Исследовательская работа по литературе Символика яблока (яблони) в русских народных сказках

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 1» Кулундинского района Алтайского края                                      Исследовательская работа Символика яблока (яблони) в русских народных сказках.                                                 Автор:  ученица 5 класса Б                                                 Колмакова Виктория.                                                   Руководитель:  учитель                      ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Кулундинского района Алтайского края





Исследовательская работа

Символика яблока (яблони) в русских

народных сказках.









Автор: ученица 5 класса Б

Колмакова Виктория.

Руководитель: учитель

русского языка и литературы

Альбах Татьяна Николаевна.






2013

Введение.


Я очень люблю русские народные сказки, а в них так много сюжетов связано с яблоней и яблоками. Да это и понятно. Яблоневые сады самые любимые, самые стойкие в «неласковом» климате России.

Цель моей работы - объяснить символику яблока в русских народных сказках.

Задачи работы:

  1. выявить корни традиционного использования символа в фольклоре;

  2. изучить трактовки символа;

  3. проанализировать эпизоды русских народных сказок , в которых упоминается яблоко.

Предметом исследования являются сказки «Гуси-Лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» , «Серебряное блюдечко и наливное яблочко», «Иван-царевич и серый волк», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Ведьма и Солнцева сестра», «Наказанная царевна».

Объект исследования - эпизоды русских народных сказок.





Основная часть.

Самые древние упоминания о яблоне и яблоках мы встречаем в мифах разных народов.

Яблоко-символ - плод дерева жизни, мирового дерева. Яблоко связано с мировоззрением древнего человека:

  1. почти идеально круглая форма ассоциировалась с представлением о мире, Вселенной, космосе;

  2. золотистый нежный цвет, «румянец» яблочка - с красотой , здоровьем , молодостью;

  3. гладкая , атласная кожица, скрывающая сочный плод - с тайной и богатством;

  4. сладость и аромат - с удовольствием и наслаждением .

Именно под мировым деревом решаются судьбы человека, под ним собираются боги для больших советов, сюда приходят за советом и знанием, здесь ищут бессмертие и здоровье. В мифах некоторых народов древом мира (жизни) могли быть не яблоня, а дуб, ясень, бук. Но каким бы ни было это дерево, плодом, сорванным с него, чаще всего оказывалось яблоко ( в переводе с романских языков означает «райский плод»).

Ирий-сад -это древнее название рая у славян. Светлое небесное царство находится по ту сторону облаков, а может быть, это тёплая страна у самого моря - там вечное лето, и это - солнцева страна. Вход в Ирий-сад охраняется грифом. Там растёт мировое дерево. На этом дереве зреют молодильные яблоки. Возле дерева - колодцы с чистой ключевой водою, живой и мёртвой. Золотые яблоки дают вечную молодость, а вода - бессмертие, и поэтому охраняет их дракон Ладон. Вечность и бессмертие - удел богов, а не смертных , а значит прекрасные плоды и вода всегда должны оставаться в заветном саду. Только души праведников и героев попадали в необыкновенные яблочные сады.

Таким образом, в мифах чудесные яблони с золотыми яблочками растут либо на краю земли, либо в загробном мире и принадлежат богам или сверхъестественным существам. В сказках же яблони приближены к человеческому миру и хозяевами их являются цари. Но и в сказках яблони выступают часто как целительная сила.

Именно за яблоками вечной молодости для отца отправился Иван-царевич , герой «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»: «Долго ли , коротко ли, низко ли , высоко ли, доезжает Иван-царевич в середине ночи до высокой стены… Прижимает он своего доброго коня , бьёт его плетью нехлёстанной. Конь осерчал и перемахнул через стену. Слез Иван-царевич с коня , входит в сад и видит -стоит яблоня с серебряными листьями , золотыми яблоками …Иван-Царевич сорвал три яблока ,а больше не стал брать да зачерпнул из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец» . Живая вода часто сопутствовала сказочным плодам.

Мотив молодильных золотых яблок есть и в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк»: «И был у царя сад великолепный ; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то … сад посещать , золотые яблоки воровать . Царю стало жалко свой сад…» Жар-птица прилетала в сад к царю, чтобы поклевать золотые яблочки , дарящие бессмертие.

В сказке «Ведьма и Солнцева сестра» героиня дала Ивану-царевичу «два моложавых яблочка». Их съели старухи-швеи , помолодели и в благодарность подарили Ивану платочек: «… махнёшь им - озеро появится».

Распространённость подобного сюжета говорит о его большой популярности.

В верованиях славян яблоко также выполняло функцию любовного знака: парень и девушка , обменявшись яблоками , выражали взаимную симпатию и публично объявляли о своей любви.

