Элективный курс Искусство устной и письменной речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» составлена на «Программы по русскому языку(элективные курсы) С. И.Львова М.»Мнемозина», 2009

УМК:

Учебное пособие. Русский язык и культура речи. Голуб И. Б. М. «Логос», 2006.

Д.Э. Розенталь , И,Б. Голуб, М, А, Теленкова. Современный русский язык .М.»Айрис Пресс» ,2006

О.В,Загорская, О.В. Грифенко и др. Нормы русского литературного языка. М. «Просвещение»,2006

Т.А. Колганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.»Просвещение» 2000

Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли ,чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.

В цели курса входят:

  • Совершенствование и развитие навыков порождения содержательной, правильной ,выразительной,воздействующей речи в устной и письменной форме;

  • Развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

  • Формирование коммуникативных общеучебных умений,обеспечивающих результативность интерактивного общения.

Требования к уровню подготовки, обучающихся по данной программе:

  • Должны освоить основные способы оптимизации речевого общения:создавать тексты различных стилей и жанров;

  • Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой,целями,сферой и ситуацией общения,

  • Владеть различными видами монолога и диалога,

  • Свободно, правильно излагать свои мысли,соблюдать нормы построения текста,

  • Адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности,к прочитанному,услышанному,увиденному,

  • Должны научиться соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного литературного языка.

Место предмета в учебном плане

На изучение элективного курса «Искусство устной и письменной речи»из школьного компонента выделено 70 часов,в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе,из расчета 1 час в неделю.

Оборудование:

  • Таблицы по русскому языку,

  • Пластиковые карты,

  • Тексты различных стилей.

Календпрно-тематическое планирование по элективному курсу»Искусство устной и письменной речи»

Класс 10

Учитель Свиридова Светлана Александровна

Количество часов:

Всего 35 часов,в неделю-1 час.

Наименование раздела, курса, темы

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения план

Дата пров

факт

Сбор материала для письменного и устного высказывания ( 5часов)






1

Выбор темы реферата. Основная его мысль. Цель высказывания.

1

Комбинированный

Как выбрать тему реферата. Алгоритм работы над определением основной мысли реферата

Совместное составление алгоритма выбора темы и определение основной мысли работы

Определить основную мысль высказывания

2

Как собирать и систематизировать материал будущего высказывания

1

Комбинированный

Как составить библиографию , отобрать книги, статьи, интернет-публикации по теме. Особенности письменной передачи текста, воспринимаего на слух

Конспектирование текста

Составить библиографию по предложенной теме

3

Поисковая деятельность с использованием интернет-ресурсов

1

Комбинированный

Выступления учащихся с подобранным материалом по теме реферата

Отчет о проделанной работе

Устранить недочеты

4

Выражение собственного мнения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументация.

1

Комбинированный

Способы выражения собственного мнения. Формулировка тезисов и аргументов.

Контрольные вопросы

Подобрать аргументы

5

Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации

1

Комбинированный

Способы цитирования

Тест

Оформить цитаты из прослушанной речи

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (6 часов)

6

Составление высказываний. Вступление.

1

Комбинированный

Вступление как способ введения основной мысли. Виды, формы вступления. Особенности вступления публичного выступления.

Коллективное обсуждение вступлений, написанных учащимися

Отредактировать материал

7

Основная часть речевого высказывания

1

Комбинированный

Подчиненность доказательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств. Формы и приемы изложения. Виды аргументов, способы и правила аргументации.

Работа с раздаточным материалом

Аргументировать отобранные факты

8

Заключение и основная мысль текста

1

Комбинированный

Функция заключения, варианты заключений

Защита своего варианта заключения

Написать 3 варианта заключения к выступлению

9

Смысловые части текста и абзац

1

Комбинированный

Смысловые части текста. Абзац. Способы связи частей текста и предложений

Практикум по выделению абзацев в предложенном тексте

Выделить абзацы в тексте

10

Логичность и упорядоченность мысли как требование к речевому высказыванию

1

Комбинированный

Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста

Практикум

Подготовить высказывание с использованием риторических вопросов

11

Специфические средства письменной и устной речи

1

Комбинированный

Использование специфических средств письма: абзац, знаки препинания, заглавные буквы, а также специфических средств устной речи: стили произношения (нейтральный, разговорный), интонация, мимика, жесты

Тест

Анализ выступления одного из политиков

Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств (6 часов)



1213

Точность и правильность речевого высказывания

2

Комбинированный

Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли

Вопросы

Конспект, вопросы

1415

Язычковая норма и ее признаки

2

Комбинированный

Виды норм: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные.

Составление таблицы

Конспект лекции

1617

Лексическая и грамматическая синонимия как источник ясности и стилистической уместности речи

2

Комбинированный

Выбор синонимических вариантов, языковых средств. Оценка точности и выразительности высказывания

Составление схемы

Конспект лекции

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (6 часов)

18

Выразительность речи

1

Комбинированный

Источник богатства и выразительности речи: звуковой строй языка, лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия, многозначность слова, антонимия

Составление таблицы

Подготовить высказывания

1920

Средства эмоционального воздействия. Стилистические фигуры

2

Комбинированный

Риторические обращения, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание

Создание текста

Ввести в текст стилистические фигуры

2122

Средства эмоционального воздействия. Жест, мимика, тон, темп высказывания

2

Комбинированный

Жесты, мимика, тон, темп в высказывании

Анализ публичных выступлений известных людей

23

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения

1

Комбинированный


Публичная защита реферата (10 часов)

2425

Психолого-физиологическая подготовка к выступлению

2

Комбинированный

Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида

Выступление перед группой

Подготовить к выступлению

2627

Репетиция речи

2

Комбинированный

Произношение, интонация

Выступление

Подготовить чтение стихотворений

2829

Трудности публичного выступления

2

Комбинированный

Психологическая готовность к трудностям публичного выступления

Тренинг

Репетировать чтение текста

3031

Критерии оценки выступления на защите реферата

2

Комбинированный

Содержательность, соответствие языковым нормам, выразительность речи, взаимодействие с участниками. Обсуждение реферата

Обсуждение в группе

3233

Защита рефератов

2

Комбинированный

Выступления учащихся

Обсуждение рефератов

3435

Подведение итогов

2

Комбинированный




© 2010-2022