Рабочая программа по учебному предмету Русский язык, 10-11 классы, для ЛПУ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное бюджетное учреждение

Воронежской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»



Рассмотрено на ШМО «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол №1 на заседании КМС директор ГОБУ ВО «ЦЛПДО»

от «__»______2015г. ________Шуваева Л. В. ________Аверченко Л. В.

Руководитель МО «__»______2015 г. «__» ________2015 г.

________Артюхова Н. И.





Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

10-11 классы

Уровень программы: базовый


Разработана учителем русского языка и

литературы Артюховой Н. И.





Воронеж

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, а также Программы курса «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень/авт.-сост. Н.Г. Гольцова. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014.

Учебный предмет «Русский язык и литература» входит в предметную область «Филология».

Являясь формой хранения и средством усвоения информации, русский язык выполняет особые функции и занимает одно из ведущих мест среди учебных предметов. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования целями изучения предмета «Русский язык и литература» являются:

• формирование российской гражданской идентичности обучающегося средствами русского языка и литературы;

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

• сформированность представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих

ценностей;

• способность свободно общаться в различных формах и форматах и на разные темы; свободно использовать словарный запас;

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

• владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

• сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания, в том числе средству познания основ своей и других культур и уважительного отношения к ним;

• сформированность понятий о нормах русского литературного языка и умелое использование богатейших возможностей русского языка при соблюдении языковых норм;

• сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, умение правильно и уместно их использовать в разных условиях общения;

• владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

• владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

• сформированность умений написания текстов различных жанров на различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающегося;

• сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений (в том числе языкового анализа художественного текста);

• владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционально-личностного восприятия и интеллектуального понимания;

• сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Одна из важнейших задач обучения русскому языку и литературе в старших классах заключается в том, чтобы учащиеся могли более полноценно и многоаспектно использовать языковой анализ образцовых художественных текстов, изучаемых в школе. Такая работа будет служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей, эффективным способом приобщения учащихся к нравственным, эстетическим,

мировоззренческим ценностям литературы, что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса обусловлено реализацией системно-деятельностного подхода. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса, на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, обозначенных в Стандарте.

Особое внимание в данном курсе уделяется подбору текстов из произведений, изучаемых в школе, для лингвистического и литературоведческого анализа.

Тесная связь с литературой, литературоведческим анализом художественного произведения обеспечивает качественное формирование универсальных учебных действий, к числу которых относятся:

личностные, обеспечивающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение обучающихся и формирование ценностного отношения к миру и человеку в этом мире;

регулятивные, обеспечивающие организационно-практическую способность и готовность обучающегося на этапе старшей школы к ведению своей учебно-познавательной деятельности от этапа планирования до этапа получения результата, допуская этап возможной коррекции, а также прогностический и эвристический шаги, обеспечивающие творческий подход к решению нестандартных языковых, межпредметных, этнокультурных и поликультурных заданий с опорой на имеющийся уровень сформированных у школьника компетентностей (лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой);

познавательные, обеспечивающие способность к познанию и работе с информацией;

коммуникативные, обеспечивающие способность обучающегося осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявлять толерантность в общении, соблюдать правила вербального и невербального общения в конкретной речевой ситуации.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык и литература» входит в предметную область «Филология» и является обязательным компонентом базисного учебного плана. Данная программа предполагает изучение русского языка учащимися, проходящими лечение в лечебно-профилактических учреждениях Воронежской области и рассчитана на 69 ч. (35 учебных часов в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе - 1 ч. в неделю). Материал по классам распределяется следующим образом: в 10 классе повторяются и углубляются графика, лексика и фразеология, словообразование, морфология и орфография, в 11 классе - синтаксис простого и сложного предложений.
Уроки предполагают углубленное изучение и повторение, что необходимо для подготовки к Единому государственному экзамену. Завершается освоение курса обязательной государственной (итоговой) аттестацией в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

• сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире;

• через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием своего края, города, села;

• посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

• через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

• через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

• обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.

