Урок по литературе: Константин Михайлович Симонов

В соответствии с календарно-тематическим планированием на 2014 – 2015 учебный год по учебно-методическому комплексу Г. С. Меркина по литературе для 6 класса на раздел "Из поэзии о Великой Отечественной войне" отводится 10 часов (с 20.02. по 18.03.2015 г., Г. С. Меркин "Литература 6 класс", ч. 2,стр. 203-239).Изучение творчества К. М. Симонова проводится на 3-м уроке данного раздела. Проведенная ранее вводная лекция по разделу "Из поэзии о Великой Отечественной войне", знакомство с творчеством В....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока

Уровень образования: среднее (полное) общее образование

Класс: 6 класс

Предмет: Литература

Учитель: Григорова Татьяна Алексеевна (МБОУ СОШ №6 г. Новочеркасска, Ростовской области)

70-летию Победы (1945 - 2015 г.г.) посвящается.

Константин Михайлович Симонов

(1915 - 1979 г.г.)

Цели урока:

Образовательная цель: познакомить учащихся с биографией поэта-фронтовика, историей создания стихотворения "Жди меня, и я вернусь…" (1941 г.); объяснить, почему поэт выбрал форму стихотворения как обращение, письма.

Развивающая цель: прослушивание и рецензирование актерского чтения стихотворения; развитие речи учащихся: умение сопоставлять и анализировать учебный материал, совершенствование навыков выразительного чтения.

Воспитательная цель: воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к истории своего народа.

Методы: эвристический (слово учителя, свободная беседа), метод творческого чтения (пересказ, выразительное чтение), метод словесного рисования, использование аудио-вербальной технологии, групповой и индивидуальный методы.

Оборудование: учебник, портрет К. М. Симонова, плакаты о Великой Отечественной войне, выставка литературы, видео-презентация по теме.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

  • Основное содержание урока. Краткий рассказ о поэте-фронтовике. Стихотворение в актерском исполнении. Жизнь стихотворения в форме песни. Трудные солдатские будни. Образ русского солдата.

  • Основные виды деятельности. Сообщение учителя о военной биографии поэта с показом его портрета. Просмотр видео-презентации по теме. Прослушивание актерского чтения стихотворения. Восприятие и выразительное чтение стихотворения учащимися. Аудио- прослушивание песни на стихи К. Симонова. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актера. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования, домашних заготовок). Участие в коллективном диалоге.

Ход урока:

1. Организационный момент (постановка целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализация учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала). Учитель озвучивает тему урока, знакомит учащихся с целями и задачами, комментирует иллюстративный материал в кабинете.

2. Повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

1) Слово учителя:

-Ребята, на предыдущих уроках литературы мы познакомились с понятием поэзия о Великой Отечественной войне. Характерной особенностью является то, что те поэты, с творчеством которых мы уже познакомились, как и герой нашего урока - Константин Михайлович Симонов, поэты-фронтовики. Помните, поэтесса Юлия Друнина писала:

Я только раз видала рукопашный,

Раз - наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Очевидцы военных действий на разных фронтах в течение нескольких лет войны своим творчеством воодушевляли солдат и офицеров, семьям давали надежду, помогали пережить трудности, вели к Победе.

2) Просмотр видео-презентации.

3) Запись темы урока в тетрадь.

3. Объяснение учителем нового материала и работа с учебником.

1) Краткие биографические данные К. М. Симонова (1915 - 1979 г.г.):

Русский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель. Родился Константин Симонов 28 ноября (по старому стилю - 15 ноября) 1915 в Петрограде. Детские годы прошли в Рязани и Саратове. Воспитывался отчимом - преподавателем военного училища. В 1930, после окончания семилетки в Саратове, пошел учиться на токаря. В 1931 вместе с семьей отчима переехал в Москву. Окончив фабзавуч точной механики, Константин Симонов идет работать на авиационный завод, на котором работал до 1935. Некоторое время работал техником в Межрабпомфильме. В эти же годы начинает писать стихи. В печати первые произведения появились в 1934 (в некоторых источниках указано, что первые стихи Константина Симонова были напечатаны в 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь"). Учился в Московском институте философии, литературы и истории им. Н.Г. Чернышевского (МИФЛИ), затем - в Литературном институте им. М.Горького, который окончил в 1938. В 1938 был назначен редактором "Литературной газеты". После окончания Литературного института поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 Константин Симонов был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся. В 1940 была написана первая пьеса ("История одной любви"), премьера которой прошла на сцене Театра им. Ленинского комсомола. В течение года Константин Симонов учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получив воинское звание интенданта второго ранга. Жена - актриса Валентина Серова (девичья фамилия - Половикова; первый муж - летчик, Герой Советского Союза Анатолий Серов)

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. В 1942 снят первый кинофильм по сценарию Константина Симонова ("Парень из нашего города"). После войны в течение трех лет находился в многочисленных зарубежных командировках. В 1946-1950 - редактор журнала "Новый Мир". В 1952 был написан первый роман ("Товарищи по оружию"). C 1940 по 1961 было написано десять пьес. Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.

