План и материалы урока по литературе в 7 классе Б. Васильев «Завтра была война»

Тип урока: урок внеклассного чтения Цель: на примере повести Б.Васильева «Завтра была война» рассмотреть историю поколения молодых людей предвоенного времени, показать обучающимся, что писатель смог не просто познакомить читателя со своим поколением, но и сделать так, чтобы и сегодня героизм тех простых ребят вызывал искреннее восхищение, а размышления их о жизни, дружбе, любви заставили бы современных читателей задуматься над этим же, высказать свои мысли. Урок разработан по учебник...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повесть Б.Васильева «Завтра была война» - повесть о …


План урока


Петрова Наталия Николаевна,

учитель Каменниковской сош

Рыбинского района

Класс: 7

Урок: традиционный.

Тип урока: урок внеклассного чтения

Цель: на примере повести Б.Васильева «Завтра была война» рассмотреть историю поколения молодых людей предвоенного времени, показать обучающимся, что писатель смог не просто познакомить читателя со своим поколением, но и сделать так, чтобы и сегодня героизм тех простых ребят вызывал искреннее восхищение, а размышления их о жизни, дружбе, любви заставили бы современных читателей задуматься над этим же, высказать свои мысли.

Учебник: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2. - М.: Вентана-Граф, 2010.

Аннотация к уроку: на уроке отрабатывается умение аргументировано высказывать свою точку зрения, находить нужные факты и эпизоды в тексте, анализировать ключевые эпизоды повести, прививаются нравственные правила человеческого общества: честность, взаимовыручка, истинная дружба. Опережающее домашнее задание было: прочитать повесть, найти и выписать в тетрадь слова, фразы, названия эпизодов, характеризующие молодое поколение того времени: 1) отношение к учёбе, труду; 2) отношение друг к другу; 3) отношение к старшим (родители, учителя); 4) политические взгляды, нравственные ориентиры, идеалы. По желанию - создать кластер, синквейн, написать своё рассуждение.

Ход урока:

  1. Первичная беседа о произведении

- Какой временной промежуток охватывается в повести? Зачем? Что это даёт читателю?

- Где происходит действие в повести?

- В чём особенность композиции повести? Почему так сделал автор?

- Почему автор выбрал такое название?

- Попробуйте сформулировать: о чём повесть «Завтра была война»? и сделать запись в тетради.

- Вспомните фрагменты или эпизоды повести, которые произвели на вас особое впечатление.

- Кто герои?

- Кто из героев вам ближе? Почему? О ком хотелось бы рассказать?

2. Составление Портрета молодых людей предвоенного времени и анализ эпизодов: обсуждение найденного дома, цитирование, высказывание собственных суждений. На доске параллельно организуется запись

Слова, фразы, названия эпизодов

Отношение к учёбе, труду

Отношение друг к другу

Отношение к старшим (родители, учителя)

Политические взгляды, нравственные ориентиры, идеалы

Выводы по таблице.


  1. Подведение итогов, рефлексия

- Что изменилось в понимании произведения после совместного обсуждения?

- Что нового узнали о предвоенном времени?

- Чем молодые люди того времени отличались, по-вашему, от современных молодых людей?

- О чём заставляет задуматься повесть Б.Васильева? Какие уроки извлекли из повести?


  1. Материал к уроку

1) Синквейны учащихся 7 класса

Война.

Страшная, безжалостная.

Громыхает, убивает, калечит.

Трагедия целого поколения.

Ужас.

Война.

Подлая, кровавая.

Губит, не жалеет, коверкает судьбы.

Не дай Бог пережить это.

Настоящий ад.

Герои повести.

Ищущие, сильные духом.

Понимают, не соглашаются, борются.

С честью прошли одно из самых суровых испытаний.

Герои своего времени.

Искра Полякова.

Думающая, целеустремлённая.

Помогает, размышляет, страдает.

Настоящий друг.

Николай Григорьевич Ромахин.

Понимающий, честный.

Разрешает, пробует, верит.

С таким человеком можно стать настоящим.

