Технологическая карта по литературе на тему Максим Горький

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта по литературе

Тема занятия: Максим Горький

Тип занятия: урок приобретения новых знаний

Цель занятия: Познакомить учащихся с основными фактами биографии Максима Горького

Тип занятия: урок приобретения новых знаний

Вид занятия: теоритическое

Методы обучения:, наглядные

Технологии: словесные

Задачи:

  • Развивающая - развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;

  • Образовательная- учить рассуждать на литературную тему;

  • Воспитательная - воспитывать чувство уважения к писателю, повышать посредством урока литературы мотивацию к учебе как одному из средств развития личности.

Приобретаемые умения:

У1. применять знания по литературе в повседневной жизни;

У2. определять в художественных текстах образные средства;

У3. определять основную мысль и тему произведения.

Приобретаемые знания :

З1. содержания текстов художественных произведений;

З2. теорию литературы.

Прогнозируемый результат:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

Оборудование и основные источники информации:

б) дидактический материал

Ход занятия:

Этап урока

время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формируемые компетенции

1.Организационный момент

3 мин.

Проверка готовности обучающихся

Проверка посещаемости обучающихся.

приветствие

преподавателя,

настрой на урок

2. Актуализация знаний.

10мин.

преподаватель показывает рисунки

(Приложение 1)

осмысливают информацию; сопоставляют рисунки с ранее пройденными произведениями и их героями

ОК2

3. Определение темы.

4мин.

преподаватель раздает карточки с кроссвордом (ключевое слово - фамилия автора, творчество которого обучающиеся впервые будут изучать)

(Приложение 2)

Так как вы отгадали ключевое слово, попробуйте определить тему нашего занятия.

уточнение темы занятия: «Максим Горький»

обучающиеся осмысливают информацию; разгадывают кроссворд;

определяют тему занятия

4. Целеполагание.

Ребята, мы определили тему занятия. Скажите, вы знаете о творчестве М. Горького, факты из его биографии.

значит, что вы сегодня должны сделать на уроке

отвечают на вопрос:

НЕТ

узнать Факты из биографии и творчества М. Горького

ОК2

5. Изучение нового материала

преподаватель спрашивает одного из обучающихся

преподаватель раздает карточки: «Особенности раннего творчества М. Горького»

(Приложение 3)

обучающийся выступает с сообщением: «Биография М. Горького»

остальные дополняют его ответ

осмысливают информацию; самостоятельно изучают материал; выделяют основные особенности творчества М.Горького

ОК3

6. Закрепление.

преподаватель проводит Данетку (проводит устную проверку, после того, как обучающиеся сдадут выполненные работы)

(Приложение 4)

обучающиеся выполняют Данетку

6. Итоги.

3мин.

Преподаватель выставляет оценки за занятие

7. Д.З.

2 мин.

Инструктирует выполнение

читать произведение «Старуха Изергиль»

Слушают, записывают

Преподаватель русского языка и литературы Ф.И.О. преподавателя РУБЦОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Приложение 1.

Технологическая карта по литературе на тему Максим Горький

Технологическая карта по литературе на тему Максим ГорькийТехнологическая карта по литературе на тему Максим Горький

Технологическая карта по литературе на тему Максим Горький

Приложение 2. Кроссворд

1

Г

у

м

и

л

ё

в

2

л

О

т

а

р

е

в

3

б

Р

ю

с

о

в

4

б

а

л

Ь

м

о

н

т

5

К

а

м

ы

ш

и

6

х

у

л

И

г

а

н

Й


Вопросы:

1. Представитель акмеизма, муж А.А. Ахматовой?

2. Настоящая фамилия Игоря Северянина?

3. Ярчайший представитель Символизма?

4. Кто из поэтов «Серебряного века» изучил 16 языков?

5. В каком К.Д, Бальмонта стихотворении читатель видит страшное ночное болото с его трясиной, сыростью, таящейся смертью? («Камыши»)

6. Синоним слова футурист?

Приложение 3. Особенности творчества М. М. Горького.

В Горьком будто жили два человека: художник и публицист. И если публицист призывал своих собратьев писать о сталинских лагерях и не замечал трагедийности происходящего, то художник писал о судьбе личности в страшной действительности ХХ века, лишающей человека естественной для него социальной и творческой свободы.