2) Беседа по вопросам, интересующим учащихся, по биографии поэта (2-3 ученика заранее ознакомленные с биографией, задают вопросы по прослушанному материалу своим одноклассникам).

3) Учитель предлагает прослушать актерское чтение стихотворения «Жди меня, и я вернусь…» К. Симонова с последующим рецензированием(звучит аудиозапись, демонстрируется фотография авторского черновика стихотворения, фото семьи Симонова).

Учащимся предлагается групповая практическая работа:

Группа 1. Работа по вопросам: Кому посвящено стихотворение К. М. Симонова? Что вы знаете о его друге, поэте-фронтовике А. А. Суркове?

В работе группы возможно использование карточек-информаторов, содержащих сведения об А. А. Суркове, и выразительное чтение его стихотворения «Луна висит на опаленным садом…», ставшего своеобразным ответом на стихотворение Симонова (используются домашние заготовки учащихся).

Группа 2. Работа по вопросам: В какой форме написано стихотворение и почему? Может ли данное стихотворение существовать в форме песни?

Учитель контролирует и направляет работу групп. Происходит обмен информацией, комментариями. Звучит аудиозапись песни на стихи К. Симонова в исполнении В. Серовой.

4. Проверка понимания и первичное закрепление знаний. Учитель ориентирует учащихся на выразительное чтение стихотворения.

Памятка по обучению выразительному чтению (алгоритм обучения):

  1. Чтение стихотворения учителем.

  2. Индивидуальные сообщения учащихся о лексическом значении трудных для понимания слов, которые школьники нашли в толковом словаре.

  3. Перечитывание стихотворения учениками про себя с выполнением индивидуальных и групповых заданий:

А) Определение смысловых частей, выявление композиций текста.

Б) Определение основной интонации при чтении каждой части. Наблюдения над ритмом, строфикой, особенностями стихотворного размера.

В) Наблюдения над фонологическими элементами текста. Звукопись и выделение ее голосом.

Г) Наблюдения над поэтической лексикой. Постановка логических ударений.

Д) Наблюдения над поэтическим синтаксисом, обусловленность синтаксических конструкций логикой поэтических образов и интонаций. Постановка логических пауз.

Е) Определение способов рифмовки и смысловой роли рифмы. Выделение (невыделение) рифм голосом.

  1. Сообщения, учащихся о выполнении индивидуальных и групповых заданий (пункты А-Е).

  2. Обучение выразительному чтению по строфам.

  3. Синтаксическая работа по обобщению индивидуального восприятия текста учащимися. Повторное прослушивание выразительного чтения всего текста (учитель -ученики (по желанию)- звукозапись).

  4. Обучение выразительному чтению всего стихотворения.

В течение данного урока в соответствии с временными возможностями используются или полный алгоритм, или его элементы с последующим домашним заданием.

5. Задание на дом.

Заучивание стихотворения наизусть К. М. Симонова "Жди меня, и я вернусь…".

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о военной биографии Д. С. Самойлова с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

6. Подведение итогов урока.

Учащиеся делают выводы о том, что интересного узнали для себя на уроке, продуктивно ли работали, выделяют особенно активных и успешных одноклассников; оценивают, что понравилось на уроке, что не понравилось.

Учителем фиксируется достижение целей урока, определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, озвучивается оценка их работы и определяются перспективы на следующий урок по данной теме из раздела "Из поэзии о Великой Отечественной войне" (в соответствии с КТП следующий урок - творчество Д. С. Самойлова).



Список используемой литературы:

Основная литература:

Меркин Г. С. "Литература", учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений в двух частях, М.: "Русское слово", 2014 г.

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. "Уроки литературы в 5-6 классах" М.: "Просвещение", 2006 г.

2. Гин А. А. "Приемы педагогической техники" М.: "Просвещение", 2001 г.

3. Гуслова М. Н. "Инновационные педагогические технологии", Образовательно-издательский центр "Академия", 2013 г.

4. Петрановская Л. "Игры на уроках русского языка" М.: "Просвещение", 2000 г.

5. Селевко Г. К. "Современные образовательные технологии". Учебное пособие, М.: "Народное образование", 1998 г.

6. Якиманская И. С. "Технологии и личностно-ориетированного обучения", Образовательно-издательский центр "Академия", 2013 г.




© 2010-2022