ФГОС ООО. Программа по литературе 5 класс. Программа В. Я. Коровиной

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов
г. Омутнинска


Согласовано:

Заместитель директора по УВР

____________________

«____» _______________ 2014 г.

«Утверждаю»

Директор КОГОБУ СОШ с УИОП

г. Омутнинска

_______________________ Н.П. Локтина

Приказ № ______ от ______________2014 г.

Рассмотрено на заседании

ШМО учителей________________

______________________________

«____» _______________ 2014 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ,

5аб КЛАСС


НА 2014-2015 учебный год











Автор-составитель:

Юдина О.В., учитель русского языка

и литературы

высшей квалификационной категории

Грицкова И.В., учитель русского языка

и литературы




г. Омутнинск

2014 год



Пояснительная записка

Программа по литературе, предметная область филология, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта ООО, Фундаментального ядра содержания общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России; требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), с учетом Примерной программы основного общего образования по учебным программам: Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Литература 5 - 9 классы; и авторской программы Литература 5-11 класс (Базовый уровень). 10-11 класс (Профильный уровень)/ под редакцией В.Я.Коровиной. М: Просвещение, 2007.

Программа ориентирована на базовый уровень основного общего образования по литературе.

На изучение курса отводится в 5 классе 102 часа (3 часа еженедельно).

Календарно-тематическое планирование составлено по программе В.Я.Коровиной к учебнику «Литература. 5 класс» в 2-х частях В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, издательство «Просвещение», 2014.


Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

• установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;

• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса;

• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества;

• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования;

• ориентацию на достижение основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности;

• признание решающей роли содержания образования в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

• выразительное чтение художественного текста;

• различные виды пересказа;

• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста;

• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

• анализ и интерпретацию произведения;

• составление планов и написание отзывов о произведениях;

• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

• индивидуальную и коллективную проектную деятельность.

Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее - к русской литературе XVIII, XIX, XX вв.

В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений, знакомство с отдельными сведениями по истории их создания, а также с фактами биографий писателей (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом классе (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения. Именно эти навыки формирует преподавание литературы в 5 классе.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи (далее - P.P.), на уроки внеклассного чтения (далее - В.Ч.), проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, список произведений для самостоятельного чтения.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты учащихся состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Распределение учебных часов по разделам программы

Содержание

Всего часов

Количество тестов и контрольных работ

Развитие речи

Введение. Книга в жизни человека

2

1

-

Устное народное творчество

7

-

1

Из древнерусской литературы

2

-

-

Из русской литературы XVIII века

1

-

-

Из русской литературы XIX века

47

3

6

Из русской литературы XX века

30

2

2

Из зарубежной литературы

13

1

-

ИТОГО

102

7

9


Планирование курса.

Раздел

Содержание ФГОС

Содержание рабочей программы

УУД

Введение. Книга в жизни человека

Художественное, нравственно-философское и общественное значение литературного произведения. Человек как предмет литературы.

Художественное, нравственно-философское и общественное значение литературного произведения. Человек как предмет литературы. Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Писатели о роли книги в жизни человека. Структурные элементы книги; создатели книги.

Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Предметные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

Устное народное творчество

Общее представление о мировой литературе и фольклоре:

античная литература и мифология. История русской словесности. Исторические стадии развития отечественной словесности: устное народное творчество. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора.

Общее представление о мировой литературе и фольклоре. История русской словесности. Исторические стадии развития отечественной словесности: устное народное творчество. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор. Фольклор - коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые Народная мораль в характере и поступках героев.

Фольклор - коллективное устное народное творчество. Вариативная природа фольклора. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры. Детский фольклор.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Народное представление о справедливости, добре и зле. Литература и изобразительное искусство.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Вариативность народных сказок. Сравнение.

Личностные: воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

Познавательные:

уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие

Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа)

Из древнерусской литературы

История русской словесности. Исторические стадии развития отечественной словесности: древняя русская литература. Формирование и развитие русского литературного языка (язык древней русской литературы) Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора.

История русской словесности. Исторические стадии развития отечественной словесности: древняя русская литература. Формирование и развитие русского литературного языка (язык древней русской литературы) Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. Общее представление о древнерусской литературе Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

Теория литературы. Летопись.

Личностные: воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, Коммуникативные: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие

Предметные: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею.

Из русской литературы XVIII века

История русской словесности. Исторические стадии развития отечественной словесности: устное народное творчество, древняя русская литература, литература XVIII в., литература XIX и XX вв. Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора.

История русской словесности. Исторические стадии развития отечественной словесности: устное народное творчество, древняя русская литература, литература XVIII в., литература XIX и XX вв. Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. М. В. Ломоносов. Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XVIII в., понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Из русской литературы XIX века

История русской словесности. Исторические стадии развития отечественной словесности: устное народное творчество, древняя русская литература, литература XVIII в., литература XIX и XX вв. Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора.

