МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Результативность обучения литературе зависит от уровня подготовки каждого ученика,который дает возможность школьникам правильно выбрать дальнейшее учебное заведение.Данная публикация представляет собой систему вопросов, которые дают реальную картину знаний как биографии писателя,так и изучаемых произведений A.Чехова.Вопросы, вошедшие в тестовые задания, нацелены на проверку знаний по теории литературы, понимания главной идеи художественного произведения, его проблематики, роли и места в литерату...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Долгое время как текущий, так и итоговый контроль уровня литературного развития старшеклассников состоял из устного ответа, включающего чтение наизусть, и сочинения. Сегодня задача словесника - освоить такие виды проверки, которое помогут ученикам подготовиться к новым формам контроля, выполнению заданий ВНО. Эта деятельность, безусловно, научит педагога отслеживать динамику литературного развития воспитанников, осмысливать результаты твоего педагогического труда, формировать у себя компетенции учителя-исследователя.

Качество литературного образования складывается из теоретических знаний, умения давать оценку самостоятельно и устойчивых навыков устной и письменной речи. Поэтому необходимы такие формы проверки, которые могли объединять эти знания и умения и при этом соответствовали бы основному содержанию примерной образовательной программы и планируемым результатам среднего образования по литературе.

В процессе обучения литературе необходим текущий контроль, который включает в себя выявление литературного кругозора, знаний о литературе и умения интерпретировать художественный текст. Для этого нами составлены проверочные работы разных типов. Задания определяют знакомство с произведениями для обязательного чтения и уровень читательского восприятия. Для выполнения этих заданий ученикам необходимо знать основные факты биографии писателей, уметь воспроизводить содержание произведений, предназначенных для текстуального и обзорного изучения, определять их тему и жанр, давать оценку героям и событиям, понимать авторское отношение к написанному. Другие задания проверяют умение анализировать художественный текст (проблематика, сюжет, композиция, система образов и др.), сопоставлять близкие по тематике произведения, проверяют навыки интерпретации эпизода и лирического стихотворения.

Уровень литературного развития старшеклассников связан с их филологическими способностями и индивидуальными особенностями. В старших классах продолжается развитие эмоциональной чуткости к слову, интонации и стилям речи, но главным становится целостное отношение к литературному произведению, общий взгляд на его архитектонику, концептуальное восприятие композиции, актуализация социально-нравственной проблематики и умение видеть функцию в тексте того или иного литературного приёма.

Важные качества читателя-старшеклассника - это активность и точность эмоциональной реакции, глубина осмысления прочитанного, конкретизация литературных образов в читательском воображении, способность эстетически оценить форму произведения, видеть за художественным миром его автора. Именно эти аспекты литературного развития должны подвергаться систематической проверке.

Старшеклассники с разным уровнем литературного развития оценивают прочитанное по-разному. Одни склонны трактовать ситуации и героев с собственных нравственных позиций, не замечая авторского пафоса, композиционных особенностей произведения. Другие видят героев не изолированно, а во взаимодействии и развитии, «эмоции формы» облегчают этим читателям путь к постижению загадок текста. По-разному интерпретируют тексты школьники с различными типами читательского восприятия. При этом литературные способности, обусловленные типом личности, существенно влияют на процесс чтения и определяют сложное взаимодействие разных сфер работы читателя.

В старшей школе для проверки литературных знаний и умений необходимо выявление:

1) общей начитанности и направленности читательских интересов;

2) качества восприятия и осмысления литературного произведения;

3) умения актуализировать социально-нравственную проблематику изученных произведений;

4) объёма теоретико- и историко-литературных знаний и умения применять их в анализе текста;

5) уровня развития речи и литературно-творческих способностей.

В системе проверки литературного развития старшеклассников чрезвычайно важно выявление и развитие умения создавать письменные высказывания, сформулированные в виде проблемных вопросов

Таким образом, результативность обучения литературе зависит от объективной диагностики знаний и умений учащихся и регулярного отслеживания уровня подготовки каждого ученика, что должно помочь школьникам в правильном выборе дальнейшего образования в учебных заведениях разного типа.

Предлагаемая вашему вниманию публикация представляет собой систему вопросов, которые позволят проверить знание биографии и произведений A.A. Блока.

Тестовые задания могут быть использованы как преподавателями, так и самими обучающимися для проверки полученных знаний, закрепления изучаемого материала и подготовке к ВНО .

Вопросы, вошедшие в тестовые задания, нацелены на проверку знаний по теории литературы, понимания главной идеи художественного произведения, его проблематики, роли и места в литературном процессе, а также знания текстов, вопросов типизации героев, портретных и речевых характеристик и многого другого. В подборке использованы разнообразные формы тестовых заданий: выбор одного варианта из нескольких предложенных, установление соответствия между списками слов и блоками информации, исключение лишнего из предложенных заданий. При проверке знаний по тестам необходимо четко выделить ту группу тестов, которая соответствует изученному материалу. Тесты позволяют достаточно объективно оценить знания проверяемых и очертить круг тем, необходимых для более детального изучения, повторения и прочтения. Однако можно и творчески подойти к данной системе тестовых заданий: убрать те или иные вопросы, ввести свои, новые, соответствующие изученному материалу, перефразировать вопросы и задания и т.д. Содержание тестовых заданий ориентировано на все основные программы по литературе для 11 классов, утвержденные Министерством образования Украины

Методические аспекты выявления уровня литературного развития старшеклассников Долгое время как текущий, так и итоговый контроль уровня литературного развития старшеклассников состоял из устного ответа, включающего чтение наизусть, и сочинения. Сегодня задача словесника - освоить такие виды проверки, которое помогут ученикам подготовиться к новым формам контроля, выполнению заданий ВНО. Эта деятельность, безусловно, научит педагога отслеживать динамику литературного развития воспитанников, осмысливать результаты твоего педагогического труда, формировать у себя компетенции учителя-исследователя.

