Статья Образ Богородицы на уроках литературы (из опыта работы)

     Проблема преподавания на уроках литературы библейских текстов и житийной литературы волнут меня давно. Воспитанная в духе научного атеизма, я, тем не менее всегда интересовалась вопросами религии и особенно содержанием Библии. На мой взгляд, читать и понимать произведения литературы XVIII, XIX да и XX веков невозможно без элементарного знания библейских текстов.      Во-вторых. я думаю. никого не надо убеждать в том, что обращение к Библии дает возможность для духовного и нравственного восп...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Пресветлый лик Ея...» Образ Богоматери на уроках литературы.

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы учителя МАОУ «Лицей № 62» Октябрьского района г. Саратова Чугуновой СветланыДаниловны)

Тезисы статьи

  1. XXI век-время национального и духовного возрождения в России.

  2. Изучение Библии на уроках литературы как литературного, исторического и философского памятника. Самое важное для нас сегодня в Библии - это содержащийся в ней богатейший нравственный опыт человечества.

  3. Богородица - самый почитаемый библейский персонаж, воплощение материнства, самоотверженной любви и высокого подвига во имя человечества.

  4. Сказание о Рождестве Христовом на уроках литературы. Нравственное и духовное величие Матери, сумевшей понять подвиг Своего Сына.

  5. Традиция почитания чудотворных икон Божией Матери на Руси. Сказание о Владимирской Богоматери на уроках литературы.

  6. Воплощение образа Богоматери в произведениях живописи, музыки, литературы. Интегрированные уроки.

  7. Роль образа Богоматери в формировании духовных ценностей подрастающего поколения.

Наше время - время бурных споров и трудных размышлений над нашей историей и культурой. Это время возвращения целых пластов литературы, в том числе религиозного содержания. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, в обществе возрос интерес к национальной истории и литературе. Переиздаются большими тиражами работы Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, труды отцов церкви.

Во-вторых, переоценка духовных ценностей, происходящая в обществе, заставляет читателей обратиться к духовной литературе в поисках ответа на вопросы, которые ставит перед ними жизнь.

Наконец, обращение к религиозной литературе продиктовано желанием остановить падение нравственности в современном обществе, сохранить у русского человека, в особенности молодого, нравственные ориентиры в общественной жизни, дать примеры для подражания. Национальное и духовное возрождение России, на мой взгляд, невозможно без обращения к нашим историческим корням, религиозным традициям. Особенно важно это обращение для подрастающего поколения.

Отношение к Библии в нашей стране на протяжении последних десятилетий было различным. Старшее поколение хорошо помнит уроки научного атеизма, на которых разговор о содержании Священного Писания заключался в грубом «разоблачении», а иногда даже в фальсификации фактов, искажении подлинного смысла текстов. Затем на смену критическому отношению пришел более примирительный взгляд на Библию. Знакомство с ней признавалось даже необходимым, потому что без него оказывались недоступными для понимания многие произведения живописи, музыки; литературы. Но и такой «утилитарный» подход к изучению библейских текстов представляется мне неправильным, хотя и помогает заполнить «белые пятна» в нашем образовании.

Задача школьного учителя не только в том, чтобы познакомить учеников с Библией (зачастую это знакомство происходит гораздо раньше), но и научить вдумчиво читать эту книгу, раскрывая для себя смысл библейского учения. Это отнюдь не значит, что учитель должен призывать ребят стать в ряды верующих. Вопрос о вере каждый должен решать для себя сам. Но Библия - книга, слагавшаяся столетиями в различной этнической и языковой среде, - впитала в себя мысли и чаяния различных народов и поколений, оказала огромное влияние на сознание миллиардов людей. «Биб

«Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества», - писал Ф. М. Достоевский. Поэтому на уроках литературы необходимо подходить к изучению Библии не как книги, предназначенной для богослужения, а как памятника литературы, истории и философии. «Самое важное для нас сегодня в Библии - это содержащийся в ней богатейший нравственный опыт человечества, складывавшийся веками и тысячелетиями. Здесь много поучительного и вполне приемлемого для нас».1

Знание библейских текстов помогает формирующему свое мировоззрение человеку увереннее чувствовать себя в этом сложном мире, быть терпимее и милосерднее к окружающим. На протяжении всего изучения Библии в центре внимания должна стоять проблема нравственного выбора человека между Добром и Злом. На примере библейских персонажей, олицетворяющих вечные характеры, типы людей воплощающих высокие идеалы или, напротив, низменные пороки, ребята учатся оценивать собственные поступки, побеждать в этой великой борьбе.