Метапредметные результаты:

• способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;

• обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;

• освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, тезирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов;

• приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;

• овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;

• владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);

• владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппаратобоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;

• формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической тематики.

Предметные результаты:

• сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;

• понимание характера обязательности, вариативности, допустимости в применении норм литературного языка; закрепление навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повседневного бытового, учебного, научного, делового общения;

• владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведённой речи;

• владение умением анализировать текст с точки зрения содержащейся в нём информации (основная/второстепенная, явная/скрытая);

• умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений разных жанров, а содержание грамматических правил - в виде таблиц, алгоритмов, свёрнутых алгоритмических предписаний;

• более глубокое и детальное знание содержания произведений

художественной литературы;

• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё к ним отношение в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

• знание изобразительно-выразительных средств русского языка и умение их применять;

• осознание художественной картины мира, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального личностного и интеллектуального понимания.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения русского языка ученик научится:

• различать основные единицы языка, их признаки и взаимосвязь;

• применять орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

• владеть приёмами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, редактировать собственные тексты, выступать перед аудиторией с докладом;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализировать причины коммуникативных неудач, уметь их объяснять и предупреждать их возникновение;

• употреблять языковые средства в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения;

• анализировать научные (учебно-научные, научно-популярные), официально-деловые, публицистические тексты и тексты других функциональных разновидностей языка с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• распознавать тексты научного, официально-делового, публицистического стилей и тексты других функциональных разновидностей языка по их экстралингвистическим и лингвистическим признакам;

• создавать учебно-научные, официально-деловые, публицистические тексты (в устной и письменной форме) и тексты других функциональных разновидностей языка с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;

• проводить анализ фрагментов прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, точности, чистоты, богатства, выразительности, соответствия литературным нормам;

• использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

• осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения;

• соблюдать в собственной речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические и стилистические нормы современного русского литературного языка;

• осуществлять речевой самоконтроль; анализировать собственную речь с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач;

• владеть разными способами редактирования текстов;

• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни;

• опознавать единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях художественной литературы и исторических текстах;

• с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.) объяснять значение единиц языка с национально-культурным компонентом.

Содержание учебного предмета

10 класс

Введение. Слово о русском языке - 1 час

Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.

Основные термины и понятия:

Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира

Лексика. Фразеология - 4 часа

Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Основные термины и понятия:

Значение слов, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская, заимствованная, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологические обороты, основные типы словарей

Фонетика. Графика. Орфоэпия - 2 часа

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.

Основные термины и понятия:

Фонетика. Графика, Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Ударение.

Морфемика и словообразование - 2 часа

Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.

Основные термины и понятия:

Состав слова. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная и непроизводная основа. Простая, сложная основа. Производящая основа. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Формообразующий аффикс.

Морфология и орфография - 6 часов

Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на -З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Основные термины и понятия:

Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Безударные гласные. Чередующиеся гласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Двойные согласные в разных частях речи. Приставка. Слог, деление слова на слоги. Графика и орфография. Строчная и прописная буква.

Части речи. Имя существительное - 2 часа

Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения. Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов -ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.

Основные термины и понятия:

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж, склонение имен существительных. Сложное слово.

Части речи. Имя прилагательное - 2 часа

Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных -К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное.

Основные термины и понятия:

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Отыменные, отглагольные прилагательные. Сложное имя прилагательное.

Части речи. Имя числительное - 2 часа

Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один», «оба», собирательных числительных.

Основные термины и понятия:

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Простые, составные, сложные имена числительные.

Части речи. Местоимение - 1 час

Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений.

Основные термины и понятия:

Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений.

Части речи. Глагол - 1 час

Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность - непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов: личные окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов.

Основные термины и понятия:

Глагол. Морфологические признаки глагола. Спряжение глагола. Грамматические категории глагола: вид, переходность\непереходность, наклонение, время, лицо, число. Инфинитив (неопределенная форма глагола). Две основы глагола.

