Рабочая программа по литературе 8 класс

             Рабочая программа по литературе для 8 класса разработанана основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009г. Программа составлена на 68 часов (в неделю – 2  часа),  рассчитана на 1 год  обучения и является программой базового уровня обучения,полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК.  По целям, задачам, методике изучения литературы 8 класс преемствен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе

Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2009,

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г №1089;

  • Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г.№1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

  • Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Воронежской области №760 от 27.07.2012г и №851 от 31.08.2012г

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва. Просвещение. 2011г.

  • Учебный план школы на 2014-2015уч.год

  • Положение о рабочих программах МКОУ Нижнекарабутская ООШ

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Место в учебном плане. Программа составлена на 68 часов (в неделю - 2 часа), рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения, полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК.

По целям, задачам, методике изучения литературы 8 класс преемственно связан с предыдущими

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа для 8 класса построена по хронологическому принципу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (ее образностью, отличиями от других видов искусства). Сверхзадача курса в 8 классе - приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний.

Основой изучения литературы остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем, 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен)- первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.

Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.

Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы, художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.

В 8 классе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений, развитии устной и письменной речи учащихся;

-усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы , выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

К числу основных умений , навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

-использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

-определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;

-поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделение основной информации от второстепенной;

-умение развернуто обосновывать суждения, давать определения;

-выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;

-владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Содержание

Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художе­ственный образ. Литература как искусство слова. Другие виды ис­кусства

  1. Устное народное творчество. Народные песни

Для чтения и бесед

Исторические песни

Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни

«Породила да меня матушка...», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные...» и другие. Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море - привольный Байкал...» Д. П. Давыдова, «Среди долины ровныя...» А. Ф. Мерзлякова, «Вечерний звон» И. И. Козлова, «Соловей» и «Не осенний мелкий дождичек...» А. А. Дельвига).

II. Русская старина

Для чтения и бесед

А.Н. Толстой «Земля оттич и дедич»

Жития

Житийный жанр в древнерусской литературе.

«Житие преподобного Сергия Радонежского (фрагменты). Сергий Радонеж­ский - подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель рат­ных дел Дмитрия Донского.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагмен­ты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и кра­сочность языка. Житие Аввакума - первое автобиографическое произведение в русской литературе.

Для самостоятельного чтения

«Сказание о Борисе и Глебе» (в переводе на современный рус­ский язык).

Из сатирической литературы XVII в.: «Суд Шемяки». «Повесть о Петре и Февронии».

III. Русская литература XIX

А. С. Пушкин. Пушкин-прозаик.

Для чтения и изучения

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особен­ности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирова­ние характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Отноше­ние автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лако­низм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Теория литературы: образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.

Для чтения и бесед «Метель».

Для самостоятельного чтения

А. С. Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М. И. Цве­таева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

М. Ю. Лермонтов

Певец Родины и свободы.

Для чтения и бесед

«Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», «Сосед», «Пленный рыцарь». Мотивы вольной кавказской природы. Сим­волические образы тюрьмы и узничества в лирике.

Для чтения и изучения

«Мцыри». «Мцыри - любимый идеал Лермонтова» (В. Г. Бе­линский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В. Г. Белинский). Особенности построения поэмы.

Для самостоятельного чтения

«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения, «Бо­ярин Орша».

Н. В. Гоголь

Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения и изучения

«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

«Ревизор» в театре и кино.

Теория литературы: драматические произведения, комедия. сатира и юмор и драматическом произведении.

Для самостоятельного чтения «Женитьба».

И. С. Тургенев

Особенности прозы писателя.

Для чтения и учения

«Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Для самостоятельного чтения

«Андрей Колосов». «Три встречи», «Часы».

Л. Н. Толстой

Писатель, как поборник суровой правды жизни.

Для чтения и изучения

«После бала». Антитез как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности рассказчика за все происходящее вокруг Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Теория литературы: Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза.