Качество литературного образования складывается из теоретических знаний, умения давать оценку, самостоятельно и устойчивых навыков устной и письменной речи. Поэтому необходимы такие формы проверки, которые могли объединять эти знания и умения и при этом соответствовали бы основному содержанию примерной образовательной программы и планируемым результатам среднего образования по литературе.

В процессе обучения литературе необходим текущий контроль, который включает в себя выявление литературного кругозора, знаний о литературе и умения интерпретировать художественный текст. Для этого нами составлены проверочные работы разных типов. Задания определяют знакомство с произведениями для обязательного чтения и уровень читательского восприятия. Для выполнения этих заданий ученикам необходимо знать основные факты биографии писателей, уметь воспроизводить содержание произведений, предназначенных для текстуального и обзорного изучения, определять их тему и жанр, давать оценку героям и событиям, понимать авторское отношение к написанному. Другие задания проверяют умение анализировать художественный текст (проблематика, сюжет, композиция, система образов и др.), сопоставлять близкие по тематике произведения, проверяют навыки интерпретации эпизода и лирического стихотворения.

Уровень литературного развития старшеклассников связан с их филологическими способностями и индивидуальными особенностями. В старших классах продолжается развитие эмоциональной чуткости к слову, интонации и стилям речи, но главным становится целостное отношение к литературному произведению, общий взгляд на его архитектонику, концептуальное восприятие композиции, актуализация социально-нравственной проблематики и умение видеть функцию в тексте того или иного литературного приёма.

Важные качества читателя-старшеклассника - это активность и точность эмоциональной реакции, глубина осмысления прочитанного, конкретизация литературных образов в читательском воображении, способность эстетически оценить форму произведения, видеть за художественным миром его автора. Именно эти аспекты литературного развития должны подвергаться систематической проверке.

Старшеклассники с разным уровнем литературного развития оценивают прочитанное по-разному. Одни склонны трактовать ситуации и героев с собственных нравственных позиций, не замечая авторского пафоса, композиционных особенностей произведения. Другие видят героев не изолированно, а во взаимодействии и развитии, «эмоции формы» облегчают этим читателям путь к постижению загадок текста. По-разному интерпретируют тексты школьники с различными типами читательского восприятия. При этом литературные способности, обусловленные типом личности, существенно влияют на процесс чтения и определяют сложное взаимодействие разных сфер работы читателя.

В старшей школе для проверки литературных знаний и умений необходимо выявление:

1) общей начитанности и направленности читательских интересов;

2) качества восприятия и осмысления литературного произведения;

3)умения актуализировать социально-нравственную проблематику изученных произведений;

4)объёма теоретико- и историко-литературных знаний и умения применять их в анализе текста;

5) уровня развития речи и литературно-творческих способностей.

В системе проверки литературного развития старшеклассников чрезвычайно важно выявление и развитие умения создавать письменные высказывания, сформулированные в виде проблемных вопросов

Таким образом, результативность обучения литературе зависит от объективной диагностики знаний и умений учащихся и регулярного отслеживания уровня подготовки каждого ученика, что должно помочь школьникам в правильном выборе дальнейшего образования в учебных заведениях разного типа.

Предлагаемая вашему вниманию публикация представляет собой систему вопросов, которые позволят проверить знание биографии и произведений A.A. Блока.

Тестовые задания могут быть использованы как преподавателями, так и самими обучающимися для проверки полученных знаний, закрепления изучаемого материала и подготовке к ВНО.

Вопросы, вошедшие в тестовые задания, нацелены на проверку знаний по теории литературы, понимания главной идеи художественного произведения, его проблематики, роли и места в литературном процессе, а также знания текстов, вопросов типизации героев, портретных и речевых характеристик и многого другого. В подборке использованы разнообразные формы тестовых заданий: выбор одного варианта из нескольких предложенных, установление соответствия между списками слов и блоками информации, исключение лишнего из предложенных заданий. При проверке знаний по тестам необходимо четко выделить ту группу тестов, которая соответствует изученному материалу. Тесты позволяют достаточно объективно оценить знания проверяемых и очертить круг тем, необходимых для более детального изучения, повторения и прочтения. Однако можно и творчески подойти к данной системе тестовых заданий: убрать те или иные вопросы, ввести свои, новые, соответствующие изученному материалу, перефразировать вопросы и задания и т.д. Содержание тестовых заданий ориентировано на все основные программы по литературе для 11 классов, утвержденные Министерством образования Украины.

А.П. ЧЕХОВ

І. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

1. К какому сословию принадлежал А.П. Чехов?

А. К дворянам. В.Крестьянам. Б. Разночинцам. Г.Купцам.

2. Писатель родился:

а) в Таганроге; б) Симбирске; в) Петербурге; г) Москве.

3. А.П. Чехов окончил Московский университет. Какой факультет?

A. Химический. Б. Философский. B.Историко-филологический. Г. Медицинский.

4. Свою творческую деятельность начал Чехов в журнале:

а) «Отечественные записки»; б) «Стрекоза»; в)«Осколки»; г)«Будильник».

5. К какому политическому направлению примыкал А.П. Чехов?

A.К западничеству. Б. Либерализму. B.Почвенничеству. Г. Ни к одному.

6. А.П. Чехов дружил со многими русскими художниками и композиторами. Причиной ссоры с И.И. Левитаном стало произведение:

а) «Человек в футляре»; в) «Палата №6»; б) «Попрыгунья»; г) «Ионыч».

7. Первая пьеса А.П. Чехова:

а) «Чайка»; в) «Вишневый сад»; б) «Безотцовщина»; г) «Иванов».

8. Первые произведения А.П. Чехов публиковал под псевдонимами. Всего известно около 50 чеховских псевдонимов. Найдите в списке псевдоним Н.В. Гоголя, а не А.П. Чехова:

а) человек без селезенки; б ) брат моего брата; в ) Балдастов; г) Алов.