Проблема человеческой свободы или несвободы - центральная тема всего творчества Горького. В первых рассказах писателя она прозвучала как гимн романтически трактуемой полной свободы личности от всех оков внешнего социального мира, но уже тогда содержала в себе сомнения в ценности такой свободы для человека. Последнее произведение Горького - «Жизнь Клима Самгина» - подводит читателя к выводу о невозможности обретения личностной свободы в трагических условиях российской действительности ХХ века.

Вопрос о свободе - вопрос философский, и каждая эпоха, в том числе и литературная, трактует его по-своему, опираясь на господствующие философские положения.

В новом типе реализма, появление которого связано с именем Горького, формируется новая концепция личности - человек не просто реагирующий на окружающую его жизнь, а созидающий, реализующий себя не в сфере частной интриги, а на общественном поприще. Кроме того, в реализме нового типа в качестве типичных обстоятельств, воздействующих на личность, утверждается историческое время, и человеку, герою новой литературы, доверено выступать отцом истории.

Писатель намечает два возможных типа взаимоотношений личности и исторического времени: контакт с ним и отчуждение от него. Отчужденный и не отчужденный от исторического времени человек - два полюса, два гигантских разнозаряженных магнита, между которыми формируется горьковская концепция человеческой личности.

Поставив частную человеческую судьбу в контекст исторического времени, настаивая на непременности этой связи, писатель изменил всю систему ценностей, предложенную романической традицией прошлого столетия. Самым важным, самым ценным мыслится уже не личность, не ее право внутренней жизни и тайной свободы, на чем настаивал еще Пушкин, а жизнь общественная, и ценность личности ставится в прямую зависимость от участия в этой жизни.

Традиционные пропорции взаимоотношений человека и времени в горьковских произведениях смещены. Теперь человек не находится в узких рамках среды, а выходит один на один со своей эпохой, хочет он того или нет.

Горький осмыслил взаимосвязь характера и истории как фатальную и увидел в ней начало, возвышающее человека, способного на контакт с ведущей исторической закономерностью. Нежелание или неспособность личности к такому контакту он воспринимал как негативное и отказывал такому герою в праве на сочувствие и уважение.

Таким образом, в эпосе Горького присутствуют два предмета изображения: объективной действительности и сознания героя, эту действительность воспринимающего. Взаимодействие этих двух предметов формируют конфликт между реальностью и ее восприятием и в конечном счете - проблематику произведения.

Романтические рассказы Горького

В своих ранних произведениях Горький предстает перед читателем как писатель - романтик. Для романтического сознания соотнесенность характера с обстоятельствами немыслима - отсюда и главная черта романтического художественного мира - двоемирие. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира - основная черта этого литературного направления.

Именно такими представлены герои ранних романтических рассказов Горького. Их сознание и характеры с подчас таинственными противоречиями становятся главным предметом изображения. Неразрешимое противоречие между двумя началами в романтическом характере - любовью и гордостью

- мыслится как совершенно естественное, и разрешиться оно может лишь смертью.

Композиция повествования в романтических рассказах подчинена одной цели - наиболее полно показать образ главного героя, а романтическая легенда - важнейшее средство для создания его образа. С помощью ее автор представляет систему ценностей, показывает, какие черты личности, с точки зрения его героев, достойны уважения или презрения. Иными словами, герои таким образом как бы задают систему координат, исходя из которой могут быть судимы сами.

Очень важной композиционной особенностью ранних романтических рассказов Горького - наличие образа повествователя, которым является автобиографический герой.

Именно пристальный, заинтересованный взгляд автобиографического героя и выхватывает из встреч, дарованных ему судьбой, самые интересные и неоднозначные характеры, которые оказываются главным предметом изображения и исследований. В них автор видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его сильные и слабые стороны. Взгляд автобиогр. героя реалистичен, ему доступно осознать ограниченность сугубо романтического миросозерцания.

Таким образом, автор открывает совершенно новые стороны национальной жизни. Россия через таких людей познавала себя.

Приложение 4. Данетка:

1. Настоящее имя М. Горького Алексей Максимович Пешков? (да)

2. Первым рассказом, напечатанным под псевдонимом М. Горький, является «Старуха Изергиль»? (Нет. Макар Чудра)

3. В раннем творчестве М. Горький предстает перед читателями как реалист? (нет. романтик)

4. Проблема человеческой свободы или несвободы - центральная тема всего творчества Горького? (да)

5. M. Горький умер 18 июня 1966 года в Горках? (нет. 1936г)

© 2010-2022