История русской словесности. Исторические стадии развития отечественной словесности: устное народное творчество, древняя русская литература, литература XVIII в., литература XIX и XX вв. Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.).

Иван Андреевич Крылов.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский

«Спящая царевна». «Кубок». Герои баллады. Баллада.

Александр Сергеевич Пушкин

«Няне», «У лукоморья дуб зеленый...». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Бородино».Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь

«Заколдованное место» Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов

«Мороз, Красный нос» (отрывок). «Крестьянские дети». Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев

«Муму» Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет

«Весенний дождь»

Лев Николаевич Толстой

«Кавказский пленник».

Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов

«Хирургия» Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Как весел грохот летних бурь»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Личностные:

- формирование мотивации к обучению, навыков самоанализа и самоконтроля, творческих способностей

- овладение техникой художественного пересказа, выразительного чтения басни, баллады, сказки, рассказа, повести.

Познавательные:

- узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием;

- уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме.

- уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Регулятивные:

формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные:

- уметь читать вслух и понимать прочитанное

- использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний творческого задания.

- уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

Из русской литературы XX века

История русской словесности. Исторические стадии развития отечественной словесности: устное народное творчество, древняя русская литература, литература XVIII в., литература XIX и XX вв. Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора.

История русской словесности. Исторические стадии развития отечественной словесности: устное народное творчество, древняя русская литература, литература XVIII в., литература XIX и XX вв. Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. Иван Алексеевич Бунин. «Косцы» Владимир Галактионович Короленко

«В дурном обществе». Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин

«Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями..»

Эпитет, олицетворение, метафора, ритм, фольклорный образ, пейзаж.

Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка». Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка.

Константин Георгиевич Паустовский

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы».

Самуил Яковлевич Маршак

«Двенадцать месяцев» Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов «Никита». Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев

«Васюткино озеро». Автобиографичность литературного произведения.

Поэты о Великой Отечественной войне К.М. Симонов. А.Т. Твардовский. Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер...», А.А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Б. Кедрин «Аленушка», Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы».

Писатели улыбаются. Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Юлий Черсанович Ким. «Рыба-кит».

Юмор.

Личностные: формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа, формирование уважения к культурному наследию нашей Родины

Познавательные: уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков, уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.

Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, формировать ситуацию рефлексии - самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности

Коммуникативные: уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение

Предметные: формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XX вв; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

Из зарубежной литературы

Влияние и взаимодействие литератур разных народов. Общее представление о мировой литературе и фольклоре

Влияние и взаимодействие литератур разных народов. Общее представление о мировой литературе и фольклоре Роберт Льюис Стивенсон

«Вересковый мед». Баллада

Даниэль Дефо «Робинзон Крузо». Ханс Кристиан Андерсен

«Снежная королева». Марк Твен

«Приключения Тома Сойера».

Джек Лондон «Сказание о Кише»

Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.

Познавательные: уметь искать и выделять нужную для характеристики героя информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать, делать выводы.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы;


Используемый учебно-методический комплекс


  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.

  2. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

  3. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

  4. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002.

  5. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.

  6. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

  7. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

  8. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2005.

  9. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  10. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.

  11. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  12. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  13. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

  14. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

  15. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

  16. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. - М.: Дрофа, 1995.

Электронные пособия:

Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD - ROM. Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;

Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004;

Алиева Л, Торкунова Т. Литература для поступающих в вузы. Тестовый комплекс на CD - ROM. М.: «Айрис-пресс» 2004, Magnamedia 2005;

Электронный сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература 19 века в классических разборах «От Белинского до Лотмана»;

1С Познавательная коллекция. А.С.Пушкин в зеркале двух столетий;

Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

5) Интернет-ресурсы:

Библиотеки:

bibliogid.ru

bibliotekar.ru

Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.

Образовательный портал «Древнерусская литература». drevne.ru

gramma.ru

gumer.info

Библиотека Гумер-гуманитарные науки (например, литературоведение).

encyclopedia.ru

Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.

krugosvet.ru

Lib.ru

Библиотека Максима Мошкова.

litera.ru

Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность".

litera.edu.ru

Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.

litwomen.ru

Сайт мировых новостей о литературе.

magazines.russ.ru

Электронная библиотека современных литературных журналов России.

russianplanet.ru

Сайт имеет следующие рубрики: библиотека детской русской и зарубежной литературы, история, филолог, вокруг света, мир знаний, Пушкин, шахматы, музеи , новости.

russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm

Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре.

pushkinskijdom.ru

Сайт института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук (статус государственного учреждения).

vavilon.ru

Сайт посвящен современной русской литературе.

feb-web.ru

Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина

prlib.ru/Pages/Default.aspx

Электронные наглядные пособия:

Библиотекарь. РУ

bibliotekar.ru/index.htm

Русская литература 18-20 вв.

a4format.ru/

Большая художественная галерея

gallerix.ru/

Экранно-звуковые пособия:

Золотой стихофон

gold.stihophone.ru/

Русская классическая литература

ayguo.com/

Всероссийская инновационная программа Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены.