Для самостоятельного чтения «Хаджи-Мурат».

IV. Литература конца XIX - начала XX века

В. Г. Короленко. Гуманизм писателя. Для чтения и бесед

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков, его причины.

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для самостоятельного чтения «Мгновение».

И. А. Бунин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека». Стихотворения: «Полевые цветы», «Еще и холоден и сыр...», «Слово».

Для самостоятельного чтения

«Птицы небесные», «Крик» и другие рассказы.

Максим Горький - убежденный защитник идеи активного от­ношения к жизни.

Для чтения и изучения

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.

Дня чтения и бесед

«Заветы отца»

Для самостоятельного чтения

«Сказки об Италии», «Челкаш», «Ма-аленькая!», «Дед Архип и Ленька», «Страсти-мордасти»

V. Литература XX века

Н. А. Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Я воспитан природой суровой...», «Журавли». Одухотворенность природы, единство с ней человека. Философская глубина, афори­стичность лучших стихотворений поэта.

К. Г. Паустовский. Лиризм прозы писателя.

Для чтения и изучения

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Компо­зиция рассказа (роль «ленинградских» страниц). Емкость художе­ственного слова. Жизненные факты, послужившие основой рас­сказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).

Теория литературы: роль воображения в художественном твор­честве.

Для самостоятельного чтения

«Снег», «Ёрш», «Белая радуга». «Разливы рек» и другие про­изведения.

А. Т. Твардовский. Сведения о жизни поэта. Для чтения и изучения

«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»).

История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестой­кости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» Родины. Народно-поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время (три главы по выбору учителя).

Теория литературы: образ автора в художественном произведе­нии. Традиции устного народного творчества в литературе.

Для самостоятельного чтения

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» (полный текст поэмы), «Армейский сапожник», «В тот день, когда окончилась война...», «О Родине», «Жестокая память» и другие стихотворения; Ч. Айтматов. «Ранние журавли».

В. М. Шукшин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Дядя Ермолай»

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характер­ный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к зна­нию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?

Для самостоятельного чтения

«Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и другие рассказы.

Н.М. Рубцов Сведения о жизни поэта

Для чтения и бесед

«Русский огонёк», «О Московском Кремле», «Старая дорога», «Журавли», «Посвящение другу», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном», «частном».

Для самостоятельного чтения

«Во время грозы», «Жеребёнок»

VI. Из зарубежной литературы

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир. Сведения о жизни драматурга.

Для чтения и бесед

«Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и веч­ной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

Теория литературы: трагедия как жанр драматургии.

М. де Сервантес. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот - неумирающий образ мировой литературы.

П. Мериме Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

Легенда «Черногородцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногородцы»

«Конь Фомы II» в сопоставлении со стихотворением А.С. Пушкина «Конь»


Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

И. И. Лажечников. «Ледяной дом»;

А. И. Герцен. «Сорока-воровка»;

Н. А. Некрасов. «Саша», стихи;

В. Г. Короленко. «История моего современника» ( в изд. для детей), «Без языка», «Слепой музыкант»;

В. М. Гаршин. «Красный цветок»;

Б. Л. Васильев. «В списках не значился», «Завтра была война»;

А. Грин. «Бегущая по волнам», «Голос и глаз», «Алые паруса»

Б.Л. Пастернак «Июль», «Снег идёт» и другие стихотворения;

Е. А. Евтушенко. «Идут белые снеги...», «Речка тихая. Солнце сильное...» и другие стихотворения;

Е. М. Винокуров. «Огонь», «Оркестр» и другие стихотворения;

И. А. Бродский. «Сонет», «Под вечер он видит, застывши в дверях. .» и другие стихотворения;

У. Шекспир. «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете», сонеты;

Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (в изд. для детей);

К. Гоцци. «Любовь к трем апельсинам»;

А. Доде. «Тартарен из Тараскона»;

Т. Манн. «Маленький господин Фридеман»;

Ж. Сименон. «Трубка Мегрэ», «Мегрэ и бродяга». «Мегрэ колеблется».