9. Героем этюдов, рассказов, повестей А.П. Чехова становятся:

а) «лишние люди»; в) «средние люди»; б) «нигилисты»; г) «праведники».

10. Какие рассказы входят в «маленькую трилогию» А.П. Чехова?

A.«Палата №6», «Попрыгунья», «Человеке футляре».

Б. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

B.«Душечка», «О любви», «Попрыгунья».

Г. «Человек в футляре», «Ионыч», «Палата № 6».

11. Тема «маленького человека», известная по произведениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, неожиданно обыгрывается у А.П. Чехова. Каково авторское отношение к этому литературному типу?

A.Герой находится в бедственном, унизительном положении, связанном с социальными условиями. Он достоин жалости («среда заела»).

Б. Герой сам себя ставит в жалкое положение, подвергает унижению свое достоинство. Он смешон.

B.Герой находится в бедственном положении не только из-за социальных условий, но и в силу собственных недостатков.

12. В рассказах А.П. Чехова ярко представлены недостатки своего времени, выраженные в сатирической форме. Подберите произведения, соответствующие указанным проблемам:

1)приспособленчество, угодничество;

2)добровольное самоуничижение;

3)бескорыстный шпионаж, жандармская тупость;

4)отражение социальной несправедливости в личном несчастье людей.

A.«Унтер Пришибеев». Б. «Смерть чиновника». B.«Тоска». Г. «Хамелеон».

13. В 1890 году А.П. Чехов едет на Сахалин, проводит огромную работу по переписи и обследованию каторжного населения. Результатами поездки стала книга о Сахалине. Как она называлась?

A.«Рассказ неизвестного человека». Б. «Остров Сахалин». B.«В ссылке». Г. «Убийство».

14. Какой из рассказов А. П. Чехова назвали «самым страшным» произведением русской литературы того времени?

А. «В овраге». В. «Палата № 6». Б. «Дама с собачкой». Г. «Крыжовник».

15. С каким театром тесно сотрудничал А.П. Чехов?

A. С Малым. Б. «Современником». B.Художественным. Г. Имени Станиславского.

16. Часто чеховские произведения сравнивают по настроению, приемам, которые использует автор, с одним из направлений живописи. С каким?

A.Экспрессионизмом. Б. Сюрреализмом. B.Пуантилизмом. Г. Импрессионизмом.

ІІ. РАССКАЗ «ИОНЫЧ»

1. Действие рассказа происходит:

а) в уездном городе; б) губернском городе; в) в родовом поместье.

2. Семья Туркиных, по мнению читателей города, считалась:

а) обычной семьей; б) наиболее интересной; в) очень скучной.

3.Доктору Старцеву знакомые:

а) настоятельно советовали познакомиться с Туркиными;

б) ничего не говорили ему о них;

в) считали, что ему не стоит с ними знакомиться.

4. Вера Иосифовна Туркина писала романы, которые:

а ) печатались в известных журналах, и она видела в этом необходимость;

б) нигде никогда не печатались, потому что она не считала это нужным.

5. Екатерина Ивановна Туркина:

а) увлекалась литературой и писала романы;

б) увлекалась живописью и была художницей;

в) увлекалась музыкой и была пианисткой.

6. Иван Петрович Туркин:

а) не любил шутить, был замкнутым человеком;

б) был гостеприимным хозяином и приятным собеседником.

7. Почему Старцев продолжал работать в земской больнице, хотя у него огромная практика в городе?

A.Оченьувлечен работой.

Б. Жадность одолела. B.Сохранил идеалы молодости.

8. Как относится «новый» Старцев к работе и больным?

А.Внимательно. В. Равнодушно. Б. Чутко.

9. Старцев и Екатерина Ивановна были увлечены друг другом, но вскоре расстались:

а) из-за Дмитрия Ионыча, который не мог решиться сделать ей предложение;

б) из-за Екатерины Ивановны, которая решила посвятить свою жизнь музыке.

10. Следующая цитата характеризует:

...мечты, томления и надежды привели... к такому глупенькому концу, точно в маленькой пьесе на любительском спектакле. И жаль было своего чувства, этой своей любви...

а) Старцева; б) Екатерину Ивановну Туркину.

11. О ком говорит Старцев Котику:

Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером - клуб.

A.О жителях города.

Б. О посетителях клуба, к которым Старцев относится презрительно.

B.О самом себе.

12. Кого имеет в виду Старцев, когда думает: «Бездарен не тот, кто не пишет повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого»?

A.Екатерину Ивановну. Б. Веру Иосифовну. B.Ивана Петровича.

13. Следующие слова: «Характер... изменился: стал тяжелым, раздражительным. ...Любовь была ...единственной радостью и, вероятно, последней» характеризуют:

а) Д.И. Старцева; в) И.П. Туркина. б) Е.И. Туркину;

14. Отметьте признаки начинающейся эволюции Старцева в Ионыча:

а) увлечен своим делом; б) любит говорить о своей земской больнице;

в) любит Котика (Екатерину Ивановну);

г) способен на безумства: идет ночью на свидание на кладбище;

д) не ходит пешком, имеет пару лошадей и кучера Пантелеймона;

е) уходя с кладбища и садясь в коляску, думает: «Ох, не надо бы полнеть!» - значит, жизнь довольно благополучная, сытая, спокойная.

ІІІ. РАССКАЗ «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»

1. Кому из героев рассказа «Человек в футляре» понятно всякое запрещение, а всякое разрешение непонятно:

а) учителю Коваленко; б) директору гимназии; в) Беликову.

2. Чего боится главный герой рассказа «Человек в футляре»:

а) жизни; б) людей; в) всего нового; г) любви; д) мыслей, идей;

е) циркуляров; ж) газетных статей, в которых запрещено что-нибудь?

3. Беликов постоянно говорил или думал: «Как бы чего не вышло!» по поводу (укажите лишнее):

а) открытия в городе читальни, чайной; б) организации драмкружка;

в) громкого смеха; г) споров на политические темы; д) езды на велосипеде;

е) выступления против начальства;

ж) появления новых циркуляров, запретов.

