Урок - концерт по творчеству Марины Цветаевой

Урок-концерт «Красною кистью рябина зажглась…» По творчеству Марины Ивановны Цветаевой Марина Цветаева Вступила в литературу на рубеже веков, девятнадцатого и двадцатого, в тревожное и смутное время.Голос поэтессы Марины Цветаевой, и о любви,и ожизни, и о Родине. Но, пожалуй самые яркие ее стихи о любви. Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной - Распущенной - и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня - не зная сами! - Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не-гулянья под луной, За солнце, не у нас над головами,- За то, что вы больны - у... Цель: Вызвать интерес к творчеству поэтессы, раскрыть красоту ее стихов      
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-концерт

«Красною кистью рябина зажглась…»

По творчеству Марины Ивановны Цветаевой.



Марина Цветаева

Вступила в литературу на рубеже веков, девятнадцатого и двадцатого, в тревожное и смутное время.Голос поэтессы Марины Цветаевой, и о любви,и ожизни, и о Родине. Но, пожалуй самые яркие ее стихи о любви.Урок - концерт по творчеству Марины Цветаевой

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной -

Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня - не зная сами! -

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами,-

За то, что вы больны - увы! - не мной,

За то, что я больна - увы! - не вами!



«Красною кистью рябина зажглась…»

Тема: открытый урок по жизни и творчеству Марины Цветаевой

Цель: Вызвать интерес к творчеству поэтессы, раскрыть красоту ее стихов.

Ход на уроке.

Учитель: Сегодня мы будем говорить о творчестве замечательного человека и поэта - Марины Цветаевой.Мы прикоснёмся будто бы к пожелтевшим страничкам старой книги, перелистаем их медленно и бережно и узнаем о трагической судьбе поэтессы, плоть от плоти судьбы России.

2 ученицы: Рябину

рубили

Зорькою.

Рябина -

Судьбина

Горькая.

Рябина -

Седыми

Спусками.

Рябина!

Судьбина

Русская. (1934год эмиграция)

Ученик: Эти строки написаны в 1934 году. Марина Цветаева жила, тогда в эмиграции. Жить и творить оставалось ещё 7 лет. Она погибнет, не дожив года до своих 50 лет, в далекой российской глубинке, без средств, голодающая и одинокая.Творчество Цветаевой многогранно. Мы снова и снова листаем эти страницы, которые излучают свет размышлений, чувств, воспоминаний.

Где же истоки таланта?

Сначала попробуем обратиться к поэзии.

Какой-нибудь предок мой был -- скрипач,

Наездник и вор при этом.

Не потому ли мой нрав бродяч

И волосы пахнут ветром!

Не он ли, смуглый, крадет с арбы

Рукой моей - абрикосы,

Виновник страстной моей судьбы,

Курчавый и горбоносый.

Дивясь на пахаря за сохой,

Вертел между губ - шиповник.

Плохой товарищ он был,-лихой

И ласковый был любовник!

Любитель трубки, луны и бус,

И всех молодых соседок...

Еще мне думается, что - трус

Был мой желтоглазый предок.

Что, душу чeрту продав за грош,

Он в полночь не шел кладбищем!

Еще мне думается, что нож

Носил он за голенищем.

Что не однажды из-за угла

Он прыгал - как кошка - гибкий...

И почему-то я поняла,

Что он - не играл на скрипке!

И было всe ему нипочем,

Как снег прошлогодний - летом!

Таким мой предок был скрипачом.

Я стала - таким поэтом.

(23 июня 1915)

26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Московского музея изящных искусств и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.


Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась я, мать сказала: "По крайней мере, будет музыкантша".

Когда же моим первым отчетливым догодовалым словом оказалась "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала" и тут же принялась учить меня музыке, могу сказать, что родилась я не в жизнь, а в музыку.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и нагробные плиты...

- В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена -

Высокая пена морская!


Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз.

Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилось более глубокая страсть-книги. С 6 лет Марина писала стихи и не только на русском, но на французском и немецком языках.

В 18 лет (1910 год) она была уже автором сборника «Вечерний альбом». Высокую оценку он получил от известных поэтов Брюсова, Гумилева, Волошина.

Личность каждого из них и их творчество, как и творчество многих других больших художников слова: Пастернака, Мандельштама, Есенина, Маяковского, Ахматовой их творчество дыхание будет сопровождать поэтессу на протяжении всей жизни.

Цветаева не только поэт. Она драматург, литературовед. Ее перу принадлежат 4 драмы, большое количество неповторимых по стилю, глубине творческих портретов современников, автобиографическая проза. Эту прозу интересно читать не только профессионалам-литературоведам, но и просто любителям поэзии

В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано в 27 лет. Увеличенная фотография-томноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными милыми чертами, добрым горечью тронутым ртом. Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении «Бабушка».

Продолговатый и твёрдый овал,

Чёрного платья раструбы…

Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

Тёмный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей - сколько? -

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.

Тёмные звёзды погасли.

- Бабушка! Этот жестокий мятеж

В сердце моём - не от Вас ли?..


Особое отношение и особая любовь у Марины Цветаевой к Пушкину. Он вошёл в ее жизнь стремительно и властно и стал постоянной духовной опорой этой гордой тонкой и мятежной души.

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царeвы над мертвым певцом

Почетную дробь выводили.

Такой уж почет, что ближайшим друзьям -

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева - ручищи по швам -

Жандармские груди и рожи.


Не диво ли - и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почет сей, почетно - да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх о поэте печется!

Почетно - почетно - почетно - архи-

почетно, - почетно - до черту!

Кого ж это так - точно воры вора

Пристреленного - выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора -

Умнейшего мужа России.


Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину», эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев»

Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Горьким, Брюсовым, Маяковским, Пастернаком, Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца 19-начала 20 века и посвящала им свои стихи, являвшиеся выражением ее чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные ее поэтическому кумиру Александру Блоку.