аудиохрестоматия. рф

Тематическое планирование

Раздел/темы

Содержание

Виды деятельности

Введение (2 ч)

1

Учебник литературы и работа с ним. Книга в жизни человека.

Художественное, нравственно-философское и общественное значение литературного произведения. Человек как предмет литературы. Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Писатели о роли книги в жизни человека. Структурные элементы книги; создатели книги.

Книга в жизни человека. Художественное, нравственно-философское и общественное значение литературного произведения. Человек как предмет литературы. Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Писатели о роли книги в жизни человека. Структурные элементы книги; создатели книги.

Ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя. Уметь вести диалог, вырабатывать общее решение, применять различные виды пересказа (близко к тексту, выборочный, краткий);

подбирать ключевые слова и с их помощью характеризовать текст;

создавать словесные иллюстрации к тексту.

2

К/Р. Входной диагностический тест.

Выявление уровня литературного развития учащихся

Давать письменные отве­ты на вопросы, выполнять тестовые задания.

Устное народное творчество (7 ч)

3

Фольклор - коллективное устное народное творчество.

Общее представление о мировой литературе и фольклоре. История русской словесности. Исторические стадии развития отечественной словесности: устное народное творчество. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

Фольклор - коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).

Ставить учебную задачу; планировать свою деятельность под руководством учителя применять различные виды пересказа (близко к тексту, выборочный, краткий);

подбирать ключевые слова и с их помощью характеризовать текст;

создавать словесные иллюстрации к тексту;

использовать приёмы поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения при повторении изученного материала, приводить примеры малых жанров фольклора,

выразительно читать.

4

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок.

Ставить учебную задачу; планировать свою деятельность, знакомиться с видом сказок, определять виды сказок, выразительно читать

5

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев

Народная мораль в характере

и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван Царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного.

Ставить учебную задачу; применять различные виды пересказа (близко к тексту, выборочный, краткий);

подбирать ключевые слова и с их помощью характеризовать текст;

создавать словесные иллюстрации к тексту;

6

Волшебная сказка «Царевна лягушка». Художественный мир сказки

Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

самостоятельно работать с литературоведческими понятиями: заполнять таблицы «Положительный и отрицательный герои - линии сравнения»

7

Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван Царевич и чудо-юдо». Жанр сказки

Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема

мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

Читать и пересказывать фрагменты сказки, выполнять поиск незнакомых слов и определять их значения. Выразительно читать по ролям эпизоды о трёх поединках Ивана и чуда-юда. Участвовать в коллективном диалоге.

8

Сказки о животных.

«Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Сказка. Виды сказок Постоянные эпитеты. Гипербола Сказочные формулы. Сравнение.

Вариативность народных сказок

Выделять этапы развития сюжета, давать устные и письменные ответы на вопросы.

создавать словесные иллюстрации к тексту;

Выполнять задания из раздела «Литература и изобразительное искусство». Создавать иллюстрации к сказке, представлять их слушателям

9

Р/Р. Урок-творчество: сказывание своих сказок.

Создание текстов заданного жанра, исполнение сказок.

Создавать сказки, соблюдая жанровые особенности и сказочный сюжет, исполнять сказки

Из древнерусской литературы (2 ч)

10

Общее представление о древнерусской литературе

История русской словесности. Исторические стадии развития отечественной словесности: древняя русская литература. Формирование и развитие русского литературного языка (язык древней русской литературы) Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. Общее представление о древнерусской литературе Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи с Византией.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская

книжность на Руси. Отзвуки фольклора в летописи.

Пересказывать произведения древнерусской литературы;

привлекать материал, изученный на уроках литературы, для подготовки к урокам истории. Выразительное чтение и пересказ фрагментов лето­писи. Устное рецензирование выразительного чте­ния и пересказов одноклассников. Комментирование незнакомых слов и понятий с помощью словарей и справочной литературы. Сопоставление летописного сюжета с иллюстрацией.

Определение главной мысли фрагмента летописи. Оценка поступков летописных героев.

Составление толкового словарика незнакомых слов из древнерусских летописей.

11

Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

Теория литературы. Летопись. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Изучить статью учебника «Из древнерусской литературы». Составлять план статьи с указанием основных этапов развития древнерусской литературы. Выразительно читать и пересказывать фрагменты летописи. анализировать выразительное чтение и пересказ одноклассников.

Из русской литературы XVIII века (1 ч)

12

М. В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру...»

История русской словесности. Исторические стадии развития отечественной словесности: устное народное творчество, древняя русская литература, литература XVIII в., литература XIX и XX вв. Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. М. В. Ломоносов. Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Краткий рассказ

о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» -научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы

Заполнять таблицу «Роды литературы», составлять тезисный план по теме «Юмор»

выразительно читать стихотворение, устно и письменно отвечать на вопросы учителя.

