Дополнительный час по русскому языку для 9 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан



Рассмотрено на заседании

МО учителей-предметников

гуманитарного цикла

25 августа 2014 года

Руководитель МО ______ Зиганшина Р.М.

Согласовано с руководителем

МС МБОУ «СОШ с.Маскара»

28 августа 2014 года

__________ Юзмиева С.Г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ с.Маскара»

__________ М.В. Хадиев

Введено в действие приказом

№142 от 29.08.2014 г.


Рабочая программа для дополнительного часа изучения русского языка

в 8 классе среднего общего образования


Автор-составитель рабочей программы:Губайдуллина Лейсан Ильясовна, учитель русского языка и литературы

Год разработки программы 2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для дополнительного часа изучения русского языка 2014-2015 года в 9 классе составлена на основе:

  • Инструктивного письма МО и Н РТ № 2744/14 от 23.08.2014 "О введении дополнительного часа на изучение родного языка",

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего полного образования по русскому языку, утвержденного приказом
    Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089,

  • примерной программы по русскому языку 5-11 классов для татарских школ (Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю.Закирова, З.Ф.Юсупова. - Казань, издательство «Магариф», 2003),

  • примерной программы по русскому языку для основного общего образования: базовый уровень (составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - Москва: Дрофа,2007.),

  • Образовательной программы МБОУ «СОШ с. Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан,

Количество часов 34 часа, в неделю 1 час.

Цель программы:

Научить говорить правильно, доступно, выразительно.

Основные задачи:

-систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-8 классах;

-дать общие сведения о языке ;

-обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка ;

- обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;

-способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.



Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • нормы правильной литературной речи.

Учащиеся должны уметь:

- практически использовать знания и умения по культуре речи;

Ожидаемые результаты:

Данная программа способна существенно повысить речевую культуру на основе научных разработок литературно-языковых норм.



УЧЕБНО_ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Информативная насыщенность речи

1

3

Логичность речи

1

4

Точность, ясность и простота речи.

1

5

Богатство речи

7

6

Чистота речи

1

7

Уместность речи

1

8

Правильность речи

5

9

Синтаксические нормы

4

10

Орфоэпические нормы

3

11

Образность речи

5

12

Живость, эмоциональность, выразительность речи

1

13

Благозвучие речи

1

Всего

34













Содержание.

Введение ( 1ч.)

Значение культуры речи в жизни общества.

Освоение норм языка, выработка правильности речи как условие приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира. Исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью их сохранения, поддержания и пропаганды.

Информативная насыщенность речи ( 1 ч.)

Главное назначение речи - быть средством общения, передавать нужную информацию. Условия, от которых зависит содержательность речи. Многообразие форм подачи материала.

Логичность речи ( 1 ч.)

Логичность как важнейшее условие речи. Типы логических ошибок.

Точность, ясность и простота речи. ( 1 ч.)

«Слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно и слово» (В. Г. Белинский). «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Причины неясности высказывания. Редактирование текста.

Богатство речи ( 7 ч.)

Количество слов, используемых в речи, - критерий ее богатства и бедности.

Многообразие значений слов. Многообразность лексики - неисчерпаемый источник ее обновления, необычного, неожиданного переосмысления слова.

Слова одинаковые, но разные. Многозначность слов и омонимия. Омоформы. Омофоны. Омографы.

Синонимическое богатство русского языка.

Созвучные слова - паронимы.

Разнообразие способов словообразования. Богатство суффиксов в русском языке. Разговорные и просторечные словообразовательные модели.

Стилистические различия в формообразовании имен и глаголов Многообразие и гибкость системы русского склонения, спряжения. Варианты окончаний имен существительных. Возможности варьирования глагольных форм.

Многообразие синтаксических конструкций.

Чистота речи ( 1 ч.)

Засорение речи в результате употребления без надобности диалектизмов, профессионализмов, просторечных слов, вульгаризмов, речевых штампов, иноязычных слов, канцеляризмов, «слов-паразитов».

Уместность речи ( 1 ч.)