Пожалуй, нет ни одного образа, который был бы так любим и почитаем на Руси, как образ Божией матери. Пресвятая Богородица считалась покровительницей России. В трудные периоды своей истории русский народ обращается, прежде всего, именно к Ней, как к своей Управительнице и постоянной Заступнице перед Господом, Ей посвящали стихи и песни, в Ее честь строились храмы и часовни, Пресветлый Лик Ея стремились запечатлеть на множестве полотен, фресок, икон. Почему же так почитали Богоматерь на Руси? Земная женщина, претерпевшая горе и страдания, ставшая воплощением материнства, высокого самопожертвования во имя всеобщего спасения, была близкой и понятной простым людям, искавшим у Нее утешения и заступничества. «Мы веками дознали и убедились, сколь сильна за нас и спасительна молитва Ее. Сколько раз Она спасала Отечество наше и грады наши, народ наш, села наши и многих в отдельности - от всяких бед и зол»

О земной жизни Пресвятой Богородицы известно немногое. Еще меньше места уделяется Ей в школьных учебниках литературы. Однако нельзя, на мой взгляд, обойти вниманием те стороны Ее личности, которые заслужили в прямом смысле этого слова всемирное уважение и почитание.

Христианские источники подчеркивают присущее Ей с малых лет смирение и целомудрие, покорность перед волей Божией. Об этом свидетельствует эпизод Благовещения. Явление Архангела не удивляет Марию. Удивительным ей кажется то, что именно она станет Матерью воплотившегося сына Божия. И уже тогда Она проникается материнской любовью к будущему ребенку и одновременно сознанием своего материнского и человеческого долга. Обсуждая эпизод Рождества Христова на уроке литературы в 6 классе, необходимо обратить внимание ребят на слова Евангелия: «Увидевши же, рассказали (пастухи) о том, что было возвещено им о младенце сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем.»

Какой неподдельной материнской гордостью, любовью и тревогой веет от этих слов. Необходимо, на мой взгляд, познакомить ребят еще с одним отрывком из Евангелия от Луки

«Тогда был человек именем Симеон... Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

И пришёл он по вдохновению во храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои Спасение Твоё, которое ты уготовал перед лицом всех народов.

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: «Се лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле... И Тебе Самой оружие пройдёт душу, - да откроются помышления многих сердец...»2

Слова Симеона Богоприимца об оружии, «прошедшем душу» Матери - свидетельство о том, что Она с самого начала знает о предстоящей смерти Своего Сына и ждущих Ее страданиях.

Задача учителя - помочь ребятам осознать величие нравственного подвига Божией Матери. Осознавая, что Сын Ее обречен на смерть во имя искупления грехов человеческих, Она приносит свою жизнь и чувства в жертву. Каким безграничным милосердием, каким человеколюбием обладала эта женщина, сумевшая понять своего Сына.

Разделяя с Сыном Своим чувство милосердия к роду человеческому, Она не могла без ужаса думать о том, какой ценой будет получено искупление грехов. И пронзаемое этой борьбой сердце находило опору в неколебимой вере в Бога и в безграничной любви к людям.

Говоря о выпавших на Ее долю страданиях, нельзя не вспомнить знаменитый отрывок из поэмы а. А. Ахматовой «Реквием»:


Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.3

Чистая, кроткая, познавшая радость материнства и горечь утраты, такая понятная и человечная, для множества верующих она стала матушкой- заступницей, Просительницей перед своим Сыном за всех обиженных, сирых и убогих.

Говоря на уроках литературы об образе Богоматери, нельзя обойти вниманием сказания о чудотворных иконах, которые издавна почитались на Руси.

Философу Шопенгауэру принадлежит замечательное изречение о том, что перед великими произведениями живописи «нужно почтительно стоять и ждать, пока они удостоят нас с нами заговорить». «По отношению к иконе, - пишет кн. Е. Н. Трубецкой, - это изречение сугубо верно именно потому, что икона - больше, чем искусство»4 Обращаясь к произведениям древнерусской живописи, необходимо помочь ребятам подготовится к этому «разговору», объяснить им условность и величие «языка» древних образов.

Мария с младенцем. Несчетны произведения искусства на этот сюжет, один из красивейших в христианской иконографии.

Это и Почаевская, и Иверская, и Казанская, и многие другие образы. Иконы- заступницы, иконы-целительницы, иконы-невольницы - мир чудотворных икон Божией матери богат и разнообразен.

Пожалуй, самой известной является Владимирская Божья Матерь, одна из наиболее почитаемых икон и одно из высочайших достижений всего мирового искусства.

Можно много спорить о ее происхождении, но предание о том, что эта икона была создана рукой святого Луки еще при жизни Богородицы, заставляет ребят по-иному взглянуть на иконописный образ. На Владимирской иконе «древнейшей песне материнства», Богоматерь прижимается щекой к щеке младенца. Этот образ, называющийся по-гречески Елеуса, получил в русской иконописи название Умиление. «Нигде в живописи так не выражена мировая скорбь, столь же великая и вечная, как и радость бытия»5

История Богоматери Владимирской тесно переплетается с историей России. Это и избавление от войск Тамерлана, «гонимого силою Пресвятой Девы», в 1395 году, и события 1451 года, когда Москва «чудом не была захвачена»6 войсками татарского царевича Мазовши.