Части речи. Причастие - 1 час

Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Основные термины и понятия:

Причастие. Морфологические признаки причастий. Причастия действительные и страдательные. Время причастий, изменение причастий.

Части речи. Деепричастие - 1 час

Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.

Основные термины и понятия:

Деепричастие. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Синтаксическая роль деепричастий.

Части речи. Наречие - 1 час

Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения наречия. Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание. Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния. Морфологический разбор наречий.

Основные термины и понятия:

Наречие. Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Степени сравнения наречий. Слова категории состояния. Степени сравнения слов категории состояния. Синтаксическая роль наречий.

Служебные части речи - 4 часа

Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Основные термины и понятия:

Типы предлогов по структуре, по значению. Союзы: подчинительные, сочинительные; простые, составные; производные, непроизводные. Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, усилительные, указательные, отрицательные, формообразующие. Междометие. Типы междометий по значению и структуре. Звукоподражательные слова.

Повторение и обобщение изученного - 1 час

11 класс

Синтаксис и пунктуация

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное предложение

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Сложное предложение

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.





Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Культура речи

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Монологическая и диалогическая речь.

Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.

Стилистика

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.

Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.



Из истории русского языкознания

Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни.

Параграф «Изобразительно-выразительные средства русского языка».

Учебно-тематический план

10 класс


Наименование раздела,

темы

Всего

часов

1

Введение.Слово о русском языке

1

2

Лексика. Фразеология

4

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия

2

4

Морфемика и словообразование

2

5

Морфология и орфография

6

6

Части речи. Имя существительное

2

7

Части речи. Имя прилагательное

2

8

Части речи. Имя числительное

2

9

Части речи. Местоимение

2

10

Части речи. Глагол

2

11

Части речи. Причастие

2

12

Части речи. Деепричастие

1

13

Части речи. Наречие

2

14

Служебные части речи

4

15

Повторение и обобщение изученного

1

Итого 35 ч.

11 класс


Наименование раздела,

темы

Всего

часов

1

Введение. Из истории русского языка

1

2

Синтаксис и пунктуация

1

3

Словосочетание

1

4

Простое предложение

4

5

Простое осложненное предложение

10

6

Сложное предложение

6

7

Способы передачи чужой речи

3

8

Сочетание знаков препинания

1

9

Факультативные знаки препинания

1

10

Культура речи

1

11

Стилистика

5

Итого 34 ч.



Календарно-тематическое планирование

10 класс

№ п/п


Тема урока.

Тип урока.

Содержание урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

1

Введение. Слово о русском языке


Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма
литературного языка, русский язык среди языков мира


Выразительное чтение текста вступительной статьи.

Составление сложного плана.



2

Лексика. Фразеология. Лексикография. Слово и его значение.

Значение слова, изобразительно-
выразительные средства языка.

Словарный диктант с дополнительным заданием.

Работа со словарем.

Запись в тетради основных способов возникновения переносного значения слова.


3

Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы

Углубление знаний об омонимах, паронимах, синонимах, антонимах, их употреблении в тексте, лексической сочетаемости


Самостоятельно составить и записать вопросы к материалам параграфа. Работа со словарными статьями.


4

Лексика с точки зрения ее происхождения и употребления

Лексика исконно русская, заимствования, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная. Употребление устаревшей лексики и неологизмов

Составление плана-конспекта §8 как текста научного стиля.

Составление обобщенной схемы-конспекта материала §9.

Устная аналитическая работа по упр.37.



5

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография


Фразеологический обо-
рот, основные типы словарей

Словарный диктант.

Фразеологическая викторина.

Работа со словарем.

Текст под диктовку.



6

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова

Основные лингвистические единицы фонетики. Звук. Гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков

Самостоятельная работа с учебником.

Разные виды диктанта.


7

Орфоэпия

Культура речи. Орфоэпические нормы правописания

Работа по вопросам. Выполнение упражнений учебника. Исследовательская работа


8

Морфемика и словообразование. Система морфем русского языка. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Морфемный анализ слова

Основные единицы морфемики и их особенности. Морфемный анализ слова, лексическое значение слова

Работа с учебником.

