Урок литературы в 9 классе по рассказу Л. Разгона Борис и Глеб

Писатель Лев Разгон не известен современным школьникам. Его творчество не является программным. Почему  мы обращаемся к рассказу «Борис и Глеб»? Потому, что проблемы, рассматриваемые автором в этом рассказе, актуальны. Ребята – 9-тиклассники,  должны  видеть примеры ответственного отношения к жизни,  взаимопомощи, тех качеств, которые необходимо формировать с  юности. Автор бесстрашно высказывает свою гражданскую позицию. Репрессии прошли через жизнь  писателя, его родных.  Ему важно разобраться...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Прушинская Любовь Михайловна, МОБУ Гимназия г. Тюкалинска


«ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ - ПУТЬ К БУДУЩЕМУ»

Урок литературы в 9 классе по рассказу Льва Разгона «Борис и Глеб»

Цели урока:


1. Пробудить интерес к истории своей страны, её прошлому.


2. Пробудить желание воспитывать в себе качества, присущие человеку гражданину.

Задачи:


1. Создать представление об эпохе 30-50 годов


2. Проанализировать рассказ Л.Разгона «Борис и Глеб».

Концепция урока:

Писатель Лев Разгон не известен современным школьникам. Его творчество не является программным. Почему мы обращаемся к рассказу «Борис и Глеб»? Потому, что проблемы, рассматриваемые автором в этом рассказе, актуальны. Ребята - 9-тиклассники, должны видеть примеры ответственного отношения к жизни, взаимопомощи, тех качеств, которые необходимо формировать с юности. Автор бесстрашно высказывает свою гражданскую позицию. Репрессии прошли через жизнь писателя, его родных. Ему важно разобраться в своих чувствах, понять, почему произошли эти события, сохранить память о дорогих людях.

Рабочие материалы для учащихся: распечатка текста рассказа Л.Разгона «Борис и Глеб»

Оформление класса: Эпиграф на доске .

Я на трудных дорогах века,

Где от стужи стыли сердца,

Разглядеть хочу человека -

Современника

И борца.

И не надо бояться памяти

Тех не очень далеких лет,

Где затерян по снежной замети

Нашей юности горький след.

А. Жигулин


Содержание урока


Слово учителя.

Объявление темы урока: «ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ - ПУТЬ К БУДУЩЕМУ»

Ребята, сегодняшний урок мы можем назвать уроком памяти о тех людях, кто стал жертвами политических репрессий в 30-50 годы в СССР. Человек живёт настоящим. Это его повседневная жизнь. Смотрит в будущее - там его дети, внуки… Но в то же время человеку необходимо помнить о прошлом, прошлом своей страны. Не просто помнить, а знать , чтобы понимать своё настоящее чтобы не повторить ошибок в будущем.

Мы обращаемся к рассказу писателя Льва Разгона «Борис и Глеб».

Выступление ученика о жизни писателя.

Лев Разгон родился 1 апреля 1908 года в Могилёвской губернии. Помимо Льва в семье росли сыновья Израиль (1906-1987) и Абрам (1911-1989). До 1915-го, а затем с 1918 по 1923 год семья Разгона жила в Горках, где он окончил шесть классов семилетки второй степени.

В 1923 году семья Разгона переехала в Москву. Там Лев окончил школу второй степени, работал в первом московском Доме пионеров. В Москве он начал писать в «Комсомольскую правду». Его заметили и стали заказывать брошюры по проблемам воспитания. Одновременно Лев Разгон учился на историческом факультете 2-го Московского государственного университета (сейчас Московский педагогический университет). Затем он редактировал книги в издательствах «Молодая гвардия», «Детгиз», работал редактором в журнале «Вожатый».

В 1933-1936 годах он работал старшим оперуполномоченным в спецотделе ОГПУ. В это время познакомился, а затем женился на Оксане - дочери Г.И. Бокия, одного из начальников отдела ОГПУ. В 1936 году Лев Разгон вернулся в "Детгиз", но в 1937 попал под увольнение и был отправлен "охранять природу" - работать секретарем в Московском обществе друзей зеленых насаждений. Вскоре, как «жертву перегиба», его вернули в «Детгиз», но не надолго.

