Анализ стихотворения М. Ю. лермонтова Молитва

Данная работа рассчитана на учеников старших классов, учителей, на всех, кто любит поэзию. Для учителя она интересна тем, что поможет провести урок литературы во взаимосвязи с курсом русского языка, в соответствии с теми требованиями, которые отражены в Госстандартах как для базового, так и для профильных (филологического и гуманитарного) уровней обучения. Школьнику поможет научиться не только чувствовать поэзию, получая эстетическое наслаждение, но и глубоко понимать, анализировать и через слов...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Молитва"

Это маленькое стихотворение - рассказ о самом сокровенном: о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? и что находит?

Главные слова стихотворения - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией. Кажется, нам понятно слово "благодатная". Но то же ли это самое, что "Земля благодатная"? В Толковом словаре Д.Н. Ушакова значение этого слова - "полный благ, довольства, счастья; радующий". Однако для русского верующего человека прошлого века это слово значило неизмеримо больше. Дело в том, что "благодать" - это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. Благодать - это обещание спасения души. Для спасения же к божественному дару человек должен прибавить свою веру, своё покаяние. Поэтому "сила благодатная" - это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово "благодатная" как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.

Начало стихотворения довольно мрачное: трудная минута, в сердце - грусть...Ощущение печали, тяжести подчёркнуто глаголом "теснится". В такую минуту обращаются к Богу - "одну молитву чудную твержу я наизусть..." Поэт не называет, какую молитву. Остаётся тайна. Для самого поэта тайной является сила воздействия живых слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная , святая прелесть в них". Основную смысловую нагрузку здесь несут на себе эпитеты.

Если первая строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая - описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа - рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слёзы облегчения.

Вместе с поэтом мы переживаем (со - переживаем) это движение души от тоски и грусти - к надежде и вере. В стихотворении всё живёт и меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.

Отметим антонимичные противопоставления в первой и третьей строфах: трудную -легко, теснится грудь - бремя скатится.

От первой к последней строфе меняется и звуковой фон стихотворения. В первой строфе звуковой фон создаётся повторяющимся [у] (даже во всех четырёх рифмах - ударный [у]). Для многих этот звук тёмный, ночной. Тяжёлый трёхстопный ямб (не пропущено ни одно из двенадцати ударений) подчёркивает ощущение томления и грусти лирического героя.

Но как всё преображается под действием "слов живых"! В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные - открытые [а], [э]. Изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения - строчки стали "легче", они как будто бы "взлетают". Всё это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя.

Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько личных предложений - они описывают состояние души и силу и прелесть слов, обращённых к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один - я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву - всё остальное происходит с ним: действие живых слов вне его воли. Две последние итоговые строчки - предложения безличные: "и верится" (ср.: "я стал верить"), "и плачется" (ср.: "я плачу") и "так легко, легко" (слова категории состояния).Через синтаксис передаётся авторское ощущение существования двух разных сфер: человеческого и высшего, божественного.

Всё произведение - это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.

© 2010-2022