Составление сравнительной таблицы.

Самостоятельная работа.

Морфемный разбор слов.


9

Словообразование в русском языке. Словообразовательный разбор слова.

Способы словообразования (морфологические и неморфологические); распознавание и различение словообразования и формообразования. Словообразовательный анализ слова.

Работа с учебником. Словообразовательный разбор.

Словообразовательные цепочки. Работа со словообразовательным словарем.


10

Орфография. Принципы русской орфографии. Проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова

Основные принципы русской орфографии; правила написания проверяемых и чередующихся гласных, отработка навыков «узнавания орфограммы», условий ее выбора, правильного графического обозначения

Самостоятельная работа с учебником.

Составление словосочетаний.

Комментированное письмо.

Орфографическая работа.


11

Гласные после шипящих

Правописание гласных после шипящих в разных морфемах. Орфографический анализ слова

Работа по карточкам.

Словарный диктант .

Самостоятельная работа с учебником.

Работа со словарем.


12

Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных

Слабые позиции согласных звуков; отработка навыков «узнавания орфограммы», работа с орфографическим словарем

Комментированное письмо.

Орфографическая работа.


13

Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок

Правила написания приставок; написания на стыке морфем; отработка навыка «узнавания орфограммы», условий ее выбора и графического оформления

Работа с учебником.

Аналитическая словарная работа. Тестовая работа.


14

Употребление прописных букв. Правила переноса слов

Принципы русской орфографии. Виды правописных затруднений.
Основные правила правописания

Комментированное письмо. Работа с учебником.


15

Контроль №1. Готовимся к ЕГЭ

Повторить и обобщить все изученное по теме «Морфемика и словообразование»; закрепить навыки морфемного и словообразовательного разбора; отрабатывать навыки работы с экзаменационными тестами

Тестовая работа. Отработка навыка работы с экзаменационными тестами


16

Морфология. Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний

Грамматические характеристики имени существительного как части речи. Культура речи: нормы и варианты образования падежных форм имён существительных

Самостоятельная работа с учебником.

Практическая работа. Морфологический разбор имен существительных.

Дифференцированное задание.


17

Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных существительных

Правописание суффиксов существительных; повторение орфограмм, связанных с именем существительным. Р/р. Публичное выступление

Решение орфографических задач по алгоритму. Работа с текстом. Выписать основные тезисы текста.

Проблематика текста, позиция автора, своё отношение к ней


18

Имя прилагательное как часть речи. Правописание прилагательных

Морфологические признаки имени прилагательного. Разряды имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных

Решение заданий ЕГЭ. Упр. 212. Аналитическая словарная работа.


19

Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных

Повторить правописание суффиксов прилагательных; отрабатывать умение применять орфограммы в письменной речи

Тренировочные упражнения в написании суффиксов прилагательных и сложных имен прилагательных.


20

Имя числительное как часть речи. Склонение имен числительных

Морфологические признаки имён числительных. Числительные порядковые, количественные, собирательные

Анализировать и характеризовать

общекатегориальное значение, морфологические признаки имени

числительного, определять его синтаксическую роль,

употреблять

числительные разных разрядов;

выполнять морфологический разбор имён числительных, склонять имена

числительные


21

Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи

Отрабатывать умение производить морфологический разбор числительного, повторить правила правописания числительных

Тренировочные упражнения в написании имен числительных, употреблении числительных в речи


22

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений

Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений. Правила правописания местоимений

Анализировать и характеризовать

общекатегориальное значение, морфологические признаки местоимения, определять его

синтаксическую роль. Сопоставлять и соотносить местоимения с другими

частями речи..Правильно писать местоимения;

делать верный выбор условий орфограммы. Употреблять местоимения для связи предложений

и частей текста,использовать

местоимения в речи в

соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами


23

Контроль №2. Готовимся к ЕГЭ

Повторить и обобщить все изученное по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Имя числительное», «Местоимение»; отрабатывать навыки работы с экзаменационными тестами

