Рабочая программа по литературе 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно- тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Количе-ство часов

Элементы содержания

Формы и виды деятельности на уроке

Элементы дополнительного содержания

Д/З

Дата проведе-ния по плану

Дата проведения факт

1

Введение. Образное отражение жизни в искусстве.

1

Знакомство с учебником-хрестоматией. Чтение и обзорный анализ эпиграфов разделов. Дать представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, литературе как искусстве слова

Лекция, беседа, работа с книгой, творческая работа

Учить составлять тезисы и план прочитанного, владеть различными видами пересказа; сочинение-миниатюра (попытка создать свой собственный образ) ; умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью

Закончить творческую работу, пересказ стр. 3-4


Устное народное творчество

3





2.

Лирическая песня как жанр народной поэзии

1

Устное народное творчество; отражение жизни народа в народных песнях; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста

Рассказ учителя, беседа

Особенности художественной формы фольклорных произведений; выбор видов чтения в соответствии с поставленной целью

Стр. 7-9, выразительное чтение на выбор

3.

Лирическая и историческая песня

1

Сравнительный анализ авторского текста песни с народной переделкой; развивать творческие способности учащихся

Беседа, творческая работа

Выбор видов чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение информации из различных источников.

Самостоятельно подготовить тему «Частушки»

4.

Предания

1

Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий, сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора; повторить элементы сопоставительного анализа текста

Работа по карточкам, беседа

Выбор видов чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение информации из различных источников.

Теория: песня, частушка, предания.

Пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», задание 1, стр.16


Из древнерусской литературы

4





5.

Люди Древней Руси. Б.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»

1

Сформировать представление о жанре житийной литературы, о высоких нравственных и духовных качествах людей, старины русской; житие как жанр древнерусской литературы.

Урок внеклассного чтения; организация совместной учебной деятельности; демонстрация

Знать содержание и историческую основу «Жития..», уметь воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения; интеграция с уроками МХК, ИЗО; выбор чтения в соответствии с поставленной целью. Теория: житие, воинская повесть

Прочитать самостоятельно «Житие Сергия Радонежско-го»

6-7.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

2

Развить понятие о древнерусской литературе, расширить представления об особенностях житийного жанра; формировать навыки комментированного чтения

Викторина «Узнай произведение и определи его жанр», беседа

Выбор видов чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение информации из различных источников.

Задание 4, стр. 26, чтение по ролям фрагментов повести, письменная характеристи-ка князя

8.

«Повесть о Шемякином суде»

1

Познакомить с повестью 17 века, которая осуждает и корыстолюбивых судей, и судопроизводство в целом, отметить важнейшие черты средневековой литературы; познакомить с особенностями поэтики бытовой сатирической повести 17 века

Урок внеклассного чтения, беседа

Выбор видов чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение информации из различных источников.

Стр. 20 - 30, развернутый ответ о впечатлении о повести


Из литературы 18 века

2





9-10.

Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь»

2

Дать понятие о сентиментализме, познакомить с выдающим деятелем русского сентиментализма Н.М.Карамзиным, отметить роль писателя в становлении русского литературного языка, познакомить с исторической повестью; работать над языком повести, лексическим значением слов и словосочетаний, проследить черты сентиментализма в повести

Беседа, работа с книгой, мини-сочинение; работа с репродукцией картины; мини-сочинение

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение монологической и диалогической речью; мини-сочинение «Какими приемами раскрывает автор «жизнь сердца» своих героев?» Теория: сентиментализм как литературное направление

Дочитать повесть до конца, подготовить инд. сообщения, выразитель

ное чтение описания Москвы, характеристи-ка героев; мини-сочинение


Из русской литературы 19 века

40





11-12.