4. Какую атмосферу создавал вокруг себя Беликов?

А. Тревоги. В.Покоя. Б. Счастья. Г.Вечного страха.

5. Почему учитель Беликов «держал в руках весь город»?

A.Пользовался любовью коллег и учащихся гимназии.

Б. Его жизненная позиция отражала типичность угнетенного состояния общества. B.Был доносчиком.

6. Укажите, когда у Беликова появилось выражение радости на лице:

а) во время посещения квартир учителей; б) на заседаниях педсовета; в) в гробу.

7. Кто не побоялся Беликова и нашел смелость выступить против него?

A.Директор гимназии. Б. Учитель математики.

B.Учитель истории и географии Коваленко?

8. Кому принадлежат слова:

Не понимаю, - говорил он нам, пожимая плечами, - не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке. Нет, братцы, поживу с вами еще немного и уеду к себе на хутор... Уеду, а вы оставайтесь тут со своим Иудой, нехай вин лопне.

A.Директору гимназии. Б. Вареньке. B.Учителю истории и географии Коваленко.

9. Какое средство комического не использует в своем рассказе А.П. Чехов?

А. Юмор. В. Сатиру. Б. Иронию. Г. Гротеск.

IV. ПЬЕСА «ВИШНЕВЫЙ САД» (ОБЩИЕ ВОПРОСЫ)

1. А.П. Чехов считал, что «Вишневый сад» по жанру:

а) трагедия; б) комедия; в) трагикомедия; г) драма.

2. Темой пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» является:

а) судьба России, ее будущее; б) судьба Раневской и Гаева;

в) вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина.

3. Основная идея пьесы:

а) разрушительная роль новой богатой буржуазии;

б) упадок дворянского поместного сословия;

в) ожидание настоящих «хозяев жизни», способных превратить Россию в цветущий сад.

4. В чем особенность диалога в пьесе «Вишневый сад»?

A.Построен как диалог-монолог.

Б. Классический диалог - реплика является ответом на предыдущую.

B.Неупорядоченный разговор - персонажи не слышат друг друга.

5. В пьесе два сюжета: внешний и внутренний. Кульминацией внешнего сюжета является:

А ) уход Ани с Трофимовым; Б ) продажа сада с аукциона;

В ) Фирс, забытый в заколоченном доме; г) звуки топора.

6. Все герои пьесы - классовые враги, люди непримиримых идейных взглядов, но А.П. Чехов не делает их личными врагами. Напротив, они доброжелательны друг к другу. В чем же суть конфликта?

A.Они чужие, не способны понять друг друга.

Б. Причина их расхождения - личные моральные качества.

B.Причина их расхождения - сама жизнь, ее устройство, ее законы.

7. Как в Художественном театре назвали характерное для чеховских пьес развитие действия?

A.«Бурный поток». Б. «Подводное течение».

B.«Невидимая жизнь». Г. «Буря и натиск».

8. Почему Раневская последние годы жила в Париже?

A.Она любит путешествовать.

Б. Не может жить в имении, где все напоминает о смерти мужа и гибели сына.

B.Надеется добыть денег для выкупа имения.

9. Какой выход из создавшейся ситуации (угроза продажи имения с аукциона за неуплату процентов) предлагает Лопахин?

A.Подождать, не пришлет ли Ане денег ярославская бабушка.

Б. Устроить заем под векселя.

B.Занять денег, вырубить сад и построить дачи.

10. Одно из главных действующих лиц в пьесе - время. Найдите категорию летоисчисления Фирса:

а) мы посадим новый сад; б) до несчастья (1861); в) 22 августа;

г) настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь.

11. Кто из героев пьесы склонен произносить длинные, высокопарные речи?

А. Петя Трофимов. Б. Епиходов. В. Гаев. Г. Варя.

12. Многие из героев живут прошлым, некоторые - будущим. Один герой в тексте живет настоящим. Кто?

A.Фирс. Б. Трофимов. B.Раневская. Г. Лопахин.

13. Укажите, кто из героев пьесы «Вишневый сад» считает себя либералом, вольнодумцем, называет себя человеком 80-х годов, который пострадал за свои убеждения:

а) Лопахин; б) Гаев; в) Епиходов; г) Симеонов-Пищик.

14. Среди черт «новой драмы» А.П. Чехова найдите ту, «символом» которой является Епиходов.

A.Атмосфера всеобщего неблагополучия. Б. Атмосфера всеобщего одиночества.

B.Атмосфера психологической глухоты. Г. Полифоничность чеховских драм, «хоровая судьба».

15. Кто научил Аню думать иначе и любить другую жизнь?

A.Варя. Б. Петя Трофимов. B.Раневская. Г. Гаев.

16. 22 августа - день торгов - день Святого Моисея. За кем «пошла» Россия?

A. За Гаевым. Б. Трофимовым. B.Лопахиным. Г. Фирсом.

17. В пьесе «Вишневый сад» был единственный образ, к которому А.П. Чехов отнесся без тени иронии, с нежностью и любовью. Кто это?

A.Раневская. Б. Варя. B.Аня. Г. Дуняша.

18. Пьеса «Вишневый сад» насыщена символами: вишневый сад, город, угадывающийся вдали, прохожий... Дополните этот ряд:

а) брошка в виде пчелки; б) звук лопнувшей струны;

в) леденцы; г) бильярд; д) звук топора.

19. Что символизирует образ вишневого сада?

A.Красоту, поэзию старой дворянской жизни, культуры. Б. Мертвую, уходящую красоту.

B.Бесхозяйственность, неприспособленность к жизни. Г. Источник доходов, средство для безбедной жизни.

20. Найдите соответствующие героям речевые характеристики:

1) чувствительная искренность, манерность, напыщенность;

2) просторечие с либеральными разглагольствованиями, биллиардная лексика;

3) наукообразная речь, насыщенная политическими терминами.