В сказке «Крошечка -Хаврошечка» девица молодое яблочко поднесла -судьбу свою нашла: « Случилось раз девушки гуляли по саду ; на ту пору ехал по полю добрый молодец - богатый , кудрявый, молоденький . Увидел яблочки , заговорил с девушками:

-Девицы-красавицы ! - говорил он . -Которая из вас мне яблочко поднесёт , та за меня замуж пойдёт .

И бросились три сестры , одна перед другой к яблоньке. А яблочки -то висели низко , под руками были , а то вдруг поднялись высоко - высоко , далеко над головами стали…Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились».

Яблоня, выросшая из костей коровы (« и выросла… яблонька, да какая - боже мой ! Яблочки на ней висят наливные , листвицы шумят золотые , веточки гнутся серебряные…») , является символом материнского благословения, плодородия. Это значение материнства сохранилось и в народной сказке «Гуси - Лебеди» . Яблоня не только помогает детям, но и воспитывает Алёнушку: только когда девушка собрала спелые яблоки , распрямила её ветки , яблоня укрыла в своих ветвях сестрицу и братца , спасла их от беды.

Таким образом, яблоня в рассмотренных нами эпизодах является как бы деревом судьбы (связь с деревом жизни) , от которого зависит любовь , благополучие.

Яблоня и её плод играют роль предсказателей судьбы , знают обо всём , что происходит в мире , показывают всю его красоту : «Вдруг раздался звон серебряный . Вся горница светом залилась : покаталось яблочко по блюдечку, наливное по серебряному , а на блюдечке все города видны , все луга видны, полки на полях , и корабли на морях , и гор высота, и небес красота : ясно солнышко за светлым месяцем катится , звёзды в хоровод собираются , лебеди на заводях песни поют» («Серебряное блюдечко и наливное яблочко»).

Есть русская народная сказка, в которой рассказывается о юноше , мечтавшем быть богатым, умным и жениться на царской дочке. Тогда его подвели к яблоне , на которой висело три яблока: одно, сморщенное жёлтенькое, - яблоко мудрости , другое , красное и наливное, - яблоко богатства и ещё зелёное и неспелое -яблоко счастья. Юноша выбрал желтое и сморщенное , потому что был не глупым и догадался , что если быть мудрым человеком , то можно и богатство, и счастье своё устроить , если быть счастливым , но бедным и глупым , то это как-то и вправду глупо, а если быть богатым , но глупым и несчастливым - то вообще никуда не годится. Царь подивился мудрости юноши и отдал в жёны свою дочь и полцарства впридачу. Таким образом, яблоки могли придавать человеку какие-то качества , то есть обладали волшебными свойствами , улучшающими жизнь человека.

Однако в Библии яблоко становится символом грехопадения человечества и коварства. Оно было заведомо запретным плодом, но Ева дерзнула не только сорвать, но и попробовать яблоко. Таким образом, оно сыграло в своём роде роковую роль.

И в сказках яблоки могут сыграть злую шутку со сказочными героями: «Сорвал Иванушка яблоко, съел, и в тот же миг выросли у него на голове рога - большие да тяжёлые , голову к земле клонят» ( русская сказка «Наказанная царевна») . Правда , потом те же яблоки помогают герою наказать за несправедливость царя и его дочь.

Яблоней и яблоками стремятся обернуться нечистые силы, чтобы соблазнить доверчивых сказочных героев и погубить их. В русской народной сказке «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» вторая жена говорит: «Забегу вперёд и оборочусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть - тут их и разорвёт на мелкие частички!» В этом эпизоде явно слышится мотив искушения, а яблоко выступает как враждебная человеку сила.


Заключение.



Итак, истоками традиционного использования символа яблока в русских народных сказках являются мифы и Библия.

Взятые для исследования сказки иллюстрируют основные случаи символики яблока (яблони) в искусстве:

  1. символ молодости и бессмертия;

  2. символ любви;

  3. символ материнства, материнского благословения , плодородия;

  4. символ соблазна , греха , коварства;

  5. яблоко предсказывает и показывает судьбу;

  6. улучшает жизнь человека.






Список использованной литературы


1.Афанасьев А. Н. Народные русские сказки.- Минск: «Беларуская

энцыклапедыя» им. Петруся Бровки, 1993.- 368 с.

2. Зигуненко С. Н. Знаки и символы.-М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2005.- 349 с.

3. Российская школьная хрестоматия.- М.: Изд-во «Интербук», 1995.- 431 с.

4. Тресиддер Джек. Словарь символов.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.- 448 с.

5. Хрестоматия по литературе для 1-4 классов. Часть 1.- Ростов-на-Дону: АО

«Книга», 1995.- 542 с.



© 2010-2022