Урок русского языка в 6 классе

Открытый урок по русскому языку в 6 классе   Тема: Соединительные гласные О и Е в сложных словах   Цели урока: усвоить орфограмму, изученную на уроке, развивать память, наблюдательность, сообразительность, внимательность.               Ход урока1. Оргмомент.Ребята, давайте проверим, всё ли у нас в порядке: книжки, ручки и тетрадки.2. Повторение.а) Проверка д/з- вывод по д/з   ( пока проверяем д/з,  ребята работают у доски по карточкам)1 задание. Разыграть роль, безызвестный художник, загореть на...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку в 6 классе





Тема: Соединительные гласные О и Е в сложных словах





Цели урока: усвоить орфограмму, изученную на уроке, развивать память, наблюдательность, сообразительность, внимательность.







Ход урока

1. Оргмомент.

Ребята, давайте проверим, всё ли у нас в порядке: книжки, ручки и тетрадки.

2. Повторение.

а) Проверка д/з

- вывод по д/з ( пока проверяем д/з, ребята работают у доски по карточкам)

1 задание. Разыграть роль, безызвестный художник, загореть на солнце, перегоревшая лампочка, прикосновение рукой.

- найти орфограммы, объяснить.

2 задание. Беспринципный, паровоз.

- разобрать слова по составу, сделать словообразовательный разбор.

3. Новая тема.

Итак, слова, образованные сложением основ, называются сложными, т.к. состоят из двух и более корней; например, маслосырозавод , нефтегазопровод- давайте запишем их в тетрадь и выделим корни (у доски работает ученик).

Ребята, давайте понаблюдаем, чем же связываются корни в сложных словах? (О и Е)

Эти буквы и будут героями нашего урока, а тема: Как договорились между собой гласные О и Е в сложных словах.

Эта тема ставит перед нами такие задачи: усвоить новую орфограмму и развить в себе качества, которые так необходимы и в учёбе и в жизни: сообразительность, память, наблюдательность, внимание. Эти качества записаны у вас на карточках, и в течение урока вы сможете оценить себя сами. Будьте к себе предельно строги. Двоек не будет, но, если вы определите, какие качества у вас развиты недостаточно, вы будете знать, что вам надо делать дальше. Оценивать себя будете + и -. Я вам буду говорить, когда делать пометки на карточках.

4. Закрепление.

Итак, первое испытание для сообразительных.

а) Отгадать загадки, ответ записать самостоятельно.

- Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор- глотает он и пыль и сор.

- Хвостом поёт, а клювом отдаёт.

Кто угадал, ставит + за сообразительность. (отмечаем орфограмму)

б) Чтение правила по учебнику.

в) Сейчас вы услышите сказку, которая поможет вам в усвоении нашей орфограммы.

По ходу чтения сказки выполните задания, которые вам даны на оборотной стороне карточки:

-запиши незнакомое слово

- назови фразеологизмы

- запиши сложные слова

Сказка «Как простые слова стали сложными»

Было это давным-давно.

Возле Грамматической речки

Жили-поживали слова и словечки.

Никогда не ссорились, не зазнавались:

Простыми слова назывались.

Но однажды появились у речки

Странные человечки:

Буквы О и Е сбежали из алфавита,

Стали словам нашёптывать сердито:

«Раскройте глазки, прочистите ушки!

Скажем вам не в обиду,

Уж очень вы простые с виду!

Репутация у вас простофилей.

Это теперь немодно,

Неприлично, неблагородно!

И у Грамматической речки

Взбунтовались простые словечки

«Не хотим быть простыми словами,

Пусть все шапку снимают перед нами.

Хотим быть словами сложными!

Такое превращение не возможно ли?»

Буква О подсказала:

«Объединяйтесь, разбивайтесь по парам,

Времени не тратьте даром»

( А сейчас, ребята, будьте повнимательнее. Я буду показывать вам картинки, а вы по ним должны составлять сложные слова)

1картинка. Птица полетела к слову ловить.

2картинка. Луна покатилась к слову ходить.

3картинка. Вода потекла к слову падать.

Но их ведь чем-то соединять надо!

Возмутители спокойствия О да Е

Решили помочь в беде:

Правда, О немного ленивей была,

Не много дела себе взяла:

После твёрдых согласных становится решила.

А буква Е, подругу свою любя,

Согласилась остальное взять на себя.

г) Вывод.

д) Проверка слов. (+ за сообразительность и память, а также + за наблюдательность)

е) Слово- репутация- определить л/з, составить с ним словосочетание, разобрать синтаксически.

Ребята, очень хочется, чтобы общественное мнение о вас было хорошим, чтобы о вас говорили: «У неё или у него отличная репутация!».

5. Игра.

Устали? Давайте поиграем. Мяча у нас нет, но его нам заменят слова. Я бросаю вам два простых слова, а вы возвращаете мне одно сложное. Только будьте внимательны, запоминайте, возвращённые слова- это проверка памяти.

Лес, рубить; каша, варить; буря, ломать; общий, жить.

Запишите в тетради полученные слова, выделите орфограмму,(слова открываются на доске) + за память.

6. А сейчас, ребята, мы отправимся с вами в путешествие, чтобы пополнить коллекцию сложных слов. Поедем на поезде. Вот ваши билеты со словами. На нужной станции вы заменяете билет на красный квадрат и ставите + в графу внимание (работают в парах).

1остановка. Аппетитная. (пищеварение, картофелечистка, кофемолка, соковыжималка- записать в тетрадь)

2остановка. Географическая. (мореплавание, путешествие, кораблекрушение)

3остановка. Природоведческая. (работа с картинами + за сообразительность)

Ребята, на этих картинках изображено какое-то время года. Каждое время года характеризуется своими природными явлениями. Ваша задача-составить по одному предложению на каждое время года так, чтобы в этих предложениях было по одному сложному слову, характеризующему природное явление. (В октябре подул сильный ветер, и листопад усилился. Весной на речках начинается ледоход. В феврале часто бывают снегопады.) Кто составил + за сообразительность.

4остановка. Литературная.

А здесь мы встречаем и монаха Нестора (летописец), и героя сказки Емелю (лежебока), и дедушку Крылова (баснописец). (+ в графу внимание и память)

7. Итог.

Ну вот, ребята, мы с вами вернулись с полной коллекцией сложных слов. А теперь подведём итоги и проверим память.

-какая тема урока?

-как договорились О и Е между собой?

Посмотрите, где у вас больше +, а где меньше. Делайте для себя вывод, что вам нужно развивать?

Ведь память, наблюдательность, сообразительность, внимание нужны, чтобы добывать знания и получать хорошую профессию.

8. Оценки. Д/з.



© 2010-2022