- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс Искусство устной и письменной речи
Элективный курс Искусство устной и письменной речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Свиридова С.А. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» составлена на «Программы по русскому языку(элективные курсы) С. И.Львова М.»Мнемозина», 2009
УМК:
Учебное пособие. Русский язык и культура речи. Голуб И. Б. М. «Логос», 2006.
Д.Э. Розенталь , И,Б. Голуб, М, А, Теленкова. Современный русский язык .М.»Айрис Пресс» ,2006
О.В,Загорская, О.В. Грифенко и др. Нормы русского литературного языка. М. «Просвещение»,2006
Т.А. Колганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.»Просвещение» 2000
Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли ,чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.
В цели курса входят:
-
Совершенствование и развитие навыков порождения содержательной, правильной ,выразительной,воздействующей речи в устной и письменной форме;
-
Развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
-
Формирование коммуникативных общеучебных умений,обеспечивающих результативность интерактивного общения.
Требования к уровню подготовки, обучающихся по данной программе:
-
Должны освоить основные способы оптимизации речевого общения:создавать тексты различных стилей и жанров;
-
Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой,целями,сферой и ситуацией общения,
-
Владеть различными видами монолога и диалога,
-
Свободно, правильно излагать свои мысли,соблюдать нормы построения текста,
-
Адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности,к прочитанному,услышанному,увиденному,
-
Должны научиться соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного литературного языка.
Место предмета в учебном плане
На изучение элективного курса «Искусство устной и письменной речи»из школьного компонента выделено 70 часов,в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе,из расчета 1 час в неделю.
Оборудование:
-
Таблицы по русскому языку,
-
Пластиковые карты,
-
Тексты различных стилей.
Календпрно-тематическое планирование по элективному курсу»Искусство устной и письменной речи»
Класс 10
Учитель Свиридова Светлана Александровна
Количество часов:
Всего 35 часов,в неделю-1 час.
№
Наименование раздела, курса, темы
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Вид контроля
Домашнее задание
Дата проведения план
Дата пров
факт
Сбор материала для письменного и устного высказывания ( 5часов)
1
Выбор темы реферата. Основная его мысль. Цель высказывания.
1
Комбинированный
Как выбрать тему реферата. Алгоритм работы над определением основной мысли реферата
Совместное составление алгоритма выбора темы и определение основной мысли работы
Определить основную мысль высказывания
2
Как собирать и систематизировать материал будущего высказывания
1
Комбинированный
Как составить библиографию , отобрать книги, статьи, интернет-публикации по теме. Особенности письменной передачи текста, воспринимаего на слух
Конспектирование текста
Составить библиографию по предложенной теме
3
Поисковая деятельность с использованием интернет-ресурсов
1
Комбинированный
Выступления учащихся с подобранным материалом по теме реферата
Отчет о проделанной работе
Устранить недочеты
4
Выражение собственного мнения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументация.
1
Комбинированный
Способы выражения собственного мнения. Формулировка тезисов и аргументов.
Контрольные вопросы
Подобрать аргументы
5
Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации
1
Комбинированный
Способы цитирования
Тест
Оформить цитаты из прослушанной речи
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (6 часов)
6
Составление высказываний. Вступление.
1
Комбинированный
Вступление как способ введения основной мысли. Виды, формы вступления. Особенности вступления публичного выступления.
Коллективное обсуждение вступлений, написанных учащимися
Отредактировать материал
7
Основная часть речевого высказывания
1
Комбинированный
Подчиненность доказательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств. Формы и приемы изложения. Виды аргументов, способы и правила аргументации.
Работа с раздаточным материалом
Аргументировать отобранные факты
8
Заключение и основная мысль текста
1
Комбинированный
Функция заключения, варианты заключений
Защита своего варианта заключения
Написать 3 варианта заключения к выступлению
9
Смысловые части текста и абзац
1
Комбинированный
Смысловые части текста. Абзац. Способы связи частей текста и предложений
Практикум по выделению абзацев в предложенном тексте
Выделить абзацы в тексте
10
Логичность и упорядоченность мысли как требование к речевому высказыванию
1
Комбинированный
Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста
Практикум
Подготовить высказывание с использованием риторических вопросов
11
Специфические средства письменной и устной речи
1
Комбинированный
Использование специфических средств письма: абзац, знаки препинания, заглавные буквы, а также специфических средств устной речи: стили произношения (нейтральный, разговорный), интонация, мимика, жесты
Тест
Анализ выступления одного из политиков
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств (6 часов)
1213
Точность и правильность речевого высказывания
2
Комбинированный
Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли
Вопросы
Конспект, вопросы
1415
Язычковая норма и ее признаки
2
Комбинированный
Виды норм: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные.
Составление таблицы
Конспект лекции
1617
Лексическая и грамматическая синонимия как источник ясности и стилистической уместности речи
2
Комбинированный
Выбор синонимических вариантов, языковых средств. Оценка точности и выразительности высказывания
Составление схемы
Конспект лекции
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (6 часов)
18
Выразительность речи
1
Комбинированный
Источник богатства и выразительности речи: звуковой строй языка, лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия, многозначность слова, антонимия
Составление таблицы
Подготовить высказывания
1920
Средства эмоционального воздействия. Стилистические фигуры
2
Комбинированный
Риторические обращения, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание
Создание текста
Ввести в текст стилистические фигуры
2122
Средства эмоционального воздействия. Жест, мимика, тон, темп высказывания
2
Комбинированный
Жесты, мимика, тон, темп в высказывании
Анализ публичных выступлений известных людей
23
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения
1
Комбинированный
Публичная защита реферата (10 часов)
2425
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению
2
Комбинированный
Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида
Выступление перед группой
Подготовить к выступлению
2627
Репетиция речи
2
Комбинированный
Произношение, интонация
Выступление
Подготовить чтение стихотворений
2829
Трудности публичного выступления
2
Комбинированный
Психологическая готовность к трудностям публичного выступления
Тренинг
Репетировать чтение текста
3031
Критерии оценки выступления на защите реферата
2
Комбинированный
Содержательность, соответствие языковым нормам, выразительность речи, взаимодействие с участниками. Обсуждение реферата
Обсуждение в группе
3233
Защита рефератов
2
Комбинированный
Выступления учащихся
Обсуждение рефератов
3435
Подведение итогов
2
Комбинированный