Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Прямое и переносное значение слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ "Школа-интернат № 65"



Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема:

Прямое и переносное значение слова



Учитель русского языка

и литературы

Волкова

Ирина Аркадьевна



г. Нижний Новгород

2015г.

Цель: углубить знания о прямом и переносном значениях слова, о способах их употребления в речи.

Задачи:1) учить различать прямое и переносное значение слова;

2) формировать навык употребления слов с переносным

значением в устной и письменной речи;

3) углубить понятие об олицетворении;

4) развивать слуховое восприятие, речь, мышление учащихся (анализ,

сравнение, классификация)

5) работать над коррекцией звуко-произносительной стороны речи;

6) воспитывать в учащихся интерес к родному языку, развивать мотивацию к учению, способность к самоконтролю, к самостоятельной и групповой работе;

7) формировать навык пользоваться справочным материалом.

Оборудование:

  1. Презентация к уроку «Прямое и переносное значение слова».

  2. Карточки с текстом.

  3. Экран.

  4. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы/ сост.А.Б.Малюшкин.

Ход урока

Вводная часть урока.

  1. Оргмомент.

  2. Рапорт дежурного.

  3. Фонетическая зарядка.

  4. Учитель:

(Э) С чего мы начнем урок? ( Начнем с фонетической зарядки.)

С-Ч аса-ача исе-иче сло-чло осно-очно

Лексика, значение слова, многозначное слово, переносное значение слова, настроение, чувствовать.

Лексика - это…..(учащиеся продолжают)

  1. Создание эмоционального настроя учащихся.

Учитель:(Э)-…,Ты готов к работе? -У тебя ничего не болит?

-Какое у тебя настроение? -Ты хочешь узнать что-то но-

-Как ты себя чувствуешь? вое?

-Ты здоров (а)?

Проверка домашнего задания.

Учитель(Э) -Что мы изучали на прошлом уроке?

(Э)-Что было задано на дом?( выучить теоретический материал по тем «Лексика», найти в стихотворении Есенина «С добрым утром» слова с переносным значением).

Основная часть урока.

(работа с презентацией)

I.Фронтальная работа.

Учитель сообщает тему и цель урока: Сегодня мы продолжим работу над темой «Прямое и переносное значение слова», узнаем больше о словах с переносным значением, научимся их употреблять в речи.( слайд 1)

(слайд2) Учитель: Повторим теоретический материал по схеме на экране.

-Что такое лексическое значение слова? Какими бывают слова по значению?

-Какие слова называются однозначными? А многозначными?

- Какими бывают многозначные слова ?

-Какое значение называется прямым?

- Когда у слова возникает переносное значение?

-Приведите примеры слов с прямым и переносным значением.( при затруднении- слайд3)

II.Работа в тетрадях.

1.Учитель:

- Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

-Начнем работу в тетрадях с синтаксической пятиминутки.

На доске - предложение: Вышло весеннее со.нце на небо и радос.но улыбнулись берё.ки в лесу.

Учитель: - Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Один из учеников работает у доски.

Учитель: - Какая орфограмма пропущена в словах?

- Почему поставлена запятая в предложении?

(при затруднении с ответом учащиеся могут пользоваться тетрадями для правил)

- Какие слова в предложении употреблены в переносном значении?

-Что можно сказать о выражении «улыбнулись берёзки»? Как называется этот прием? (Вспомните уроки литературы).

-Скажите, что такое олицетворение?

Учитель: Значит, олицетворение - это слова с переносным значением.

2. Коллективная работа.

Учитель (обращает внимание детей на слайды презентации: с по 13)

- Разделите страничку тетради на 2 колонки, построим таблицу. Как вы думаете, как мы озаглавим колонки? ( 1- прямое значение, 2- переносное значение).

- На слайдах вы видите картинки и подписи к ним. Выпишите по группам слова с прямым и переносным значением. Будем работать по цепочке.

Учащиеся по очереди выходят к доске, записывают по паре выражений. Учитель при участии детей поясняет, что означают слова с переносным значением, по какому признаку возникло сходство.

-Подчеркните олицетворения.

Учащиеся называют олицетворения.

3.Дифференцированное задание.

Учитель предлагает трем учащимся (тем, кто посильнее) составить 2 предложения со словами с прямым и переносным значением- простое распространенное и сложное.

Учащимся, у которых могут возникнуть затруднения, учитель дает карточки.

Задание для работы с карточкой: Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте запятые. Обозначь слова в прямым (прям.) и переносным(перен.) значением.

Карточка 1(для очень слабого ученика)

1). З.л.тое к.льцо лежит в шкатулке (у) моей с.стры.

2). З.л.той луч(?) со.нца осв.тил л.сную п.ляну.

Карточка 2.

1).Отец принес т.жёлую сумку.

2)Т.желый взгля. (у) твоей п.дру.ки.

3). Т.желые туч.ки плывут (по) небу а сквозь в.днеется весеннее со.це.

Карточка 3.

1). Ле.кой п.ходкой прошла мимо ч.дес.ная девушка.

