Урок русского языка на тему Соединительные О и Е в сложных словах ( 6 класс)

"Соединительные О и Е в сложных словах" (6-й класс)   Ноздрина Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы Знать: об образовании сложных слов от основ с помощью соединительных гласных О и Е. Уметь: верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах. Ход урока I. Лексико-орфографическая работа. (слайд 3) Исследователь, обозреватель, летчик-испытатель. II. Попутное повторение. (слайд 4) Устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек. (работа в паре) Задание: Е ... Приехать   Претихий приблизиться   предобрый прехороший   приподняться пристроить   прийти престранный   преодолеть приклеить   приказать прибыть   приобрести III. Объяснение новой темы. (слайд 5) Форма: беседа. – Какие слова называются сложными? – Как образуются сложные слова? На экране: вода, лазить —> водолаз море, плавать —> мореплаватель мышь, ловить —> мышелов Слово учителя: Это сложные слова. При образовании сложных слов используются соединительные гласные О и Е, а также И (семилетка). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: Ивангород. (слайд 6) Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется по... Пить чай   (чаепитие) помогать взаимно   (взаимопомощь) любить труд   (трудолюбие) люди одной фамилии   (однофамильцы) тот, кто ходит пешком   (пешеход) старший класс   (старшеклассник) 2. Работа с учебником. (слайд 11) Упражнение 167. 3. Творческая работа по рисункам. Задание: соединить слова, расположенные в правом столбике, с названиями предметов  левого столбика. 4. Попутное повторение. (слайд 3) Задание: к данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной. Ленивый ученик – добросовестный. Серьезный юноша – легкомысленный. Однообразное движение – многообразное. Враждебное отношение – доброжелательное. VII. Закрепление. 1. На экране: (слайд 13) пыль   хранить овощ   тушить огонь   сосать телевидение   плавать море   передача три   бороться земля   мерить Задание. К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной. Примечание: можно провести параллель с темой «Словосочетание». 2. «Диктант-молчанка». Угадай слово. (слайд 15) Задание: угадайте и запишите слово по толкованию его лексического значения. Машина, которая очищает хлопок; завод, где строят корабли; бумага, чувствительная к свету; здание, построенное из железа и бетона; машина, которая... а д о в о д п а р о в о з д ы м о х о д х о р о в о д б у р е л о м с а м о т е к п у л е м е т VIII. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание: с. 74. упражнение 169. Презентация.    
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку

"Соединительные О и Е в сложных словах" (6-й класс)

Ноздрина Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы

Знать: об образовании сложных слов от основ с помощью соединительных гласных О и Е.

Уметь: верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах.

Ход урока

I. Лексико-орфографическая работа.

(слайд 3)

Исследователь, обозреватель, летчик-испытатель.

II. Попутное повторение.

(слайд 4)

Устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек. (работа в паре)

Задание: Е И

Приехать

Претихий

приблизиться

предобрый

прехороший

приподняться

пристроить

прийти

престранный

преодолеть

приклеить

приказать

прибыть

приобрести

III. Объяснение новой темы.

(слайд 5)

Форма: беседа.

- Какие слова называются сложными?

- Как образуются сложные слова?

На экране:

вода, лазить -> водолаз
море, плавать -> мореплаватель
мышь, ловить -> мышелов

Слово учителя:

Это сложные слова. При образовании сложных слов используются соединительные гласные О и Е, а также И (семилетка). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: Ивангород. (слайд 6)

Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твердых согласных, какая - после мягких согласных, шипящих и ц ? (слайд 7)

(Вывод делают сами учащиеся).

IV. Наблюдения по таблице «Соединительные гласные О и Е».

(слайд 8)

V. Чтение словарной статьи.

(слайд 9)

VI. Контроль за пониманием темы.

(слайд 10)

1. Творческая работа. (слайд 10)

Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).

Пить чай

(чаепитие)

помогать взаимно

(взаимопомощь)

любить труд

(трудолюбие)

люди одной фамилии

(однофамильцы)

тот, кто ходит пешком

(пешеход)

старший класс

(старшеклассник)

2. Работа с учебником. (слайд 11)

Упражнение 167.

3. Творческая работа по рисункам.

Задание: соединить слова, расположенные в правом столбике, с названиями предметов левого столбика.

4. Попутное повторение. (слайд 3)

Задание: к данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.

Ленивый ученик - добросовестный.

Серьезный юноша - легкомысленный.

Однообразное движение - многообразное.

Враждебное отношение - доброжелательное.

VII. Закрепление.

1. На экране: (слайд 13)

пыль

хранить

овощ

тушить

огонь

сосать

телевидение

плавать

море

передача

три

бороться

земля

мерить

Задание.

К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

Примечание: можно провести параллель с темой «Словосочетание».

2. «Диктант-молчанка». Угадай слово. (слайд 15)

Задание: угадайте и запишите слово по толкованию его лексического значения.

Машина, которая очищает хлопок; завод, где строят корабли; бумага, чувствительная к свету; здание, построенное из железа и бетона; машина, которая очищает дорогу от снега.

3. Работа с учебником.

Упражнение 168.

4. Кроссворд. (слайд 18)

(Каждый ученик получает каточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).

  1. Специалист по разведению садов.

  2. Локомотив с паровым двигателем.

  3. Канал для выхода дыма из трубы.

  4. Русская народная игра-пляска.

  5. Лес, поваленный бурей.

  6. Бесплановое, стихийное совершения дела, работы.

  7. Огнестрельное оружие.

с

а

д

о

в

о

д

п

а

р

о

в

о

з

д

ы

м

о

х

о

д

х

о

р

о

в

о

д

б

у

р

е

л

о

м

с

а

м

о

т

е

к

п

у

л

е

м

е

т

VIII. Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание: с. 74. упражнение 169.

Презентация.



© 2010-2022