Формы и средства контроля


Виды контроля

В год

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Классные сочинения

4

1

1

2

Домашние сочинения

1

1


Темы для творческих работ (сочинений)

Сочинение №1(классное)

Александр Сергеевич Пушкин. «Капитанская дочка»

  1. Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».

  2. Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка».

  3. «Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин».

  4. Смысл названия повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

  5. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка».

Сочинение № 2(домашнее)

Николай Васильевич Гоголя «Ревизор»

  1. Что такое хлестаковщина? Это явление уже достояние истории или оно характерно и для нашего времени?

2. Самый комический эпизод в «Ревизоре»

3. Нравственные принципы чиновников города N, ваше отношение к ним.

4. Придуманная и реальная жизнь Хлестакова.

Сочинение №3(классное)

Иван Сергеевич Тургенева «Ася» «Первая любовь».

  1. Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решимость. Сложность характера героинь.

  2. Образ «лишнего человека». Драма рассказчика, обречённого на одиночество.

  3. В чём привлекательность тургеневских героинь для современного читателя.

Сочинение № 4(классное)

Константин Георгиевич Паустовский «Телеграмма»

1. Проблема истинной человечности в рассказе Паустовского «Телеграмма»

2. Жизненные факты и воображение писателя в рассказе Паустовского «Телеграмма»

3. Роль телеграммы в жизни человека (по рассказу Паустовского «Телеграмма»)

Сочинение №5(классное)

Александр Трифонович Твардовский «Василий Тёркин»

  1. Русский солдат в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

  2. Прославление воинского подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

  3. С какой целью автор поэмы «Василий Тёркин» постоянно подчёркивает «обыкновенность» своего героя?

  4. «Теркин - кто же он такой?» (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)


Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса

Результаты изучения литературы в8 классе

Предметные результаты:

- адекватное восприятие художественных произведений в объеме программы;

- знание изученных текстов;

- овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения исторической тематики (использование исторических материалов, привлечение внимания к историческому словарю, понимание особой роли исторического комментария и др.).

Метапредметные результаты:

- расширение круга приемов составления разных типов плана;

- обогащение способов организации материала пересказов;

- расширение круга справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Личностные результаты:

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- умение создавать творческие работы исторической тематики.

Осознанно продолжать формирование собственного круга чтения, включая произведения на исторические темы.

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

  • основные биографические сведения об авторах изученных произведений;

  • роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;

  • основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;

  • некоторые особенности выражения авторского сознания (лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);

  • средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

  • родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).

В результате изучения литературы ученик должен

уметь:

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;

  • проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основной информации от второстепенной;

  • развернуто обосновывать суждения, давать определения;

  • выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;

  • владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;

  • характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому;

  • пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;

  • писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;


  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Беленький Г.И. Литература 8 класс. Методические советы. - М.: «Просвещение», 2003

  2. Беленький Г.И. Уроки литературы в 8 классе. Методические советы к учебнику-хрестоматии. - М.: «Мнемозина», 2005

  3. Беленький Г.И. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 8 класс. - М.: «Просвещение», 1996

  4. Козак О.Н. Литературные викторины. - С.- Петербург, «Союз», 2007

  5. Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и учеников. 5-9 класс. - М., 1997.

  6. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 - 11 классы / под ред. Г. И. Беленького. - 4-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2009

Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

Введение.

2



Устное народное творчество. Народные песни.

4

1

1

Русская старина.

6


1

Литература XIX века.

30

5

3

Литература конца XIX - начала XX века.

6

1

2

Литература XX века.

17

3

2

Из зарубежной литературы.

2


1

Повторение изученного

2



Итого

69

9

9











Календарно-тематическое планирование

Неделя

Наименование разделов и тем

Кол-во

час.

