Доклад на тему: Воспитание интереса у студентов к изучению русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание интереса у студентов к изучению русского

языка

Решая проблему воспитания интереса у студентов к изучению русского языка предполагает формирование у них представлений о всеобщих связах и взаимодействии явлений действительности и языка.

Язык - это орудие для выражения мысли. И мысль только тогда становится мыслью, когда она вышла наружу посредством языка. Поэтому нужно формировать навыки общения на русском языке. А именно: обучение не просто говорение, а и умение задавать вопросы, попросить собеседника уточнить, пояснить мысль, выразить согласие, несогласие, высказывать свои пожелания, выразить просьбу, отдать приказ, дать оценку поступкам, высказываниям и т. д. При этом предполагается формирование также таких навыков общения, как умение начать разговор, поддержать его, побуждать к его продолжению, вести диалог в соответствии с реальный ситуацией общения, иначеговоря-уметь общаться на русском языке. Однако для практического пользования русским языком как языком межнационального общения, как одним из средств приобщения к достижениям отечественной и мировой науки, техники и культуры учащиеся должны овладеть не только устным формами общения, не только говорить и понимать, но также читать и писать по-русски. Практическое овладение русским языком должно обеспечивать успешное пользование им в различных сферах общения. Одна из таких сфер, особенно актуальна для студентов СТК, -профессиональная, трудовая деятельность. Молодые рабочие, выпускники СТК, будут работать в различных отраслях. Они должны уметь говорить на темы о своей профессии, читать и переводить тексты по специальности, написать заметку о своей работе в газету, понимать на слух специальные доклады, передачи по радио и телевидению.

Для этого побудить эмоциональное отношение студентов к предмету, которое вызывает желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности, в их внимании и активности на уроках.

Проблема интереса к изучению русского языка в колледже связывается нами с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей к активизации мыслительной деятельности студентов, к обостренному восприятию мотивов учения, самого процесса осмысления основ соответствующей науки.

Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих ее - удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата.

Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, т. е. «ситуации, вызывающие у студентов затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать».

Ситуации в обучении русскому языку могут использоваться более специальные.

Вы пришли работать штукатуром на новый

строительный объект.

- Узнайте от своих товарищей, что бригада должна

сделать сегодня.

Обязательным условием учебного общения в современной методике преподавания языков считается создание на занятиях речевых ситуаций, на основе которых формируются навыки устного и письменного общения.

В соответствии с принципом коммуникабельности вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. На каждом занятии должны создавать возможности для общения и учить общению. При этом следует подчеркнуть, что принцип коммуникабельности требует активного характера деятельности не только преподавателя, но и студентов. Преподаватель сообщает новую информацию, студенты общаясь с ним и друг с другом, учатся общаться по - русски. Можно добиться более активного поведения студентов, задав такой вопрос:

- Кто хочет что-либо добавить сказанному, дополнить

предыдущий ответ?

Установкой, настраивающей студентов на процесс общения, на тему «Профессия - строитель» может быть, например следующая:

Сегодня мы начинаем подробнее знакомиться с рабочими профессиями. На нашем занятии речь пойдет о строителях. Мы будем учиться рассказывать о труде строителя, научимся писать статью в газету.

В соответствии с этим принципом грамматически материал как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность студентов. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов в системе считается обязательным условием достижения свободного владения русским языком. Выполняя языковые тренировочные упражнения студенты овладевают закономерностями изменения слов, употребление их в предложении.

Объясняя правописание частицы не, можно задание сформировать так:

- Постарайтесь понять значение данных слов без словаря. Назовите часть слова, общую для группы слов.

Сознательность обучения подразумевает также осознание студентами целей урока или задания, понимание ими, для чего следует выполнять данное упражнение, которое имеет значение для практического владения языком.

Пример установки:

- Сегодня мы научимся рассказывать своим товарищам или гостям о достопримечательностях нашего города.

Сделать это нам поможет изучение следующего материала по грамматике: имена прилагательные в роли согласованных определений и имена существительные в форме родительного падежа в роли несогласованных определений.

