Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме

«Переходные и непереходные глаголы».

Цели урока:

  • учащиеся должны знать критерий переходности-непереход­ности глаголов;

  • создать условия для успешного усвоения материала;

  • учащиеся должны уметь различать переходные и непереход­ные глаголы, правильно употреблять их в речи;

  • развивать речь учащихся.

Задачи урока:

  • Личностные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать своего товарища, быть культурным, воспитанным.

  • Метапредметные: формировать умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации и в самой жизни; умение находить способы решения поставленной цели; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

  • Предметные: познакомить учащихся с переходными и непереходными глаголами, научить различать их в тексте и использовать в речи.

  • Результат урока: воспроизведение своими силами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация.

Ход урока

Слово учителя. Здравствуйте, ребята. ( Слайд 1-2)

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы


Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

Сегодня у нас необычный урок. Мы продолжаем делать новые открытия по теме «Глагол». Ребята, давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу, гостям, мне и пожелаем друг другу хорошей работы и отличных результатов. Прежде, проведем лингвистическую разминку.

1.Лингвистическая разминка (слайд 3)

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

Мы знакомы домами.

В одном переулке стояли дома.

Родина - наш общий дом.

Летом мы были в доме отдыха.

Ответ: Мы знакомы домами. (Слайд 4)

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

II. Подготовка к восприятию нового материала

Слово учителя: прочитайте выразительно стихотворение (слайд 5)


Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

Дома

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное -

Домой так и тянет меня.

А. Барто

Слово учителя: Хорошо, когда у человека есть крепкая семья, дом, где тебя любят и понимают, где тебя всегда выслушают, поймут, простят и помогут. Каждому из нас очень важно, какие отношения в семье, но еще хо­чется, чтобы наш дом был просторным, светлым, уютным. Большой красивый дом будет цениться во все времена, поэтому профессия строителя никогда не устареет.

- Что же делает строитель, какие виды работ он выполняет? (Слайд 6).

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

Посмотрите на картинки и запишите словосочетания глагол + существительное. (Слайд 7)


Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

(Слайд 8)

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы


(Слайд 9)


Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы


(Слайд 10)

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

(Слайд 11)

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

Задание: в записанных словосочетаниях обозначить главное сло­во и указать часть речи и падеж зависимого слова (слайд 12).

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы


Строит дом (сущ., В.п).,

кладет кирпич (сущ., В.п).,

штукатурит стены (сущ., В.п).,

белит потолок (сущ., В.п).,

клеит обои (сущ., В.п).,

настилает линолеум (сущ., В.п).,

прибивает плинтус (сущ., В.п).

- Что общего в значении всех этих глаголов? (Действие направле­но на какой-то предмет) ( Слайд 13).


Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы


Действительно, действие, производимое одним предметом, пере­ходит на другой предмет, поэтому такие глаголы и называются пере­ходными.

Сегодня мы познакомимся с новым для вас явлением пере­ходности и непереходности глаголов, научимся разграничивать эти понятия, определять переходность глаголов.

III.Изучение нового материала

Слово учителя: Обратите внимание на словосочетания правого столбика

(слайд 14.)

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

Вывод: Переходными называются глаголы, выражающие дейс­твие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога. Простейший способ почувствовать переходность - просто показать пальцем на тот предмет, на который обращено действие. Во избежа­ние путаницы между винительным и родительным падежами учимся задавать сразу два вопроса (кого? / чего? и кого? / что?).

Открывать (кого? что?) окно, дверь, книгу, тетрадь.

Особые случаи, когда дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже (слайд 15).

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

Дополнение (существительное или местоимение) может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:

при отрицании, (слайд 16)

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

при указании на часть предмета (слайд 17).

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

Вспомните, как называются глаголы с суффиксом-ся? (Возвратными)

(Слайд 18).

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

В чем особенность возвратных глаголов? (Действие возвращает­ся на предмет, который его производит).

Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? (Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет -слайд 19).

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

Слово учителя: К непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить - убедиться) (Слайд 20).

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

Обратите внимание, что суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь - после гласных: умылась, причесалась, оделась; пригляделись, познакомились.

IV. Тренировочные упражнения

1.Орфографическая работа. (Слайд 21)

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

МАЛЯР

ШТУКАТУР

2.Дифференцированная работа.

Сильные ученики работают по карточкам на местах.

Карточка

Переписать, указать переходные и непереходные глаголы. Графически объяснить.

Не уча..твовал в эксп..диции, (не)увидел оши..ки, не построили жилищ.., не пр..сутствовал на с..брании, не п..сеяли с..мена, созд..вал произв..дение, не чувствовал (не)приязни, не было пр..пятствий, ненастье не пр..кращалось, ребенку (не)здоровилось, не преследовал непр..ятеля.

Слабые - работают у доски под руководством учителя.(Определить падеж, указать переходность)

Защитить землю, защищаться от врага, отстоять город, стать героем, выполнить долг, гордиться победой, поздравить ветеранов, заботиться о ветеранах, встречать гостя, мириться с другом, считать минуты, белить потолок.

3. Синтаксический разбор предложения.

Люди не боялись каменного дождя и огненного пламени.

Игра «Семафор»

Красная карточка - переходный глагол, синяя - непереходный.

Взял пилу, не размешал раствор для кладки, встречаться с друзьями, остановить трамвай, рассердить товарища, извиниться перед мамой, принести дрова, стоять на носочках, строить дом.

V. Домашнее задание (Слайд 22)

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

Слово учителя: С детства вы задумывались о том, какую профессию выбрать. Помните стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строчки:

Книгу переворошив,

Намотай себе на ус -

Все работы хороши,

Выбирай на вкус!

И я предлагаю вам выбрать какую-то профессию и описать дейс­твия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переход­ные глаголы в получившемся тексте (слайд 21).

VI. Итоги урока

(слайд 23)

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы

Слово учителя: Какие глаголы называются переходными?

От чего может зависеть переходность глаголов?

Как соотносятся категории переходности и возвратности?

VII. Рефлексия учащихся

(слайд24)

Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы



© 2010-2022