Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках гуманитарного направления

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках гуманитарного направления.

На открытии ХVII Рождественских чтений Святейший Патриарх Кирилл сказал, что "национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире».

Духовно-нравственное воспитание школьников является одной из самых важных задач на современном этапе. Актуальность данного вопроса объясняется государственными стандартами общего образования и положением социальной среды молодёжи, связанной с преодолением духовного кризиса.

Духовно-нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Оно направлено на "возвышение души" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия педагога на личность ребёнка.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе уроков русского языка и литературы, которые позволяют вести со школьниками разговоры о непростых проблемах нашей жизни.

Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

В.А. Сухомлинский сказал, что" Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами". Работая над книгой, мы имеем хорошие возможность рассуждать о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле. В процессе восприятия художественного текста усваиваются сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях. Читающий убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки. М.Горький сказал, что "Величайшее из чудес, созданных человеком, - книга воплощает в себе все знания о жизни мира, всю историю роста мирового разума, весь исторический труд и опыт народов земли, - книга самое мощное орудие дальнейшего развития духовных сил человечества."В.Г.Белинский сказал: "Умножай свою библиотеку,- но не для того, чтобы иметь много книг, но чтобы просвещать свой разум, образовывать сердце, чтобы творческими произведениями великих гениев возвышать свою душу".

Работая с художественным произведением в классе и дома школьники оценивают поступки литературных героев, пытаются почувствовать их сомнения при решении тех или иных проблем.

В любом школьном учебнике изучение литературы в 5 классе начинается с устного народного творчества. Знакомясь с былинами, обязательно рассказываю о пещерах Киево-Печерской Лавры, в которой покоятся мощи Ильи Муромца. Его монашеские подвиги скрыты от нас, но они были - и нетленные мощи Илии доказательство тому.

Изучение древнерусской литературы начинаю с рассказа о жанре жития, который был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Такие произведения помогают нам познать нравы и обычаи наших предков, приобщиться к духовному миру человека Древней Руси.

Как писал М. А. Шолохов: "Величайшее богатство народа - язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта". Изучение пословиц и поговорок - благодатный материал для духовного воспитания школьников. Например, "Не смотри на себя - соблазнишься, не смотри на людей - усомнишься, смотри на Христа - укрепишься." "Не стоит город без святого, селение без праведника." " Дома спасайся, а в церковь ходи." " Постись духом, а не брюхом!" О пословицах очень ярко выразился великий писатель М. Горький, который сказал, что пословицы - это песни, где малое количество слов - это самая главная их ценность, которая позволяет вобрать в себе чувства, описать которые не хватит одной книги." Пословицы переходят из одного столетия в другое, при этом и в новых условиях они становятся довольно актуальными и не теряют свой первоначальный смысл.

"Человек перед лицом жизненных обстоятельств"-именно такой раздел мы встречаем в учебнике "Литература 6 класс". Под ред. Г.И.Беленького. В этом разделе изучаются такие произведения, как "Кавказский пленник" Л.Н.Толстого, "Кусака" Л.Андреева,"Муму" И.С.Тургенева, рассказ "Сигнал" В.М. Гаршина.

Анализируя рассказ "Сигнал", ребята думают над вопросами "Что такое самопожертвование?", "Можно ли сказать, что герой решил пожертвовать собой , чтобы спасти людей?" В словаре сказано, что самопожертвование - жертвование собою, собственными интересами на благо других. И сразу же вспоминаем , что через самопожертвование открывается нам тайна любви человека к Богу. А в качестве домашнего задания предлагаю написать сочинение - рассуждение об этом нравственном понятии.

Конечно, анализировать художественное произведение начинаю с изучения жизни писателя. Епископ Вениамин сказал, что "классики русской литературы всегда

приковывали внимание не только России, но и всего мира. Но их главная заслуга в том,

что они смогли донести до души читателя добрые мысли и переживания, не только

опираясь на богатый опыт русского православия, но и будучи сами воспитанными на традициях веры. Сейчас очень важно показать всем, что такая живая связь с православием помогает и современному человеку духовно укрепляться".

Русская классическая литература формировалась на основах православия. Она несет в себе свет евангельских заповедей. Со времен революционно-демократической критики и советского литературоведения бытовало искаженное представление о русской классической литературе, как средоточии идей нигилизма, атеизма и революционности. В диалоге с православием происходило становление многих писателей. Как справедливо считал Иван Ильин наша литература вместила в себя глубочайшие идеи русской религиозности и сама стала органом национального самосознания. В нашей классической литературе звучат темы борьбы добра и зла, поиска веры в Бога, размышления о человеческой душе, пороках и страстях общества.

У Ломоносова религиозное начало проступает в одах, где постигается смысл человеческой истории и проявление Божьего Промысла. Гавриила Романович Державин в оде «Бог» говорил о Троичности, Вездесущности и Беспричинности Божества, а также о двойственности человеческой природы, сочетающей бессмертие души и бренность тленного естества. В произведениях Пушкина, главное - нравственные проблемы. В «Ревизоре» Гоголь высмеивает пороки общества, которые живут в людях и сейчас. Все герои Достоевского стоят перед проблемой выбора добра и зла. К сожалению, у современного читателя имена таких духовных писателей как святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов, святитель Иннокентий Вениаминов или Филарет, Митрополит Московский не ассоциируется с пониманием русской классической литературы. Хотя эти авторы являются создателями целого литературного направления и православном мире считаются признанными классическими духовными писателями. Чехов говорил, что человек должен быть верующим или искать веру, иначе жизнь его пуста.

Важно, чтобы дети открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу, но важнее - помочь им открыть мир, решать нравственные проблемы.

На уроках русского языка также необходимо заниматься духовно-нравственным просвещением. Используя художественные тексты, несущие информацию и влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни, изучаем правила русского языка . В этой работе поможет комплексный анализ художественного текста.

Все дети склонны к подражанию и восприимчивы ко всему, что их окружает. Работая в школе, стараюсь на собственном примере воспитывать своих учеников. Вот уже 4 год моя дочь посещает воскресную школу нашей православной гимназии. Изучая Закон Божий, читая православную литературу, мы шаг за шагом приобщаемся к Православию.

Конечно, самое лучшее воспитание для детей - семья. Сейчас ни для кого не секрет, что современная семья находится в глубоком кризисе. Разрушение семейных ценностей является одним из главных признаков нравственного кризиса современного общества. То, что родители теряют способность правильно воспитать своего ребенка, начинают его портить и прививать ему дурные привычки - одна из самых печальных тенденций последнего времени. Возникает вопрос: что же делать, если о духовности во многих семьях знают только понаслышке? В этом случае основная роль должна отводиться школе. Ведь именно от того, какие нравственные ценности мы сейчас дадим подрастающему поколению, таким и будет наше общество завтра.

В заключении хотелось вспомнить слова Патриарха Кирилла, который сказал: "Мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратиться ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям -как бы это ни было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, - помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье".



© 2010-2022