Конспект урока по русскому языку «Несклоняемые имена существительные»

"Описание материала: "Тема занятия: Несклоняемые имена существительные. "Главная дидактическая цель урока - познакомить учащихся с несклоняемыми имена существительными. Данный урок является первым уроком по теме «Несклоняемые имена существительные». На уроке мы знакомимся с несклоняемыми имена существительными, даем им определение, учимся выделять несклоняемые имена существительные в тексте и определять их род, учимся правильно их употреблять в речи, также проводится словарная работа. "Материально - техническое обеспечение занятия: раздаточный материал, толковый сл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Конспект занятия (при реализации классно-урочной системы обучения)

Выполнила учитель русского языка МОУ «СОШ № 26» Попова Н. В.

Тема занятия: Несклоняемые имена существительные

Цель занятия:

- познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными

Задачи занятия:

Дидактические задачи:

  • формировать умение склонять имена существительные;

  • формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу и предлогу;

  • углубить знания детей об имени существительном как части речи.

Развивающие задачи:

  • развивать память, внимание, мышление, речь учащихся;

  • обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.

Воспитательные задачи:

  • развивать интерес к уроку русского языка;

  • учить детей слушать друг друга; развивать умение работать в коллективе, самостоятельно.

Место проведения занятия: кабинет №5

Продолжительность занятия: 40 мин.

Материально-техническое обеспечение занятия: раздаточный материал,

толковый словарь.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

  • Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; Просвещение, 2010.

  • Лебедев В. А. Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. «Русский язык. 6 класс». - М.:Дрофа, 2002.

  • Богданова В. А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999.

  • rus.1september.ru

  • openlesson.ru

Тип занятия: объяснение нового материала

1. Организационный момент

Основные элементы

Здравствуйте, садитесь. Начнем урок.

Сегодня мы продолжаем работу над темой «Склонение имен существительных» и познакомимся с интересными и в чем-то необычными словами.

Откройте тетради, запишите число, классная работа и оставьте пустую строчку для записи темы, которую вы должны будете сформулировать сами.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Оформление тетради.

Постановка цели урока перед классом;

Оформление доски (число, классная работа).

Настроить детей на работу.

На доске записаны словосочетания с пропусками.

2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу

Основные элементы


Дома вы должны были выучить разносклоняемые имена существительные. Проверим, как вы разобрались с темой «Разносклоняемые имена существительные».

1.Вставьте пропущенные орфограммы, объясните условие выбора (словосочетания записаны на доске).

Из маленького сем..ни, пожалел о потраченном врем..ни, к знам..ни полка, коснулся тем..ни, под брем..нем забот, зовем по им..ни, люди древнего плем..ни, собрат..ся в путь, нога в стрем..ни, в плам..ни костра, тугого вым..ни.

- Назовите разносклоняемые имена существительные, которые встретились среди данных словосочетаний.

- Когда пишем букву Е в суффиксе - ен- существительных на -мя?

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Ученик вставляет пропущенные орфограммы, комментируя свой выбор, остальные ученики списывают словосочетания, обозначая орфограммы.

Постановка цели перед выполнением задания.


Следит за работой;

Оценивает ученика.


Называют разносклоняемые имена существительные.

Проводит опрос.


Делают вывод о правописании буквы Е в суффиксе

-ен- существительных на -мя.



3. Изучение нового учебного материала

Основные элементы


Ребята, сегодня на уроке мы должны познакомиться

с ещё одним видом имен существительных. Такие существительные нужно знать, уметь находить их в тексте, уметь правильно их употреблять.

- Давайте вспомним, что такое склонение?

- Сколько падежей в русском языке?

Просклоняйте данные имена существительные.

И. п. ящерица шимпанзе

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

- Проверим, что у вас получилось.

- Почему получились разные варианты?

- Сравните окончания слов.

- Итак, слово шимпанзе не склоняется, как можно назвать такое слово? (несклоняемое)

Действительно, существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми.

А теперь можно записать тему урока «Несклоняемые существительные».

2. Ребята, прочитайте про себя слова, которые на доске. Назовите те слова, которые не склоняются, докажите.

Фойе, время, жалюзи, книга, темя, авеню, поле, домино, тире, окно, какаду, библиотека.

- По какому признаку ещё, кроме того, что они несклоняемые, эти слова можно объединить? (иноязычные). Эти слова пришли в русский язык из других языков.

К несклоняемым именам существительным относятся слова иноязычного происхождения с конечным гласным на -о, -е, -и, -у, -ю.

3.Откроем учебник на странице 91 и прочитаем правило.

- Какие имена существительные называются несклоняемыми?

- Приведите свои примеры.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Один ученик у доски склоняет имена существительные, остальные работают в тетрадях.

Следит за работой учащихся на доске, комментирует, подводит учеников к определению несклоняемых имен существительных.

Слова записаны на доске.

Приводят примеры несклоняемых имен существительных.

Задает классу вопросы.



Оценивает работу.


4. Закрепление учебного материала


Основные элементы


1. Прочитайте отрывок сказки из книги Т. Рик «Здравствуй, имя существительное!»

Обратите внимание на несклоняемые имена существительные.

(1)Собрались как-то слова шимпанзе, кенгуру, шасси, кашпо, пианино, фламинго, пальто, алоэ и некоторые другие вместе и стали делиться новостями.(2) Тут толстая мадам, владелица ателье, поправив на носу пенсне, сообщила, что многие её знакомые слова переехали в Россию и там отлично пр..жились.(3) «Может быть, р..скнуть и нам? Отправимся в турне?» (4)Выб..жали слова на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро, добрались до самолета в Россию. (5)А в самолет как раз загрузили большую партию эскимо. (6)Слова залезли в ящик с мороженым. (7)Полет был долгим, слова так замерзли, что даже шевелиться не могли: совсем зал..денели и стали неподвижны. (8)Наконец самолет выпустил шасси и пр..землился.(9)Русские слова встретили иностранцев очень радушно и оставили их жить в русском языке. (10)Но замерзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замерзли, с тех пор они ни по падежам не склоняются, ни по родам не изм..няются.