Басни И.А.Крылова

2

Продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова, со взглядами великого баснописца на жизнь, на реальные отношения людей в обществе, познакомить с новыми баснями; учить определять мораль басен, использовать слова морального вывода в определенных случаях повседневной жизни, работать над выразительным чтением (инсценирование)

Инсценирование басни, рассказ учителя, беседа, игра;

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение монологической и диалогической речью. Теория: аллегория, басня, иносказание

Инсценировка басни, выразитель-ное чтение, попробовать придумать свою собственную басню

13.

Творчество К.Ф.Рылеева

1

Познакомить с жизнью и творчеством Рылеева, дать понятие думы, работать над выразительным чтением думы о Ермаке; учить рецензировать ответы одноклассников

Рассказ учителя, беседа, работа с текстом

Выбор видов чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение информации из различных источников.

Теория: дума

Выразительное чтение думы «Смерть Ермака»

14.

Вальтер Скотт - основоположник исторического романа. «Айвенго»

1

Рассказать о Средневековой Англии, главных героях и событиях романа.

Урок внеклассного чтения, беседа, работа с книгой

Выбор видов чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение информации из различных источников.

Теория: исторический роман

Индивидуальное задание по творчеству А.С.Пушкина

15.

А.С.Пушкин «История Пугачевского бунта». На подступах к роману «Капитанская дочка»

1

Знать основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, исторические источники, содержание изучаемого произведения; выяснить причины обращения Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали поэта; умение владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию

Беседа, работа с книгой, сообщение

Уметь делать сообщение о Пугачевском восстании, о работе Пушкина над образом Пугачева; использовать различные виды чтения; владеть монологической и диалогической речью. Теория: роман, повесть, хроника, семейные записи

Дочитать роман «Капитанская дочка», стр. 96-98

16.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Формирование личности П. Гринева «Я жил недорослем»

1

Определить жанровые особенности произведения, проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева - молодого русского дворянина; умение владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выделять смысловые части текста

Аналитическая беседа, работа с текстом, устные сообщения

Уметь рассуждать о роли отца, матери, Савельича в воспитании Петруши Гринева. Сообщения:

1) Первые жизненные испытания П.Гринева.

2) Что такое милосердие? Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Перечитать главы 3-4, перечитать главы, посвященные Белогорской крепости

17.

Гринев и обитатели Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых»

1

Проследить по тексту путь духовного становления главного героя, его отношения с людьми, знать содержание изучаемых глав в тексте, систему художественных образов повести; умение владеть различными видами пересказа,

Аналитическая беседа, работа с книгой, письменная работа

Письменный ответ «Как и почему изменилось отношение Гринева к своему пребыванию в крепости?»; владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога. Теория: мемуары, жанр, сюжет

Перечитать главы 3-5

18.

Гринев и Швабрин. Проблемы чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика

1

Сформировать представление о двух героях повести - Гриневе и Швабрине, их поступках и мотивах поведения, выделить основные проблемы; уметь сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев, выражать свое отношение к поступкам героев, выявлять авторскую позицию

Проблемные задания, сжатый пересказ, аналитическое чтение

Сообщение: 1) Роль пейзажа и интерьера в художественном тексте. 2) Роль эпиграфа в повести. Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Перечитать главу 2 «Вожатый», главы 4- 12,

инд. задание пересказать «Сон Гринева»

19.

Пушкинский Пугачев.

1

Создать условия для понимания и раскрытия образа главного героя - Пугачева; формировать представления учащихся о народной войне в анализируемых главах, проследить взаимоотношения Пугачева и Гринева; уметь характеризовать особенности сюжета композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному

Пересказ, словарная работа, беседа, мини-сочинение

Рассуждения: 1) Почему сложились особые отношения у Гринева и Пугачева?

2) «Зеркальные» сцены в романе . Владение монологической и диалогической речью; умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Мини-сочинение «Каким я увидел Пугачева?»

20.