Решение заданий ЕГЭ по изученным темам


24

Глагол как часть речи. Правописание глаголов

Морфологические признаки глагола как части речи. Спряжение глагола. Неопределённая форма глагола. Категория наклонения глагола. Время глагола. Категория вида глагола. Правописание глаголов

Выполнение упражнений на группировку глаголов по заданным морфологическим признакам, определению спряжения глаголов, правописанию суффиксов и безударных личных окончаний


25

Причастие как форма глагола

Повторить лексико-грамматические разряды и орфограммы причастий

Анализировать и характеризовать

морфологические признаки

причастия, определять его

синтаксическую функцию.

Правильно писать Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных, делать верный выбор в пользу написания Н или НН.

Наблюдать за особенностями

употребления причастий в

различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их


26

Деепричастие как форма глагола

Повторить лексико-грамматические разряды и правописание деепричастий

Анализировать и характеризовать

общекатегориальное значение, морфологические признаки деепричастия, определять его

синтаксическую функцию.

Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия.


27

Наречие как часть речи. Правописание наречий

Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Синтаксическая роль наречий

Анализировать и характеризовать

морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать наречия

разных видов; приводить

соответствующие примеры.

Правильно образовывать и

употреблять в речи наречия

сравнительной степени.

Правильно писать наречия; делать верный выбор в пользу слитного или

дефисного написания наречий.


28

Слова категории состояния

Морфологические особенности слов категории состояния. Лексико-семантические группы слов категории состояния

Различать слова категории состояния и наречия; употреблять слова данной

морфологической категории


29

Контроль №3. Готовимся к ЕГЭ

Повторить и обобщить все изученное по темам «Глагол», «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния»; отрабатывать навыки работы с экзаменационными тестами

Решение заданий ЕГЭ по изученным темам


30

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи

Морфологические особенности предлогов. Типы предлогов по структуре, по значению. Правописание предлогов

Производить морфологический анализ предлога. Распознавать

предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов

самостоятельных частей речи. Правильно писать предлоги; делать

верный выбор в пользу слитного или раздельного написания предлогов.

Правильно употреблять

предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами


31

Союз как служебная часть речи

Слитное и раздельное написание союзов и омонимичных им союзных слов

Производить морфологический

анализ союза. Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению. Конструировать

предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов.

Правильно писать союзы; делать верный выбор в пользу слитного или

раздельного написания союзов; отличать союзы от других частей речи. Употреблять в речи союзы в

соответствии с их значением


32

Частицы. Морфологический разбор частицы. Правописание частиц

Разряды частиц. Правописание и различение частиц Не и НИ

Производить морфологический анализ частицы. Распознавать

частицы разных разрядов по

значению, употреблению и

строению. Правильно писать

частицы;

Правильно писать частицы НЕ и НИ; делать верный выбор в пользу слитного или раздельного написания

частиц с различными

частями речи.


33

Контроль №4. Готовимся к ЕГЭ

Повторить и обобщить изученное по служебным частям речи; отрабатывать навыки работы с экзаменационными тестами

Решение заданий ЕГЭ по изученным темам


34

Междометие и звукоподражательные слова

Отличительные признаки междометий и звукоподражательных слов; правописание междометий, отличие их от других частей речи

Определять грамматические

особенности междометий.

Распознавать междометия разных семантических разрядов. Правильно

и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных

формул, команд, приказов


35

Повторение и обобщение

Повторение и обобщение пройденного

Словарная работа. Обобщающее повторение по вопросам учебника. Решение орфографических задач




11 класс



№ п/п

Тема урока

Содержание урока

Характеристика учебной деятельности учащихся

Дата

1

Введение. Из истории русского языкознания


Предмет лингвистики. Общественная природа и функции языка, его внутренняя структура


Знакомство с теорией и выполнение упражнений учебника


2

Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации

Три основных направления в истории русской пунктуации (логическое, синтаксическое, интонационное). Три принципа русской пунктуации