Усвоение языковых знаний и овладение речевыми умениями и навыками должны проходить на основе осмысления студентами операции и способов той учебной деятельности, которая ими осуществляется. В педагогике и психологии в настоящее время убедительно доказано, что реактивность формирования умений и навыков прямо зависит от осознания студентами тех действий с языковым материалом, которые в дальнейшем должны быть автоматизированы.

В условиях осуществление сознательно - коммуникабельного метода иное содержание приобретает принцип учета родного языка студентами. В методиках обучения иностранным языкам, русскому языку как иностранному раскрывается важность опоры на родной языка студентов. Обучение русскому языку студентов строительно-технического колледжа с нерусским языком обучения осуществляется на основе их речевого опыта на родном языке. В процессе овладения студентами русским языком происходит взаимодействие русского и родного языков. Умелое привлечение фактов разного языка, сопоставление явлений русского и родного языков способствуют сознательному разграничению их, развитию интереса к русскому языку. Полезны и переводы с родного языка на русский небольших текстов, такие переводы, способствуют преодолению влияния родного языка студентов, обеспечивают сознательность и прочность усвоения материала.

В реализации указанного подхода к содержанию и организацию учебного процесса при изучении русского языка значительна роль нестандартных заданий. Все нестандартные задания могут быть разделены на два типа:учебно- поисковые и исследовательские задания.Учебно - поисковые задания рассчитаны на «открытие» студентами уже познанного, открытого в науке; исследовательские предполагают отдельные новые наблюдения, иногда некоторые новые идеи (посильных для студентов).

Учебно - поисковые задания, где источник интереса к языку полностью формируется на лингвистическом языковом уровне:

  1. Сгруппируйте по смысловому или грамматическому признаку слова: мотоцикл, автомобиль, трактор, пароход, доч…, грач…, вещ…, рож…,; ножницы, карандаши, очки, сливки.

Исключите из каждого ряда одно слово, не имеющее этого признака.

Основная трудность - выявить единый общий признак, который объединит отдельные слова, т. е. преодолеть противоречие общего и единичного.

Построение проблемных ситуаций, их решения требуют, различных переносов в знании, обобщений.

Задания с компонентами занимательности синтезируют и опознания и объяснения, так как в процессе работы над ними необходимо уметь увидеть за занимательной формой собственно лингвистическую проблему - опознать лингвистическую суть соответствующих явлений, объяснить правильность этого опознания. В процессе объяснения связи занимательных компонентов задания с его лингвистической сутью обычно начинается и решение проблемной ситуации, предложенный в задании.

Занимательные задания включают игры (игры - загадки, игры - задачи, игры - сцены ).

  1. Почему следующие загадки можно отнести к загадкам парадоксам. В чем парадоксальность приведенных далее загадок? Каковы в них переносные значения слова, основа переноса? Сформулируйте основной принцип построения этих загадок.

Зубы есть, а ничего не ест. (Гребенка.) Не горит, а гасить приходится. (Известь.) Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит. (Солнце, туча, река, сердце.)

  1. Решите ребус

ФО У

РИШКА

фо - на - ри -фонари под - у - шка - подушка

(фо находится наверху(под у находится - шка)

По отношению к ри: на ри)

Диалоги занимательного характера.

  1. Выскажите свое мнение по поводу прочитанной книги, попросите собеседника высказать свое мнение.

Например: - На мой взгляд, эта книга неинтересная. А как по - вашему? -Мне тоже так кажется (Нет, я с тобой не согласен. - Мне кажется , что книга великолепна ). и т.д.

В строительно - техническом колледже при профессионально ориентированном обучении русском языку такими ситуациями могут быть связанные с учебной деятельностью или с обсуждением книг, статей на темы специальность.

Исследовательские задания могут быть различными; интерес к ним рождается под влиянием предлагаемой деятельности, удивляющей своей необычностью: ученику предлагается вести исследование (конечно, носильное). Интерес вызывают многие задания необычностью формулировки темы, занимательным характером:

1 «Голубой цвет моей республики»

(о цветовой символике)

2 «Почему русский язык стал средством

межнационального общения в нашей стране? »

важной стороной деятельности по воспитанию интереса студентов к изучению русского языка в колледже должны быть специальные задания по работе с литературой, учебником, словарями для приобщения их к работе с книгой также выработки самостоятельности мышления.

