Интеллектуальный турнир «Правописание корней с непозиционным чередованием гласных»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Интеллектуальный турнир

«Правописание корней с непозиционным чередованием гласных»

(в форме телевизионной игры «Счастливый случай»)

Цель: выявление и поддержка наиболее грамотных и одаренных детей.

Задачи:

- закрепить навыки выбора гласных в корнях с чередованием

- развитие творческих способностей;

- повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;

- развитие общего кругозора учащихся;

- пропаганда образа грамотного и эрудированного человека.


Звучит музыка к началу игры.


Учитель: В турнире участвуют 3 команды.

(представление команд и их капитанов)

В ходе игры они будут бороться за звание «Сильнейшие». Но, чтобы победить, нужно не так-то мало: надо продемонстрировать хорошие знания теоретического материала по теме, а также умение пользоваться полученными знаниями на практике.

Следить за ходом игры и оценивать ответы игроков будет наше компетентное жюри:

1.

2.

3.

Итак, начнём!

Сигнал гонга

I тур «Знаем ли мы!». Речь пойдёт о правилах написания гласных в корнях с непозиционным чередованием.

Вращается барабан, команда «…» выбирает вопрос. Каждая команда может сделать 2 вращения и ответить на 2 вопроса. Если команда выбрала вопрос с пометкой «Счастливый случай», то, значит, ей улыбнулась удача, и за правильный ответ на вопрос она может получить не 1, а 3 балла. Но вопрос этот будет из категории повышенной сложности. Итак, за первый тур каждая команда может набрать до 4 баллов!


  1. От чего зависит правописание корней -клан-/-клон-, -твар-/-твор-? (1 балл)

Ответ: без ударения О, под ударения О и А, искючения: утвАрь.

  1. От чего зависит правописание корней -плав-/-плов-? (1 балл)

Ответ: без ударения А, исключения: полОвец, плОвчиха.

  1. От чего зависит правописание корней -равн-/-ровн-? (1 балл)

Ответ: от лексического значения корня:

  • -ровн- пишется в словах со значением «сделать что-то ровным, гладким, прямым», исключение: рАвнина;

  • -равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый», исключение: порОвну, рОвесник, рОвесница.

  1. От чего зависит правописание корней -мак-//-мок-//-моч-? (1 балл)

Ответ: от лексического значения корня:

  • -мак- пишется в словах со значением «погружать в жидкость»;

  • -мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным»;

  • -моч- пишется в безударном корне.

  1. От чего зависит правописание корней с чередованием гласных? (3 балла)

Ответ: от согласных букв в составе корня, от места ударения, от суффикса -а-, от лексического значения корня.

  1. Какая позиция является сильной для всех гласных звуков? (3 балла)

Ответ: позиция «под ударением»

  1. Как называется замена одного звука под влиянием фонетической позиции? (3 балла)

Ответ: фонетическое позиционное чередование.

Жюри: По результатам I тура у команды «…» … балла/ов, у команды «…» … балла/ов, у команды «…» … балла/ов. Лидирует команда «…».

Сигнал гонга

II тур «Ты - мне, я - тебе» (групповая работа).

Каждая команда получает по чистому листу. На экране появляются развёрнутые определения понятий, которые вы должны заменить синонимами из одного слова, имеющими корень с чередованием.

Например: Место, занимаемое лагерем, войсками - расположение.


  1. Слегка дотронуться до чего-нибудь (прикоснуться)

  2. Подвергаться действию огня (гореть)

  3. Отдельная область науки, производства (отРАСль)

  4. Затрагивать важный вопрос (КАСаться)

  5. Низшее водяное растение (водоРОСль)

  6. Надеяться на кого-либо в чём-нибудь (поЛОЖиться)

  7. Приспособление, где происходит горение газа (ГОРелка)

  8. Масло, добываесмое из растений (РАСТительное)

  9. Смуглый от загара (заГОРелый)

  10. Юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности (подРОСТок).


(1 балл за каждый правильный ответ)

Жюри: По результатам II тура у команды «…» … балла/ов, у команды «…» … балла/ов, у команды «…» … балла/ов. Лидирует команда «…».


Сигнал гонга

III тур «Конкурс капитанов»

Капитаны получают текст.

Задание: выбрать из текста слова с непозиционным чередованием.

Бригада морской пехоты занимала самое побережье Финского залива, а по другую сторону заросшего кустарником болота располагались немцы. Однажды немцы ранили стрижа, а старшина Михайлов поймал птичку и выходил её. Стриж горячо полюбил своего спасителя. Он собирал с его ладони крошки, старался к нему прикоснуться и пикировал на него сверху.

Однажды на заре старшина не вернулся с разведки. Его ожидали день, два. На третий день санитарка заметила, что стриж добирается до середины болота и пикирует. Старшина не умер, потому что его нашёл стриж.

Ответ: заНИМала, заРОСшего, распоЛАГались, ГОРячо, соБИРая, приКОСнуться, ЗАРе, доБИРается, уМЕР. (максим. кол-во баллов - 9)

Жюри: По результатам конкурса капитанов у команды «…» … балла/ов, у команды «…» … балла/ов, у команды «…» … балла/ов. Лидирует команда «…».

Сигнал гонга

IV тур «Спешите видеть!» (работа с сигнальным карточками О//А).

Пока идёт конкурс капитанов, с остальными членами команды проводится работа с сигнальными карточками. У каждого члена команды в руках сигнальные карточки О//А.

Команда получает кол-во баллов равное сумме правильных ответов.

ЗАря, предполОжение, прикОснуться, загОрать, прилАгать, отрАсль, кАсаться, зарОсли, зАгар, полОжиться, рАстительность, поклОниться, рАвнина, урОвень, плОвец, обмАкнуть, затвОрить, намОчить, поплАвок, промОкательная.

(максимальное кол-во баллов - 20)

Жюри: По результатам IV тура у команды «…» … балла/ов, у команды «…» … балла/ов, у команды «…» … балла/ов. Лидирует команда «…».

Сигнал гонга

V тур «Словарный диктант»

Каждый участник получает листок. Пишут словарный диктант под диктовку.

Излагать содержание параграфа, изложить устно, провести касательную, коснуться вопроса, гореть желанием, солнечный загар, равняться на лучших, выровнять дорожки, обмакнуть перо в чернильницу, промокательная бумага, вырастить детей, вырос на глазах, стереть с доски, стирать записанное, соберу тетрадки, собирать библиотеку, блестеть на солнце, блистать на балу, постелить постель, настилать полы.

Из пачки каждой команды произвольно выбирается по 1 работе. Сколько правильных ответов - столько баллов команде.

(максимальное кол-во баллов - 20)

Жюри: По результатам V тура у команды «…» … балла/ов, у команды «…» … балла/ов, у команды «…» … балла/ов. Лидирует команда «…».


Сигнал гонга


Жюри подводит итоги турнира, объявляет победителей.


© 2010-2022