Работа со статьей учебника.Беседа по вопросам. Заполнение таблицы «Основные единицы синтаксиса»


3

Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи


Повторение и углубление сведений о словосочетании; подбор синонимов; виды связи слов в словосочетаниях


Составление логической схемы «Словосочетание». Ознакомление с порядком синтаксического разбора словосочетаний


4

Простое предложение как синтаксическая единица


Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения, понятие односоставного предложения


Чтение материала учебника. Составление таблицы «Виды предложений». Повторение темы «Односоставные предложения». Выполнение упражнений


5

Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения


Обобщение сведений о способах выражения подлежащего; правильное согласование со сказуемым. Способы выражения сказуемого. Приемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений


Повторение признаков подлежащего и сказуемого. Повторение типов сказуемых по материалам учебника. Выполнение упражнений


6

Тире в простом предложении


Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении


Синтаксический разбор предложения. Работа с учебником. Выполнение упражнений


7

Контроль №1. Готовимся к ЕГЭ


Систематизация и обобщение изученного материала по теме «Простое предложение». Отработка навыка работы с экзаменационными тестами


Работа с тестом


8

Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами


Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания; составление схемы предложения с однородными членами


Повторение, обобщение теоретического материала об однородных членах предложения. Составление таблиц «Соединение однородных членов в предложении» и «Выражение однородных членов в предложении»


9

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях.


Повторение ранее изученного материала по теме урока; закрепление навыка пунктуационного анализа предложений с однородными членами; знакомство с однородными (неоднородными) определениями и приложениями


Обобщение знаний об однородных и неоднородных определениях и приложениях. Синтаксический анализ предложений с однородными членами. Выполнение упражнений


10

Обособление определений

Обособление определений. Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными


Оформление материала учебника в виде графических схем. Практическая работа с текстом упражнения. Конструирование предложений


11

Обособленные приложения и дополнения. Знаки препинания


Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные приложения и дополнения». Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания


Контрольный словарный диктант. Обобщение материала учебника в виде схем. Анализ предложений. Выполнение упражнений учебника


12

Обособленные обстоятельства


Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные обстоятельства». Грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами. Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания


Чтение материала учебника и составление обобщающей таблицы «Обособление обстоятельств». Конструирование и анализ предложений


13

Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции

Обобщение и углубление знаний по теме; отработка умения выделять на письме уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции


Словарный диктант. Беседа с составлением схемы «Смысловые отношения, реализуемые уточняющими, пояснительными и присоединительными членами». Работа с текстом, записанным под диктовку


14

Вводные и вставные конструкции


Закрепление знаний о вводных и вставных конструкциях; отличие вводных слов от членов предложения


Анализ предложений с вводными словами. Составление схемы-таблицы «Значения вводных слов». Выполнение упражнений учебника и решение теста «Вводные и вставные конструкции»


15

Обращения. Предложения с междометиями, утвердительными, отрицательными и вопросительными словами


Повторение и обобщение знаний о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, отработка умения выделять их на письме


Проверочная работа по упр.452. Беседа по теме «Обращение». Выполнение упражнений. Знакомство с материалом по теме «Знаки препинания при междометиях и словах-предложениях»


16

Конструкции с союзом КАК


Повторение условий постановки знаков препинания в конструкциях со сравнительным союзом; отработка умения правильно оформлять предложения с союзом КАК


Лексическая разминка. Беседа по новому материалу с записью в тетрадь предложений с их анализом и составлением графических схем. Выполнение упражнений учебника


17

Контроль № 2. Готовимся к ЕГЭ


Проверка полученных знаний, отработка навыков работы с экзаменационным тестом


Работа с тестом


18

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (ССП). Знаки препинания в сложносочиненном предложении


Повторение сведений о сочинительных союзах (деление на три разряда), расширение знаний учащихся о сложносочинен ном предложении (о союзах и их значениях в этих предложениях). Классификация сложносочиненных предложений по характеру союза и значению (три группы ССП)


