Антонимы

Цели и задачи :  1.  Образовательные : повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы. познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ». научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте, познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах. 2. Развивающие : развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова. развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей. Развивать сообразительность,мышление,внимание,память. 3. Воспитательные : Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность. Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары. Тип урока : комбинированный Методы : репродуктивный,метод чтения , беседа , рефлексия. Оборудования : интерактивное, програмное обеспечение Word  Power  Point , плакаты                   « Времена года» ; иллюстрации картин , карточки.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Антонимы

Цели и задачи : 1. Образовательные :

повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы.

познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ».

научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте,

познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.

2. Развивающие :

развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова.

развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей.

Развивать сообразительность,мышление,внимание,память.

3. Воспитательные :

Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.

Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного

Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу

Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары.

Тип урока : комбинированный

Методы : репродуктивный,метод чтения , беседа , рефлексия.

Оборудования : интерактивное, програмное обеспечение Word Power Point , плакаты « Времена года» ; иллюстрации картин , карточки.

Ход урока

I . Организационный момент

  • Приветствие

  • Мотивация.

К первому рисунку подберите синонимы -имена прилагательные, которые передавали бы настроение этого человечка. (веселый, радостный, счастливый) А этого человечка? (печальный, грустный, несчастный)

-АнтонимыАнтонимыПодберите синонимы- имена существительные -ко второму рисунку, которые бы рассказали , что случилось у этого человечка ( горе, беда, несчастье)



II. Опрос домашнего задания

  1. Упражнения 108,109

  1. Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

( синонимы )

Т.е , ребята , на прошлых уроках мы с вами говорили о лексическом значении слова и о синонимах.

Давайте обобщим эти понятия.

Слова - это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова - это то, что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях ( түсіндірме сөздігінде) .

Синонимы - это слова , очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же признак предмета ( весёлый ), один и тот же предмет ( дорога и путь ). одно и то же действие ( убирать и снимать урожай )

Русский язык необыкновенно богат и разнообразен.

А сегодня, мы с вами поговорим о таких парах слов , которыми пользуются все люди на свете. Нам то холодно, то жарко, то сытые, то голодные, то грустные, то весёлые. Мы все каждый день ложимся спать , а утром встаём. Вот о таких словах, которые имеют противоположное значение, как они называются, мы узнаем из кроссворда, который сейчас отгадаем.

Кроссворд « Спрятанное слово

с

л

А

д

к

и

й

к

о

Н

ч

а

т

ь

з

а

Т

и

ш

ь

е

п

л

О

т

н

ы

й

л

е

Н

и

в

ы

й

д

л

И

н

н

ы

й

т

е

М

н

о

т

а

Горький - сладкий Трудолюбивый - ленивый

Начинать - кончать Короткий - длинный

Буря - затишье Свет - темнота

Рыхлый - плотный

Теперь записываем тему урока : « Антонимы ». Значит антонимы

( от греческого слова анти - против. оним - имя) слова одной и той же части речи с противоположным значением.

А все ли слова имеют противоположное значение?

Сейчас проверим.

Игра « Смотри , не ошибись ».

Большой ( маленький ), много ( мало ),стакан ,высокий - низкий , верблюд, весёлый

( грустный ), дом, хорошо ( плохо ), часы , кофе , чай, конец ( начало ), Аскар , яблоко ,

Анель , золотой, я , мир ( война ), пятый , Уалихан , синий , чёрный

( белый ).

Делаем вывод: Не все слова имеют антонимы.

Нет антонимов у имён собственных , местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета ( кроме белый - чёрный ),прилагательных, образованных от названия металлов .

А теперь работа по учебнику ( стр. 53 задание для развития речи ).Слайды « Ранняя и поздняя осень ».

Выписываем слова , противоположные по значению:

Высокие - низкие

Огромный - маленький

Толстый - тонкий

Словарная работа

Схожие сравнения можно найти и на этом рисунке (плакат с рисунком двух мальчиков )

  1. Толстый худой

  2. Высокий низкий

  3. Весёлый грустный

  4. Темноволосый светловолосый

  5. Добрый злой

  6. Аккуратный грязный

  7. Умный глупый

  8. Румяный бледный.

Ребята , если внимательно присмотреться к тому , что нас окружает , то можно найти очень много антонимов.

Давайте. Обратим внимание на « Времена года » и постараемся подобрать антонимические пары :

Зима - лето Жарко - холодно пасмурно - солнечно

Влажно - сухо

А теперь внимание на доску. Найти антонимы к словам

Да- … Хороший - … утро - …

Дерево - … мир - … Алия

Весело - … дом - … пятый

Немного отдохнём и на загадки дадим отгадки.

Я антоним к слову - «лето»

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама.

Потому что я ( зима ).

Я - антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха , для сна

Называюсь ( тишина ).

Следующая игра : « Эстафета »

( Каждому учащемуся раздаются по листку со словом , для которого надо найти антоним ).

Смысл игры заключается в быстроте и правильности

ответов.



богатый

больше

Да

первый

здоровый

Горький

плохой

мало

Правда

умный

вперёд

Белый

хорошо

весёлый

Лучше

чёрный

война

Вверх

дёшево

радость

тишина

Работа по учебнику ( стр. 55 упражнение 125 )

  1. Чтение диалога по ролям

Диалог Монолог

( беседа двух ( речь одного лица )

или нескольких

лиц )

При диалогах и монологах можно использовать антонимы.

Также есть названия произведений в основе которых есть антонимы :

- « Война и мир » Л.Н.Толстого

- « Толстый и тонкий » А.П.Чехова

- « Живые и мёртвые » К.М.Симонова

С этими произведениями мы с вами познакомимся в старших классах.

Антонимы также используются для характеристики героев в пословицах, поговорках, крылатых выражениях.

Например :

Правой рукой строит, а левой разрушает

Ученье - свет , неученье - тьма.

Сытый голодного не разумеет.

А теперь внимание на доску

Творческий диктант



Легко сказать, да

( трудно доказать)

Впереди беги, а

( назад оглядывайся)

Мягко стелет . да

( жестко спать )

Смотрит вдоль , а

( видит поперёк )

Музыкальные отрывки

( тихая - громкая, быстрая - медленная , грустная - весёлая , успокаивающая - возбуждающая ).

« Игра в мяч »

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру « Наоборот ».

Скажу я слово « высоко »

А ты ответишь (низко )

Скажу я слово « далеко »,

А ты ответишь (близко )

Скажу я слово « потолок »,

А ты ответишь ( пол )

Скажу я слово « потерял »

И скажешь ты ( нашёл )

Скажу тебе я слово « трус »

Ответишь ты ( храбрец )

Теперь начало я скажу

Ну отвечай ( конец ).

IY. Обобщение и закрепление материала

Последнее обобщающее задание нашего урока:

Найти пары слов - антонимов в предложении :

Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие ,красивые и уродливые. здоровые и больные весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.

А вас,ребята, я хочу видеть только добрыми, храбрыми, умными, красивыми, здоровыми, весёлыми, молодыми, прямыми и откровенными.

  • Y. Задания на дом : 1) Упражнения 126 ,128.

  • 2) Выучить наизусть одно стихотворение, посвященное осени.

YI . Выставление и комментирование оценок.



© 2010-2022