- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Ф. И. Тютчев. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы
Урок Ф. И. Тютчев. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тихоненко Е.А. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока:
«Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы»
(1 урок)
Цели урока:
-
Познакомить учащихся с биографией Ф.И.Тютчева.
-
Рассмотреть на примере известных стихотворений поэта своеобразие лирики природы, основные темы и идеи лирики.
-
Отрабатывать умение анализировать лирические произведения, выделяя в них ключевые образы и определяя их значение.
-
Развивать коммуникативные способности учащихся, грамотную монологическую речь, умение работать самостоятельно со справочными материалами, лирическими произведениями.
-
Прививать любовь к природе через искусство слова, пробудить интерес к чтению шедевров русской литературы.
Алгоритм урока:
-
Организационный момент. 1 мин
-
Сообщение темы и целей урока. 1 мин
3. Знакомство с планом урока. 1 мин
4. Работа с эпиграфом к уроку. 2 мин
5.Вступительная беседа о Тютчеве. 2 мин
6. Изучение новой темы. 16 мин
7. Закрепление изученного материала
(практическая работа учащихся) 17 мин
8. Обобщения и выводы. 1 мин
9. Итог урока и выставление оценок. 2 мин
10. Домашнее задание. 2 мин
Критерии оценки эффективности урока.
1. Развитие познавательных интересов.
2. Полнота УЗН.
3. Активизация мыслительной деятельности.
4. Использование разнообразных форм работы.
5. Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов.
6. Развитие воображения, всех видов мышления.
7. Развитие умения анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать и самостоятельно делать выводы.
8. Нравственное и эстетическое воздействие.
9. Использование практического опыта учащихся и их знаний при объяснении нового материала.
10. Использование компьютера и мультимедийного проектора позволяют увеличить темп урока.
Макет рабочей тетради.
Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.
Опорный конспект.
Основные темы:
-
Тема природы.
-
Тема любви.
-
Тема Родины.
-
Философская лирика.
Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.
Особенности изображения природы:
1. Природа у Тютчева изменчива, динамична, она вся в борьбе противоборствующих сил.
Особенно привлекают поэта переходные промежуточные моменты жизни природы.
2. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.
3. Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека.
Итак, человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величественен одновременно.
Природа в различные времена года.
Зима: Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая околдовывает, очаровывает гипнотизирует, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы. Стихи завораживают своей музыкой, колдуют
Осень: Картины осени рисуются ярко, действие на земле переплетается с излюбленным вертикальным движением с неба.
Весна: Тютчев возвышенно передает красоту мира. Весеннее действие, «гроза», развернувшись на небесах, касается земли. Мы это чувствуем, возникает ощущение весны и свежести.
Лето: Тютчевское лето часто грозовое. Природа полна движения, полна звуков, красок. И снова поэт дает почувствовать приближение праздника.
Вывод: Тютчев изображает природу не со сторон, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева - это живое, разумное существо.
Слайд 1
-
Организационный момент.
Слайд 2
2. Сообщение темы и целей урока.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с этапами биографии и творчества Ф.И.Тютчева, определим особенности лирики природы, рассмотрим основные темы и идеи его поэзии. Урок у нас необычный. На протяжение этого занятия нам будет помогать разбираться компьютер. Итак, в путь.
Слайд 3
3. Ознакомление с планом урока.
Ознакомьтесь с планом нашего урока. Сегодня мне также помогают проводить урок … (учитель называет учащихся, которые готовили индивидуальные сообщения.)
Слайд 4
4. Работа с эпиграфами.
Эпиграфами нашего урока могут стать высказывания великих русских писателей о Тютчеве. И.С.Тургенев говорил о поэте: «Тютчев … создал речи, которым не суждено умереть». И.С.Аксаков считал, что «… для Тютчева жить - значит мыслить».
Согласны ли вы с этими высказываниями?
(Ответы и рассуждения учащихся)
5. Вступительная беседа о Тютчеве.
- Что знаете о Тютчеве вы? (ответы уч-ся).
- Что вы можете сказать о его творчестве?
- Какие стихи читали, учили?
- О чём пишет поэт? (о природе, о её красоте).