Из русской литературы XIX века (47 ч)

13

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.). И.А. Крылов. Ознакомление с творчеством.

История русской словесности. Исторические стадии развития отечественной словесности: устное народное творчество, древняя русская литература, литература XVIII в., литература XIX и XX вв. Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности)

Изучить содержание параграфа учебника «Басня», «Аллегория», выполнять самостоятельную работу по теме «Понятие об эзоповом языке, жанровые признаки басни», работать в парах по теме «Олицетворение»

14

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»,

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.

Выполнять комплексное повторение, работать в парах по теме «Осмеяние пороков в баснях И.А.Крылова», самостоятельная работать с текстом для определения жанровых признаков басни (элементы композиции, особенности языка)

15

«Зеркало и Обезьяна». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора

«Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне,

патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Басня, аллегория. Понятие об эзоповом языке.

Выполнять комплексное повторение, самостоятельная работать с текстом для определения жанровых признаков басни (элементы композиции, особенности языка)

16

Р.Р. Урок-конкурс на лучшее чтение басни (ролевое чтение)

Выразительное чтение басни, в том числе по ролям, участие в инсценировании басни.

Выразительно читать басни наизусть, комментировать выставление оценок

17

Технология мастер-класса «Басни - прошлое или настоящее?»

Анализ басен разных авторов. Поиск сходств, различий, особенностей басни как жанра литературы.

Сопоставлять и характеризовать басни со схожим сюжетом;

составлять вопросы по статье учебника; находить и объяснять мораль басни.

18

В.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Сказка «Спящая царевна».

Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна».

Работать со статьей учебника «Василий Андреевич Жуковский» Составлять плана статьи. Выразительное читать сказку Участвовать в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Составлять характеристику героев и их нравственную оценку.

19

Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Баллада «Кубок»

Сходные и различные черты

сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Баллада

Изучить содержание параграфа «Баллада», выполнять коллективную работу по определению жанровых особенностей баллады на материале баллады «Кубок»

20

К. Р. Контрольный тест по теме «Фольклор. Басни. Творчество В.А.Жуковского».

Выполнение тестовых заданий по теме «Фольклор. Басни. Творчество В.А.Жуковского».

Выполняют тестовые задания. Находят постоянные эпитеты и гиперболы, выделяют композиционные особенности сказок и басен, определяют вид сказок по содержанию, характеризуют героев..

21

А.С. Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне»

История русской словесности. Исторические стадии развития отечественной словесности: устное народное творчество, древняя русская литература, литература XVIII в., литература XIX и XX вв. Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Литературная сказка. Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

Составлять план; давать письменный ответ на вопрос; сопоставлять героев одного или нескольких произведений; находить (в том числе и в Интернете) материалы по изученной теме; составлять заочную экскурсию; участвовать в дискуссии;

22

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

Обсуждение понятия «пролог» с использованием словаря литературо­ведческих терминов. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устные ответы на вопросы (с ис­пользованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений изобразительного искусства и музыки, созвучных прологу.

23

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - ее истоки. «Бродячие сюжеты». Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна,

мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко.

Сравнивают особенности композиции двух авторских сказок, выделяют особенности художественного языка писателей, Заполняют таблицу «Бродячие сюжеты сказок», работают в парах по выделению особенностей сказок со схожим сюжетом.

24

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сходство и различие литературной сказки и сказки народной.

Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа

добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Ставят учебную задачу. Сравнивают особенности композиции авторской и народной сказок, выделяет особенности художественного языка создателей.

25

Р.Р. Сочинение стихотворений. Рифма. Ритм.

Особенности стихотворной речи. Рифма. Ритм. Текст прозаический и стихотворный.

Работают в группе по определению особенностей прозаического и стихотворного текста. Самостоятельная работают по анализу рифмы и ритма стихотворного текста.

26

В.Ч. Пушкинский вечер.

Представление презентаций о жизни и творчестве А.С.Пушкина

Представляют презентации, оценивают ответы товарищей.

27

В.Ч. Конкурс чтецов произведений А.С.Пушкина.

Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

Выразительно читают стихотворения, комментируют чтение одноклассников.

28

Русская литературная сказка. А. Погорельский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Выполняют учебно-познавательные; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

29-

А. Погорельский Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Мир детства в изображении писателя.

Русская литературная сказка. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. Мир детства в изображении писателя.

Строят небольшие высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

30

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический

финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Героическое и обыденное в сказке. Трагический

финал и жизнеутверждающий пафос произведения, работа с текстом: определение основной мысли сказки, ее жанровых особенностей.

Учатся находить основную мысль сказки, жанровые отличия сказки от рассказа Пересказывают эпизоды сказки от лица героев. Выполняют лексическую работу по заданиям из раздела «Обогащаем свою речь». Пересказывают и обсуждают эпизоды сказки.

31

Электронная презентация мини-проектов «Мой любимый сказочный герой»

Представление презентаций «Мой любимый сказочный герой»

Представляют презентации, оценивают ответы одноклассников.