«Старинные люди» и Маша Миронова

1

Создать условия для раскрытия смысла названия повести, отметить душевное богатство, нравственную чистоту, народную основу образа героини; умение владеть различными видами пересказа

Аналитическая беседа, рецензирование сочинений, работа по карточкам, беседа, комментирован-ное чтение

Инсценировка отрывков из повести Пушкина. Найти в тексте «зеркальные сцены». Владение монологической и диалогической речью. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материалы

Подготовить исполнение (выразитель

ное чтение) любимой пушкинской страницы «Капитанс

кой дочки» и объяснить свой выбор

21

Р/Р Подготовка к домашнему сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Тренировать в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания, учить вдумываться в формулировки тем, различать их оттенки; продолжить совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему.

Подготовка к сочинению, домашнее сочинение

Поиск нужной информации по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения. Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное

Домашнее сочинение

22.

Р/Р Анализ домашнего сочинения. Заключительный урок по роману «Капитанская дочка»

1

Подвести итог изучения романа, отметить жанровое своеобразие произведения, особенности сюжета и композиции, выяснить позиции автора и рассказчика

Анализ сочинений, рецензирование работ товарищей, урок контроля

Свободная работа с текстом художественного произведения; самостоятельное планирование и проведение исследования

Подготовиться к проверочно-

му тесту по произведе

нию

23-24.

М.Ю.Лермонтов - певец свободы. Лермонтовский Кавказ

2

Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры, познакомить с лирикой поэт , символическими образами, познакомить с поэмой «Мцыри»; учить определять род и жанр литературного произведения, выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть

Лекция, работа с книгой, демонстрация

Рассуждения: 1) Сравнение как основной композиционный прием в стихотворениях поэта; осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информаци-онно-смыслового анализа текста.

Прочитать поэму до конца, составить цитатный план 1-8 глав

25.

Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри»

1

Дать возможность ощутить поэму не как нечто чуждое, но как близкое и понятное явление, ощутить целитель-ную силу звучащего слова, в ходе аналитической беседы выявить основные художественные особенности поэмы, работать над

выразительностью чтения; учить анализировать поэтический текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль средств художественной выразительности

Аналитическая беседа, выразительное чтение, работа с книгой, демонстрация, цитатный план

Пейзажи Кавказа (материал с уроков ИЗО) в произведениях М.Ю.Лермонтова. Способность передавать содержание прочитанного текста в развернутом виде; владение монологической и диалогической речью. Теория: лирический герой, поэма, идея, сюжет, композиция

Закончить цитатный план поэмы, выучить наизусть одну из понравившихся глав произведения, словарная работа

26.

Идейное содержание поэмы «Мцыри». Образ Мцыри в поэме.

1

Создать условия для понима-ния идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости, совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержа-ния; учить владеть моноло-гической и диалогической речью

Совместная деятельность учащихся, работа с критическим материалом, мини-сочинение

Рассуждения: 1) Что узнал о жизни и о себе Мцыри за три дня скитания? 2) Смысл, заключенный в эпиграфе. Умение развернуто обосновывать суждения, давать оценку поступкам героев, приводить доказательства, используя цитатный материал

Мини-сочинение «Читая «Мцыри», подготовить

ся к контрольной работе

27.

Контрольная работа по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

Проверить и обобщить знания учащихся по поэме Лермонтова, закрепить

литературоведческие понятия; учить дискутировать,

аргументировано высказывая свое мнение

Урок контроля

Комплексный анализ текста; исследование фрагмента текста; умение перефразировать мысль; использование различных видов чтения; выбор и использование выразительных средств языка. Теория: метафора, сравнение, эпитет, гипербола.

Домашнее сочинение

28.

Н.В.Гоголь - великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания.

1

Вспомнить произведения Н.В.Гоголя, изученные ранее, дать представление об особенностях драматического произведения, познакомить с историей создания комедии «Ревизор»; знать определение понятия «комедия», учить составлять тезисы к лекции

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Знать особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия «комедия»; характеристика действующих лиц комедии, устное рисование; использование различных видов чтения; владение монологической и диалогической речью. Теория: драматическое произведение, комедия

Стр. 247-250, выразитель

ное чтение по ролям 1 и 2 действия комедии, инд. задания с использова

нием специальной лексики

29.

