Статья по теме Современные образовательные технологии в работе учителя русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья по теме Современные образовательные технологии в работе учителя русского языкаСтатья по теме Современные образовательные технологии в работе учителя русского языкаСтатья по теме Современные образовательные технологии в работе учителя русского языкаИЗ ОПЫТА РАБОТЫ TEМИРБУЛАТОВОЙ НАДЕЖДЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ, УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА МОУ СОШ СЕЛА МУНИНО ПО СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Двадцать первый век. За окном другой мир. Изменилось общество. Изменились и ребенок, и родители. Ребенок растет в новом мире, и сегодня востребован педагог, способный творчески и креативно подходить к решению любой проблемы, умеющий сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. От уровня профессионализма учителя, его способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты. Современный учитель - это человек, который имеет профессиональный опыт, в совершенстве знает свой предмет , методику его преподавания; обладает высоким уровнем методологической культуры, занимается самообразованием, справедлив и ровен в общении со всеми учащимися, знает верный выход из любой педагогической ситуации.

Сегодня актуально повышение профессионального и культурного уровня педагога, сегодня невозможно обойтись только собственным опытом, необходим выход за пределы собственного образовательного пространства, поэтому необходимо активно привлекать и использовать внешние ресурсы, в частности нужно создавать сайты, обмениваться опытом с коллегами, у которых есть сайты. Сегодня очевидна недостаточность мобильности учебных планов, пособий, методик, форм подготовки учителя и как никогда необходима активизации творческих сил личности. Надеюсь, создание мини-сайта учителя поможет обмениваться, делиться с постоянно возрастающей по объему и усложняющейся по содержанию научно-практической информацией в педагогической сфере. Традиционная методика, бесспорно, служит основой и фундаментом в работе, но необходимо использовать широкий спектр современных методов, форм и средств в построении педагогического процесса .




Аннотация

Статья посвящена опыту работы учителя русского языка по современным образовательным технологиям: технологии развивающего обучения, игровой технологии, технологии уровневой дифференциации обучения. В статье приводятся примеры дидактических материалов по каждой технологии.

Ключевые слова: ФГОС, технология, игровая технология, технология развивающего обучения, технология уровневой дифференциации обучения.

Введение Федеральных государственных стандартов начального и основного общего образования направлено на формирование российской гражданской идентичности обучающихся; на реализацию права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает1:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Стандарт является основой для руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. Педагоги при разработке рабочих программ по учебным предметам руководствуются требованиями, заложенными в Стандарте к каждой образовательной области.

В рамках основной образовательной программы по предмету педагог создает рабочую учебную программу для каждого уровня обучения. Выбор технологии обучения на уроках предоставлен учителю.

В современной дидактике существует множество педагогических технологий. Нет единого общепризнанного определения педагогической технологии. В своей работе мы будем руководствоваться определением педагогической технология ЮНЕСКО «Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм обучения2».

В своей работе на уроках русского языка мы используем следующие педагогические технологии: игровые технологии, технологию развивающего обучения, технологию уровневой дифференциации обучения.

Рассмотрим особенности применения каждой технологии на уроках русского языка в основной образовательной школе.

Игровая технология на уроках русского языка. Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью3.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках русского языка происходит следующим образом: перед обучающимися ставится дидактическая цель в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

На уроках русского языка использую следующие дидактические игры: фонетические игры, лексико-фразеологические игры, игры по морфемике и словообразованию, орфографии, пунктуации, синтаксису. Использование игровых технологий на уроках русского языка предполагает соблюдение следующих условий: соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; доступность для обучающихся данного возраста; умеренность в использовании игр на уроках.

В своей практике применяю следующие виды уроков с использованием игровых технологий: ролевые игры на уроке; игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

На уроках русского языка использую ребусы, анаграммы, аукцион слов (когда из букв слова нужно сложить новые слова. Пример: перегородка - город, род, дорога, перед, предок, капор, кагор, река, гора, горка, порка, год, дог, док, рекорд, докер, код, рак, репа, реп­ка, кора, опора, Егор. Победитель в игре тот, кто назвал последнее слово.

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм: «Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов»4.

Игра «Составь текст и озвучь его». Обучающимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое обучающихся.) Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал5. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык. Практика. 5-й класс».)

Лексико-фразеологические игры: «Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Найди пару», «Аукцион», «Замени фразеологизмом», «Угадай слово по его описанию».

Игра «Собери фразеологизм» Даны слова: Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых. Нужно собрать фразеологизм. Ответы: Куда Макар телят не гонял; Как в воду канул; Ветер свистит в карманах; На языке вертится; В ежовых рукавицах.