Давайте познакомимся с этим удивительным поэтом поближе.
Слайд 5
6. Работа по новой теме.
1.Сообщения индивидуально подготовленных уч-ся по биографии поэта.
(параллельно ведутся записи в тетради)
После сообщений учащимся предлагается просмотреть слайды по биографии поэта и внести корректировку в свои записи.
Слайд 6
Чтение записанных фактов из жизни Тютчева (опрос 2-3 учащихся)
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
2. Тютчев-поэт (рассказ учащегося с использованием подготовленных слайдов).
Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Федора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском «Современнике» (№3, 4, 1836г.) под заголовком «Стихи, присланные из Германии» и за подписью Ф.Т.
Слайд 11
Слайд 12
На Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям его имя по-прежнему оставалось неизвестным.
С конца 40-х годов начинается новый литературный подъём лирического творчества Тютчева, но имя его все еще почти неведомо русскому читателю, а он сам не принимает участие в литературной жизни. Начало его поэтической известности положила статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» (в журнале «Современник» №1,1850г.), в которой он говорил о Тютчеве как поэте необыкновенного таланта, вовсе не замеченного критикой, и поставил никому неизвестного Федора Ивановича в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.
Слайд 13
Сборник стихов Тютчева выходит в 1854 году по инициативе и под наблюдением И.С.Тургенева. И к Тютчеву приходит поздняя, но подлинная слава.
Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.
Слайд 14
3. Слово учителя об основных темах и идеях лирики Тютчева.
Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы, так как в сознание читателей, как мы уже говорили, он вошел как певец природы.
Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. Правильно назвать ее пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает человек в мире и в чем его судьба.
Слайд 15
В чем же состоят особенности изображения природы?
Природа у Тютчева изменчива, динамична, она вся в борьбе противоборствующих сил.
Особенно привлекают поэта переходные промежуточные моменты жизни природы.
Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.
Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено до пределов. Поэту чуждо не только современное общество, история, культура, цивилизация - все кажется ему призрачным, обреченным на гибель.
Итак, человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величественен одновременно.
Слайд 16
Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природы.
Он ввел в поэзию старинные образы, неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.
Попробуем разобраться в некоторых поэтических шедеврах, характеризующих различные времена года, раскроем значения образов.
7. Закрепление новой темы.
Практическая работа учащихся (работа в группах). Каждой группе заранее были даны стихотворения по временам года.
Слайд 17
Выступление учащихся.
1 группа. «Зима»
1. Выразительное чтение наизусть стих. «Чародейкою Зимою околдован лес стоит ».
2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)
Вывод записывается в тетрадь: Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая околдовывает, очаровывает, гипнотизирует, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы. Стихи завораживают своей музыкой, колдуют.
Слайд 18
2 группа «Осень».
1. Выразительное чтение наизусть стих. «Есть в осени первоначальной … ».
2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)
Вывод записывается в тетрадь: Картины осени рисуются ярко, действие на земле переплетается с излюбленным вертикальным движением с неба.
Слайд 19
3 группа «Весна».
1. Выразительное чтение наизусть стих. «Люблю грозу в начале мая … ».
2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)
Вывод записывается в тетрадь: Тютчев возвышенно передает красоту мира. Весеннее действие, «гроза», развернувшись на небесах, касается земли. Мы это чувствуем, возникает ощущение весны и свежести.
4 группа «Лето».(стихотворение по выбору)
1. Выразительное чтение наизусть стих.
2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)
Вывод записывается в тетрадь: Тютчевское лето часто грозовое. Природа полна движения, полна звуков, красок. И снова поэт дает почувствовать приближение праздника.
Слайд 20
8. Обобщения и выводы.
Итак, в чем же особенность изображения природы Тютчевым, Чем его взгляд отличается от нашего?
(Звучат ответы учащихся, делается вывод).
Тютчев изображает природу не со сторон, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева - это живое, разумное существо.
Слайд 21
9. Подведение итога урока.
- Что нового узнали из жизни Тютчева?
- Какие образы ввел поэт в свою лирику?
- В чем особенности изображения природы?
10. Выставление отметок за урок.
11. Домашнее задание.