«Ревизор»: 1- 2 действия. Хлестаков и «миражная интрига»

1

Познакомить, прокомменти-ровать и обсудить события и характеры 1 и 2 действий комедии, знать основы сценического поведения, содержание комедии; Владеть различными видами переска-за, участвовать в диалоге по произведению, выразительно читать фрагменты комедии, выражать свое отношение к прочитанному

Совместная деятельность учащихся, пересказ, чтение по ролям

Первые сценические опыты. «Сыграть» (объяснить) поведение своего персонажа; владение основными видами публичных выступлений; умение обосновывать суждения, приводить цитатный материал.

Чтение по ролям 3 действия, составление цитатного плана комедии, подготовиться к тесту

30.

«Ревизор»: третье действие. Семейство Городничего

1

Совершенствовать умение анализировать драматическое произведение, продолжить работу по анализу комедии; работать над выразительным чтением по ролям

Беседа, работа с книгой, чтение по ролям, тест

Подготовить инсценировку из эпизодов; словесный портрет Хлестакова; владение основными видами публичных выступлений; умение обоснованно приводить доказательства при помощи цитатного материала

Чтение по ролям 4 действия

31.

«Ревизор»: четвертое действие. Разоблачение пороков чиновничества

1

Сформулировать «своевременные мысли» и вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города, побудить учеников к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя и вниматель-ному прочтению деталей гоголевского произведения; учить строить письменные и устные высказывания в связи с изучением произведения

Проблемные задания, чтение по ролям, совместная деятельность, характеристика героев, мини-сочинение

Индивидуальное задание «Сценическая история комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Рассуждение: Соответствует ли образ Хлестакова в кино образу, созданному писателем? Умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

Мини-сочинение «Каким я хочу видеть свой душевный город?», дочитать пьесу до конца

32.

«Ревизор»: пятое действие. Хлестаковщина как общественное явление

1

Завершить чтение комедии, показав новизну финала (немой сцены), отметить, как своеобразие действия пьесы «от начала до конца, вытекает их характеров», критика о пьесе Гоголя; учить строить письменные и устные высказывания по произведению

Тезисы из критических статей, работа с иллюстрациями, аналитическая беседа

Знать содержание статьи Белинского о комедии «Ревизор»; определение понятия «Хлестаков-щина»; уметь составлять тезисы к статье; обоб-щать изученное по харак-терам героев; умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, исполь-зуя цитатный материал; владение основными видами публичных выступлений

Подготови-ться к проверочной работе

33.

Р/Р Практическая работа по комедии «Ревизор». Контрольное тестирование

1

Выявить степень усвоения основных положений текста произведения и проблемати-ки, систематизировать и обо-бщить изученное; уметь пра-вильно и быстро подбирать нужный вариант ответа, обо-бщать изученное по харак-терам героев, выражать свое отношение к прочитанному

Проблемные задания, аналитическая беседа, выступления учащихся

Поиск нужной информа-ции в источниках различ-ного типа; использование мультимедийных ресур-сов и компьютерных технологий для обработ-ки, передачи, системати-зации информации

Домашнее сочинение

34.

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе

1

Продолжить разговор на тему образ «маленького человека» в литературе, мечта и реальность в повести

Урок внеклассного чтения

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказатель-ства, используя цитатный материал; владение основными видами публичных выступлений

Прочитать самостоятельно повесть Н.В.Гоголя

35.

И.С.Тургенев. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася»

1

Расширить знания о личности и взглядах И.С.Тургенева, показать связь его творчества с историей, углубить понятие о русском национальном характере; продолжить работу с малой прозаической формой

лекция, работа с учебником, сообщения учащихся

Свободная работа с текстом; изображение нравственной красоты и душевных качеств тургеневской девушки. Теория: прототип в художественной литературе

Дочитать повесть, озаглавить главы повести, стр.397

36.

