  • Учебно-методическое обеспечение

Программа

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Программы сос-тавлены кандида-том филологичес-ких наук, доцен-том, заведующей кафедрой языков и коммуникатив-ной культуры ИРРО Д.И.Архаровой и доцентом кафед-ры Т.А.Долининой.

Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практическая рито-рика): учебник для 5-го классса. - Екатерин-бург: «Сократ», 1998

Архарова Д.И., Долинина Т.А. Речь и культура общения (практическая риторика). 5-й класс.: Программа курса и методические рекомендации для учителя. - Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 1998

Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практическая рито-рика): учебник для 6-го классса. - Екатерин-бург: «Сократ»

Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практическая риторика). 6 класс: Метод. рекомендации для учителей / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001

Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения /Практическая рито-рика: учебное пособие для 7-го класса обще-обр.школ - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005

Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения /Практическая рито-рика: учебное пособие для 8-го класса обще-обр.школ - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003

Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения /Практическая рито-рика: учебное пособие для 9-го класса обще-обр.школ - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2004





Приложение

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по РиКО. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.





© 2010-2022