- О чем этот текст?

- Выпишите несклоняемые имена существительные, которые вам встретились в этом тексте?

- Опираясь на текст, объясните значение незнакомых слов, при затруднении обратитесь к толковому словарю.

Шасси - взлетно-посадочное устройство.

Кашпо - декоративная ваза для цветочного горшка

Фламинго - южная водяная птица с нежно-розовым опереньем.

Ателье - мастерская по шитью одежды.

Пенсне - очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, заменяющей переносицу.

Турне - путешествие по круговому маршруту.

- Определить тип речи.

- Стиль текста.

А теперь, ребята, выполним небольшой тест. Но надо не просто найти правильный ответ, но и доказать.

Тест:

1) Выберите из предложенных названий то, которое соответствует данному тексту.

А)» Происхождение несклоняемых имен существительных»;

Б) «Несклоняемые имена существительные»;

В) «Путешествие имен существительных».

2) Выберите схему, которая соответствует четвёртому предложению.

А)

Б)

В)

3) Какое из предложенных слов, образовано суффиксальным способом?

А) отлично;

Б) загрузили;

В) выбежали,

Г) растаяли.

4) В каком варианте во всех словах нужно писать букву Е, а в каком букву И?

А) пр..землился, пр..жились, р..скнуть;

Б) выб..жали, зал..денели, изм..няются.

2. Выполним упражнение 218 на стр. 92.

Ходить без пальто (Р.п.), выйти из кино (Р. п.), дойти до шоссе (Р. П.), слушать по радио (Д. П.), играть на пианино (П. п.), подъехать к депо (Д. п.), шел без кашне (Р. п.) добавить в какао (В п.), стоять у нового ателье (Р.п.).

- Как правильно определить падеж несклоняемых имен существительных? (надо найти главное слово и правильно поставить вопрос)

3. Прочитайте предложения, употребляя слова в скобках в нужном падеже. (1-2 мин.)

Я люблю читать книги (Марк Твен, Стефан Цвейг, Джек Лондон, Майн Рид, Жюль Верн, Этель Лилиан Войнич), а особенно рассказы (Конан Дойль о Шерлок Холмс)

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

1. все ученики выписывают из данного текста несклоняемые имена существительные. Определяют лексическое значение незнакомых слов с помощью словарей;

Выполнение различных зданий по тексту (определение темы, стиля, типа речи, решение тестовых заданий)

Отработка навыков по работе с текстами, обучение работе с толковым словарем.

Раздаточный материал.

2. два ученика у доски выполняют упр. 218, остальные работают в тетради.

Следит за работой учащихся на доске, привлекает внимание к сложным случаям написания слов.


3. ученик читает исправленный текст, остальные проверяют.

Комментирует ответ ученика


5. Подведение итогов занятия

Основные элементы


- Какие имена существительные называются несклоняемыми?

- Как определить падеж несклоняемых имён существительных?

- Приведите примеры несклоняемых имен существительных.

Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с ещё одной группой имен существительных: разносклоняемые и несклоняемые.

Домашнее задание: правило на странице 91, составьте повествовательный текст художественного стиля, в котором употребите 3 -5 несклоняемых существительных.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Ученики отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

Учитель задает вопросы классу.



Выставление оценок.










































Приложение:

1. Прочитайте отрывок сказки из книги Т. Рик «Здравствуй, имя существительное!» Обратите внимание на несклоняемые имена существительные.

(1)Собрались как-то слова шимпанзе, кенгуру, шасси, кашпо, пианино, фламинго, пальто, алоэ и некоторые другие вместе и стали делиться новостями.(2) Тут толстая мадам, владелица ателье, поправив на носу пенсне, сообщила, что многие её знакомые слова переехали в Россию и там отлично пр..жились.(3) «Может быть, р..скнуть и нам? Отправимся в турне?» (4)Выб..жали слова на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро, добрались до самолета в Россию. (5)А в самолет как раз загрузили большую партию эскимо. (6)Слова залезли в ящик с мороженым. (7)Полет был долгим, слова так замерзли, что даже шевелиться не могли: совсем зал..денели и стали неподвижны. (8)Наконец самолет выпустил шасси и пр..землился.(9)Русские слова встретили иностранцев очень радушно и оставили их жить в русском языке. (10)Но замерзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замерзли, с тех пор они ни по падежам не склоняются, ни по родам не изм..няются.

Тест:

1) Выберите из предложенных названий то, которое соответствует данному тексту.

А)» Происхождение несклоняемых имен существительных»;

Б) «Несклоняемые имена существительные»;

В) «Путешествие имен существительных».

2) Выберите схему, которая соответствует четвёртому предложению.

А)

Б)

В)

3) Какое из предложенных слов, образовано суффиксальным способом?

А) отлично;

Б) загрузили;

В) выбежали,

Г) растаяли.

4) В каком варианте во всех словах нужно писать букву Е, а в каком букву И?

А) пр..землился, пр..жились, р..скнуть;

Б) выб..жали, зал..денели, изм..няются.

2. Прочитайте предложения, употребляя слова в скобках в нужном падеже. (1-2 мин.) Я люблю читать книги (Марк Твен, Стефан Цвейг, Джек Лондон, Майн Рид, Жюль Верн, Этель Лилиан Войнич), а особенно рассказы (Конан Дойль о Шерлок Холмс)



© 2010-2022