32

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837)

Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Комментирование историко-культурных реалий статьи. Знакомство с информацией о селе Тарханы Восприятие стихотворения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

33

Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании батальных сцен

Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.

Работают в парах «Средства языковой выразительности в стихотворении «Бородино»

34

В.Ч.Интегрированный урок на тему «Бородинское сражение как историческое событие и его отражение в литературе»

Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация

Устные рассказы о поэте и героях стихотворения. Выразительное чтение стихотворения наизусть Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Презентация и зашита собственных иллюстраций.

35

Р.Р. Конкурс «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтов»

Выразительное чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова

Выразительно читают стихотворения, комментируют чтение одноклассников.

36

Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Изучение параграфа учебника, составление конспекта по теме «Фантастика», создание эвристической ситуации - конкурс сообщений по теме «Предание, обычай»

37

Поэтизация народной жизни, преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя

Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Юмор

Выразительное чтение повести (в том числе по ролям), пересказ и анализ её фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассни­ков. Поиск незнакомых слов и определение их значе­ний. Обсуждение иллюстрации художника М. Клодта к эпизоду «Дед В лесу».

38

В.Ч. Повесть «Страшная месть»

Нравственные проблемы повести и роль композиции в их раскрытии. Народные истоки повести. Фантастика

Выполняет учебно-познавательные действия; устанавливает причинно-следственные связи

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения.

39

К.Р. Контрольный тест по теме «Творчество А.С.Пушкина, А.ПогорельскогоМ.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя»

Выполнение тестовых заданий по теме «Творчество А.С.Пушкина, А.Погорельского, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя»

Выполняют тестовые задания. Выделяют композиционные особенности произведений, определяют жанр. авторов, героев произведений, характеризуют героев..

40

Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». «Есть женщины в русских селеньях...» - поэтический образ русской женщины

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Чтение и обсуждение статьи учебника "Николай Алексеевич Некрасов» и материалов практикума "Читаем, думаем, спорим ... ». Ответы на вопросы о биографии поэта. Выразительное чтение и обсуждение отрывка из поэмы "Мороз. Красный нос». Поиск незнакомых слов и определение их значения.

41

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых.

Обсуждение картин русских художников, изображающих крестьянских детей. Составление плана ответа на вопрос «Почему автор называет крестьянских детей - "счастливый народ"?».

42

Мир детства в стихотворении.

Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Эпитет

Подготовка к чтению наизусть и инсценированию отрывка из стихотворения «Мужичок с ноготок». Создание иллюстраций к стихотворению, подготовка к их презентации и защите.

43

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Муму». Реальная основа рассказа

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права.

Чтение статей учебника о Спасском-Лутовинове и «Иван Сергеевич Тургенев». Ответы на вопросы о биографии поэта. Устный рассказ о детстве Тургенева. Прослушивание звукозаписи актёрского чтения

44

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие в рассказе «Муму»

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя -символ немого протеста крепостных крестьян. Портрет, пейзаж Литературный герой

Заполнение таблицы «Роль пейзажа в раскрытии замысла автора», работа в парах «Портрет литературного героя», составление плана сообщения «Трудолюбие Герасима», «Великодушие Герасима»

45

Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных

Немота главного героя -символ немого протеста крепостных крестьян. Портрет, пейзаж Литературный герой

Составление словаря понятий («холоп», «лакей», «приживалки» и др.), составление тезисного плана «Мир, в котором жил Герасим»

46

К.P., P.P. Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму»?»

Творческая работа «Чему посвящен рассказ «Муму»?»

Работа с понятием «сочинение-отзыв», составление развернутого плана сочинения

47

А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы

Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Повторение материала «Средства художественной выразительности», работа в парах по анализу функционирования средств художественной выразительности в произведениях А.А.Фета

48

Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды

Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

Комплексное повторение по теме «Жанры литературы», составление статьи по теме «Сюжет рассказа Л.Н.Толстого», работа в парах по теме «Идея рассказа»

49

Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина

Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина.

Коллективная работа по выявлению линий сравнения героев, самостоятельная работа по сравнению героев, заполнение таблицы

50

Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н. Толстого

Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Сравнение Сюжет

Комплексное повторение по теме «Характеристика героя», групповая работа по составлению текста-рассуждения «Душевная близость людей из враждующих лагерей» по алгоритму

51

Урок-протест против национальной вражды (на основе были «Кавказский пленник»)

Урок-протест против национальной вражды (на основе были «Кавказский пленник»)

Учатся выделять главные эпизоды в рассказе, установление причинно-следственных связей между ними, составление письменных ответов-выводов.

52

Р.Р. Сочинение- рассуждение по теме «Душевная близость людей из враждующих лагерей»

Творческая работа «Душевная близость людей из враждующих лагерей»

Работают с понятием «сочинение-рассуждение», составляют развернутый план сочинения. пишут творческую работу.

