- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Из опыта применения информационных технологий на уроках по русскому языку
Из опыта применения информационных технологий на уроках по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Данилова Р.А. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сунтарский улус
МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная
школа №1 имени.А.П.Павлова»
Данилова Р.А., учитель русского языка и литературы.
Из опыта применения информационных технологий на уроках по русскому языку.
Сегодня мир, в котором мы живем, становится все более зависимым от информационных технологий, которые широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах его деятельности. И нет необходимости доказывать актуальность внедрения ИКТ в образовательное пространство современной школы. Осваивая новые для себя педагогические технологии, мы поставили на методсовете следующие цели :
-вовлечь во внеурочную работу по предмету как можно больше учащихся и помочь им реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал;
-апробировать разнообразные телекоммуникационные конкурсы, проекты, творческого, обучающего, исследовательского и поискового характера;
- создать ситуацию успеха для наших учеников;
- стимулировать интерес к русскому языку и литературе.
Компьютер в школе выступает в качестве средства для обучения, инструмента поддержки различных уроков, в том числе и уроков русского языка. Компьютерные технологии используются при проведении различных типов уроков: комбинированном, изучении нового материала, закрепления знаний, на уроках контроля и оценки знаний. Полная ломка традиционной методики преподавания не нужна. Компьютер не диктует методы и содержание обучения, он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности.
Опыт показывает, что чем раньше ученики начинают «общаться » с компьютером, тем психологически свободнее они ощущают себя в диалоге с компьютером, тем больше школьники убеждаются, что компьютер - полезный инструмент, который может служить источником знаний.
В 11 классе некоторые темы можно рекомендовать учащимся повторять самостоятельно. Уроки самообучения могут проходить с помощью программы 1С: Репетитор, где учащимся предоставляется возможность самостоятельно изучать новый материал- ознакомиться с правилами, проверить и закрепить полученные знания с помощью теста. Такие уроки проходят на базе кабинета информатики, оснащенного современным оборудованием.
Задача учителя сводится к тому, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом. Перед ними можно поставить соответствующие цели и задачи, то есть вовлечь детей в проектную деятельность. Впоследствии этот готовый материал можно использовать на уроках в качестве учебно- демонстрационного пособия.
Еще один путь к самообучению это- презентация. Она дает возможность детям логически мыслить, создавать действующие модели, представляя конечный конечный результат и достижение цели, используя Роwer Point.
Материально-техническая база нашей школы позволяет организовать работу в индивидуальном режиме. Что использую на уроках? Обучающие программы: «1С: Репетитор», а также самостоятельно выполненные учителем и учениками материалы( Power Point- для создания презентаций,текстовые редакторы Word, Excel- тесты, Publisher для создания Web- страниц, буклетов).
У учителя всегда возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Почему? Невозможность подобрать нужный материал по теме из электронных пособий, творческий подход к объяснению материала. Учителю всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его учеников. Экзамен по русскому языку определен в форме ЕГЭ в виде теста из трех частей (А,В,С), где часть С вызывает большую трудность у учащихся.
В помощь к урокам в подготовке к выполнению задания типа С мною создана презентация «Анализ текста и написание рецензии», которая состоит из нескольких блоков: вступление нацеливает на задания и определяет круг тем, опорные материалы второй части помогают учащимся анализировать исходный авторский текст; третья часть презентации посвящена способам и приемам создания учеником собственного сочинения.
Использование компьютера на уроке помогает сделать более наглядной работу со словом в тексте. Например, при работе над текстом все изобразительно- выразительные средства выделены разными цветами, а на другом опущены. Такие работы становятся более конкретными и запоминающимися. Ученики создают текст ,некоторые сочинения показываем в демонстрационном режиме и тут анализируем содержание, речевое и грамматическое оформление. Такой вид работы повышает внимание учащихся к работе над словом.
Таким образом, использование компьютера на уроках русского языка способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания русского языка: восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и духовности личности.