• Урок русского языка по теме «Сложные слова» 3 класс (автор учебника Полякова А. В.)

·       Урок открытия новых знаний. Включает в себя  структуры Сингапурской системы обучения. В ходе урока дети выполняют различные упражнения, с использованием деятельностного метода, разных форм обучения (парная, групповая). На уроке идёт диалог (ученик-ученик, учитель-ученик). Дети сами приходят  к выводу, что такое сложные слова, знакомятся  с их составом и  правописанием. Материал к уроку выбран соответственно возрастным и психологическим особенностям детей этого возраста. Это и загадки, и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  • Якупова Венера Геннадьевна, учитель начальных классов


  • МБОУ «Гимназия №36» Авиастроительного района г.Казани



  • Урок русского языка по теме «Сложные слова» 3 класс (автор учебника Полякова А.В.)


  • Урок открытия новых знаний. Включает в себя структуры Сингапурской системы обучения. В ходе урока дети выполняют различные упражнения, с использованием деятельностного метода, разных форм обучения (парная, групповая). На уроке идёт диалог (ученик-ученик, учитель-ученик). Дети сами приходят к выводу, что такое сложные слова, знакомятся с их составом и правописанием.






Предмет: Русский язык
Класс: 3
Автор учебника: А.В.Полякова


Тема урока: «Сложные слова»


Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний


Задачи урока: 1.Работать над формированием понятия «сложные слова»
2. Развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся
3. Воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе


Тип урока: урок открытия новых знаний


Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В.Полякова, рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал

Ход урока:

I Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, не задумывались ли вы, зачем человеку нужны новые открытия?

- А вы готовы открыть для себя новое?

-• Урок русского языка по теме «Сложные слова» 3 класс (автор учебника Полякова А.В.) Вспомним, откуда мы можем взять нужную нам информацию?

(из учебников, энциклопедий, использовать интернет-ресурсы, помощь одноклассников)

ОБУЧАЮЩАЯ СТРУКТУРА КЛОК БАДДИС

Дети ходят по классу, ищут партнёра и планируют встречу на конец урока

1-й слайд

2-слайд

Наш девиз:

«Чтобы урок пошёл каждому в прок,

активно в работу включайся, дружок!»

• Урок русского языка по теме «Сложные слова» 3 класс (автор учебника Полякова А.В.)(в прок - на пользу)

Прочитайте девиз.

Значение какого слова вам не понятно?


Учитель:

Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем.
Пожелаем друг другу успешной работы!


II Актуализация знаний


1. Учитель: Скажите, какое сейчас время года?
Ученики: Осень (Слайд 3)
Учитель: Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?
Опустел наш старый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
Ученики: Сентябрь
(Слайд 4)
Учитель: Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Ученики: Октябрь
Учитель: Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Ученики: Ноябрь


Учитель: Обсудите в группе, что общего у этих слов? Начинаем с номера 1, потом 2 и т.д.

Работа выполняется на одном листе бумаги:


Дети по кругу передают лист и вписывают то, что считают нужным


Ученики: Это имена существительные, единственного числа, мужского рода, имеют два слога, первый из них безударный, есть Ь-показатель мягкости согласного, одинаковы по составу.

Учитель: Как вы думаете, какое слово можно считать лишним?


Ученики: 1.«сентябрь», т.к. в первом слоге безударная гласная «е», а в остальных словах «о» .
2.«октябрь», потому что начинается на гласную букву.
3.«ноябрь», т.к. количество букв в этом слове совпадает с количеством звуков, а остальных словах такого совпадения нет.


Учитель: Я полностью согласна с вашим мнением. Давайте назовём, сколько букв и звуков в словах.


III Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи


  1. Работа на листе с вопросами (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Если согласны с утверждением - ставим «+», если не согласны «-».

Дети до просмотра видеофайлов проставляют «+» и «-», затем после просмотра фиксируют верный ответ.

-Изменились ли ваши убеждения?

Оцените себя - слайд 8


«ДО»

УТВЕРЖДЕНИЯ

«ПОСЛЕ»

Месяц сентябрь называли «хмурень», потому что у людей осенью плохое настроение, им жалко расставаться с летом, они ходят хмурые.