53

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе

(детство и начало литературной деятельности).

Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. Жизнь и творчество А.П.Чехова. Мастер короткого рассказа.

Чтение и обсуждение статьи учебника "А.П.Чехов» и материалов практикума "Читаем, думаем, спорим ... ». Ответы на вопросы о биографии писателя. Выразительное чтение и обсуждение рассказа.

54

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Юмор

Комплексное повторение по теме «Юмор», определение в группах приемов комического, использованных автором

55

Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Средства создания комического в рассказе. Речь персонажа.

Групповая работа по теме «Речь персонажа как средство достижения комического эффекта», инсценирование произведения

56

Поэты XIX в. о Родине, родной природе и о себе Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной»;

Поэты XIX века о Родине и родной природе Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной. ».

Работа в парах «Изобразительные средства языка как способ выражения мысли автора», самостоятельная работа по словесному иллюстрированию прослушанного лирического произведения,

57

А.Н. Плещеев «Весна», А.Н. Майков «Ласточки»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь...», И.З. Суриков «Зима», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне».

А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок). А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений

Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения

Самостоятельная работа по словесному иллюстрированию прослушанного лирического произведения, создание диалоговой ситуации «Почему мне понравилось стихотворение?»

58

Выразительное чтение стихотворений поэтов XIX века

Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов XIX века

Выразительно читают стихотворения, комментируют чтение одноклассников.

59

P.P. Сочинение. «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)»

Творческая работа «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)»

Работают с понятием «сочинение-рассуждение», составляют развернутый план сочинения, пишут творческую работу.

Из русской литературы XX века (30 ч)

60

И.А. Бунин. «Косцы»

История русской словесности. Исторические стадии развития отечественной словесности: устное народное творчество, древняя русская литература, литература XVIII в., литература XIX и XX вв. Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами Рассказ «Косцы» как поэтическое

воспоминание о Родине.

Формулирование цели урока, работа в парах: определение основной мысли произведения, коллективная работа по выявлению средств художественной выразительности в произведении

61

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». Автобиографичность повести.

Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности) «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение.

Чтение и обсуждение статьи учебника "В.Г.Короленко» и материалов практикума "Читаем, думаем, спорим ... ». Ответы на вопросы о биографии писателя. Выразительное чтение и обсуждение повести.

62

Повесть «В дурном обществе». Гуманистический смысл произведения.

Доброта и сострадание героев повести Образ серого, сонного города Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася,Валек. Маруся. Тыбурций.

Комплексное повторение, заполнение таблицы «Композиция литературного произведения», составление тезисного плана повести, работа в парах «Портрет героя»

63

Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести В.Г.Короленко

Отец и сын. Размышления героев «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание - основа отношений в семье. Портрет Композиция литературного произведения

Работают с кластером «Портрет Композиция. Пейзаж» Учатся выделять главные эпизоды в рассказе, установление причинно-следственных связей между ними, составление письменных ответов-выводов.

64

P.P. Обучение навыкам характеристики героев

Средства создания характеристики героев.

Работают с кластером «Средства создания характеристики героев», устанавливают причинно-следственные связи между, составление письменных ответов-выводов

65

С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Чтение и обсуждение статьи учебника "С.Есенин» и материалов практикума "Читаем, думаем, спорим ... ». Ответы на вопросы о биографии поэта. Выразительное чтение и обсуждение стихотворений. Групповое заполнение таблицы «Композиционно-языковые особенности стихотворения», анализ стихотворения в парах

66

В.Ч. Конкурс выразительного чтения и иллюстраций к стихотворениям С.Есенина.

Выразительное чтение наизусть стихотворений С.Есенина, создание иллюстраций к стихотворениям.

Выразительно читают стихотворения, комментируют чтение одноклассников, представляют иллюстрации.

67

К. Р. Контрольный тест по теме «Творчество Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, В.Г.Короленко».

Выполнение тестовых заданий по теме «Творчество Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, В.Г.Короленко».

Выполняют тестовые задания. Выделяют композиционные особенности произведений, определяют жанр. авторов, героев произведений, характеризуют героев..

68

Краткий рассказ о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика

П.П. Бажов. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. Реальность и фантастика в сказе.

Чтение и обсуждение статьи учебника "П.П.Бажов» и материалов практикума "Читаем, думаем, спорим ... ». Ответы на вопросы о биографии писателя. Выразительное чтение и обсуждение сказа.

69

Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа «Медной горы Хозяйка». Стремление к совершенному мастерству

Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ как жанр литературы Сказ и сказка

Заполнение таблицы «Композиционные и языковые особенности сказа», работа в парах «Реальность и фантастика в сказе П.П.Бажова»

70

К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Теплый хлеб».

Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения. Герои в литературной сказке

Чтение и обсуждение статьи учебника "К.Г.Паустовский» Работа в группах по теме «Тема и проблема рассказа», составление тезисного плана, пересказ отрывков.

71

Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках

Паустовского.

