Алгоритм обучения основам волейбола

В современных условиях, когда уровень двигательной активности учащихся катастрофически падает, что обусловлено объективными процессами развития всего человечества, а также полным попустительством нашего государства в области развития спортивной инфраструктуры, популяризации активного образа жизни и формирования здоровьесберегающего мировозрения у всего населения страны и подрастающего поколения в особенности, привело к поистине удручающим результатам в развитии основных двигательных качеств у по...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алгоритм обучения основам волейбола.

В современных условиях, когда уровень двигательной активности учащихся катастрофически падает, что обусловлено объективными процессами развития всего человечества, а также полным попустительством нашего государства в области развития спортивной инфраструктуры, популяризации активного образа жизни и формирования здоровьесберегающего мировозрения у всего населения страны и подрастающего поколения в особенности, привело к поистине удручающим результатам в развитии основных двигательных качеств у подавляющего большинства учащихся.

За последние десять лет эта негативная динамика приобрела такие формы, что мало того, что подростки не желают систематически заниматься активными видами отдыха, так для многих даже средние нагрузки, не говоря уже о больших, становятся непосильными, а зачастую и такими, которые несут непосредственную угрозу их здоровью, а иногда, к большому прискорбию, и жизни.

Для меня, как учителя физической культуры, стало достаточно серьезной проблемой, возможность привлечения учащихся в рамках учебной программы и внеклассных занятий, именно к систематическим занятиям, физической культурой учащихся школы. При этом я понимаю, что наибольший интерес у подростков могут вызвать только спортивные игры, поскольку и гимнастика, и легкая атлетика в учебно-тренировочной фазе достаточно монотонны и скучны, а соревнования по легкой атлетике, в свете последних трагических событий сведены до минимума, по гимнастике же вообще не проводятся. Спортивные игры по своей специфике имеют серьезную соревновательную составляющую и учащиеся с гораздо большим интересом занимаются футболом, баскетболом и волейболом, нежели гимнастикой и легкой атлетикой. Поэтому при составлении календарно-тематического планирования я большую часть программы отвожу под спортивные игры, что также подтвеждают и ежегодные опросы учащихся по выбору вариативных модулей.

Однако вызывают если не опасение, то обеспокоенность те максимальные и субмаксимальные нагрузки, которые приходится выполнять учащимся и при выполнении отдельных элементов, и при ведении учебных двухсторонних игр, в баскетбол и футбол. Поэтому становятся нежелательными такие занятия для учащихся и подготовительной, и специальной медицинских групп.

И в таком случае, с моей точки зрения, весьма препочтительным становятся занятия волейболом, который как и все спортивные игры имеет достаточную соревновательную составляющую и эмоциональную напряженность, однако не столь динамичен, не содержит пиковых нагрузок и таит в себе меньше угроз, поскольку ко всему еще и бесконтактен.

Таким образом я пришел к выводу, что наиболее оптимальным видом спорта и вариативным модулем является волейбол. Поэтому направил свои максимальные усилия именно на развитие волейбола.

Однако специфика игры, которая не требует затяжных ускорений и силовой контактной борьбы, требует серьезной технической подгтовки и формирования специфических умений и навыков, которые не компенсируются прекрасно развитыми двигательными качествами, как это может происходить в футболе, или морфометрическими данными, как это позволяет баскетбол. Конечно всё это с достаточной мерой условности.

Сталкиваясь с тем, что учащиеся в своем подавляющем большинстве, с очень большой неохотой выполняют упражнения и технические приемы, особенно в начальной стадии обучения. Кроме этого с очень большим трудом осознают для чего это нужно и не желают понимать, что без этого по сути в волейбол играть невозможно, я пришел к выводу, что необходимо создать некую скелетную схему или даже лучше алгоритм, который бы помог увидеть весь комплекс заданий без которого освоить азы этой игры по сути дела фактически невозможно. Поэтому я разработал простейшую последовательность действий по двум составляющим: теоретической и практической.








Алгоритм обучения основам волейбола

Практическая составляющая

Теоретическая составляющая

п

Индивидуальные тактические действия игроков в различных зонах (по номерам)Алгоритм обучения основам волейбола

Двухсторонняя учебная играАлгоритм обучения основам волейбола

Учебная игра 3 Х 3 в трехметровой зоне

Прием мяча в паденииАлгоритм обучения основам волейболаАлгоритм обучения основам волейбола

Прямой атакующий удар

Командные тактические действия в атаке и обороне

Верхняя прямая подачаАлгоритм обучения основам волейболаАлгоритм обучения основам волейбола

Передача двумя руками снизуАлгоритм обучения основам волейболаАлгоритм обучения основам волейбола

Теоретические основы правил игры в волейболАлгоритм обучения основам волейбола

Передача двумя руками сверхуАлгоритм обучения основам волейболаАлгоритм обучения основам волейболарактическая с









При этом я умышленно вывел за рамки этого алгоритма некоторые обязательные элементы такие как: стойка волейболиста, блокирование атакующего удара, упражнения в парах, тройках, четверках и т.д. , по той

простой причине, что схема становится слишком громоздкой и тяжело воспринимается, особенно учащимися более младших классов. Я начинаю обучение основам волейбола начиная с 6 класса, поскольку, как и в большинстве сельских школ, у нас физкультуру до пятого класса ведут классоводы. Поэтому первый год т.е. 5 класс идет как адаптационный и обучение волейболу, как технически сложной игре, приходится сдвигать на один год. Таким образом перед учащимися ставится задачи освоить девять ступеней необходимых для овладения основами волейбола.

Кроме этого при помощи мультимедийного проектора и интерактивной доски есть возможность наглядно проиллюстрировать учащимся практическое применение всех изучаемых элементов непосредственно во время игры. При этом демонстрируются как элементы практической составляющей, так и элементы теоретической составляющей. Очень эффективно использование замедленных повторов вперед и назад, и стоп-кадров. Увеличивает педагогический эффект данного приема и тот факт,что демонстрационным примером служит игра лучших представителей этого вида спорта. В моей аргументации перед учащимися демонстрируемые спортсмены добились таких высоких достижений (победа на Олимпийских играх, чемпионате мира, европейских клубных турнирах) благодаря именно тому, что достигли наивысшего мастерства в выполнении базовых технических приемов волейбола.

Применяемы методический прием позволяет достигать достаточно хорошего уровня теоретических знаний и развития практических умений и навыков у учащихся , в равной степени и у мальчиков, и у девочек именно в рамках учебной программы, а также вызывает у большинства желание к дополнительным занятиям волейболом в рамках внеклассной работы. Что соответственно и увеличивает объем двигательной активности и следовательно укрепляет здоровье наших детей.

© 2010-2022