- Преподавателю
- Русский язык и литература
- • Урок русского языка по теме «Сложные слова» 3 класс (автор учебника Полякова А. В.)
• Урок русского языка по теме «Сложные слова» 3 класс (автор учебника Полякова А. В.)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Якупова В.Г. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
-
Якупова Венера Геннадьевна, учитель начальных классов
-
МБОУ «Гимназия №36» Авиастроительного района г.Казани
-
Адрес электронной почты - [email protected]
-
Урок русского языка по теме «Сложные слова» 3 класс (автор учебника Полякова А.В.)
-
Урок открытия новых знаний. Включает в себя структуры Сингапурской системы обучения. В ходе урока дети выполняют различные упражнения, с использованием деятельностного метода, разных форм обучения (парная, групповая). На уроке идёт диалог (ученик-ученик, учитель-ученик). Дети сами приходят к выводу, что такое сложные слова, знакомятся с их составом и правописанием.
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Автор учебника: А.В.Полякова
Тема урока: «Сложные слова»
Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний
Задачи урока: 1.Работать над формированием понятия «сложные слова»
2. Развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся
3. Воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В.Полякова, рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал
Ход урока:
I Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, не задумывались ли вы, зачем человеку нужны новые открытия?
- А вы готовы открыть для себя новое?
- Вспомним, откуда мы можем взять нужную нам информацию?
(из учебников, энциклопедий, использовать интернет-ресурсы, помощь одноклассников)
ОБУЧАЮЩАЯ СТРУКТУРА КЛОК БАДДИС
Дети ходят по классу, ищут партнёра и планируют встречу на конец урока
1-й слайд
2-слайд
Наш девиз:
«Чтобы урок пошёл каждому в прок,
активно в работу включайся, дружок!»
(в прок - на пользу)
Прочитайте девиз.
Значение какого слова вам не понятно?
Учитель:
Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем.
Пожелаем друг другу успешной работы!
II Актуализация знаний
1. Учитель: Скажите, какое сейчас время года?
Ученики: Осень (Слайд 3)
Учитель: Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?
Опустел наш старый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
Ученики: Сентябрь
(Слайд 4)
Учитель: Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Ученики: Октябрь
Учитель: Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Ученики: Ноябрь
Учитель: Обсудите в группе, что общего у этих слов? Начинаем с номера 1, потом 2 и т.д.
Работа выполняется на одном листе бумаги:
Дети по кругу передают лист и вписывают то, что считают нужным
Ученики: Это имена существительные, единственного числа, мужского рода, имеют два слога, первый из них безударный, есть Ь-показатель мягкости согласного, одинаковы по составу.
Учитель: Как вы думаете, какое слово можно считать лишним?
Ученики: 1.«сентябрь», т.к. в первом слоге безударная гласная «е», а в остальных словах «о» .
2.«октябрь», потому что начинается на гласную букву.
3.«ноябрь», т.к. количество букв в этом слове совпадает с количеством звуков, а остальных словах такого совпадения нет.
Учитель: Я полностью согласна с вашим мнением. Давайте назовём, сколько букв и звуков в словах.
III Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи
-
Работа на листе с вопросами (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Если согласны с утверждением - ставим «+», если не согласны «-».
Дети до просмотра видеофайлов проставляют «+» и «-», затем после просмотра фиксируют верный ответ.
-Изменились ли ваши убеждения?
Оцените себя - слайд 8
«ДО»
УТВЕРЖДЕНИЯ
«ПОСЛЕ»
Месяц сентябрь называли «хмурень», потому что у людей осенью плохое настроение, им жалко расставаться с летом, они ходят хмурые.
-
Месяц октябрь называли «листопад», потому что в этом месяце листья полностью опадают с деревьев и покрывают землю разноцветным ковром.
+
Месяц ноябрь называли «грудень», потому что надо одевать тёплый шарф, закрывать шею и грудь, иначе можно заболеть.
-
ТЕКСТ (ВИДЕОФАЙЛЫ)
Учитель: У древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень». (Слайд 5) Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень.
Октябрь называли «листопадом». (Слайд 6) У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.
А ноябрь получил название «грудень». (Слайд 7). Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога. В старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.
-
Учитель: Запишите названия древнеславянских месяцев:
Хмурень листопад грудень (Слайд 9)
- Выделим основу в словах (у доски 4 уч-ся)
3.Учитель: Какое слово по составу показалось необычным?
Ученики: Листопад
Учитель: Чем оно отличается от остальных?
Ученики: Образовалось из двух слов - «лист» и «падать».
-
Как вы думаете, кто из ребят, работавших у доски, прав, а кто - нет? Вернёмся к этому существительному в конце урока, когда будем располагать некоторыми знаниями и определим основы
Учитель: Сформулируйте цель нашей работы на уроке.
Ученики: Познакомиться со словами нового вида, с особенностями их образования.
Учитель: Тема нашего урока «Сложные слова». (Слайд 10)
IV Построение проекта выхода из затруднения
1. Работа с учебником
Учитель: А сейчас откроем учебники на странице 92, найдите упр. № 171.
Прочитаем задание: назовите основы, от которых образовались выделенные слова. Обсудите в группе. Записываем:
Лес, степь - лесостепь
Учитель: Давайте подумаем, как образовалось слово «лесостепь»?
Учитель: Назови основу первого слова?
Ученик: Лес. Выделили её.
Учитель: Назови основу слова «степь»?
Ученик: Степь. Выделили её.
Учитель: Какая буква соединила эти две основы?
Ученик: Буква «о».
Учитель: Эта буква так и называется - соединительная гласная.
Учитель: Какое слово образовалось?
Ученик: Лесостепь.
Учитель: Такие слова называются «сложными».
лес, парк - лесопарк
лес, тундра - лесотундра
птица, ферма - птицеферма
корень, плод - корнеплод
Учитель: Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов?
Учитель: Прочитаем правило на странице 92.
Поделись своими знаниями с ребятами из других групп.
-
Под музыку дети двигаются по классу, по сигналу останавливаются и поворачиваются к партнёру.
-
Подумайте над вопросом , затем по сигналу поделитесь со своим партнёром знаниями. Начинает тот, _________________
Правило рассказывают, используя слайд №11
ЛИСТОПАД - вернулись, основы - слайд 12
V Первичное закрепление во внешней речи
Игра «Образуй сложное слово»
Учитель: Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать - самолёт
пар, ходить - пароход
сам, варит - самовар
пар, возить - паровоз
книга, любить - книголюб
секунда, мерить - секундомер
VI Самостоятельная работа с самопроверкой
-
(Слайд13)
Человек, управляющий самодвижущимся транспортным средством.
водитель
Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак.
поводок
Специалист, дающий пояснения экскурсантам.
экскурсовод
Специалист по ведению учёта операций по банковским счетам.
счетовод
-Кто смог выполнить все задания?
-
ДОКАЖИТЕ, ЧТО ЭТИ СЛОВА СЛОЖНЫЕ, НАЗОВИТЕ ОСНОВЫ - слайд 14
-Найдите сложные слова (работа с партнёром по плечу).
-Обсудите, как они образовались?
- Давайте поделимся с классом.
VII Включение в систему знаний и повторение
см.ПРИЛОЖЕНИЕ - раздаточный материал
Дети выполняют задания самостоятельно, затем найдут партнёра, с кем они запланировали встречу в конце урока и обсуждают выполненные задания
VIII Рефлексия
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ и УЧЕНИКА