В ноябре 1937 года расстреляли тестя Разгона, Глеба Бокия, преследовали его тёщу и жену. 18 апреля 1938 года арестовали и Льва Разгона. Жена Оксана умерла от тяжелой формы диабета на этапе по дороге в лагерь. Дочь Льва и Оксаны Наталью спасли родственники. 21 июня 1938 года по приговору Особого Совещания при НКВД Лев Разгон получил 5 лет ИТЛ.

В марте 1943 года, за полтора месяца до окончания срока заключения, Льва Разгона повторно арестовали. Уже шла война, и стандартным было обвинение в «пораженческой агитации в военное время». По новому приговору был увеличен срок заключения. Лев подал кассационную жалобу. В ней писал, что еврей не может агитировать за победу Германии, потому что фашисты ставят перед собой цель уничтожить всех евреев. В июне 1943 года второй приговор был отменен. Лев Разгон получил статус «закрепленного за лагерем до особого распоряжения», который позволял жить за пределами зоны в бараке для вольнонаемных. В 1945 году он даже получил паспорт, но только в 1946 году его освободили.

Вместе со второй женой Рикой, дочерью одного из лидеров правых эсеров - Ефрема Соломоновича Берга, с которой свела его судьба в одном из пересыльных лагерей, Лев Разгон поехал в Ставрополь. Это был один из городов, где разрешалось жить бывшим заключенным. Там ему удалось устроиться: работал в методическом кабинете управления культпросветработы.

В 1949 году отправили в ссылку жену, а летом 1950 года арестовали и его, обвинив в антисоветской агитации. Льва Разгона выпустили в 1955 году. После освобождения он вернулся к работе редактора, одновременно занимаясь созданием книг о путешественниках и учёных для детей. Тогда приступил к написанию мемуарной прозы, которая стала издаваться только в конце 80-х и принесла ему широкую известность.

В 1993 году Лев Разгон подписал «Письмо 42-х». В последние годы писатель много работал в мемориальном обществе «Мемориал», комиссии по помилованию при президенте России. Он писал статьи, постоянно участвовал в передачах на телевидении.

Репрессии, как мы видим прошли через жизнь писателя, его родных.. ему важно разобраться, понять, сохранить..

Но его рассказ не о себе , не только о себе, ему хочется сохранить память о других Почему?

Мою память тревожит судьба двух братьев, юношей, почти мальчиков, с которыми я столкнулся в довольно тяжелый период своей лагерной жизни.

Как автор объясняет причину, почему ему хочется рассказать об этих братьях?

Потому что о них некому рассказать.

Автор с самого начала знакомства с Борисом и Глебом был удивлён: такими особенными были они.

Вы правы, ребята, автор действительно считает своим долгом сохранить воспоминания о судьбах этих мальчиков, жизнь которых роковым образом переплелась с судьбой нашей страны. В тяжёлое время . Время, о котором мы читаем в эпиграфе к уроку : « Я на трудных дорогах века, Где от стужи стыли сердца, Разглядеть хочу человека - …»

Поэтому первую часть нашего урока мы посвятим характеристике эпохи

« …трудные дороги века»


Как в рассказе возникает образ времени - образ эпохи?

Чтобы ответить на этот вопрос, я прошу обратить внимание на ключевые слова, которые помогают автору воссоздать образ времени.

«Лагерная пыль», «барак», «океан несправедливости», «работать в зоне», «Первый лагпункт Устьвымлага», «мордованные зеки».

Кроме того, писатель с документальной точностью указывает, когда происходят события - 1942г.

Итак, идёт война, весь народ встал на защиту своей родины, но есть люди, которые стали предателями, кто-то попал в окружение и тоже считается изменником родины. Именно заключённые являются главными героями рассказа «Борис и Глеб». Кто они? Предатели? Каратели? Трусы?

