УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ: «ПРАВОПИСАНИЕ -Н-И –НН-В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ»

Урок обобщения и систематизации изученного материала на основе учебника для 10-11 классов общеобразовательных учреждений "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи". Авторы: Власенков, Рыбченкова. Издательство "Просвещение", Используемая педагогическая технология - Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Имеет профессиональную направленность для обучающихся по профессии "Повар, кондитер"
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ГОСТЕПРИИМСТВА»












УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА


ТЕМА: «ПРАВОПИСАНИЕ -Н- И -НН- В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ»

( по технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)



(Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи". Авторы: Власенков, Рыбченкова. Издательство "Просвещение", 2009 год.)







Разработала

Гаврикова Ирина Владимировна,

преподаватель русского языка

для специальности

260807.01 Повар, кондитер

1 курс (45 мин.)








Красноярск


ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Тема

Правописание -Н- и -НН- в отглагольных прилагательных и причастиях


Цель обучения

Задачи:

Повторение и углубление изученного о правописании -Н- и -НН- в отглагольных прилагательных и причастиях.

- обобщить и систематизировать знания по теме «Причастие»;

- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

- применять полученные знания в различных коммуникативных ситуациях;

- усваивать стилистические нормы устной и письменной речи;

- развивать любовь и уважение к русскому языку, к своей будущей профессии.

- - (ОК 2) организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных преподавателем;

- (ОК 3) оценивать результаты деятельности;

- (ОК 4) извлекать информацию по одному основанию из одного или нескольких источников и систематизировать ее в рамках заданной структуры;

- (ОК 6) работать в команде, эффективно общаться, распределять роли и придерживаться их выполнения»

Тип урока

Систематизация и обобщение изученного материала

Педагогическая технология

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Средства обучения

Иллюстративный, раздаточный, дидактический материал; кулинарные книги

Формы работы обучающихся

Индивидуальная, парная, групповая



Этапы урока

Цели этапа

Приемы и методы

Вызов

- Активизация каждого ученика;

- Актуализация имеющихся знаний;

- Развитие связной речи, развитие логического мышления.

- Пробуждение интереса к получению информации;

постановка учеником собственных целей обучения.

Совместная работа с кластером, верные и неверные утверждения

Осмысление

- Развитие умения сортировать информацию;

- Получение новой информации;

- Корректировка учеником поставленных целей обучения.

Прием «ИНСЕРТ» (маркировка текста с использованием значка), взаимопроверка, составление кластера, кулинарного словарика по теме урока

Рефлексия

- Вернуться к первоначальным знаниям;

- Установление связи и причинно - следственных отношений в новой информации

Оформление и презентация творческой работы в группе;

- Ответы на поставленные вопросы;

- Представление нового кластера

- Верные и неверные утверждения

Ход урока

1 стадия - Вызов

1.Оргмомент.
2. Мотивация.
Учитель. - Сегодня урок будет необычный - кулинарный. Мы не только усвоим правописание -Н- и -НН- в отглагольных прилагательных и причастиях, но и заметим, как в практической жизни важно правильное использование причастий и отглагольных прилагательных. На уроке вы выполните ряд заданий, которые, помогут вам в освоении выбранной профессии повара.

Что для вас является важным на уроке?
(Закрепить - Н- и -НН- в отглагольных прилагательных и причастиях.
Познакомиться с рецептами, где используют причастия.
Проявить активность на уроке, получить оценку).
3. Повторение изученного.
1) Назначение 3 помощников, которые к концу урока помогут систематизировать знания:
Кулинарный словарь по теме урока составит…
Составят кластер, используя памятку - таблицу, слова по теме урока…

2) Работа с группой по кластеру на доске при помощи приема «Верные - неверные утверждения» по теме «Причастие»

3) Работа с памяткой.

2 стадия - Осмысление

Усвоение содержания учебного материала.
1) Работа со словами: - Из одного и того же продукта можно приготовить множество разнообразных блюд. Как, например, можно приготовить капусту?

Вареная…КАПУСТА… тушеная
соленая маринованная
квашеная жареная

- Объясните, почему именно так написаны слова. К какой части речи они относятся? А можно ли изменить написание слов, не меняя сути самого блюда?

- Теперь сравните следующие выражения:

Мясо тушеное с овощами

Мясо, тушенное с овощами

(Разница в написании слов, как ни странно, зависит от «способа» приготовления блюда: в первом случае мясо тушится без овощей, они подаются уже к готовому блюду (поэтому перед нами отглагольное прилагательное, в котором пишется одна буква Н); в другом - мясо тушится вместе с овощами, и так как слово, образованное от глагола тушить, имеет зависимое слово, то в нем пишется - НН.)

2) Работа с дополнительным материалом. Найдите подобные примеры в кулинарных книгах, которые вы принесли на урок. Выпишите 3 - 4 примера. Объясните написание -Н- или -НН-.

3) Прием «Инсерт» (маркировка текста, ставим « - » над словом, в написании которого сомневаемся. Учимся писать названия кулинарных блюд. (Используем памятку, проверяем самостоятельно). Взаимопроверка. Сверка с образцом. Выставление оценок. Критерии оценок: нет ошибок - «5»;1 - 2 ошибки - «4»; 3 - 4 ошибки - «3».