Заполнение таблицы «Тема и основная мысль сказки», работа в парах по теме «Положительный и отрицательный герой сказки»

72

К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения

Рассказ «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения

Комплексное повторение, работа в группах по теме «Тема и проблема рассказа», составление тезисного плана, пересказ отрывков, коллективная работа по теме «Повествование и описание в рассказе Паустовского: признаки и особенности языкового выражения»

73

С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Особенность драмы как рода литературы

Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Драма как род литературы Пьеса-сказка.

Чтение и конспектирование статьи учебника «С.Я. Маршак»

Заполнение таблицы «Драма, пьеса: композиционные особенности», самостоятельная подготовка сообщения на тему «Положительный и отрицательный герой - традиция русской сказки»

74

Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом - традиция русских народных сказок

Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом - традиция русских народных сказок

Представление сообщения на тему «Положительный и отрицательный герой - традиция русской сказки». Инсценирование выбранных эпизодов пьесы

75

Р.Р. Небольшая сказка о волшебных событиях, которые могли бы произойти в классе

Творческая работа . «Небольшая сказка о волшебных событиях, которые могли бы произойти в классе»

Работают с понятием особенности развития сказочного сюжета, составляют развернутый план сочинения, пишут творческую работу.

76

А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Единство героя с природой

Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Единство героя с природой

Чтение и конспектирование статьи учебника «А. П. Платонов»

77

Быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита»

Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Фантастика в литературном произведении

Комплексное повторение, работа в парах по теме «Единство героя с природой». Характеризуют главного героя рассказа по предложенному плану.

78

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

Жизнь и творчество крупнейших русских писателей. Анализ программных произведений отечественной литературы и фольклора. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро».

Чтение и обсуждение статьи учебника об Астафьеве, статьи «Деревня Овсянка» (из раздела «Литературные места России»). Выразительное чтение рассказа, художественный пересказ его фрагментов.

79

Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро»

Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах,

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений книжной графики к рассказу.

80

Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Автобиографичность литературного произведения

Анализ содержания рассказа по вопросам учителя (по группам). Заполнение таблицы «Автор и герой рассказа», работа в парах по теме «Композиция рассказа В.Астафьева», самостоятельное составление цитатного плана с последующей взаимопроверкой

81

Поэты о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...», А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Выразительное чтение наизусть стихотворений о детях на войне, презентация и зашита иллюстраций к этим стихотворениям. Чтение и обсуждение статьи учебника «Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945». Устный рассказ о военной биографии поэта с пока­зом его портретов.

82

В.Ч. Литературный Вечер, посвященный Великой Отечественной войне

Представление проектов «Великая Отечественная война в произведениях русской литературы»

Защищают проекты «Великая Отечественная война в произведениях русской литературы», анализируют ответы одноклассников.

83

Конкурс чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне.

Выразительное чтение наизусть стихотворений о Великой Отечественной войне, создание иллюстраций к стихотворениям.

Выразительно читают стихотворения, комментируют чтение одноклассников, представляют иллюстрации.

84

Произведения о Родине, родной природе и о себе.

И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер...»,

А.А. Прокофьев «Аленушка», Д.Б. Кедрин «Аленушка»

Произведения о Родине и родной природе И.Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...»-, А. Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города

и годы».

Составление алгоритма для анализа поэтического текста с последующей взаимопроверкой, выразительное чтение стихотворений.

85

Произведения о Родине, родной природе и о себе. Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы»

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов

волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью слова­рей и справочной литературы. Выразительное чтение стихотворений. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в твор­честве русских поэтов. Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворе­ниях. Презентация и зашита собственных иллюстраций.

86

Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и спра­вочной литературы. Устные ответы на вопросы (с ис­пользованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление признаков художественной традиции литературной классики предшествующих эпох в рассказе Саши Чёрного.

87

Саша Черный «Игорь-Робинзон». Юмор

В чём состоит юмор истории о Игоре-Робинзоне? Сопоставление событий ро­мана «Робинзон Крузо» с сюжетом рассказа «Игорь­-Робинзон». Письменный ответ на во­прос «Какими способами автор добивается в рассказе «Игорь-Робинзон - юмористических эффектов?».

Работа со словарём литерату­роведческих терминов: повторение понятия «юмор», подбор примеров из рассказа

Выявление способов создания комического в рассказах Саши Чёрного. Подбор ци­татных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор».

88

Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме

Юмор в стихотворной форме. Анализ текста одной из пе­сен: поиск в нём особенностей песенного текста. Подготовка письменного ответа на вопрос «Как вы понимаете слова

С.Я. Мар­шака о талантливом читателе?».

Презентация и защита собственных иллюстраций к юмористическим рассказам. Прослушивание зву­козаписи песни «Рыба-кит» в авторском исполнении и его устное рецензирование.

89

К. Р. Итоговый урок по теме «Русская литература XIX-XX вв.» (тестирование)

Выполнение тестовых заданий по теме «Русская литература XIX-XX вв.»