Нет. Писатель, хорошо разбираясь в людях, понимает, что за каждым заключённым стоит своя история, но о них он расскажет в другой раз. А сейчас его волнует совсем иные люди. Однажды пришёл новый этап. Кто выделялся среди всех? Обратите внимание, как автор подготавливает читателя к тому, как важно разглядеть человека.

Разглядеть человека…


На фоне суровой действительности, «фантастического страшного карнавала» выделялись два арестанта, которые всегда были рядом, держались за руки.

Старший заботился о младшем. Смотрели друг на друга по-особому. Даже у бывалых «зеков» появлялось сочувствие.

Мы понимаем, насколько не сочетаются эти два мира. Условия первого диктуют закон «Человек человеку волк». А второй мир отстаивает право оставаться человеком в любых обстоятельствах.

Чтобы проследить, как пробивает дорогу доброе, человеческое, найдите эпизод «У костра»:


  • О каких ценностях русской души говорит писатель ?

  • Какие персонажи воплощают эти ценности?

  • Как пейзаж помогает передать состояние героев?

  • Роль поэтических строчек в этом эпизоде.

  • Как разговор у костра повлиял на дальнейшие взаимоотношения героев?

Примерные ответы учащихся.

  • У каждого сидящего у костра появляется минута подумать о своём. Поговорить с соседом. Но автор выделяет именно братскую заботу, сострадание, которые проявляет старший брат по отношению к младшему.

  • Суровая русская зима. Костёр, согревающий замёрзших людей. С особой проникновенностью звучат благодарственные слова. «Ах, только там понимаешь всю благодатную силу огня, только на ночной лесосеке и можно по-настоящему оценить подвиг Прометея!.» Каждый сидящий хоть на мгновение получает возможность перенестись в воспоминаниях в другую жизнь.

  • Именно зимняя природа «подсказывает» рассказчику некрасовские строчки. Удивительная история! Сидят люди, жизнь которых безрадостна, судьба трагична. А они читают стихи. Может быть, поэзия и помогала, согревала, когда было особенно трудно.

  • Эта сцена очень важна, так как она позволяет увидеть точки соприкосновения рассказчика и братьев Бориса и Глеба. Нас восхищает то, с какой любовью читают братья стихи русских поэтов.

  • На фоне зимнего пейзажа, фоне страшного времени диссонансом звучит «Ты знаешь край, где все обильем дышит, где реки льются чище серебра...»

  • С этой встречи началась дружба автора и братьев. Дружбой, наверное , нельзя было назвать. « Однако мы теперь здоровались, встречаясь на разводе, Борис выслушивал мои советы, как сподручнее очищать от ветвей косматые, густые ели - словом, мы были уже з н а к о м ы».


О России с любовью…

Рассказчик, общаясь с братьями, узнал историю их жизни. Как она помогает понять их поведение в лагере?

Они дети эмигрантов первой волны. Воспитал отец - полковник генерального штаба. Он воспитывал в страстной любви ко всему русскому: к людям, нравам, обычаям. Когда началась война, отец посчитал , что русские в эмиграции должны объединить свои усилия в борьбе против фашизма. Вскоре он погиб. Дети остались одни . Одни на всём свете.

Что помогало братьям выстоять, выдержать?

Очень сильно помогало осознание того, что они братья. Так воспитал отец. Отсюда забота, взаимопомощь. И ещё - сил придавала надежда. «Они надеялись на Россию».

Как мы понимаем эти слова? Оправдались ли надежды?

«Пробраться в Россию, стать красными солдатами теперь было их главной мальчишеской мечтой». Они хотели быть полезными для своей родины. Оказавшись в немецкой разведшколе, они мечтали о том, что информация, которой они обладают, может пригодиться в Красной Армии.