А. Петя Трофимов. В.Раневская. Б. Гаев.

21. Кому принадлежат высказывания о пьесе Чехова «Вишневый сад»:

Это не комедия... Это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте... Я плакал, как женщина, хотел, но не мог удержаться.

A. А.П. Чехову. Б. К.С. Станиславскому. B. А.М. Горькому.

V. ПЬЕСА «ВИШНЕВЫЙ САД». (РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ)

1. Определите, к кому относятся характеристики.

а. Хороший она человек. Легкий, простой человек.

б. А у вас в фигуре в самом деле есть что-то лошадиное.

в. Вечный студент! Уже два раза увольняли из университета.

г. Уж очень она усердная, не в свое дело суется. Все лето не давала покоя...

д. ...говорят, принял место, будет в банке, шесть тысяч в год... Только ведь не усидит, ленив очень...

A.К Раневской. Б. Варе. B.Гаеву. Г. Симеонову-Пищику. Д. Пете Трофимову.

2. Определите, к кому относятся характеристики.

а. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...

б. Она хорошая, добрая, славная <...> но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении.

в. Человек он смирный, а только иной раз как начнет говорить, ничего не поймешь. И хорошо, и чувствительно, только непонятно.

г. Облезлый барин.

д. Она привыкла рано вставать и работать, и теперь без труда она, как рыба без воды. Похудела, побледнела и плачет, бедняжка...

A.К Епиходову. Б. Лопахину. B.Пете Трофимову. Г. Раневской. Д. Варе.

3. Определите, к кому относятся характеристики.

а. Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком...

б. Человек он несчастливый, каждый день что-нибудь. Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья...

в. Она у меня из простых, работает целый день...

г. И у вас нет чистоты, а вы просто чистюлька, смешной чудак, урод...

д. Уж три года так бормочет. Мы привыкли.

A.К Епиходову. Б. Лопахину. B.Фирсу. Г. Варе. Д. Пете Трофимову.

4. Определите, кому принадлежат слова.

а. Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!

б. ...пошла бы себе в пустынь, потом в Киев... в Москву, и так бы все ходила по святым местам... Ходила бы и ходила. Благолепие!..

в. Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно говоря, хочется, жить мне или застрелиться...

A.Епиходову. Б. Лопахину. B.Пете Трофимову. Г. Симеонову-Пищику. Д. Варе.

5. Определите, кому принадлежат слова.

а. Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего.

б. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что людей совестно, как свинья.

в. У меня несчастье каждый день, и я, позволю себе так выразиться, только улыбаюсь, даже смеюсь.

г. Я такая деликатная девушка, ужасно люблю нежные слова.

д. Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала.

A.Епиходову. Б. Лопахину. B.Фирсу. Г. Раневской. Д. Дуняше.

6. Кому принадлежат слова:

а. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей.

б. ...страна необразованная, народ безнравственный, притом скука, на кухне кормят безобразно...

в. У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая.

г. Я думаю, напрягаю мозги, у меня много средств, очень много и, значит, в сущности ни одного.

д. Мы будем читать книги в осенние вечера, прочтем много книг, и перед нами откроется новый, чудесный мир...

A.Лопахину. Б. Шарлотте Ивановне. B.Гаеву. Г. Яше. Д. Ане.

Контрольная работа Творчество А. П. Чехова

Предварительные задания для учащихся

Прочитайте рассказы А. П. Чехова «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Ионыч», «Человек в футляре», пьесу «Вишневый сад».

Вопросы к контрольной работе 6

1.Какие парадоксы имеют место в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника»? (Два ответа)

а. Веселое, беззаботное оборачивается обыденным.

б. Отрицательный герой получает положительную оценку.

в. Повод (герой «чихнул») несоизмерим с последствиями (герой «номер»).

г. Авторский замысел противоречит реальному воплощению.

д. Тема, определенная в названии рассказа, не соответствует характеру рассказа, тону повествования в нем.

2.Определите основной композиционный прием и его значение,функцию в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». (Три ответа)

а. Прием повторения: каждый раз задается новый вопрос, ответ остается неизменным.

б. Прием повторения: вопрос не меняется, несколько раз меняется реакция персонажа.

в. Благодаря композиционному приему повтора в рассказе рождается исключительно и только комический эффект.

г. Благодаря композиционному приему повтора в рассказе воссоздается социальная система подчинения и зависимости.

д. Благодаря композиционному приему повтора изображение особенностей жизни людей в системе зависимости и подчинения сопровождается комическим эффектом.

3. Кто и почему мало интересен автору или не изображается им вообще в рассказах «Смерть чиновника», «Хамелеон»?(Два ответа)

а. Генерал не изображается в «Хамелеоне»: упоминание этого персонажа выполняет сугубо формальную роль, с ним не связано рождение смыслов в рассказе.

б. Генерал не изображается в «Хамелеоне»: автору нет необходимости изображать власть имеющего человека. Полная зависимость от «сильных мира сего» определяет поведение главного персонажа.

в. Генерал в «Смерти чиновника» мало интересен автору, не описывается подробно: поведение чиновника и происходящее с ним не связано с индивидуальными особенностями этого генерала.

г. Генерал в «Смерти чиновника» мало интересен автору, не описывается подробно: персонаж вообще не реагирует на действия чиновника.

д. Генерал в «Смерти чиновника» мало интересен автору, не описывается подробно: зло в социальной системе связано только с дурными намерениями начальников. У генерала из этого рассказа таких намерений нет.

4.Что способствует рождению комического эффекта в расска-зе А. П. Чехова «Хамелеон»? (Три ответа)

а.Фамилии персонажей. б.Введение элементов фантастики.

в.Неправильно построенные предложения (реплики персонажей).

г.Введение образов комиков, шутов. д. Композиционный прием повтора.

5.Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон»: Каковы особенности поведения Хамелеона? (Два ответа)

а.Поведение героя неповторимо индивидуальное.