Ситуация высказывания. Цели и задачи общения. Необходимость установления контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим).

Правильность речи ( 5 ч.)

Понятие нормы литературного языка. Правильный выбор слова. Требования лексической сочетаемости. Морфологические нормы. Употребление частей речи. Параллельные формы имен существительных. Формы рода. Особенности в склонении некоторых существительных. Варианты падежных окончаний существительных. Единственное и множественное число существительных. Разные формы имен прилагательных. Использование в речи имен числительных. Секреты местоимений. Особенности употребления глаголов.

Синтаксические нормы ( 4 ч.)

Особенности построения простых предложений. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определения и приложения. Формы управления. Употребление обособленных оборотов. Конструкции с отглагольными существительными. Правила употребления сложных предложений.

Орфоэпические нормы ( 3 ч.)

Произносительная система современного литературного языка, стили произношения. Правила произношения безударных гласных звуков, согласных звуков, иностранных слов, имен и отчеств. Роль пунктуации в оформлении письменной речи.

Образность речи ( 5 ч.)

Тропы.

Художественные определения-эпитеты.

Образные сравнения. Метафорические образы. Метафоры. Метонимия. Синекдоха. Олицетворение. Гипербола и литота.

Живость, эмоциональность, выразительность речи ( 1 ч.)

Слова с яркой эмоционально-экспрессивной окраской. Экспрессивный синтаксис. Риторические фигуры. Анафора. Эпифора.

Благозвучие речи ( 1 ч.)

Неповторимая индивидуальность фонетической системы русского языка. Аллитерация и ассонанс.





КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема урока.



Дата поведения.

Примечания.

План.

Факт.

1

Введение. Значение культуры речи в жизни общества.

5.09

2

Информационная насыщенность речи

12.09

3

Логичность речи

19.09

4

Точность, ясность и простота речи

26.09

Богатство речи




5

Многообразие значений слова

3.10

6

Слова одинаковые, но разные

10.10

7

Синонимическое богатство русского языка. Контрастные слова. Созвучные слова

17.10

8

Разнообразие способов словообразования

24.10

9

Стилистические различия формообразования имен и глаголов

31.10

10

Многообразие синтаксических конструкций

14.11

11

Зачетная работа

21.11

12

Чистота речи

28.11



13

Уместность речи

5.12



Правильность речи




14

Правильный выбор слова

12.12

15

Как правильно употреблять части речи. Параллельные формы имен существительных. Разные формы имен прилагательных

19.12

16

Как используются имена числительные

26.12

17

Секреты местоимений

16.01

18

Особенности употребления глаголов

23.01

19

Чему учит синтаксис. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим

30.01

20

Как согласуются определения и приложения

6.02

21

Формы управления. Обособленные обороты

13.02

22

Правила употребления сложных предложений

20.02

23

Трудности произношения

27.02

24

Орфоэпические нормы

6.03

25

Проверочная работа

13.03

Образность речи




26

Какую речь называют образной

20.03

27

Эпитеты. Сравнения. Метафоры

3.04

28

Метонимия. Синекдоха. Олицетворение

10.04

29

Гипербола. Литота. Аллегория

17.04

30

Сочинение-миниатюра

24.04

31

Живость, эмоциональность, выразительность речи

8.05



32

Благозвучие речи

15.05



33-34

Обобщение.

22.05

22.05






ЛИТЕРАТУРА:

Литература для учителя

  1. Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение. - М., 1984.

  2. Головин, Б. Н. Основы культуры речи. - М, 1980.

  3. Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Секреты хорошей речи. - М.: Международные отношения, 1993.

  4. Голуб, И. Б. Статьи об основах красноречия // Народное образование. - № 3, 7, 8. - 2000; № 1-2001.

  5. Ладыженская, Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986.

  6. Львов, В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классах. - М., 1989.

  7. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения. - М: Просвещение, 1995.

Литература для ученика


  1. Головин, Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. М.: Высшая школа, 1988.

  2. Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Книга о хорошей речи. М., 1997.

  3. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.

  4. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения. М: Просвещение, 1995.
















© 2010-2022