-

Месяц октябрь называли «листопад», потому что в этом месяце листья полностью опадают с деревьев и покрывают землю разноцветным ковром.

+

Месяц ноябрь называли «грудень», потому что надо одевать тёплый шарф, закрывать шею и грудь, иначе можно заболеть.

-


ТЕКСТ (ВИДЕОФАЙЛЫ)

Учитель: У древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень». (Слайд 5) Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень.
Октябрь называли «листопадом». (Слайд 6) У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.
А ноябрь получил название «грудень». (Слайд 7). Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога. В старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.


  1. Учитель: Запишите названия древнеславянских месяцев:
    Хмурень листопад грудень (Слайд 9)

- Выделим основу в словах (у доски 4 уч-ся)


3.Учитель: Какое слово по составу показалось необычным?
Ученики: Листопад
Учитель: Чем оно отличается от остальных?
Ученики: Образовалось из двух слов - «лист» и «падать».

  • Как вы думаете, кто из ребят, работавших у доски, прав, а кто - нет? Вернёмся к этому существительному в конце урока, когда будем располагать некоторыми знаниями и определим основы


Учитель: Сформулируйте цель нашей работы на уроке.
Ученики: Познакомиться со словами нового вида, с особенностями их образования.


Учитель: Тема нашего урока «Сложные слова». (Слайд 10)

IV Построение проекта выхода из затруднения

1. Работа с учебником
Учитель: А сейчас откроем учебники на странице 92, найдите упр. № 171.
Прочитаем задание: назовите основы, от которых образовались выделенные слова. Обсудите в группе. Записываем:

• Урок русского языка по теме «Сложные слова» 3 класс (автор учебника Полякова А.В.)Лес, степь - лесостепь

Учитель: Давайте подумаем, как образовалось слово «лесостепь»?

Учитель: Назови основу первого слова?
Ученик: Лес. Выделили её.
Учитель: Назови основу слова «степь»?
Ученик: Степь. Выделили её.
Учитель: Какая буква соединила эти две основы?
Ученик: Буква «о».
Учитель: Эта буква так и называется - соединительная гласная.
Учитель: Какое слово образовалось?
Ученик: Лесостепь.
Учитель: Такие слова называются «сложными».

лес, парк - лесопарк
лес, тундра - лесотундра
птица, ферма - птицеферма
корень, плод - корнеплод

Учитель: Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов?

Учитель: Прочитаем правило на странице 92.

Поделись своими знаниями с ребятами из других групп.

  • Под музыку дети двигаются по классу, по сигналу останавливаются и поворачиваются к партнёру.

  • Подумайте над вопросом , затем по сигналу поделитесь со своим партнёром знаниями. Начинает тот, _________________

Правило рассказывают, используя слайд №11

ЛИСТОПАД - вернулись, основы - слайд 12

V Первичное закрепление во внешней речи

Игра «Образуй сложное слово»

Учитель: Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать - самолёт
пар, ходить - пароход
сам, варит - самовар
пар, возить - паровоз
книга, любить - книголюб
секунда, мерить - секундомер

VI Самостоятельная работа с самопроверкой

  • (Слайд13)

Человек, управляющий самодвижущимся транспортным средством.

водитель

Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак.

поводок

Специалист, дающий пояснения экскурсантам.

экскурсовод

Специалист по ведению учёта операций по банковским счетам.

счетовод

-Кто смог выполнить все задания?

  • ДОКАЖИТЕ, ЧТО ЭТИ СЛОВА СЛОЖНЫЕ, НАЗОВИТЕ ОСНОВЫ - слайд 14

-Найдите сложные слова (работа с партнёром по плечу).

-Обсудите, как они образовались?

- Давайте поделимся с классом.

VII Включение в систему знаний и повторение

см.ПРИЛОЖЕНИЕ - раздаточный материал

Дети выполняют задания самостоятельно, затем найдут партнёра, с кем они запланировали встречу в конце урока и обсуждают выполненные задания

VIII Рефлексия

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ и УЧЕНИКА




© 2010-2022