Ранняя лирика В. В. Маяковского. Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Дать представление об идейно-художественном своеобразии ранней лирики В.Маяковского на примере стихотворения «А вы могли бы?»; продолжить работу по формированию у учащихся навыков самостоятельного анализа поэтических произведений; работать над выразительностью речи учащихся; воспитывать интерес к русской литературе, заинтересовать учащихся поэзией В.Маяковского; создавать ситуацию успеха на уроке. Оборудование урока: 1.Сборники стихов В.Маяковского 2. План анализа поэтического произведения (в ра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. Ранняя лирика В.В.Маяковского. Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Цели урока:

образовательная: дать представление об идейно-художественном своеобразии ранней лирики В.Маяковского на примере стихотворения «А вы могли бы?»;

развивающая: продолжить работу по формированию у учащихся навыков самостоятельного анализа поэтических произведений; работать над выразительностью речи учащихся;

воспитательная: воспитывать интерес к русской литературе, заинтересовать учащихся поэзией В.Маяковского; создавать ситуацию успеха на уроке.

Форма урока: комбинированный урок

Оборудование урока:

1.Сборники стихов В.Маяковского

2. План анализа поэтического произведения (в рабочих тетрадях по литературе)

3.Таблица на экране (или в тетрадях учащихся) «Выразительные средства языка»

Ход урока

I. Организационный момент.

II.Опрос по материалу домашнего задания. Ответить на вопросы.

- Почему В.Маяковский не старался писать нежных, сентиментальных стихов? Как он объяснил, почему его «стихи грубы»?

- Как соотносятся с личностью поэта данные предметы? (показываю кисть, краски - поэт; яйцо - толчок к поступлению в училище живописи, ваяния и зодчества;

подстаканник - много ездил, в том числе и по железной дороге, а подавать чай в стаканах с подстаканниками в поезде - своеобразный дорожный ритуал; медицинская банка - тяжело заболел, лишился голоса).

- Каким вам запомнился В.Маяковский?

- Какой из эпизодов его жизни показался вам наиболее интересным, важным для понимания особенностей характера, личности поэта?

- Какие зрительные образы вы взяли за основу логико-смысловых моделей?

III. Работа по теме урока

Ребята, сегодня мы знакомимся с ранними стихотворениями В.Маяковского. Наша задача - понять стилевое, художественное своеобразие поэта. Мы заострим внимание на периоде с 1912 - 1917год.

- Какой это был период для поэта? (увлечение футуризмом)

- А в истории нашей страны? (Первая Мировая война, приближение февральской буржуазной революции)

Уже в первых стихотворениях, которые начинают появляться в печати в 1912 году, В Маяковский заявляет о себе как о незаурядном поэте, не похожем на других. Стиль его нельзя спутать ни с чьим другим.

Откройте стихотворение «А вы могли бы?» Давайте вместе проанализируем его.

- С чего мы начинаем анализ? (см. план анализа стихотворения) (с выразительного чтения).

Послушаем, как звучит стихотворение в исполнении артиста. Обратите внимание на слова с логическим ударением. (Слушаем аудиозапись стихотворения). Прослушали? Теперь прочитайте самостоятельно еще раз..

- Правильно выстраиваем словесные ряды (У доски работает ученица, остальные в тетради)

А)Стакана, на блюде студня, жестяной рыбы, водосточных труб

Б)Смазал краску будняя, косые скулы океана, на чешуе…рыбы, зовы новых губ, ноктюрн сыграть ..на флейте

Словарная работа. Объясните значение слов студень, ноктюрн, флейта

-Сравните записанные ряды. Обратите внимание на характер лексики.

- Какая она в первой строке? (Обычная, обыденная, привычная)

- Какую жизнь отражает? ( Прозаическую, пошлую - весь интерес в блюде студня)

- Какая лексика во второй строке? Что она отражает? ( Отражает возвышенное, устремленность мечты к «океану» жизни, желание ноктюрн сыграть на флейте водосточных труб)

- Определите смысловые центры («ВЫ - Я»)

- Сравните их и сформулируйте тему. (Противопоставление лирического героя и окружающего его мира, поэта и толпы)

- Это противопоставление носит характер резкого конфликта? (Нет. Лирический герой понимает, что чувствует и воспринимает мир тоньше, он способен подняться над мещанством, увидеть «косые скулы океана», а другие не могут)

- Какие проблемы в связи с темой возникают? (Взаимоотношение поэта и окружающих людей, проблема жизненных ценностей).

- К какому выводу приходит поэт? ( Не ограничиваться блюдом студня, стремиться видеть скулы океана).

- Определите композицию и ее роль в решении темы. (Стихотворение делится на две части: первая - «Я», вторая - «ВЫ», композиция разделяет смысловые центры по полюсам).

- Примирение возможно? (Нет).

- Какая из частей больше? Почему? (Поэтическое «Я» занимает основное место - ему дано больше возможностей и способностей, чем другим. Поэт бунтует против мещанской обыденности. А «ВЫ» - это те, кто никогда не сможет понять поэта, не увидит косые скулы океана, для них никогда не запоют водосточные трубы, подобно флейте).

- Найдите средства художественной выразительности, определите их роль в тексте. Какие тропы вы можете назвать? (Метафоры - карта будняя, скулы океана, флейта водосточных труб - помогают образно представить возможности лирического героя).

- Какие стилистические фигуры вы заметили? (Сквозная фигура - антитеза, по принципу контраста построена композиция, анафора - 1-3 строки начинаются с «Я» - акцентируется смысловой центр, параллелизм - одинаково построены предложения, риторический вопрос «А вы могли бы?» звучит вначале (название) и в конце, заставляя задуматься читателя, кто он, с кем он, на что он способен, во второй части есть инверсия).

- Определите стихотворный размер, характер рифмовки. ( Ямб 4-стопный, в 3 строке - пиррихий, рифмы перекрёстные, в основном женские, кроме «ГУБ - ТРУБ» - мужская рифма).

- Сформулируйте идею стихотворения. (Протест против мещанского мира, призыв - не погрязнуть в блюде со студнем а стремиться к океану жизни).

- Чьи традиции продолжает Маяковский в этом стихотворении? (Противопоставление поэта и толпы у А.Пушкина и М.Лермонтова).

- Как по-своему поэт решает тему? (В иных временных рамках, но проблемы остаются те же).

- В каких строчках чувствуется отпечаток футуризма? («ЗОВЫ НОВЫХ ГУБ» - нет формы множественного числа).

- В чем выражается противоречивость Маяковского-футуриста? (Он разрабатывает классическую тему, хотя футуристы отрицали классическое искусство, поэзию Пушкина и т.д.).

Действительно, Владимир Маяковский так талантлив, что не вписывается в тесные рамки футуризма.

- Определите, в чем неповторимость стиля Маяковского? Почему его стих узнаваем? (В данном стихотворении смелые метафоры, непривычные, парадоксальные - ФЛЕЙТА ВОДОСТОЧНЫХ ТРУБ, ЗОВЫ НОВЫХ ГУБ).

IV. Обобщение темы.

Итак, ребята, обобщим все сказанное. Что же характерно для тематики, художественного своеобразия раннего Маяковского? ( Намечается конфликт со средой, поэт - это бунтарь, как и все футуристы).

V. Подведение итогов урока. Оценивание.

VI. Домашнее задание. По данному плану проанализировать одно из ранних стихотворений В.Маяковского: «Нате», «Вам» и другие

© 2010-2022