б.Поведение и мышление персонажа шаблонные, стереотипные.

в.Поведение героя определяется его склонностью к рассуждениям философского характера.

г.Герой истово придерживается своего понимания «порядка» (не им когда-то заведенного и общепринятого).

д.Герой понимает относительность своих представлений и убеждений.

6.Почему герой рассказа А. II. Чехова «Ионыч» претерпевает «отрицательную» эволюцию? (Три ответа)

а. Вполне определенную роль в этом длительном процессе играет обывательская среда города С. Герой долгие годы своей жизни провел здесь.

б. Герой на протяжении всей жизни верен своим высоким представлениям.

в. Герой, отличающийся от среды городских обывателей, не протестует против их нравов, со временем свыкается с ними.

г. Под воздействием разных жизненных обстоятельств герой отказывается от мечтаний и высоких представлений. Деградация личности - плата за это.

д. Герой не подчинился обычаям городской среды.

7. Рассказ А. П. Чехова «Ионыч»: Что предстает как особое, неповторимое и неповторяемое в жизни и впечатлениях главного героя? (Один ответ)

а. Чтение Верой Иосифовной своего романа.

б. Шутки и остроты Ивана Петровича.

в. Восхищение Екатерины Ивановны трудовой деятельностью героя.

г. Игра Котика на рояле.

д. Удивительная, волшебная ночь на старом кладбище в ожидании свидания.

8. Рассказ А. П. Чехова «Ионыч»: Почему первоначально Котик не отвечает взаимностью влюбленному в нее Старцеву? (Один ответ)

а. Герой не обнаружил способность к изысканному красноречию.

б. Герой не проявил особой настойчивости, не стал бороться за свое счастье.

в. Котик, находясь в плену своих представлений, сторонится всего, что видится ею обыкновенным, ничем не выдающимся. В области обыкновенного оказываются для нее и «пустая», «бесполезная» жизнь людей города, и молодой врач со смешным именем.

г. Поступок Котика в контексте всего рассказа предстает как необъяснимый.

д. Поступок Котика зависел от семейных обстоятельств.

9.Что остается неизменным в поведении, особенностях мышления Котика - Екатерины Ивановны - в первой и второй сценах объяснения со Старцевым - Ионычем? (Один ответ)

а. Героиня - живой, много перестрадавший человек и в той, и в другой сцене.

б. Героиня не уверена в себе, робка и в той, и в другой сцене.

в. Героиня каждый раз тонко понимает героя.

г. Героиня каждый раз категорична.

д. Героиня и первый, и второй раз находится в плену своих представлений, до конца не понимает героя, не видит в нем реального, живого человека (работающий и помогающий людям молодой Старцев отвергнут, а зарабатывающий деньги, предавший забвению свои прежние идеалы Ионыч возвышен в мечтах героини).

10.«Человек в футляре» А. П. Чехова: Чего не вмещает и не может вместить в себя беликовское футлярное существование? (Два ответа)

а. Страх.

б. Живую жизнь (неоднозначную, наполненную разнообразным движением).

в. Душевное здоровье.

г. Смерть и смертельную угрозу живущему.

д. Разнообразные запреты, беспрекословное подчинение им.

11.«Человек в футляре» А. П. Чехова: Отметьте способы, средства выражения авторской позиции в рассказе. (Два ответа)

а. Автор открыто выражает свою позицию.

б. Авторские отступления, в которых он склонен поучать, проповедовать.

в. Авторский смысл располагается поверх высказываний персонажей. Автор в финале вводит образы, расширяющие картину мира, преодолевающие пространственно-временную ограниченность событийной истории всех без исключения героев.

г. Тематическая композиция рассказа способствует выражению авторской позиции: тема живой жизни контрастна по отношению к теме футлярной жизни.

д. Авторский смысл складывается из суммы более или менее однозначных выводов, к которым приходят герои (Буркин, Чимша-Гималайский).

12.В чем особенности построения драматургического диалога в «Вишневом саде» А. П. Чехова? (Два ответа)

а. Реплика персонажа обязательно является ответом на предыдущую реплику и становится в свою очередь импульсом для последующего ответа.

б. Смена реплик персонажей обусловлена интенсивным развитием внешне волевых действий персонажей.

в. Реплики и их смена строго определены темой разговора действующих лиц.

г. Одна реплика не подхватывает другую, диалог не всегда имеет последовательную тематическую упорядоченность.

д. Диалог прерывист, персонажи не всегда слушают друг друга.

13. В чем особенность чеховской символики в «Вишневом саде»?(Два ответа)

а. Автор оставляет возможность реального объяснения символического образа, чеховские символы не уводят от земного.

б. Символический образ (вишневый сад, звук лопнувшей струны) исполнен чего-то мистического, ирреального.

в. Чеховские символы, раздвигая земные горизонты, уводят от всего земного.

г. Символические образы не соотносятся с бытийным, вечным, общим.

д. Неразгаданность, таинственность не чужды символическим образам в пьесе.

14. Определите жанр, жанровое своеобразие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». (Один ответ)

а. Комедия: представления героев «Вишневого сада» не совпадают с реальным ходом вещей.

б. Драма: гибнет сад, все навсегда теряют общий дом; торжествуют идеалы новой - лопахинской - жизни, старые идеалы предаются забвению.

в. Комедия: в пьесе находят место комические положения и даже фарс.

г. Комедия: в пьесе используются приемы площадного театра, балагана (падение с лестницы, фокусы, удары по голове и т. д.).

д. В пьесе особым образом соединяются драматическое и комическое. Жанровая природа «Вишневого сада» сложна.

15. Какой аспект в отношениях героев только заключает в себе потенциал возможных конфликтных положений, но не становится в пьесе «Вишневый сад» непременным и важнейшим «составляющим» для конфликта в целом? Возможны иные интерпретации конфликта этой пьесы? (Два ответа)

а. Историко-социальный аспект: имение переходит не просто в руки купца-предпринимателя - новым владельцем усадьбы становится внук крепостного помещиков Гаевых.