Жаре(н, нн)ая рыба, нежаре(н, нн)ая рыба, свежемороже(н, нн)ая рыба; рыба, жаре(н, нн)ая в тесте; фарширова(н, нн)ые помидоры, запече(н, нн)ое мясо, пече(н, нн)ые пирожки, выпече(н, нн)ый без муки торт, пече(н, нн)ый в духовке яблочный пирог, жаре(н, нн)ая в сухарях рубле(н, нн)ая котлета, сваре(н, нн)ый борщ, засахаре(н, нн)ая вишня, слое(н, нн)ый пирог, соле(н, нн)ые огурцы, некипяче(н, нн)ое молоко, концентрирова(н, нн)ый сок.

(Жареная рыба, нежареная рыба, свежемороженая рыба; рыба, жаренная в тесте; фаршированные помидоры, запеченное мясо, печеные пирожки, выпеченный без муки торт, печенный в духовке яблочный пирог, жаренная в сухарях рубленая котлета, сваренный борщ, засахаренная вишня, слоеный пирог, соленые огурцы, некипяченое молоко, концентрированный сок.)

3 стадия - Рефлексия

  1. Творческая работа в группе. «Званый обед». (На листе ватмана расположить предложенные иллюстрации, выбрать верное написание блюда, дать название «сервированному» столу, презентовать работу).

  2. Систематизация знаний. Отчет о работе помощников:

- составление кулинарного словаря;

- работа над кластером -Н- и -НН- в отглагольных прилагательных и причастиях. Верные и неверные утверждения.

Домашнее задание: 1) индивидуальные задания: Составить рецепт с использованием причастий. 2) По кулинарным книгам: найти 15-20 словосочетаний с прилагательными и причастиями, где пишется -Н- или -НН-, и графически объяснить правописание.

Рефлексия. Итоги урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ВЗАИМОПРОВЕРКИ

(Используйте памятку в случае затруднения)



ЖАРЕ(Н, НН)АЯ РЫБА, НЕЖАРЕ(Н, НН)АЯ РЫБА, СВЕЖЕМОРОЖЕ(Н, НН)АЯ РЫБА; РЫБА, ЖАРЕ(Н, НН)АЯ В ТЕСТЕ; ФАРШИРОВА(Н, НН)ЫЕ ПОМИДОРЫ, ЗАПЕЧЕ(Н, НН)ОЕ МЯСО, ПЕЧЕ(Н, НН)ЫЕ ПИРОЖКИ, ВЫПЕЧЕ(Н, НН)ЫЙ БЕЗ МУКИ ТОРТ, ПЕЧЕ(Н, НН)ЫЙ В ДУХОВКЕ ЯБЛОЧНЫЙ ПИРОГ, ЖАРЕ(Н, НН)АЯ В СУХАРЯХ РУБЛЕ(Н, НН)АЯ КОТЛЕТА, СВАРЕ(Н, НН)ЫЙ БОРЩ, ЗАСАХАРЕ(Н, НН)АЯ ВИШНЯ, СЛОЕ(Н, НН)ЫЙ ПИРОГ, СОЛЕ(Н, НН)ЫЕ ОГУРЦЫ, НЕКИПЯЧЕ(Н, НН)ОЕ МОЛОКО, КОНЦЕНТРИРОВА(Н, НН)ЫЙ СОК.







ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 Группа

САЛАТ ИЗ ПЕЧЕ(Н, НН)ЫХ ОВОЩЕЙ

СУП С ОБЖАРЕ(Н, НН)ЫМ ОСТРЫМ ПЕРЦЕМ

ШЕЙКА С ЗАМОРОЖЕ(Н, НН)ОЙ КУКУРУЗОЙ И ФАСОЛЬЮ

ЗАПЕЧЕ(Н, ННЫЕ) ЯБЛОКИ С ВЯЛЕ(Н, НН)ЫМ ИНЖИРОМ

КАРПАЧЧО ИЗ ЗАСАХАРЕ(Н, НН)ЫХ ФРУКТОВ

2 Группа

МАРИНОВА(Н, НН)АЯ СЕЛЬДЬ С КАРТОФЕЛЕМ

ФЕТТУЧЧИНЕ С ОБЖАРЕ(Н, НН)ОЙ КУРИЦЕЙ И ЗАПЕЧЕ(Н, НН)ЫМИ ЯБЛОКАМИ

ОКОРОК С ЯБЛОЧНЫМ СОКОМ И ГАЗИРОВА(Н, НН)ОЙ ВОДОЙ

РОМОВАЯ БАБА, ПРИГОТОВЛЕ(Н, НН)АЯ ИЗ ДРОЖЖЕВОГО СДОБНОГО ТЕСТА

КОМПОТ ИЗ СУШЕ(Н, НН)ОГО ИНЖИРА

3 Группа

РУССКАЯ КАША ИЗ ЗЕЛЕНОГО ГОРОШКА С ПЕЧЕ(Н, НН)ЫМ ЛУКОМ

ЗАПЕЧЕ(Н, НН)ЫЙ ЦЫПЛЕНОК В СЛИВОЧНОМ СОУСЕ

СВИНАЯ ЛОПАТКА С ПЮРЕ НА ТОПЛЕ(Н, НН)ОМ МОЛОКЕ

ВАРЕ(Н, НН)ИКИ С ТВОРОГОМ И ЯГОДАМИ

ГРУШИ С ШОКОЛАДОМ, МОРОЖЕ(Н, НН)ЫМ, И ЗАСАХАРЕ(Н, НН)ЫМИ ФИАЛКАМИ



© 2010-2022