Вид занятия

Календар-ные сроки

Факти

ческие сроки

Прим.

(причины корректи

ровки дат)

1

1

Искусство слова. Отличие художественной литературы от литературы научной. Художественный образ

1

Изучение нового материала


2

Отличие художественной литературы от других видов искусства. Условность искусства

1

урок

2

3

Устное народное творчество. Народные песни. Исторические песни

1

урок


4

Народные песни. Лирические песни

1

урок

3

5

Авторы и собиратели народных песен. К. Г. Паустовский «Колотый сахар». Народная песня и литературное творчество

1

практикум


6

Из сборников авторских песен. В. Высоцкий. Б. Окуджава.

1

Урок внеклассного чтения

4

7

Русская старина. А. Толстой «Земля «оттич и дедич»». Люди древней Руси. «Житие преподобного Сергия Радонежского» Написано Епифанием Премудрым (Отрывки.Перевод на современный русский язык)

1

Изучение нового материала


8

«Житие преподобного Сергия Радонежского» (отрывки). «Житие Аввакума, им самим написанное» (отрывки)

1

урок

5

9

«Житие Аввакума, им самим написанное» (отрывки). Для любознательных. Русские писатели о сочинениях Аввакума. Отрывок из романа Д. Л. Мордовцева «Казнь»

1

урок


10

А. С. Пушкин. О писателе. Пушкин в работе над материалами о Пугачевском восстании. Пушкин-прозаик. «Капитанская дочка»

1

Изучение нового материала

6

11

«Капитанская дочка». Главы I-II. «Крушение иллюзий. На пути к познанию жизни»

1

урок


12

«Капитанская дочка». Главы III-V. «Крушение иллюзий. На пути к познанию жизни»

1

урок

7

13

«Капитанская дочка». Главы VI-XII. «Сильное и благое потрясение»

1

урок


14

«Капитанская дочка». Главы II, VI-XII. «Сильное и благое потрясение»

1

урок

8

15

«Капитанская дочка». Главы VI-XII. «Сильное и благое потрясение»

1

урок


16

«Капитанская дочка». Главы XIII-XIV. «В конце восстания. Финал»

1

урок

9

17

Читать статью «Историческая правда и художественный вымысел в повести». Сообщения учащихся по вопросам 1-5, 7 ко всей повести (каждый выбирает одно из заданий).

1

Обобщение изученного


18

Другие страницы прозы Пушкина. «Метель»

1

Внеклассное чтение.

10

19

Пушкин «Метель». М. Цветаева. «Генералам двенадцатого года»

1

Внеклассное чтение


20

М. Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы. Лирика. «Кавказ», «Сосед», «Пленный рыцарь»

1

Изучение нового материала

11

21

М. Ю. Лермонтов. Лирика. «Завещание». Художественный образ в лирике

1

урок


22

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

1

урок

12

23

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

1

урок


24

«Мцыри» и устное творчество грузинского народа. Тема и идея художественного произведения

1

урок

13

25

Н.В.Гоголь. Великий сатирик о себе. Гоголь о театре. Гоголь читает «Ревизора». «Ревизор». Предварительные замечания. Чтение комедии

1

Изучение нового материала


26

«Ревизор». Действие первое. «Порядки в уездном городе»

1

урок

14

27

«Ревизор». Анализ Действия второго

1

урок


28

«Ревизор». Действие третье

1

урок

15

29

«Ревизор». Действие четвертое

1

урок


30

«Ревизор» Действие пятое

1

урок

16

31

«Ревизор». Конфликт и сюжет художественного произведения

1

урок


32

Персонажи комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Образы городничего и Хлестакова

1

урок

17

33

Тема и идея комедии. Правда жизни и художественный вымысел в комедии. Общественное и литературное значение комедии. Язык комедии. Подготовка к сочинению по комедии «Ревизор»