Выполнение заданий по структуре сложного предложения. Работа с теоретическим материалом учебника. Составление схемы. Комментированное письмо. Выполнение упражнений учебника


19

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным


Углубление понятия о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, строении сложноподчиненных предложений, способах разграничения союзов и союзных слов. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении


Лингвистическая разминка. Составление таблицы «Пунктуация в союзном сложном предложении». Объяснительный диктант


20

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными


Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения, знаки препинания между однородными придаточными, соединенными союзом и, или, либо, да (= и)


Орфографическая разминка. Беседа по теме урока. Анализ сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными. Выполнение упражнений


21

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении


Основные признаки бессоюзных сложных предложений, условия постановки знаков пре пинания в бессоюзном предложении, прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП


Лингвистическая разминка. Анализ предложений. Знакомство с материалом учебника и составление таблицы «Пунктуация в бессоюзном сложном предложении». Выполнение упражнений


22

Сложные предложения с разными видами связи

Особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью. Сложные предложения с разными видами связи


Словарный диктант. Знакомство с материалами учебника и беседа по содержанию параграфа. Запись предложений под диктовку, составление их схем с указанием вида связи


23

Период. Знаки препинания в периоде


Знакомство с периодом. Отработка навыка ставить знаки препинания в многочленных сложных предложениях, построенных как период


Фразеологическая разминка. Анализ предложений. Работа с учебником


24

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи и диалоге


Формирование пунктуационных навыков при употреблении предложений с прямой речью, в том числе разорванной словами автора, диалога


Фонетическая разминка. Знакомство с материалами учебника и беседа по теме урока. Тест


25

Знаки препинания при цитатах


Основные способы цитирования. Цитирование поэтического текста, частичное цитирование


Орфографическая разминка. Знакомство с материалами учебника и беседа по теме урока. Выполнение упражнений с комментированием знаков препинания при цитатах


26

Контроль № 3. Готовимся к ЕГЭ


Систематизация и обобщение изученного материала; отработка навыков работы с экзаменационным текстом


Работа с тестом


27

Сочетание знаков препинания


Отработка навыка правильно ставить знаки препинания при их стечении


Орфоэпическая разминка. Анализ предложений. Знакомство с материалом учебника. Работа с текстом . Объяснение сочетания знаков препинания


28

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация


Знакомство с факультативными и авторскими знаками препинания; правильное интонационное оформление авторских текстов


Графическая разминка. Работа теоретическим материалом учебника. Пунктуационный анализ предложений. Работа с текстом. Примеры авторского применения знаков препинания


29

Культура речи. Нормы литературного языка


Формирование современной языковой личности, овладение теоретическими знаниями о структуре русского языка и особенностях его функционирования, развитие навыков порождения высказывания в соответствии с коммуникативным, нормативным и этическим аспектами культуры речи


Знакомство с классификацией грамматико-стилистических ошибок. Тест


30

Стилистика. Функциональные стили. Специфика научного стиля

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля


Составление сводной таблицы «Общая характеристика функциональных стилей речи». Работа с текстом


31

Специфика официально-делового стиля


Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Особенности работы по составлению доку ментов


Работа с текстами официально-делового стиля


32

Особенности научно-популярного, публицистического стилей


Лексические, грамматические, композиционные признаки научно-популярного, публицистического стилей, языковые средства эмоционального воздействия на читателя


Работа с текстами научно-популярного и публицистического стилей


33

Особенности стиля художественной литературы. Текст и его признаки. Анализ текста


Общая характеристика художественного стиля. Образность, изобразительно-выразительные средства, эстетическая функция языка


Работа с художественным текстом


34

Контроль № 4. Комплексный анализ текста с творческим заданием


Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков


Комплексный анализ текста










Учебно-методические средства обучения



• Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2014.

• Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2014

• Н. Н. Будникова, Н. И. Дмитриева, Т. Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку (к учебнику Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина).- Москва: «ВАКО», 2014.



© 2010-2022