Имя твое -- птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке,

Одно единственное движенье губ,

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту,

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое - ах, нельзя! -

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век,

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок.



В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу будут посвящены лучшие стихи.

Я с вызовом ношу его кольцо

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге.-

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно - великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями распахнутых бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна.

- Всем вам, кто жил и умирал без страху.

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы - и идут на плаху.


Голос Цветаевой он и о любви, и о жизни и об отечестве. Но, пожалуй, самые яркие ее стихи о любви.

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной -

Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня - не зная сами! -

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами,-

За то, что вы больны - увы! - не мной,

За то, что я больна - увы! - не вами!

(3 мая 1915г.)


Сила ее стихов в завораживающем потоке всё время меняющихся ритмов, то торжественно-приподнятые, то разговорно-бытовые, то песенно-распевные, то иронически-насмешливые, они мастерски передают переливы русской речи:

Не люби, богатый, - бедную,

Не люби, ученый, - глупую,

Не люби, румяный, - бледную,

Не люби, хороший, - вредную.

Золотой - полушку медную!

(Между 21 и 25 мая 1918г)


Весёлых стихов у Марины Цветаевой нет. Да т вообще, состояние грусти-всегда основное для настоящего поэта.


Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

(Май 1913, Коктебель)


1913 год. Крым, Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой - ее друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтически рассказывает: Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, ее золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности. Встречая восхищение всех на нее глядящих, она излечилась от мук того недуга. Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее - во внутреннем. Тихо плещется море. Темно-синее небо, мерцающие звезды и стихи:


В огромном липовом саду,

- Невинном и старинном -

Я с мандолиною иду,

В наряде очень длинном,

Вдыхая теплый запах нив

И зреющей малины,

Едва придерживая гриф

Старинной мандолины,

Пробором кудри разделив...

- Тугого шелка шорох,

Глубоко-вырезанный лиф

И юбка в пышных сборах. -

Мой шаг изнежен и устал,

И стан, как гибкий стержень,

Склоняется на пьедестал,

Где кто-то ниц повержен.

Упавшие колчан и лук

На зелени-так белы!

И топчет узкий мой каблук

Невидимые стрелы.

Всё чаще и чаще к мелодичным, задушевным, чарующим стихам Цветаевой обращаются композиторы и тогда они превращаются в удивительные по красоте романы.

После революционных событий Марина Цветаева эмигрировала в Париж. Жизнь на чужбине складывалась трудно, если не сказать невыносимо. Ностальгия мучила всех без исключения художников, будь то Бунин, Гиппиус, А. Толстой.

И летом 1939 года Марина с сыном возвращается в Россию. Муж и дочь, старшая, к тому времени уже были на родине.

Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Хотя ей предоставили возможность заниматься переводами, череда неурядиц преследовала Марину. Собираясь из Парижа в Москву, она не знала, что сестра Анастасия и муж Сергей арестованы и находятся в тюрьме. Собратья по перу приняли более чем прохладно. Ее не приняли ни в союз писателей, ни в Литературный фонд, что могла бы поддержать ее материально. Марина Цветаева оставалась без средств к существованию.

Она писала заявление с просьбой принять ее на работу в писательскую столовую посудомойкой. В состояние одиночества, покинутая всеми близкими, в том числе и сыном, с которым произошел духовный разрыв, в состоянии душевной депрессии, она кончает с собой. Это произошло 31 августа 1941 года.

В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма. В ней две строки от друзей: «Марина погибла 2 года назад 31 августа. Целуем ваше сердце Лиля, Зина».


Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось.

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет все - как будто бы под небом

И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,

И колокол в селе...

- Меня, такой живой и настоящей

На ласковой земле!

К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?!-

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:

За правду да и нет,

За то, что мне так часто - слишком грустно

И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность -

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность

И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру...

- Послушайте!- Еще меня любите

За то, что я умру.

(8 декабря 1913г)


О смерти Марина задумывалась часто. Это стихотворение было написано, когда ей было 31 год.

Читаешь стихи и прозу Цветаевой, переживаешь с ней, видишь, сколько испытаний выпало на долю этой русской интеллигентки, и хочется помочь, а не можешь и думаешь: «может она, в чем виновата перед людьми. Ведь самоубийство как роковое наказание, но за что?»

Одно из самых лучших стихотворений Марины, самых ……….. - это «Песнь к милому».

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - всё косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-

Всё жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времен:

"Мой милый, что тебе я сделала?!"

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

"Мой милый, что тебе я сделала?"

Всё ведаю - не прекословь!

Вновь зрячая - уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

Самo - что дерево трясти! -

В срок яблоко спадает спелое...

- За всё, за всё меня прости,

Мой милый,- что тебе я сделала!

Ей, наверное, хотелось в самые тяжелые минуты пронзительно крикнуть, что я вам сделала люди, что чувствую себя несчастнейшим из несчастных, самых обездоленных из всех человеком?

Невозможно доказать волшебство строк Марины Цветаевой. Кто докажет улыбку Джоконды?

Можно только слушать и вздрогнуть очи сознания, что волшебство здесь, перед нами.

Золото моих волос

Тихо переходит в седость.

- Не жалейте! Всё сбылось,

Всё в груди слилось и спелось.

Спелось - как вся даль слилась

В стонущей трубе окраины.

Господи! Душа сбылась:

Умысел твой самый тайный.


Завершился наш разговор о жизни удивительного поэта и человека. Как поздно мы начинаем понимать какими бесценными, были люди, подобные Марине Цветаевой. Как бесценен вообще человек. Однако хочется сказать «Простите нас за всё! Простите нас за всё, Марина Ивановна».

© 2010-2022