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм: «Мягкая посадка», «Третий лишний», «Я работаю волшебником», «Помоги Пете Ошибкину», «По щучьему велению», «Справочное бюро», Словарный диктант, диктант-Шутка, диктант-Молчанка, Лингвистический футбол, игра «Блеф-клуб», «Найди пару», «Умный редактор», «Отними букву», «Вставь букву», «Какой глагол задуман?», «Кто больше?», «По опорным словам», «Омофоны», «Глаголы-парадоксы», «Подбери синонимы», «Перепутаница» - повторение спряжения, «Ремонт», «Лови ошибку»- повторение вида, «Замени букву», «Возвратная форма», «Поставь ударение», «Аукцион», «Цепочка», «Кто последний», «Двойное ударение», «Чередования», «Добавь мягкий знак», «Назови часть речи», «Добавь букву».

Игра «По щучьему велению». Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой. Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой -тся-, -тъся- в глаголах» и другие.

Технология уровневой дифференциации на уроках русского языка. Эта технология представляет совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного материала. Дифференцированное обучение позволяет обучать каждого обучающегося на уровне его возможностей и способностей. Кроме этого, дифференцированное обучение позволяет приспособить обучение к особенностям различных групп учащихся.

Благодаря дифференцированному обучению успешно развивается познавательная активность каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Дифференцированное обучение способствует формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности, помогает выстроить для каждого ученика класса индивидуальную траекторию учебного развития, поверить в свои силы.

Организация дифференцированного обучения заключается в следующем. В начале учебного года учитель должен провести дифференциацию учеников класса. Для этого проводится любая проверочная или контрольная работа, которая позволяет разделить обучающихся на группы: углубленно изучающих русский язык, продвинутый уровень изучения русского языка и базовый уровень. После проведения дифференциации, класс условно делится на группы детей с равными возможностями. Группы могут иметь сменный состав, дети могут переходить из одной группы в другую. После этого необходимо разработать индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика и каждой учебной группы. Только после этого проводится обучение по технологии дифференцированного обучения и контроля.

Дифференцированные по уровням задания могут применяться на всех этапах обучения: при изучении нового материала; при контроле за усвоением знаний, умений и навыков; при проверке знаний. Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.

Рассмотрим образцы заданий по дифференцированному обучению6.

Тема: «Бессоюзное сложное предложение»

Уровень базовый.

I. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

В ноздр_ватом ж_лтом камне было много (на)крепко впа_(н,нн) ых в него маленьких морских ракуш_к на кустах дрока оставалось еще несколько цветов они сидели на пр_мых твердых стеблях как промокши_ и сморщ_(н,нн)ы_ золоты_ бабочки и терпеливо дожидались со_нца.(К.Паустовский)

Подчеркните во всем предложении грамматические основы.

II. Закончите предложения так, чтобы получившиеся сложные предложения были бессоюзными.



  1. Тут его осенила мысль: …

  2. Кот страдал крупным недостатком: …

  3. Летом мы должны были ехать на юг - …

  4. С самого утра зарядил мелкий дождь - …

  5. Ночь, такая темная и неприветливая, мчалась галопом навстречу утру; …

II. Получившиеся предложения переделайте в сложноподчиненные или сложносочиненные. Подчеркните союзные средства.

Уровень продвинутый.

I. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

Ленька был маленький хрупкий в лохмотьях он к_зался к_ря-вым сучком отломле(н,нн)ым от деда старого и(с,сс)охшего дерева пр_несе(н,нн)ого и выброше(н,нн)ого сюда на песок волнами реки.(М.Горький)

Какие способы расстановки знаков препинания можно предложить для данного предложения?

II. Расставьте знаки препинания. Распределите­ предложения по группам в соответствии с поставленными знаками препинания между частями сложного бессоюзного предложения.

1. Поглядел в зеркало поза действительно указывала на простоту и достоинство (Н.Тэффи)

2. Надо работать хорошо остальное наладится. (В.Конецкий)

3. Картошка жарилась на сковородке от нее шел острый вкусный запах. (К.Паустовский)

4. Он вяло протащил по палубе занемевшие ноги поднялся на мо-стик и прислушался глухие удары учащались. (К.Паустовский)

5. Предметы теряли свою форму все сливалось сначала в серую потом в темную массу. (И.Гончаров)

6. Хвалы приманчивы как и не пожелать! (И.Крылов)

7. На столе горела лампа окна были открыты желтый язык огня вздрагивал вытягиваясь и опускаясь. (М.Горький)

Уровень углубленный.