1

урок


34

И. С. Тургенев. Поборник идей доброты и гуманности. К истории создания повести «Ася». Чтение начальных глав повести «Ася»

1

Изучение нового материала

18

35

«Ася». Образ Аси. «Тайный психологизм» Тургенева

1

урок


36

«Ася». Образ господина Н.Н. в повести

1

урок

19

37

«Ася». Итоги изучения повести. Высказывания критиков о ней

1

Обобщение материла


38

Л. Н. Толстой - художник, мыслитель, человек. Рассказ «После бала». История создания рассказа

1

Изучение нового материтала

20

39

Анализ рассказа «После бала». Роль композиции художественного произведения в раскрытии его идейно-художественного смысла. Л. Н. Толстой о смысле жизни.

1

урок


40

В. Г. Короленко. Человек с большим и сильным сердцем. Очерк «Парадокс»

1

Изучение нового материтала

21

41

Очерки «Парадокс», «Огоньки», «Мгновение». Русские писатели о Короленко.

1

урок


42

Повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант».

1

Урок внеклассного чтения

22

43

. И. А. Бунин. О писателе. Лирика

1

Изучение нового материала


44

И. А. Бунин. Лирика. Рассказ «Сверчок»

1

урок

23

45

И. А. Бунин - прозаик. Анализ рассказа «Сверчок». Образ главного героя рассказа

1

урок


46

М. Горький. Певец света. «Песня о Соколе»

1

Изучение нового материала

24

47

Анализ «Песни о Соколе»

1


48

М. Горький. «Заветы отца» и другие «Сказки об Италии».

1

Урок внеклассного чтения

25

49

А. Грин. О писателе. «Голос и глаз». «Победитель»

1

Изучение нового материала


50

А. Грин. «Алые паруса».

1

урок

26

51

Н. А. Заболоцкий. О поэте. Лирика. «Я воспитан природой суровой…», «Журавли»

1

Изучение нового материала


52

Н. А. Заболоцкий. Лирика. «Одинокий дуб». «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться!..», «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц» и другие стихотворения по выбору учащихся и учителя.

1

Закрепление пройденного материала

27

53

К. Г. Паустовский. Мастер слова. Рассказ «Телеграмма»

1

Изучение нового материала


54

Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма». Тема матери в литературе

1

урок

28

55

А. Т. Твардовский. Поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Глава «Переправа»

1

Изучение нового материала


56

«Василий Теркин» (главы из поэмы). «О награде». «Гармонь». «Два солдата»

1

урок

29

57

«Василий Теркин» (главы из поэмы). «Кто стрелял?». «Смерть и воин»

1

урок


58

«Василий Теркин» (главы из поэмы). «От автора». Современники о поэме Твардовского

1

урок

30

59

В. М. Шукшин. О писателе. «Дядя Ермолай». «Солнце, старик и девушка»

1

Изучение нового материала


60

Рассказ «Микроскоп». Особенности героев и рассказов В. М. Шукшина

1

урок

31

61

Н. М. Рубцов. Лирика. «Русский огонек», «О Московском Кремле», «Старая дорога»

1

урок


62

Н. М. Рубцов. Лирика. «Журавли», «Посвящение другу». «До конца…». Стихотворения поэта по выбору учащихся

1

урок

32

63

Уильям Шекспир. О драматурге. О театре времен Шекспира. Трагедия «Ромео и Джульетта»

2

Изучение нового материала


65

«Ромео и Джульетта». Для любознательных. Из высказываний о Шекспире

1

урок

33

66

Художественная литература, ее особенности и значение. Произведение художественной литературы как художественное единство

1

Урок обоб-щающего повторения.

34

67

Роды и виды литературы. Основные средства эпического изображения. Художественная речь

Изобразительно- выразительные средства художественной речи. Стихотворная речь

1

Урок обоб-щающего повторения.


68

Итоговый урок. Список книг для чтения летом

урок



















© 2010-2022