1 Прочитайте отрывок из «Слов назидания» Абая и выпишите цитаты, содержащие понравившуюся вам мысль. Чем эта мысль вас заворожила?

2 Выписать из толкового словаря несколько предложений со словами сцена, история, урок, идти в различных значениях.

Нестандартные задания направлены на умственное развитие студентов. Но одновременно они решают и идейно - воспитательные задачи. Тексты идейно - политического, патриотического, нравственного содержания, которые используются в чисто языковых заданиях, сообщают этим заданиям и идейно - воспитательное звучание.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы научить студентов мыслить диалектически, научить читать художественное произведение. Связь между этими двумя умениями определена важнейшим природным свойством литературы - ее жизнеподобием. Колледж обязан вырастить человека, способного к саморазвитию, чтобы он учился всю жизнь сам. Особо ценными являются те уроки, на которых исследуются многосторонние связи художественной литературы с другими видами искусства, с другими изучаемыми в колледже предметами.

В частности, семинар. Так студенты на уроке по роману «Евгений Онегин» могут выступать с сообщениями, которые требуют от них серьёзной подготовки и самостоятельности мышления:

«Онегин и Чацкий». На таких уроках прослеживается четкая внутренняя взаимосвязь между темами.

Уроки литературы должны служить целям воспитания гуманной, творческой личности студентов. Этого можно достичь, создавая определенные условия для самостоятельной работы над художественным произведением.

Для того, чтобы зародить в студенте интерес к предмету, бросить в него «семя» самостоятельного мышления, преподаватель сам должен быть охвачен интересом к предмету и в мыслях держать то семя, которое хочет забросить, обладать необходимым свойством творца, которое можно назвать, «верой в ответ», верой «в передачу».

Объем информации, получаемой современными студентами гораздо больше, поэтому пик творческиспособностей, а следовательно, и их спад приходится на более ранние сроки.

Стимулировать развитие творческого интеллекта можно посредством выполнения задач, требующих от студентов применения нестандартных подходов для их решения. Эти задания способствуют формированию у студентов основных умений и навыков исследовательской деятельности, дают возможность познать глубинные структуры окружающего мира, иерархию возникающих проблем и правила их преобразования. Процесс решения, исследования проблемных ситуаций осуществляется при помощи методов, которые направлены не только на умение узнавать и различать отдельные объекты, но и на выделение общих знаков взаимодействия этих объектов.

Творческое мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. Иначе оно просто угасает. А развитие творческого потенциала студентов приводит к тому, что способности, навыки и умения, приобретенные в ходе творческой деятельности, они успешно переносят на другие учебные предметы и на повседневную учебную практику.

Мы преследуем цель - помочь студентам находить альтернативные решения проблем, обучать их преодолевать затруднения и барьеры мышления и придумывать нечто лучшее, оригинальное. Мною разработанные задания способствуют развитию оригинальности, гибкости, беглости и логичности мысли студентов. Данный опыт апробирован на протяжении ряда лет и направлен на развитие следующих способностей:

1.Способности придумывать нестандартные, уникальные решения и выдвигать необычные идеи;

2.Способности расширят, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие - либо идеи, сюжеты;

3.Способности отбрасывать свой прошлый неконструктивный и негативный опыт, при решении подобных проблем, как менее результативный;

4.Способности видеть многофункциональность вещей и явления в системе и взаимной связи;

5.Способности соединять самые противоположные идеи из различных областей знаний и использовать данный соединения для решения новых проблем;

6.Способности создавать ассоциативный ряд.

Перемены в жизни общества требует адекватной трансформации современного образования. Улучшить его качество не значит в корне изменить процесс обучения. Можно осуществлять фрагментарный выбор технологий обучения и конструировать учебное содержание в соответствии с образовательными целями.


© 2010-2022