- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Фонетика. Гласные и согласные звуки»
«Фонетика. Гласные и согласные звуки»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Макеева А.Ф. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Схема конспекта урока
Предмет: русский язык Класс: 5
Тема урока: «Фонетика. Гласные и согласные звуки»
Цель урока:
- создать условия для усвоения обучающимися теоретических сведений о гласных и согласных звуках, их образовании, отличии от букв.
Задачи урока:
- дать общее понятие о фонетике как разделе науки о языке, показать роль звуков в словах, их образование;
- развивать умение различать буквы и звуки, творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности; умения планировать и корректировать свою работу, строить грамотные высказывания;
- воспитывать интерес к предмету через групповую форму работы, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: блок-схемы, карточки для групповой работы, мультимедийное оборудование, схемы, «Фонетическое лото».
Этапы урока
Формируемые УУД
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Организационный момент Цель для учителя: Организовать готовность учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке.
Цель для учеников: психологически подготовиться к уроку.
Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.
Эмоциональный настрой.
(включение в предметно-практическую деятельность с целью подготовки к изучению новой темы)
.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
2. Повторение пройденного материа-
ла. Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: повторить орфог-
рамму «Безударные глас-
ные» Задачи: уметь подбирать проверочные слова
3. Актуализация знаний. Мотивационно- организующий этап. Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: уметь ставить цели урока.
Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока.
4. Объяснение нового материала.
1) Речевой аппарат человека.
2) Исследовательская работа в группах.
Цель для учителя: показать функцию звуков
Цели для учеников: сделать выводы о роли и видах звуков. Задачи: формировать умение работать в группе; отрабатывать навык анализировать и делать выводы, обобщать.
3)Итоги работы групп. Цель для учителя: научить сделанные выводы записывать в схему.
Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в блок-схему.
Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы
5. Физкультминутка
Цель для учителя: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение с глаз.
Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение.
6. Закрепление изученного.
7. Систематизация и обобщение знаний. Цель для учителя: закрепить умения и навыки учащихся по теме, умение различать буквы и звуки, видеть их смыслоразличительную роль. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике.
8. Подведение итогов. Выставление оценок .Цель для учителя: научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы.
9.Задание на дом. Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цели для учеников: совершенствовать практическое применение УУД, полученных на уроке.
Задачи: закрепление изученного материала, контроль.
Регулятивные: коррекция, оценивание
Личностные: стремятся развивать внимание, проявляют самостоятельность
Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения
Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать
Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей. Познавательные: построение высказывания.
Личностные: стремятся развивать внимание.
Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия. Познавательные: поиск информации, структурирование информации, построение высказываний, выбор способов действий. Коммуникатив-
ные: выражение мыслей, сотрудничество друг с другом.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем. Регулятивные: коррекция знаний.
Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: сотрудничают со всеми участниками, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли, сотрудни
чают в паре. Личностные: развивают навыки сотрудничества.
Коммуникативные: сотрудничество в паре. Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Организует работу, объясняет цели. Задание: вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово
-Почему мы можем ошибиться в написании этих слов?
Слайд 1. Иллюстрации магнитофона, диктофона, сотового телефона, домофона, микрофона.
-Как называются эти предметы? Что их объединяет? Найдите другие слова с частью слова фон.
Запись на доске транскрипции предложения.
-Что общего у этих предметов с записью на доске?
Совершенно верно. На доске записаны звуки. Для письменной передачи звуков на письме используется транскрипция.
- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? В его названии тоже есть часть слова фон.
-Назовите тему урока, сформулируйте его цели.
-Поработаем с транскрипцией. Все ли звуки однородны? На сколько групп их можно разделить? Почему? Проведем эксперимент с зеркалами: сначала произнесем гласные. Теперь согласные. В чем различие в образовании гласных и согласных звуков?
Распределите звуки на группы, запишите их на карточках, опорных конспектах.
-Постановка познавательных задач.
-Инструктаж.
-Раздача карточек, опорных конспектов.
Зафиксируем наши выводы в блок-схемах.
Контролирует выполнение правильности упражнений.
-На какие 2 группы делятся звуки речи?
-В чем особенность их произношения?
-Дайте характеристику согласных звуков.
-Назовите всегда мягкие согласные.
-Назовите всегда твердые согласные.
-Какие звуки мы называем сонорными?
-Почему?
Игра «Друзья Тома и Тима»
Команда Тома - твердые согласные, команда Тима - мягкие согласные.
Называю слова с твердыми согласными - встают друзья Тома, слова с мягкими согласными - друзья Тима.
Упражнения.
1.Произношение пословиц.
2.Обозначение выделенных звуков в словах.
3. Изменение звука в словах.
4. Работа в карточках.
Игра «Фонетическое лото».
Какую цели ставили себя в начале урока? Достигли ли цели урока? Что мешало и что помогало достичь цели?
Как оцениваете свою работу на уроке?
А для того, чтобы узнать эффективно ли прошла исследовательская работа, я прошу вас выбрать соответствующие жетоны.
Если вы:
ТЕОРЕТИК - знаю все правила, умею применять их на практике
ПРАКТИК - не все запомнил в теории, но смогу работать практически
УЧЕНИК - мне еще надо поработать над этой темой
-
Теория & 50, упр. 258
1 человек у доски, остальные в тетради.
-При произношении слышится другой звук.
Часть слова - фон
Магнитофон - аппарат для магнитной записи и воспроизведении звука, микрофон - прибор, применяемый для передачи звуков на большие расстояния, телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии); диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи). Во всех словах
- часть слова - фон - звук.
Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты); Фонотека (собрание звукозаписей); Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью); Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку); Патефон (граммофон с рупором) • Мегафон (рупор для усиления звука, голоса)
-Фонетика
-Звуки речи
- Узнать, какой раздел науки о языке называется фонетикой и что он изучает, как образуются звуки речи, на какие группы они делятся
На 2 группы.
Когда произносим гласные, воздух проходит свободно, не встречая преград. Согласные звуки встречают преграды, струя воздуха преодолевает препятствия.
Работа в группах.
Знакомство с карточками, опорными конспектами, распределение заданий, обсуждение, подведение итогов работы.
Заполнение блок-схем.
Выполнение упражнений.
Устное проговаривание пословиц.
1 человек у доски, остальные в тетради. (Самопроверка)
Коллективная работа.
Индивидуальная работа (Самопроверка)
Работа в паре, 2 человека у доски.
Выставляют оценки в дневник.
Отвечают на вопросы.
Записывают задание.