- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы
Конспект открытого урока Переходные и непереходные глаголы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Боктаева Г.А. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме
«Переходные и непереходные глаголы».
Цели урока:
-
учащиеся должны знать критерий переходности-непереходности глаголов;
-
создать условия для успешного усвоения материала;
-
учащиеся должны уметь различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи;
-
развивать речь учащихся.
Задачи урока:
-
Личностные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать своего товарища, быть культурным, воспитанным.
-
Метапредметные: формировать умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации и в самой жизни; умение находить способы решения поставленной цели; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
-
Предметные: познакомить учащихся с переходными и непереходными глаголами, научить различать их в тексте и использовать в речи.
-
Результат урока: воспроизведение своими силами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация.
Ход урока
Слово учителя. Здравствуйте, ребята. ( Слайд 1-2)
Сегодня у нас необычный урок. Мы продолжаем делать новые открытия по теме «Глагол». Ребята, давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу, гостям, мне и пожелаем друг другу хорошей работы и отличных результатов. Прежде, проведем лингвистическую разминку.
1.Лингвистическая разминка (слайд 3)
В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?
Мы знакомы домами.
В одном переулке стояли дома.
Родина - наш общий дом.
Летом мы были в доме отдыха.
Ответ: Мы знакомы домами. (Слайд 4)
II. Подготовка к восприятию нового материала
Слово учителя: прочитайте выразительно стихотворение (слайд 5)
Дома
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.
А. Барто
Слово учителя: Хорошо, когда у человека есть крепкая семья, дом, где тебя любят и понимают, где тебя всегда выслушают, поймут, простят и помогут. Каждому из нас очень важно, какие отношения в семье, но еще хочется, чтобы наш дом был просторным, светлым, уютным. Большой красивый дом будет цениться во все времена, поэтому профессия строителя никогда не устареет.
- Что же делает строитель, какие виды работ он выполняет? (Слайд 6).
Посмотрите на картинки и запишите словосочетания глагол + существительное. (Слайд 7)
(Слайд 8)
(Слайд 9)
(Слайд 10)
(Слайд 11)
Задание: в записанных словосочетаниях обозначить главное слово и указать часть речи и падеж зависимого слова (слайд 12).
Строит дом (сущ., В.п).,
кладет кирпич (сущ., В.п).,
штукатурит стены (сущ., В.п).,
белит потолок (сущ., В.п).,
клеит обои (сущ., В.п).,
настилает линолеум (сущ., В.п).,
прибивает плинтус (сущ., В.п).
- Что общего в значении всех этих глаголов? (Действие направлено на какой-то предмет) ( Слайд 13).
Действительно, действие, производимое одним предметом, переходит на другой предмет, поэтому такие глаголы и называются переходными.
Сегодня мы познакомимся с новым для вас явлением переходности и непереходности глаголов, научимся разграничивать эти понятия, определять переходность глаголов.
III.Изучение нового материала
Слово учителя: Обратите внимание на словосочетания правого столбика
(слайд 14.)
Вывод: Переходными называются глаголы, выражающие действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога. Простейший способ почувствовать переходность - просто показать пальцем на тот предмет, на который обращено действие. Во избежание путаницы между винительным и родительным падежами учимся задавать сразу два вопроса (кого? / чего? и кого? / что?).
Открывать (кого? что?) окно, дверь, книгу, тетрадь.
Особые случаи, когда дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже (слайд 15).
Дополнение (существительное или местоимение) может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:
при отрицании, (слайд 16)
при указании на часть предмета (слайд 17).
Вспомните, как называются глаголы с суффиксом-ся? (Возвратными)
(Слайд 18).
В чем особенность возвратных глаголов? (Действие возвращается на предмет, который его производит).
Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? (Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет -слайд 19).
Слово учителя: К непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить - убедиться) (Слайд 20).
Обратите внимание, что суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь - после гласных: умылась, причесалась, оделась; пригляделись, познакомились.
IV. Тренировочные упражнения
1.Орфографическая работа. (Слайд 21)
МАЛЯР
ШТУКАТУР
2.Дифференцированная работа.
Сильные ученики работают по карточкам на местах.
Карточка
Переписать, указать переходные и непереходные глаголы. Графически объяснить.
Не уча..твовал в эксп..диции, (не)увидел оши..ки, не построили жилищ.., не пр..сутствовал на с..брании, не п..сеяли с..мена, созд..вал произв..дение, не чувствовал (не)приязни, не было пр..пятствий, ненастье не пр..кращалось, ребенку (не)здоровилось, не преследовал непр..ятеля.
Слабые - работают у доски под руководством учителя.(Определить падеж, указать переходность)
Защитить землю, защищаться от врага, отстоять город, стать героем, выполнить долг, гордиться победой, поздравить ветеранов, заботиться о ветеранах, встречать гостя, мириться с другом, считать минуты, белить потолок.
3. Синтаксический разбор предложения.
Люди не боялись каменного дождя и огненного пламени.
Игра «Семафор»
Красная карточка - переходный глагол, синяя - непереходный.
Взял пилу, не размешал раствор для кладки, встречаться с друзьями, остановить трамвай, рассердить товарища, извиниться перед мамой, принести дрова, стоять на носочках, строить дом.
V. Домашнее задание (Слайд 22)
Слово учителя: С детства вы задумывались о том, какую профессию выбрать. Помните стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строчки:
Книгу переворошив,
Намотай себе на ус -
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
И я предлагаю вам выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте (слайд 21).
VI. Итоги урока
(слайд 23)
Слово учителя: Какие глаголы называются переходными?
От чего может зависеть переходность глаголов?
Как соотносятся категории переходности и возвратности?
VII. Рефлексия учащихся
(слайд24)