История семьи Гагиных. Психологизм повести

1

Отметить «тайный психоло-гизм» Тургенева, который проявляется в речевой характеристике героев; про-следить, как складывается характер Аси, задуматься над формированием собственных характеров; совершенство-вать навыки характеристики героев, выразительного чтения, пересказа

Эвристическая беседа, работа над цитатным планом, пересказ

Закрепить навыки работы над планом, различные виды пересказа. Теория: повесть, фабула, сюжет. экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, психологизм.

Закончить цитатный план, инд.задания по группам

37.

Н.Н.- главный герой повести. Образ рассказчика.

1

Продолжить текстуальный анализ повести, проследить за отношениями героев, учить цитировать текст, подтверждая свои мысли Владеть различными видами пересказа

Проверочная работа, беседа по вопросам

Поиск нужной информа-ции в источниках различ-ного типа; использование мультимедийных ресур-сов и компьютерных технологий для обработ-ки, передачи, системати-зации информации

Подготовить выразительное чтение 12, 16 глав,мини-сочинение «Повесть «Ася» заставила ме-ня задума-ться о…»

38.

Р/Р. Стиль тургеневской прозы. Н.Г.Чернышевский о повести «Ася»

1

Учить воспринимать мнения критиков и формировать собственное мнение, отметить акварельность и гибкость, богатство и точность эпитетов, обратив внимание на стиль тургеневской прозы

Работа с книгой, беседа по вопросам, письменная работа на выбор

Поиск нужной информа-ции в источниках различ-ного типа; использование мультимедийных ресур-сов и компьютерных технологий для обработ-ки, передачи, системати-зации информации; составление киносценария

Домашнее сочинение, прочитать «Приключения Гулливера Джонатана Свифта», инд. задание

39.

Джонатан Свифт. Страницы биографии. «Путешествие Гулливера»

1

Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Свифта, его сатирой на государственное устройство и общество

Работа с книгой, словарная работа, сообщение уче-ника, конспекти-рование

Лексическое значение литературоведческих терминов: юмор, сатира

Стр. 307-308, вопросы № 1-6 стр. 308, словарная работа

40.

М.Е.Салтыков - Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города» - художественно-политическая сатира

1

Вспомнить основные страницы жизни и творчест-ва писателя, сформулировать свое собственное, личное отношение к его произведе-ниям; познакомить с художественно-политичес-кой сатирой писателя; отметить иронию писателя - гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй

Урок внеклассного чтения

Теория: гротеск как средство художественной выразительности

Прочитать отрывок стр. 5-14, инд.задание по группам, вопросы стр. 14

41-42.

Анализ отрывка из «Истории одного города» М.Е.Салтыкова - Щедрина: «О корени происхождения глуповцев»

2

Заинтриговать учеников, пробудить у них желание понять смысл этой главы, настроить на самостоятель-ную исследовательскую работу; показать что «История…» - пародия на официальные исторические сочинения;

Беседа по вопросам, сообщения учащихся, чтение по ролям

Показать своеобразие историзма Салтыкова -

Щедрина, развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения. Теория: Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия

Письменный вопрос

43.

Н.С.Лесков «Старый гений»

1

Продолжить тему «Сатира на чиновничество», познакомить с рассказом Лескова «Старый гений; отметить отношение Лескова к России

Сообщения учащихся, викторина

Развивать навыки анализа текста,

Задание по вариантам

44.

Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала»

1

Жать представление о личности и творчестве писа-теля; показать особенности композиции рассказа «После бала»

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация иллюстраций

Дать понятие о роли антитезы в идейной и художественной ткани рассказа

Прочитать рассказ, составить план,вопросы 1-7 стр.40

45.

