Электив Теория и практика сочинения-рассуждения разных жанров. 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к элективному курсу «Теория и практика сочинения разных жанров». 11 класс



  1. Рабочая программа по элективному курсу

Рабочая программа составлена с учетом программы по русскому языку «Русский язык 10-11 классы под редакцией Н. Г. Гольцовой (базовый и профильный уровни), Москва, «Русское слово», 2004 год, ориентированной на расширение знаний и умений обучающихся в вопросах написания сочинения по тексту ЕГЭ. Дополнительный час реализуется в целях выполнения тренировочных заданий, формирующих умения создавать собственные тексты на основе готового текста, а также банк аргументов из художественной и публицистической литературы. Программа ориентирована на использование учебного пособия «Русский язык: комментарий к проблеме текста и аргументация» под редакцией Г. Т. Егораевой, Москва, издательство «Экзамен», 2015 год, допущенного к использованию в общеобразовательных организациях Приказом №729 Министерства образования и науки РФ.

Особенность и актуальность курса заключается в том, что он способствует совершенствованию языковой, коммуникативной компетенций учащихся, что является требованием времени. Умение думать, грамотно писать и рассуждать необходимо учащимся для успешной социализации, успешной сдачи экзамена, самоопределения в вопросах выбора профессионального пути. Программа соответствует основным образовательным целям школы в развитии личностного и профильного направлений старшеклассников. Особенностью программы является поэтапная работа по исследованию художественных и публицистических текстов и подготовка к аргументированному письменному высказыванию с опорой на жизненный и читательский опыт.

Цели для данного курса:

-Учить анализировать текст: выделять проблему, комментировать ее, определять авторскую позицию, аргументированно высказывать собственную точку зрения, привлекая примеры из художественной литературы или жизненных ситуаций.

-Учить писать сочинение-рассуждение: моделировать вступительную, основную, заключительную части, используя различные приемы.

-Анализировать тексты, составлять таблицы проблем и банк аргументов для комментирования основной мысли текстов.

-Развивать умение предупреждать текстовые ошибки при создании текста сочинения: логические, фактические, грамматические, синтаксические, стилистические.

Формы обучения: лекции, практикумы, проба пера, олимпиады, защита проектов, презентации.

Методы обучения: поисковый, метод анализа текстов, исследовательско-проблемный, компетентностный методы.

Приемы обучения: комментирование, тестирование, рецензирование.

Принципы отбора материала: системность, практическая направленность.



  1. Общая характеристика элективного курса:

Курс углубляет и развивает знания и умения при создании собственного текста сочинения, совершенствует навыки анализа языковых фактов, учит приемам переработки авторского текста, информации, развивает устную и письменную речь с точки зрения эффективного достижения поставленных коммуникативных задач .Формирование и развитие навыков проходит в условиях методических рекомендаций и основных направлений учебно-методических комплексов:

1.Т. М. Пахнова. «Русский язык 10-11», Базовый и профильный уровни. Москва, издательство «Дрофа», 2014 год.

2.Г. Т. Егораева. «Русский язык: комментарий аргументация». Москва, издательство «Экзамен», 2015 год.



  1. Место курса в учебном плане ОУ:

На изучение курса отводится 1 час в неделю (35 часов в год). Курс занимает центральное место в интеграции гуманитарных предметов с точки зрения развития общего уровня ученика, его нравственности, культуры. Кроме этого, курс учит воспринимать информацию на всех предметах, интерпретировать ее, понимать аспекты поднятых проблем. Изучение теории 16 часов. Практика написания сочинения 19 часов.



  1. Содержание учебного курса:

Тема №1. (2 часа). Основные требования к сочинению по тексту ЕГЭ.

Тема №2. (2 часа). Тема текста, проблема.

Тема №3. (3 часа). Текстовый комментарий.

Тема №4. (2 часа). Концептуальный комментарий.

Тема №5. (3 часа). Позиция автора.

Тема №6. (2 часа). Личное мнение.

Тема №7. (4 часа). Аргументы.

Тема №8. (4 часа). Вступление и заключение.

Тема №9. (9 часов). Развитие речи.

Тема №10. (2 часа). Работа над ошибками.


  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. В ходе изучения данного курса старшеклассник должен усвоить:

  1. Понятия «проблема», «позиция автора», «аргумент».

  2. Модель сочинения-рассуждения.

  3. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.

Формировать:

  1. Понимание принципов работы при составлении развернутого ответа.

  2. Понимание проблемы текста позиции автора

  3. Личностную позицию в отношении анализа текста и авторской позиции.

Развивать:

  1. Умение ориентироваться в критериях оценивания каждого фрагмента сочинения-рассуждения.

  2. Умение проводить языковедческий, речеведческий и смысловой анализ слов.

  3. Навыки рассуждения по проблеме и создания собственного высказывания.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Используются следующие средства обучения: аудио-и-видеотехника, электронные средства-тесты и тексты-онлайн для контроля и развития речи, словари и справочные материалы под редакцией Ожегова и Тихонова, словари Академии наук 200-2015 годов, демонстрационный материал-тесты сайта ФИПИ).

Литература:

1.Федеральный банк экзаменационных заданий в формате ЕГЭ-2013-2015 учебных годов.

2.УМК под ред. Т. М. Пахновой. «Русский язык. 10-11 классы». 1и 2 части, Москва, Издательство «Дрофа», 2013-2015 г.

3.УМК под редакцией .Г.Т. Егораевой «Русский язык-комментарий аргументация». Москва, Издательство «Экзамен». 2015 год.

  1. Предполагаемые результаты реализации программы:

Приобретение социальных знаний - овладение понятийным аппаратом для успешной социализации: Язык. Речь. Человек. Культура. Постязыковая эра, эра визуальности, духовные ценности, чувство языка, талантливый человек. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества: Труд. Речь. Культура. Литература. Образование. Успешность. Эстетика. Этика. Приобретение опыта самостоятельного действия-исследование, проекты, творческие работы, выполнение заданий повышенного уровня, участие в олимпиадах УРФО, ВШЭ, МГУ, ИТМО, интернет-олимпиады публикации сочинений-эссе, рецензий, сочинение ЕГЭ.



© 2010-2022