2). Сын уезжал в отпуск и с ле.ким сердцем пр.в.жала его мать.

3).Портфель мальчика был ле.ким потому что учебников там (не)было.

После выполнения заданий ученики зачитывают предложения, указывая слова с переносным значением. Карточки с заданиями учитель проверяет по своему усмотрению во время работы.

V.Работа по картине. (слайд 14)

Учитель:

-Перед вами репродукция с картины, она вам известна.( слайд ) Где вы её встречали?( на уроке литературы)

-(Э) Кто автор картины? Как картина называется?(Куинджи «Березовая роща»)

- Определите жанр картины (это пейзаж - изображение природы)

- Перед вами стихотворение , которое вы учили на уроке литературы. (Э) Кто автор? (Дети отвечают: С.Есенин)

- Давайте прочитаем его выразительно (трое детей читают- каждый по абзацу)

- (Э) проверим домашнее задание. Назовите слова с переносным значением- олицетворения. (Дети называют)

- Как вы понимаете выражение «растрепали шелковые косы»?

- Какой кажется природа в стихотворении поэта? (живой, красивой)

-Почему она кажется живой? (потому что автор использует олицетворения)

- На уроках развития речи мы будем писать сочинение по этой картине. Сегодня начнем подготовку к этой работе.

VI. Работа с текстом. Редактирование.

- Мы составим небольшой текст со словами с переносным значением, с олицетворениями. (слайд 15 ). Перед вами текст. Прочитайте его.(дети читают). О чем говорится в тексте? Что общего у него с картиной Куинджи? ( в тексте, как на картине, говорится о березах, о ручье, о солнечном дне)

- Откройте Учебные таблицы на стр.190,191.Определите стиль речи данного текста.(художественный) Тип текста(это описание)

-Прочитайте задание к тексту. Всем понятно? Прочитайте слова для справок. Многие из этих выражений уже прозвучали на уроке. Какое слово вам непонятно? (жемчужные)

Учитель показывает бусы из жемчуга.

- Какой жемчуг? (белый, гладкий, блестящий). А что на картине можно обозначить словом «жемчужный»? (стволы берез)

-(Э)Как можно озаглавить текст?( березовая роща) Запишите в тетрадях.

- Сейчас мы устно поработаем с текстом, заменим слова.(учащиеся получают карточки с текстом: сильные - карточки для редактирования, слабые ученики- карточки с готовым текстом(см. приложение)) пока сильные учащиеся работают над редакцией текста, учитель индивидуально работает со слабыми( учащиеся в готовом тексте находят слова с переносным значением)

________________________________________________________________

Карточка с текстом для сильного ученика

Светит теплое солнышко. На пригорке растут в ряд бере..ки а яркие лучи солнышка осв..щают их белые ств..лы. Тонкие ветви берё(з,с) переплелись и в..т..рок колышет их. Между дерев.ями течет ручей он громко шумит.

Слова для справок: играет, улыбается, в..селое, пляшут х..р..вод, радос..ные, растр..пались, шелковые косы, б..жит, звонко поет свою песню,жемчужные.

Задание:

Прочитай текст. Замени указанные слова и выражения словами, употребленными в переносном значении. Вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания. Подчеркни олицетворения.

______________________________________________________________

Карточка с текстом для ученика, нуждающегося в педагогической поддержке.

Улыбается веселое солнышко. На пригорке пляшут хоровод бере..ки а радостные лучи солнышка осв..щают их жемчужные ств..лы. Шелковые косы берё(з,с) растрепались и в..т..рок играет с ними. Между дерев.ями бежит ручей он звонко поет свою песню.

Задание:

Прочитай текст. Подчеркни слова,употребленные в переносном значении. Вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания. Обозначь олицетворения буквой О.

_____________________________________________________________

Учащиеся называют свои варианты. Учитель комментирует, поправляет.

Потом один из учеников зачитывает готовый текст.

Учитель:

- Теперь расставьте нужные знаки препинания. Объясните.

-Сравните первый и второй тексты. Какой из них интереснее, красочнее передает красоту рощи, изображенной на картине?

-Домашнее задание: записать разобранный текст и выполнить к нему все задания.

Итог урока.

1.Рефлексия.

Учитель:

-О чем мы сегодня говорили на уроке? Что вы узнали о словах с переносным значением?( они делают речь выразительнее, красочнее)

-Чему вы учились? ( различать слова с прямым и переносным значением, употреблять слова с переносным значением, находить олицетворения - эта фраза записана на поворотной доске, при затруднении с ответом дети прочитывают её. Учитель обращает внимание детей на подчёркнутые слова.)

-(Э)Что вам понравилось на уроке?

- С чем мы работали?

- Что ты делал хорошо?

-(Э) Ты хорошо работал на уроке?

-(Э) Что было трудно на уроке?

- (Э)Вы поняли домашнее задание? Повторите.

2. Оценивание (Экран).

- Вы согласны с оценками?

(слайд16)

- Спасибо за урок . Вы свободны.

© 2010-2022