Художественные особенности рассказа «После бала»

1

Отметить художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика; совершенст-вовать навык анализа прозаических произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика

Аналитическая беседа, проблемные вопросы,

Прием контраста, уметь сопоставлять эпизоды рассказа, владеть различными видами пересказа

Вопросы 8,9 стр. 40-41, подготовить характерис-тики героев

46.

Историзм литературы. Проблема самовоспитания. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей

1

Создать условия для понимания главной мысли рассказа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика

Проблемное изложение, аналитическая беседа, проблемные вопросы, письменная работа

Знать содержание рассказ и приемы анализа текста; уметь сопоставлять эпизоды рассказа

Письменная работа на тему «Какую из проблем, поставлен-ных в расска-зе Л.Н.Толс-того «После бала», я счи-таю наиболее важной?»

47-48.

Поэзия родной природы. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков - певцы родной природы. Анализ лирического стихотворения

2

Учить умениям выразитель-но читать стихотворение, видеть роль выразительных средств в раскрытии идеи стихотворения, строить письменное высказывание - анализ поэтического текста

Проблемные задания, сообщения учащихся, отзывы о прочитанных стихотворениях

Создать на уроке лирическую атмосферу; определить своеобразие лирики указанных поэтов, начать работу над анализом лирического стихотворения

Выучить наизусть од-но из стихо-творений, письменный анализ стихотворе-ния.

49.

А.П.Чехов: «Мое святая святых…» Трилогия. «Человек в футляре»

1

Вспомнить основные события жизни писателя, отметить, что запомнилось больше всего, что показа-лось особенно важным; рассмотреть вопрос, кото-рый волновал Чехова, - воп-рос человеческой свободы; проанализировать рассказ «Человек в футляре».

Аналитическая беседа, комментированное чтение, работа с книгой, самостоятельная работа по группам

Развивать навыки выразительного чтения, анализ текста

Прочитать рассказы «О любви», «Крыжов-ник», вопрос 5, стр. 58

50.

Рассказы А.П.Чехова «О любви», «Крыжовник»

1

Рассмотреть проблему отношений между мужчи-ной и женщиной, отметить, что любовь является сво-еобразной проверкой свобо-ды человека от лжи перед самом собой

Аналитическая беседа, чтение монолога, рабо-та с текстом, словарная работа

Уметь сопоставлять эпизоды рассказа, владеть различными видами пересказа

Мини-сочинение, инд.задание по рассказам Чехова

Из литературы 20 века

15


51.

И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи»

1

Дать представление о нравст-венной окраске поступков каждого из героев рассказа; выявить своеобразие подхода писателя к теме любви

Проблемные задания, сообщения учащихся, работа с книгой

Уметь сопоставлять эпизоды литера-турных произве-дений и сравнивать их героев, выражать свое отношение к прочитанному

Стр. 65-66, вопрос 2 стр. 66, самосто-ятельно про-читать рас-сказ«Солнеч-ный удар»

52.

А.И.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени»

1

Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества писателя, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа

Лекция, рассказ, беседа, работа с книгой

Уметь выделять смысловые части рассказа

Сравнитель-ная характеристика героев, мини-сочинение, инд.задание по творчеству М.Горького

53-54.

М.Горький: страницы биографии. Рассказ «Челкаш»

2

Знать основные факты жизни и творчества М.Горького, начать работу над рассказом, дать представление о причинах проявления интереса писателя к людям, опустившимся на дно жизни; рассказать об истории создания рассказа

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, сообщения учащихся, работа с книгой

Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств в рассказе, выявлять авторскую позицию

дочитать рассказ до конца, мини-сочинения на выбор

55-56

А.А.Блок - выдающийся русский поэт-символист. «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее. Цикл «На поле Куликовом»

2

Дать представление о личности А.Блока и об исторической теме в его творчестве; дать понятие «символизм», подготовить учащихся к восприятию стихотворения «Россия»

Сообщения учащихся, работа над стихотворением, анализ стихотворения, аналитическая беседа

Уметь определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему, идею, проблематику произведения, выразительно читать стихотворения

Выразитель-ное чтение, пересказ статьи стр. 112-115, наизусть на выбор, иллюстрации к циклу

57.