Но, пожалуй, самую яркую страницу в летопись чудес от Владимирской иконы вписало уникальное событие, известное в истории под названием «Великое стояние на Угре».

«Русскими воинами это событие было истолковано как явственное выражение покровительства Владычицы Небесной Земле Русской. Благодарные соотечественники после стояния на Угре называли это место «поясом богоматери. «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, - писал летописец. - Нет! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас ныне Россию» Именно иконе Богоматери Владимирской посвящено знаменитое стихотворение Максимилиана Волошина.

От лесов, пустынь и побережий Все к тебе за Русь молиться шли:

Стража богатырских порубежий...

Цепкие сбиратели земли...

Здесь, в Успенском, в сердце стен Кремлевых,

Умилясь на нежный облик Твой,

Столько глаз жестоких и суровых

Увлажнялось светлою слезой!

Простирались старцы и черницы,

Дымные сияли алтари.

Ниц лежали кроткие царицы,

Преклонялись хмурые цари...

Черной смертью и кровавой битвой

Девичья светилась пелена,

Что осьмивековою молитвой

Всей Руси в веках озарена.

Максимилиан Волошин.

Свидетельства летописных источников наверняка окажутся интересными для ребят и дадут богатый материал для интегрированных уроков по литературе и истории. Но говоря об образе Богоматери, нельзя обойти вниманием традиции живописного изображения Ее лика. Картины таких знаменитых художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти, Мурильо и многие другие расширят представление учеников о многогранном образе Матери Божией, помогут воспитывать в учениках чувство прекрасного. На урока МХК нельзя обойти вниманием самую, пожалуй, известную картину Рафаэля «Сикстинская Мадонна»

«Мария идет по облакам, неся Своего Ребенка. Слава Её ничем не подчеркнута, ноги босы. Но как повелительницу встречает Её папа Сикст, облачённый в парчу.

Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза Его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит Он и Свою судьбу, и судьбу

7

всего человеческого рода.»8

«Аве Мария». «Радуйся Благодатная Мария», - согласно Евангелию, этими словами архангел Гавриил приветствует Марию. «Аве Мария» - самый знаменитый католический гимн. Музыку на этот текст писали Шуберт и Бах, Керубини и Верди. Гунно и Лист. Каждый из этих распевов - вдохновенный гимн материнской любви.

Сейчас ни у кого уже не вызывает сомнения, что без знания Библии, традиций христианства невозможно полноценно воспринять большинство произведений классического и современного искусства. Но не только в этом ценность этой вечной книги. Духовные и нравственные идеалы, содержащиеся в Библии, могут служить для молодого поколения надежными ориентирами на пути формирования полноценной личности. Идеал материнской любви, понимания и самопожертвования во имя блага человечества, воплощенный в образе Матери Божией может помочь понять, в чем же высокое назначение женщины-матери, дарующей жизнь и побеждающей смерть.

Древний образ.

Она стоит в серебряном венце С закрытыми глазами. Ни кровинки

Нет в голубом младенческом лице,

И ручки - как иссохшие тростинки.

За нею кипарисы на холмах,

Небесный град, лепящийся к утёсу,

Под ним же Смерть: на корточках впотьмах, Оскалив череп, точит косу.

Но ангелы ликуют в вышине:

Бессильны, Смерть, твои угрозы!

И облака в предутреннем огне

Цветут и округляются, как розы

Список использованной литературы

  1. Новый Завет AVC, D-6478 Nidda11

  2. Кн. Е. И. Трубецкой, Умозрение в красках., М., Типография Т-ва И. Д. Сытина., 1916 г. Репринтное издание 1990.

  3. Орехов Д. Святые иконы России. С-Пб., 2003

  4. Богородица. 2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве. М.: «ОЛМА-ПРЕСС» 2004

  5. Православные иконы. М.: «ОЛМА-ПРЕСС» 2006

  6. Любимов Л. Искусство Древней Руси, М., Просвещение 1974

  7. Любимов Л. Искусство Западной Европы, М., Просвещение 1974

  8. Ахматова А. А. Я стала песней и судьбой. Саратов, Приволжское книжное издательство, 2007

1 Павловский А. И. Ночь в Гефсиманском саду. Д., Лениздат, 1991, стр. 8

2 Евангелие от Луки

3 Ахматова А. А. Я стала песней и судьбой. Саратов, Приволжское книжное издательство

4 Кн. Трубецкой Е. Н., Умозрение в красках., М., Типография Т-ва И. Д. Сытина., 1916 г. Репринтное издание 1990.

5 Любимов Л. Искусство Древней Руси, М., Просвещение 1974

6 История России/ Под ред. чд,- кор. РАН А. Н. Сахарова. М., 1998

7Любимов Л. Искусство Западной Европы, М., Просвещение 1974

8

© 2010-2022