б. Нравственно-философский аспект: Раневская и Гаев, отказываясь от предложения Лопахина, отстаивают свое понимание жизни, ее непреходящие ценности, ее единство. В своем выборе они от начала до конца последовательны, и их решение обретает трагический оттенок.

в. Нравственно-психологический аспект, связанный с любовной темой: Лопахина все давно уже считают женихом Вари, он же в самых искренних чувствах в первом действии признается только Раневской («...и люблю вас, как родную... больше, чем родную»), ему хочется сказать ей «что-нибудь очень приятное, веселое».

в. Нравственно-психологический аспект, связанный с темой субъективных представлений героев. Противоречие между объективным ходом истории, движением жизни как таковой и субъективными представлениями героев пронизывает собою все произведение (наиболее показательным в этом отношении является III акт, имение продается - все танцуют).

д. Возможны иные интерпретации конфликта, его составляющих. Это определено самой природой чеховского произведения.

Рекомендации к контрольной работе

Подсказка к вопросу 1

Что послужило причиной смерти чиновника? Стремится ли автор вызвать у читателя симпатии, чувство сострадания к своему герою Червякову - «маленькому человеку»? Придерживается ли Чехов традиции, сложившейся в русской литературе в изображении «маленького человека» («Шинель» Н. В. Гоголя, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского)?

Справка

Парадокс - греческое по своему происхождению слово со значением «неожиданный», «странный».

Подсказка к вопросу 2

Требуется хорошее знание рассказа. В какой социальной системе может сформироваться поведение, подобное поведению полицейского надзирателя Очумелова? Может ли Очумелов одинаково поступить как по отношению к негенеральской собаке, так и по отношению к генеральской? Стремится ли автор вызвать у своих читателей сочувствие к герою Очумелову? Почему рассказ так назван? Выпишите фамилии персонажей рассказа. Как вы думаете, почему автор использовал такие фамилии?

Подсказка к вопросу 3

В какой социальной системе может сформироваться поведение, подобное поведению полицейского надзирателя Очумелова? Может ли Очумелов одинаково поступить как по отношению к негенеральской собаке, так и по отношению к генеральской? Есть ли необходимость вводить генерала в систему персонажей рассказа «Хамелеон»? Есть ли в рассказе намек на иной тип поведения Очумелова, будь генерал добрым?

Как статский генерал Бризжалов отнесся в театре к неприятной для него ситуации? Заявил ли этот генерал чиновнику Червякову о необходимости извиниться перед ним и сделать это неоднократно? Кто вызывает большее сочувствие у читателей - генерал или чиновник Червяков?

Подсказка к вопросу 4

Выпишите все фамилии персонажей, встретившиеся вам в рассказе. Почему автор выбрал такие фамилии? Каковы специфические особенности высказываний персонажей («Насчет дров с МитирийМитричем, - и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий...»; «Попадись этакая собака в Петербурге или в Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши!»)?

Подсказка к вопросу 5

В какой социальной системе может сформироваться поведение, подобное поведению полицейского надзирателя Очумелова? Может ли Очумелов одинаково поступить как по отношению к негеперальской собаке, так и по отношению к генеральской? Является ли фамилия персонажа говорящей? Изменяет ли неожиданная ситуация на улице отношение Очумелова к самому себе, заставляет ли его задуматься над своим поведением? Осмысляет ли Очумелов ситуацию в целом, задумывается ли над ее источником, первопричиной? Кто виноват, по мнению Хамелеона, в произошедшем?

Подсказка к вопросу 6

Прочитайте еще раз три первых абзаца четвертой части рассказа, пятую часть рассказа. Свободен ли герой от воздействия на него обывательской среды? Что постепенно становится развлечением героя? Меняется ли характер врачебной практики героя? Что узнает читатель о его отношении к больным в пятой части рассказа? Сохраняет ли герой в памяти сердца свежесть, остроту, поэтичность своей первой и единственной влюбленности (вспомните произведения И. С. Тургенева «Ася», «Вешние воды»)?

Подсказка к вопросу 7

Для ответа на вопрос требуется знание содержания рассказа «Ионыч».

Подсказка к вопросу 8

Для ответа на вопрос требуется знание содержания рассказа «Ионыч».

Прочитайте в третьей части рассказа «Ионыч» сцену предложения Старцева Екатерине Ивановне стать его женой. Как объясняет героиня свой отказ?

Подсказка к вопросу 9

Каковы композиционные особенности истории взаимоотношений Екатерины Ивановны и Старцева? Как складываются взаимоотношения героев до отъезда Екатерины Ивановны? Как они складываются через несколько лет? Как меняется нх отношение друг к другу? Способна ли героиня выйти за пределы своих представлений как в юности, так и в зрелые годы?

Подсказка к вопросу 10

Как относился к живой действительности Беликов? Какое «постоянное и непреодолимое стремление» руководило им? Как относился герой ко «всякого рода нарушениям, уклонениям, отступлениям от правил»? Как воздействовала жизненная позиция Беликова на окружающих его людей? От чего предостерегает Беликов Михаила Саввича Коваленко? Каково было выражение лица у лежащего в гробу Беликова? Как отнеслись к смерти Беликова в городе и почему?

Подсказка к вопросу 11

Есть ли в рассказе прямые высказывания автора оценочного характера? Прочитайте последнюю часть рассказа: почему в нее включена пейзажная зарисовка? Кому из персонажей принадлежат исполненные высоким пафосом монологи? Идеализирует ли автор Ивана Ивановича Чимшу-Гималайского, учителя Буркина? Почему автор выбирает для героев именно такие фамилии? Зачем приехал на охоту Иван Иванович? На какую привычку этого персонажа в начале и в конце рассказа указывает повествователь? Складывается ли авторское видение человеческой жизни из суммы более или менее однозначных выводов, к которым приходят его герои?