Когда оказались на родине, то попал под «обстрел» допросов. «Вот так они и добрались до самой Москвы. Только Москвы они не увидели, даже колокольни Ивана Великого... Из вагона пересадили в наглухо закрытый фургон и привезли прямо в тюрьму. Настоящую тюрьму».



«…юности горький след»


Что же произошло? Борис и Глеб, воспитанные в любви к России, её народу, спешили быть полезными, хотели ощутить себя русскими. Но на самом деле всё оказалось сложнее. Наверное, можно найти объективные причины, чтобы объяснить, почему их приняли за шпионов. Это типичная история. Об этом снято уже немало фильмов, телепрограмм.

Рассказ «Борис и Глеб» о другом. О том, как остаться человеком - не сломаться, не потерять достоинства, не предать. Лев Разгон, размышляя о судьбе братьев, приходит к выводу, что Борис и Глеб «только оставаясь чужими для всех, не сливаясь с лагерниками, могли они сохранить свою индивидуальность, свою "самость", остаться такими, какими их вырастил бывший полковник генерального штаба.»

Автор старался понять братьев, их « самость». Не успел , так как предстоял перевод в другой лагпункт. В тот день, когда рассказчик направлялся вместе со своим конвоиром к новому месту отбывания срока, состоялась встреча с Борисом и Глебом. Страшная встреча. Что произошло?

Во время работы на лесоповале погиб младший из братьев, Глеб. Попал под упавшее дерево.

Позже рассказчик узнал, что след старшего брата затерялся « на трудных дорогах века».

С каким чувством заканчивает своё повествование автор?

В конце рассказа голос автора становится пронзительно-печальным. Он с сочувствием относится к героям своего рассказа. Ему искренне жаль этих мальчиков. «Как будто он мог что-то сделать в этом жутком и непонятном мире, куда они попали вместо страны, которую считали родиной. ...»

Но в финале рассказа звучит вопросы, на которые мы можем постараться ответить: «Почему отец назвал их так?

Почему он назвал своих поздних и любимых сынов именами мучеников?»

Родители, называя своих сыновей именами русских князей братьев, хотели отдать дань своей стране, которую продолжали считать (пусть в изгнании!) СВОЕЙ РОДИНОЙ.

Князья Борис и Глеб были всегда вместе, следовательно, и этих мальчиков, наверное, считал отец, никто не разлучит. Может, попытка переспорить историю - да, был коварный Святополк, но это единичный случай, а не закономерность.

Не случайно рассказ заканчивается исторической параллелью, которая подводит нас к очень важному выводу. Как вы понимаете финальные строчки? «Ведь и мои Борис и Глеб рванулись к своим братьям...»

Борис и Глеб, будучи русскими, могли бы помогать своей стране, оставаясь за границей. Были бы живы. Но они поступили иначе. Поступили так, как воспитал отец. Потому что любили Россию и верили своим братьям. Верили в силу добра, правды, не допускали мысли о предательстве со стороны братьев.

Итоги урока.

Ребята, какие выводы делаем мы, прочитав рассказ «Борис и Глеб»?

Писателю Льву Эммануиловичу Разгону выпало жить в суровое время, когда в обществе появилось много неправды. Но человек должен оставаться человеком. Он ответственно относится к слову, как к своему делу. Его слово человека справедливого, доброго, бескомпромиссного в своей любви к правде.

Мы, прочитав рассказ, задумываемся над тем, как мы относимся к себе, своим близким, к своей стране, её истории, истории своей семьи, потому что и в семьях наших одноклассников есть истории о судьбах репрессированных. Но можем ли мы о них рассказать. Не всегда. Наверное, стоит обратиться к своим семейным архивам и подготовить классный час, чтобы меньше оставалось белых пятен. И в истории страны и в истории семьи.




Использованная литература

1. Жигулин. А.В. Чёрные камни М. : Культура , 1996

2. Разгон Л.Э. Рассказ « Борис и Глеб» Электронная библиотека «Грамотей» gramotey.com›?last_name=РАЗГОН



© 2010-2022