С.А.Есенин. историзм поэта. Поэма «Пугачев»

1

Расширить представления о личной и творческой биографии Есенина, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста

Сообщение учащихся, работа над фрагментами поэмы, аналитическая беседа

Подготовить выразительное чтение фрагментов поэмы

58.

М.А.Осоргин «Пенсне», И.С.Шмелев «Как я стал писателем». Писатели улыбаются.

1

Подчеркнуть общую проблематику рассказов, учить выступать перед одноклассниками, делать выводы по своей теме, закрепить понятие «метафора», «олицетворение»

Урок внеклассного чтения

Развивать навыки выразительного чтения, анализа рассказа

Стр. 138-139, прочитать рассказы

59.

В.П.Астафьев. Страницы жизни и творчества. Рассказ из книги «Последний поклон» - «Фотография, на которой меня нет»

1

Расширить представления о жизни и творчестве писа-теля, создать эмоциональ-ный настрой, работать над сознательным и осознан-ным чтением

Викторина,

сообщение учащихся, работа со статьей, выразительное чтение

Отметить особенности сюжета, яркость и красочность языка Астафьева

Выразитель-ное чтение отрывка, инд. задание по творчеству А.Т.Твардовского

60.

А.Т.Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Теркин»

1

Дать представление о фактах биографии Твардовского, об истории создания «Книги для бойца», жанровом новаторстве поэмы

Лекция, аналитическая беседа. Работа с книгой, демонстрация

Знать образную при-роду словесного искусства, содержа-ние поэмы, уметь определять род и жанр произведения

Инсценированное чтение, читать главы из поэмы

61.

А.Т.Твардовский. Анализ глав из поэмы

1

Проанализировать главы, предложенные в учебнике, дать к ним небольшие комментарии идейно-эстетического характера, учить выразительно читать, инсценировать произведение

Инсценирование, выразительное чтение, аналитическая беседа, конспек-тирование

Уметь анализировать поэтический текст

Наизусть на выбор главы из поэмы, домашнее сочинение

62-63.

А.П.Платонов. «Возвращение». Возвращение к человечности, состраданию

2

Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев

Проблемные вопросы, викторина, комментированное чтение

Уметь выражать свою точку зрения

Дочитать рассказ, подготовить

ся к уроку-концерту по произведениям о ВОв

64.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

1

Учить выразительно читать стихотворения о войне, высказывая свое мнение, воспитывать глубокое уважение к ветеранам войны

Тест, аналитическая беседа, сообщения учащихся, демонстрация

Знать поэтов военного времени и их творчество, знать наизусть стихи о войне

Прочитать интервью с ветеранами

65.

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

1

Познакомить учащихся с гражданской лирикой русских поэтов и поэтов Русского зарубежья; создать условия для осмысления этой темы в творчестве поэтов

Проблемные задания, выразительное чтение

Уметь определять род и жанр литературного произведения, знать образную систему словесного искусства

Наизусть на выбор, нарисовать иллюстра-ции к стихотворениям, вопросы стр. 262, 264


Зарубежная литература

3





66-67

Уильям Шекспир. Сцены из трагедии «Ромео и Джульетта»

2

Дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, знать основные факты жизни и творчества Шекспира, содержание трагедии «Ромео и Джульетта»

Лекция, аналитическая беседа, работа с книгой, демонстрация

Уметь воспринимать и анализировать художественное произведение, определять род и жанр литературного произведения, характеризовать систему образов

Дочитать трагедию, инд. задание по творчеству А.де Сент-Экзюпери

68.

Подведение итогов года. Рекомендации по летнему чтению

1

Знать основные литературоведческие термины; уметь анализировать произведения, привлекая литературоведческие знания

Проблемные задания, зачет

Дать рекомендации на лето

35


© 2010-2022