Выполняют тестовые задания. Выделяют композиционные особенности произведений, определяют жанр, авторов, героев произведений, характеризуют героев.

Из зарубежной литературы (13 ч)

90

Р.Л. Стивенсон.

Краткий рассказ о писателе. Баллада «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков

Влияние и взаимодействие литератур разных народов. Общее представление о мировой литературе и фольклоре Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Баллада Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильма «Вересковый мёд».

Презентация и зашита собственных иллюстраций. Рассказ о Р.Л. Стивенсоне с показом галереи его пор­третов, изображений Шотландии, старинных кора­блей, морских пейзажей. Работа со сло­варём литературоведческих терминов. Поиск приме­ров, иллюстрирующих понятие «баллада». Участие в дискуссии на тему «Что дороже: жизнь или тайна изготовления верескового мёла?».

91

Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо». Приключения Робинзона Крузо, характер героя.

Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами).

Рассказ о писателе Д. Дефо с показом его портретов, изображений кораблей и морских пейзажей. Сообще­ние о матросе Александре Селкирке.

Подбор материалов для рас­сказа о Робинзоне.

92

Роман «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека

Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Характеристика героя.

Подготовка выборочного пересказа на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?». Поиск в Интернете и создание собственных иллюстраций к роману «Робинзон Крузо».

93

Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. Соотношение реального и фантастического

Влияние и взаимодействие литератур разных народов. Общее представление о мировой литературе и фольклоре. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена.

Сообщения о сказочнике Андерсене с показом гале­реи его портретов и изображений мест, где он жил. Выразительное чтение и пересказ фрагментов из очер­ка К.Г. Паустовского «Сказочник». Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника об Андерсене. Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям), пересказ и инсценирование её фрагментов (по груп­пам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

94

Характеристика героев сказки «Снежная королева». Противопоставление красоты внешней и внутренней - Герда и Снежная королева

Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней.

Работа со словарём литера­туроведческих терминов. Поиск цитатных примеров. иллюстрирующих понятие «художественная деталь»

Подготовка выразительно­го чтения и пересказа историй из сказки. Подготовка выборочного пересказа «Герда спасает Кая».

95

Идея сказки. Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке «Снежная королева». Викторина

Победа добра, любви и дружбы. Роль второстепенных героев сказки. Иллюстрирование основных сцен сказки.

Подго­товка устного рассказа об одном из второстепенных героев сказки (по выбору). Поиск в Интернете иллю­страции к сказке «Снежная королева». Сопоставление иллюстраций разных художников (по группам). Устное иллюстрирование фрагментов сказки. Создание соб­ственных иллюстраций, подготовка к их защите.

96

М. Твен. Краткий рассказ о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков.

Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба.

Сообщения о писателе Марке Твене с показом гале­реи его портретов и изображений мест, где он жил и работал. Выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Обсуждение первых глав рома­на (по группам). Различные виды пересказов.

97

Внутренний мир героев М. Твена

Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Составление характеристики Тома Сойера и заполнение цитатной таблицы «Черты характера героя». Создание иллюстраций к главам романа и подготовка к их пре­зентации и защите.

98

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о

прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Какими качествами, помогающими ему в трудных ситуациях, обладает главный герой? Речевая характеристика персонажей.

Составление плана характе­ристики литературного произведения. Рассказ о книге и её героях по плану. Подбор цитат на заданные те­мы (по группам). Презентация и защита собственных иллюстраций.

99

В.Ч. Дж. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - повествование о взрослении подростка. Характер мальчика - смелость, мужество

Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом

изображении жизни северного народа.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Джек Лон­дон». Сообщение о Дж. Лондоне с показом портре­тов писателя, изображений мест в США, связанных с его именем. Составление плана характе­ристики Киша и рассказ о герое (с использованием цитат).

Письменная характери­стика Киша. Чтение и обсуждение рассказа Ю. Яков­лева «Рыцарь Вася» и сопоставление его героя с Ки­шем. Создание собственных иллюстраций к рассказу и подготовка к их защите. Проект. Создание электронного альбома «Герои про­изведений Джека Лондона в экстремальных ситуациях».

100

Э. По "Лягушонок". Внимание к униженному
и оскорбленному человеку.

Проблема справедливости
в отношениях между людьми.

Составление плана характе­ристики литературного произведения. Рассказ о книге и её героях по плану. Подбор цитат на заданные те­мы (по группам). Презентация и защита собственных иллюстраций.

101

Итоговый урок. Итоговый тест за год.

Выполнение тестовых заданий за курс 5 класса. Подведение итогов изучения литературы в 5 классе.

Выполняют тестовые задания. Выделяют композиционные особенности произведений, определяют жанр, авторов, героев произведений, характеризуют героев.

102

Задание на лето.

Список литературы для самостоятельного чтения. Правила ведения читательского дневника.

Записывают задание для самостоятельного чтения.


© 2010-2022