Урок по стихотворению М. Ю, Лермонтова Бородино

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве.

Цели:

Воссоздание атмосферы эпохи, выявление исторической основы произведения, значение Бородинского сражения в истории Отечественной войны 1812 года; формирование представлений о многообразии подходов к теме Отечественной войны 1812 года в изобразительном искусстве.

Формирование навыков работы с учебником, таблицами и иллюстрациями, лексической работы.

Воспитание интереса к отечественной истории и культуре.

ХОД УРОКА



  1. Проверка домашнего задания. Сообщение о М. Ю. Лермонтове по материалам урока и статьи учебника.



  1. Заполнение правой части таблицы по ходу сообщений учителя и учащихся.



    Герои Бородинского сражения 26 августа 1812 года

    М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. А. Тучков, Д. С. Дохтуров, Н. Н. Раевский, Ф. П. Уваров, М. И. Платов и др.

    Значение Бородинского сражения

    Значение Бородинской битвы в том, что Наполеон уже не смог одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне.

    Художники и скульпторы, запечатлевшие Бородинское сражение

    А. И. Дмитриев-Мамонтов, Х. В. Фабер дю Фор, С. Карделли, Д. Доу, В. В. Верещагин, В. В. Мазуровский, И. П. Мартос, Б. И. Орловский, Ж. А. Гудон

    Прототипы героев стихотворение

    Федор Федорович Монахтин, Андреев




    • Сообщение «историка»: «Значение Бородинского сражения в истории войны 1812 года»

    • Каков главный результат Бородинской битвы?

    • Обращение к учебнику. Чтение статьи «Для вас, любознательные!»

    • Сообщение «искусствоведа». «Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве». Слайдовая презентация.

    • Назовите имена художников и скульпторов, запечатлевших в своих творениях события Отечественной войны 1812 года.



    1. Слово учителя.

    «Бородино» - первое произведение Лермонтова, напечатанное по воле автора и подписанное его именем. Опубликовано в 6 книге «Современника» за 1837 г. как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами простого человека, рядового участника сражения, и данная им событию объективная оценка разделяется автором.



    • Выразительное чтение учителем стихотворения «Бородино».

    • Какими настроениями сопровождается рассказ старого солдата (уныния, горечи, радости, гордости)? Передались ли эти настроения вам?

    В стихотворении звучит жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, гордость за великое прошлое, полное славы и великих дел.

    Лексическая работа

    Объясните значения слов: бой рукопашный, богатырь, командир, полковник, булат, заряд, штык, квартира, мундир.



    • Сообщение «литературоведа»: «Прототипы героев стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».



    1. Итоги урока.

    • Обращение к таблице.

    • Продолжите фразу: « Сегодня на уроке я узнал (а)…» выполняют письменно в рабочих тетрадях



    1. Домашнее задание.

    Составить устные портреты старого и молодого солдата. Выписать из словаря значение слов: диалог, монолог, аллитерация, ассонанс.

    Выписать из текста слова, которыми поэт называет русских солдат. Назвать самые выразительные слова, отражающие героизм, храбрость русских солдат, которые «постояли

    головою за родину свою».

    Выучить отрывок стихотворения наизусть (по вариантам)

    Индивидуальное задание

    Подготовить сообщение о панораме «Бородинская битва» Ф. А. Рубо.

    Лексическая работа

    • Объяснить значения слов: мусью, басурманы, заутра, ломить стеною, постоим головою, ушки на макушке.

    © 2010-2022