Подсказка к вопросу 12

Доминируют ли в пьесе внешне волевые действия персонажей (действие одного персонажа - противодействие другого)? Устремлена ли позиция каждого персонажа к четко намеченной цели? Есть ли предельная заинтересованность каждого персонажа услышать высказывание другого, ответить на него? Являются ли небольшие монологи Шарлотты ответной реакцией на предшествующий вопрос? Прочтите начало второго действия: насколько традиционно - в контексте русской драматургии XIX века - даны диалоги?

Подсказка к вопросу 13

С вишневым садом связано основное событие пьесы - его продажа, - но именно оно остается за сценой. Образ вишневого сада в художественной системе произведения неотъемлем и от движения «внешнего», событийного сюжета, и от развития «внутреннего», лирического. Этот образ сопрягает между собой все «составные» конфликта пьесы. Он становится ключевым образом в смысловой структуре произведения. По глубокой мысли известного литературоведа Г. А. Гуковского, в пьесе А. П. Чехова предстает «жизнь в своем единстве», главным же ее героем является Вишневый сад. Этот образ, повторяясь, набирает символическую энергию. По справедливому суждению В. Б. Катаева, «чеховские символы раздвигают горизонты, но не уводят от Земного. Сама степень освоения, осмысления бытового в произведениях Чехова такова, что в них просвечивает бытийное, общее и вечное».

Подсказка к вопросу 14

«Вышла у меня не драма, а комедия», - писал по окончании работы над пьесой Чехов. Чеховские современники восприняли «Вишневый сад» как произведение глубоко драматическое, но автор от своего мнения не отказался, он настойчиво стоял на своем.

Обратите внимание на тональность финала пьесы по мысли драматурга. «Последний акт будет веселый, - писал Чехов, - да и вся пьеса веселая, легкомысленная». Жизнь людей предстает в ситуации освобождения от всего старого, нес герои - каждый по-своему - находятся на пороге обновления, на пороге серьезных перемен. Аня восклицает: «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!» Трофимов продолжает: «Здравствуй, новая жизнь!..»

Вписывается ли чеховская пьеса в контекст устоявшихся в истории драматического искусства представлений о комедии? Обратите внимание на первые отклики на «Вишневый сад »: первые читатели и истолкователи «Вишневого сада» по-разному восприняли пьесу. М. Горькому была близка мысль о конце старого мира, поэтому он видит в произведении проявление озорства: «Озорную штуку Вы выкинули, Антон Павлович. Дали красивую лирику, а потом вдруг звякнули со всего размаха топором по корневищам: к черту старую жизнъ\» Иначе воспрпнял смысл и тональность «Вишневого сада» его первый постановщик К. С. Станиславский: «Это не комедия, не фарс, как вы писали, - это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте».

Можно ли решить вопрос о жанровой принадлежности «Вишневого сада» однозначно?

Подсказка к вопросу 15

Прочтите монолог Лопахина, вернувшегося с аукциона. «Вишневый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад мой!» - восклицает он. «Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню», - говорит он. Обратите внимание на ремарки, отмечающие, как ведет себя герой. Как объяснить восторг Лопахина?

Отвратить угрозу разорения, обеспечить собственное материальное благополучие ценою уничтожения сада Гаев и Раневская не в состоянии, и такая жертва для них ничем не может быть оправдана. Они при этом вряд ли питают иллюзии о спасении сада новым владельцем, а это отчасти могло бы снять с них груз ответственности. Между неотвратимой гибелью сада и разорением они выбирают последнее. Отказываясь от предложения Лопахина, они отстаивают свое понимание жизни, ее непреходящие ценности, ее единство. В своем выборе Раневская и Гаев от начала до конца последовательны, и их решение обретает трагический оттенок.

Развивается ли в пьесе любовная тема (Лопахин - Варя, Лопахин - Раневская), какая из отмеченных двух линий едва-едва намечена драматургом, практически не фиксируется зрителем? Складывается ли в пьесе вполне традиционный для драматических произведений «любовный треугольник»?

Почему сложилось много различных театральных прочтений чеховской пьесы?

Ответы к контрольной работе № 6

1. Ответ: 3, 5. 2.Ответ: 2, 4, 5 3.Ответ: 2, 3. 4.Ответ: 1,3, 5.5.

5. Ответ: 2,4. 6.Ответ: 1,3,4. 7.Ответ: 5. 8.Ответ: 3.

9. Ответ: 5. 10.Ответ: 2, 3. 11.Ответ: 3,4. 12.Ответ: 4, 5.

13.Ответ: 1, 5. 14.Ответ: 5. 15.Ответ: 3, 5.

При изучении творчества А.П.Чехова можно использовать для контроля знаний и проблемные вопросы:

1.Проанализируйте состояние Старцева на кладбище. Какие особенности языка помогают понять противоречивое состояние героя? Как соотнесены здесь внешний и внутренний планы повествования?

2.Выпишите из пьесы «Вишнёвый сад» ремарки, рисующие облик вишнёвого сада. Какое настроение они создают? Какова их роль в понимании идейного смысла пьесы? Аргументируйте свою точку зрения.

3.Проанализируйте эпизод встречи Дмитрия Старцева и Екатерины Туркиной через 4 года после их знакомства («Ионыч»), Какова роль этого эпизода в рассказе? Какие особенности языка помогают понять смысл рассказа?

4.Проследите, как и рассказе «Студент» меняется настроение главного героя. Какие силы и обстоятельства способствуют его духовному изменению?

5.Сопоставьте способы создания образов Лопахина и Трофимова («Вишнёвый сад»). Определите, с каким чувством автор рисует каждый образ. Какие приемы используются для «снижения» или «повышения» этих обрати''

6.Проанализируйте реплики Раневской и авторские ремарки в эпизоде к дсп кой («Вишнёвый сад», д. Г). Докажите, что развитие действия ведётся здесь и в двух планах: внешнем (событийном) и внутреннем (авторском). Какую роль играет здесь приём контраста?



© 2010-2022