«Фонетика. Гласные и согласные звуки»

Предмет: русский язык                 Класс: 5 Тема урока: «Фонетика. Гласные и согласные звуки» Цель урока: - создать условия для усвоения обучающимися  теоретических сведений о гласных и согласных звуках, их образовании, отличии от букв. Задачи урока: - дать общее понятие о фонетике как разделе науки о языке, показать  роль звуков в словах, их образование; - развивать умение различать буквы и звуки, творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности; умения планировать и корректировать свою работу, строить грамотные высказывания; - воспитывать интерес  к предмету через групповую форму работы, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося. Тип урока: урок усвоения новых знаний
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схема конспекта урока

Предмет: русский язык Класс: 5

Тема урока: «Фонетика. Гласные и согласные звуки»

Цель урока:

- создать условия для усвоения обучающимися теоретических сведений о гласных и согласных звуках, их образовании, отличии от букв.

Задачи урока:

- дать общее понятие о фонетике как разделе науки о языке, показать роль звуков в словах, их образование;

- развивать умение различать буквы и звуки, творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности; умения планировать и корректировать свою работу, строить грамотные высказывания;

- воспитывать интерес к предмету через групповую форму работы, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: блок-схемы, карточки для групповой работы, мультимедийное оборудование, схемы, «Фонетическое лото».


Этапы урока

Формируемые УУД

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент Цель для учителя: Организовать готовность учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

Цель для учеников: психологически подготовиться к уроку.

Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

Эмоциональный настрой.

(включение в предметно-практическую деятельность с целью подготовки к изучению новой темы)

.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Повторение пройденного материа-

ла. Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: повторить орфог-

рамму «Безударные глас-

ные» Задачи: уметь подбирать проверочные слова

3. Актуализация знаний. Мотивационно- организующий этап. Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: уметь ставить цели урока.

Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока.







4. Объяснение нового материала.

1) Речевой аппарат человека.

2) Исследовательская работа в группах.

Цель для учителя: показать функцию звуков

Цели для учеников: сделать выводы о роли и видах звуков. Задачи: формировать умение работать в группе; отрабатывать навык анализировать и делать выводы, обобщать.

3)Итоги работы групп. Цель для учителя: научить сделанные выводы записывать в схему.

Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в блок-схему.

Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы

5. Физкультминутка

Цель для учителя: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение с глаз.

Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение.

6. Закрепление изученного.



7. Систематизация и обобщение знаний. Цель для учителя: закрепить умения и навыки учащихся по теме, умение различать буквы и звуки, видеть их смыслоразличительную роль. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике.

8. Подведение итогов. Выставление оценок .Цель для учителя: научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы.


9.Задание на дом. Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цели для учеников: совершенствовать практическое применение УУД, полученных на уроке.

Задачи: закрепление изученного материала, контроль.

Регулятивные: коррекция, оценивание

Личностные: стремятся развивать внимание, проявляют самостоятельность

Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения


Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать

Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей. Познавательные: построение высказывания.









Личностные: стремятся развивать внимание.

Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия. Познавательные: поиск информации, структурирование информации, построение высказываний, выбор способов действий. Коммуникатив-

ные: выражение мыслей, сотрудничество друг с другом.



Коммуникативные: сотрудничество с учителем. Регулятивные: коррекция знаний.






Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: сотрудничают со всеми участниками, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли, сотрудни

чают в паре. Личностные: развивают навыки сотрудничества.

Коммуникативные: сотрудничество в паре. Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.


Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Организует работу, объясняет цели. Задание: вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово

-Почему мы можем ошибиться в написании этих слов?


Слайд 1. Иллюстрации магнитофона, диктофона, сотового телефона, домофона, микрофона.

-Как называются эти предметы? Что их объединяет? Найдите другие слова с частью слова фон.

Запись на доске транскрипции предложения.

-Что общего у этих предметов с записью на доске?

Совершенно верно. На доске записаны звуки. Для письменной передачи звуков на письме используется транскрипция.







- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? В его названии тоже есть часть слова фон.

-Назовите тему урока, сформулируйте его цели.


-Поработаем с транскрипцией. Все ли звуки однородны? На сколько групп их можно разделить? Почему? Проведем эксперимент с зеркалами: сначала произнесем гласные. Теперь согласные. В чем различие в образовании гласных и согласных звуков?

Распределите звуки на группы, запишите их на карточках, опорных конспектах.

-Постановка познавательных задач.

-Инструктаж.

-Раздача карточек, опорных конспектов.

Зафиксируем наши выводы в блок-схемах.


Контролирует выполнение правильности упражнений.

-На какие 2 группы делятся звуки речи?

-В чем особенность их произношения?

-Дайте характеристику согласных звуков.

-Назовите всегда мягкие согласные.

-Назовите всегда твердые согласные.

-Какие звуки мы называем сонорными?

-Почему?


Игра «Друзья Тома и Тима»

Команда Тома - твердые согласные, команда Тима - мягкие согласные.

Называю слова с твердыми согласными - встают друзья Тома, слова с мягкими согласными - друзья Тима.


Упражнения.

1.Произношение пословиц.

2.Обозначение выделенных звуков в словах.

3. Изменение звука в словах.

4. Работа в карточках.


Игра «Фонетическое лото».


Какую цели ставили себя в начале урока? Достигли ли цели урока? Что мешало и что помогало достичь цели?

Как оцениваете свою работу на уроке?

А для того, чтобы узнать эффективно ли прошла исследовательская работа, я прошу вас выбрать соответствующие жетоны.

Если вы:

ТЕОРЕТИК - знаю все правила, умею применять их на практике

ПРАКТИК - не все запомнил в теории, но смогу работать практически

УЧЕНИК - мне еще надо поработать над этой темой

-


Теория & 50, упр. 258

1 человек у доски, остальные в тетради.

-При произношении слышится другой звук.


Часть слова - фон

Магнитофон - аппарат для магнитной записи и воспроизведении звука, микрофон - прибор, применяемый для передачи звуков на большие расстояния, телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии); диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи). Во всех словах

- часть слова - фон - звук.

Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты); Фонотека (собрание звукозаписей); Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью); Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку); Патефон (граммофон с рупором) • Мегафон (рупор для усиления звука, голоса)

-Фонетика

-Звуки речи

- Узнать, какой раздел науки о языке называется фонетикой и что он изучает, как образуются звуки речи, на какие группы они делятся

На 2 группы.


Когда произносим гласные, воздух проходит свободно, не встречая преград. Согласные звуки встречают преграды, струя воздуха преодолевает препятствия.

Работа в группах.

Знакомство с карточками, опорными конспектами, распределение заданий, обсуждение, подведение итогов работы.

Заполнение блок-схем.








Выполнение упражнений.

Устное проговаривание пословиц.

1 человек у доски, остальные в тетради. (Самопроверка)

Коллективная работа.

Индивидуальная работа (Самопроверка)

Работа в паре, 2 человека у доски.




Выставляют оценки в дневник.

Отвечают на вопросы.




Записывают задание.



© 2010-2022