Настоящий директор.


2) Цитаты

  • Настоящий мужчина в своей жизни любит только двух женщин. Свою мать и мать своих детей. Настоящий мужчина тот, кто любит ту страну, в которой он родился. Настоящий мужчина тот, кто отдаст другу последнюю пайку хлеба, даже если ему самому суждено умереть от голода. Настоящий мужчина тот, кто любит и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей. И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни!

  • - Какой тяжёлый год…
    - А вы знаете почему? Потому что 1940-й - високосный! А вот следующий год будет обязательно счастливым, вот увидите…

  • Счастье - иметь друга, который не отречётся от тебя в трудную минуту.

  • - Не тем ты интересуешься, Зинаида. Совершенно не тем, чем должна интересоваться комсомолка.

- Это я сейчас комсомолка. А потом я хочу быть женщиной.

- Как не стыдно, нет, вы слыхали, её мечта, оказывается, быть женщиной! Не лётчицей, не парашютисткой, не стахановкой, наконец, а женщиной. Игрушкой в руках мужчины!

- Любимой игрушкой. Просто игрушкой я быть не согласна.

  • Поколение, не знавшее юности, не узнает и старости.

  • С друзьями спорить не о чем, а с врагами надо драться.

  • Я для тебя... Тут он замолчал, не в силах признаться, что для нее он и вправду может сделать все, что только она пожелает. А Зиночка по легкомыслию и женской неопытности пропустила эти три слова. Три слова, которые для любой женщины значат куда больше, чем признание в любви, ибо говорят о том, что человек хочет отдать, а не о том, что он надеется получить.

  • В жизни есть две святые обязанности, о которых нужно думать: для женщины - научиться любить, а для мужчины - служить своему делу.

  • - Как ты представляешь счастье? - спросила Вика, потому что гостья погрузилась в раздумье.

- Счастье? Счастье - быть полезной своему народу.

- Нет, - улыбнулась Вика. - Это - долг, а я спрашиваю о счастье.

  • Мещанство - это такое состояние человека, когда он делается рабом незаметно для себя. Рабом вещей, удобств, денег, карьеры, благополучия, привычек. Он перестает быть свободным, и у него вырабатывается типично рабское мировоззрение. Он теряет свое "я", свое мнение, начинает соглашаться, поддакивать тем, в ком видит господина. Вот как папа объяснял мне, что такое мещанство как общественное явление. Он называет мещанами тех, для кого удобства выше чести.

  • Человек - очень сложное существо и подчас готов со всей искренностью брать на себя чужую вину. По слабости характера или, наоборот, по его силе, по стечению обстоятельств, из желания личным признанием облегчить наказание, а то и отвести глаза суда от более тяжкого преступления.

  • Она писала о доверии к человеку, пусть даже маленькому, пусть даже к первоклашке. О вере в этого человека, о том, как окрыляет эта вера, какие чудеса может сделать человек, уверовавший, что в него верят.

  • Взятка унижает человеческую личность.

  • Артем - хороший парень, - говорил по дороге отец. - Знаешь, почему он хороший? Он потому хороший, что никогда не обидит ни одной женщины.

  • Если любишь и головы не теряешь, значит, не любишь и любовь потеряешь.

  • Самое большое счастье - чувствовать, что тебя любят. Не знать, а чувствовать.

  • Женщина не потому силища, что камни может ворочать похлеще мужика, а потому она силища, что любого мужика может заставить ворочать эти камни.

  • Хороший друг, верный товарищ всегда говорит правду, как бы горька она ни была. Не жалеть надо - жалость обманчива и слезлива - а всегда оставаться принципиальным человеком. Всегда!

  • Убивает не только пуля, не только клинок или осколок - убивает дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость.

  • Как удобно, когда все вокруг старики! Все будут держаться за свои больные печёнки, все будут стремиться лишь бы дожить, а о том, чтобы просто жить, никому в голову не придет. Не-ет, все тихонечко доживать будут, аккуратненько доживать, послушно: как бы чего не вышло.


© 2010-2022