I. Составьте по два примера бессоюзных сложных предложений так, чтобы в них выражались значения:

- перечисления; - распространительно-присоединительное; - сопоставления; - условия;

- причины и следствия; - пояснения;

- изъяснительно-объектное.

II. Преобразуйте данные предложения в сложные предложения другого типа. Сопоставьте их и установите, в каком содержательно-логическом соответствии находятся виды бессоюзного предложения с видами сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.

Пример дифференцированного обучения при изучении нового материала.

I группа


  1. Назовите условия, когда не пишется слитно, а когда раздельно.


  1. Сформулируйте правило.

С моря надвигались тучи, они были темно-лиловыми, непросвечивающими. Раскаты грома держали нас в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила несет наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищенный от ветров.

II группа


  1. Перепишите в тетрадь таблицу. 2. Заполните ее примерами из упражнения. 3. Подготовьте связный ответ о правилах написания не с причастиями.

Не с причастиями пишется

Слитно

Раздельно

1.

Не употребляется без не

1.

Без не употребляется


2.

Нет противопоставления с

2.

Есть противопоставление с

союзом а

союзом а

3.

Нет зависимого слова

3.

Есть зависимое слово

Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум ливня.

Не просохшая после дождя земля. Неизгладимое­ впечатление оставила гроза на море.

III группа

  1. Запишите слова ненавистный, неуклюжий, негодующий, не-лепый, неправильный, ненавидящий. Какое из этих слов лишнее и почему? (Слово неправильный лишнее, так как может употребляться без не. При затруднении ученикам можно задать вопрос: «Какие слова употребляются без не, а какие нет?»)

  2. Определите, какой частью речи является каждое слово. Как вы это делаете?

  1. Почему данные прилагательные написаны с не слитно? Почему глаголы ненавидеть, негодовать пишутся с не слитно? Сделайте вывод.

  2. Прочитайте предложения, записанные на доске:

Здесь протекала не глубокая, а мелкая река. Он мне не друг, а враг.

- Почему не с существительными и прилагательными в данных примерах пишется раздельно?

5. Запишите примеры в тетрадь:

Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.

Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.

- В каком случае не с причастиями пишется раздельно? Сделайте вывод, проверьте себя по учебнику.

6. Перепишите, раскройте скобки:

Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.

- Проверим, что у нас получилось в ходе работы каждой группы.

I группа дает связный ответ с примерами.

II группа - образец рассуждения с примерами.

III группа объясняет примеры, отработанные самостоятельно.

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Технология развивающего обучения. Г.К. Селевко под развивающим обучением понимает новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. В развивающем обучении педагогическое воздействие опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных. В развивающем обучении ребенок является полноправным субъектом деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка7.

В педагогической практике характерны следующие основные подходы к развивающемуся обучению:

Исследовательский подход в обучении означает реализацию идеи «Обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной духовно-практической деятельности с учителем создает знания, умения, объекты или то и другое.

Коммуникативный или дискуссионный подход предполагает, что ученик на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.

Групповой подход. Каждая группа работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются.

Учитывая данные подходы и основываясь на основных принципах системы Л.В. Занкова, я использую следующие приёмы развивающего обучения на разных этапах урока. При этом помню, что сами этапы развивающего урока достаточно размыты.

Важно уже в начале урока создать «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, создаваемый притчей или басней, рассказанной учителем.

Технология развивающего обучения включает все виды деятельности, сформированность которых в сознании ученика обеспечит достижение поставленных целей. В результате повысится уровень познавательной активности ученика на уроках (каждый сумеет проявить индивидуальные способности), появится возможность для естественного самовыражения, готовность к творческой самореализации.

Структура урока по развивающей технологии. Она включает следующие этапы:

Этап 1. Организационный момент: включение детей в деятельность; выделение содержательной области.

Этап 2. Актуализация знаний: актуализация ЗУН, достаточных для «открытия» нового знания; фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности. (Продолжительность этапа не превышает 5-7 минут).

Этап 3. Постановка проблемы: где возникло затруднение; почему оно возникло; какова тема урока.

Этап 4. «Открытие» детьми нового знания: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы; решение детьми проблемы с помощью выбранного метода; фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке.

Этап 5. Первичное закрепление - суть формирования мышления: решение детьми типовых заданий; проговаривание способа решения в громкой речи.

Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе: самостоятельное решение детьми типовых заданий; самостоятельная проверка детьми своей работы; создание ситуации успеха.

Этап 7. Повторение: включение нового знания в систему знаний; решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

Этап 8. Итог занятия: рефлексия деятельности на уроке (что нового узнали, с помощью чего); самооценка детьми собственной деятельности.

Приведем пример одного из этапов урока: Знакомство с новой темой

Проблемная задача (цель: побуждение к мышлению, формирование творческих способностей и достижение удовлетворенности от успеха, обеспечение высокого уровня умственного развития).

На доске дана таблица со словами:

Ерш…вый, ключ…вой, деш…вый, задумч…вый.

Что здесь дано? Чем слова схожи? В чем различие? Какой гласный слышится? Можно ли на письме ориентироваться только на произношение? Как будем действовать? Выведите алгоритм.

На доске дана таблица со словами:

Кумачовый, свинцовый, грушевый, ситцевый.

Сформулируйте правило правописания суффиксов -ов- и -ев- в прилагательных.

Выясните, как образовались данные прилагательные.

Закрепление

Дифференцированная работа.

Учитель:

А теперь постараемся полученные знания применить на практике. Те, кто сидит за первыми партами, будут выполнять задание по карточкам, а остальные выполняют упражнение № 328.

Слова на карточках: Реч…вой, лиц…вой, груш…вый, алыч…вой, сторож…вой, парч…вой, плащ…вой, душ…вой, еж…вый, кумач…вой, нож…вой, борщ…вый.

Проверка выполненных работ. В ходе обсуждения обращаем внимание на культуру речи (акцентологические нормы) и нормы правописания.

Релаксационная пауза (цель: снять напряжение, дать разгрузку эмоционально-мышечную, настроить на следующую работу).

Раздача творческого материала

Учитель: Русский язык, как сказал Горький, «обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». А теперь вам предстоит поработать творчески. Прочитайте задание и выберите себе подходящий вариант. (Приём «принцип свободы выбора»).

С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на одну из предложенных тем:

1. Обстановка. Оранж…вая (люстра), кумач…вая (скатерть), ситц…вая (занавеска), кварц…вые (часы), образц…вый (порядок).

2. Природа. Весна. Ключ…вая (вода), глянц…вая (зыбь), камыш…вые (джунгли), грач…вая (роша), сторож…вой (пес), кварц…вый (песок).

Природа. Лето. Устойч…ваяя (погода), груш…вые (деревья), алыч…вый (сад), саженц…вые (посадки), оранж…вые (лилии), пунц…вые (розы).

Проверка задания (прослушивание нескольких работ).

Учитель: Молодцы, успешно справились с заданием. Мы убедились ещё раз, что с русским языком и именем прилагательным можно творить чудеса.

А теперь поработаем устно по упражнению №328 (сравните правописание суффиксов прилагательных и существительных после шипящих).

Работа в группах. Составьте словарный диктант:

1 группа: с гласной -е- в суффиксе прилагательных и существительных.

2 группа: с гласной -о- в суффиксе прилагательных и существительных.

Проверка работ

Учитель: А теперь мы станем программистами. Нам необходимо зашифровать текст гласными вместо точек (цель: активизация мыслительной деятельности, контроль полученных знаний). Для этого ещё раз вспомним правило.

Раздаочный материал (карточка - тест): Глянц…ваяя бумага, доверч…вый взгляд, саранч…вый набег, беж…вый цвет, вещ…вой рынок, ландыш…вый аромат, устойч…ваяя погода, бахч…ваяя культура, разговорч…вый ученик, замш…вые перчатки, деш…вые продукты, куч…вые облака, ерш…ваяя уха.

Проверка закрытого теста.

Итог по уроку

Рефлексия.

Учитель: Со всеми заданиями вы справились успешно. У вас огромный запас знаний. Надеюсь, что и с домашним заданием вы справитесь легко.

Домашнее задание разноуровневое (приём «принцип свободы выбора»):

Создать кроссворд по изученной теме.

Составить грамматическую сказку «Разговор суффиксов -ов-, -ев-».Упражнение №3

Литература

  1. Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256с.

  2. «Русский язык. 5 класс, Ладыженская,Просвещение2009.

  3. Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков. М.: Учитель. 2009.

1 Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

2 Цит. по Г,К.Селевко. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. с.15.

3 Цит. там же. с.50

4 Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков. М.: Учитель. 2009.

5 «Русский язык., 5 класс, под ред ЛАДЫЖЕНСКОЙ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2009.

6 Соловьева Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку. 7 класс. М.: Материк Альфа. 2009.

7Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. С.180

10


© 2010-2022