Статья: Как лучше подготовиться к ОГЭ (русский язык) 9 класс

Статья: Как лучше подготовиться к ОГЭ (русский язык) 9 класс  Успешное выполнение первой части экзаменационной работы (написание сжатого изложения) представляется задачей не столь сложной. Образцовую работу можно описать так: в ней передано без искажения содержание всего текста и каждой микротемы, грамотно использованы приемы сжатия текста, изложение логичное и последовательное, при этом отсутствуют орфографические, пунктуационные и фактические ошибки. К такому образцу следует стремиться. Совет... После первого прослушивания у вас есть время, чтобы поработать с черновиком. Оставляйте на черновом листе широкие поля и интервалы между строчками, куда вы сможете потом вписать слова и даже предложения. Слушая текст второй раз, проверьте, верно ли вы излагаете содержание. В это время у вас есть возможность дописать слова и фразы. Затем приступайте к редактированию текста. Не забывайте, что ваша задача – передать содержание текста и каждой микротемы, не добавляя ничего от себя, как бы сильно вам...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Статья: Как лучше подготовиться к ОГЭ (русский язык) 9 класс







Подготовила: учитель русского

языка и литературы

Акылбекова Гулмира Абылгазыевна

МБОУ «Школа № 5» города Муравленко

Статья: Как лучше подготовиться к ОГЭ (русский язык) 9 класс

Успешное выполнение первой части экзаменационной работы (написание сжатого изложения) представляется задачей не столь сложной.

Образцовую работу можно описать так: в ней передано без искажения содержание всего текста и каждой микротемы, грамотно использованы приемы сжатия текста, изложение логичное и последовательное, при этом отсутствуют орфографические, пунктуационные и фактические ошибки. К такому образцу следует стремиться.

Советы по написанию сжатого изложения

При первом прослушивании аудиозаписи текста сосредоточьтесь, чтобы понять основную мысль и проследить последовательность и логическую связь микротем. Записывайте только ключевые слова и словосочетания (можно сокращенно) отдельно для каждого абзаца.

В каждом абзаце своя микротема, поэтому важно не нарушать абзацное членение.

Статья: Как лучше подготовиться к ОГЭ (русский язык) 9 класс

После первого прослушивания у вас есть время, чтобы поработать с черновиком. Оставляйте на черновом листе широкие поля и интервалы между строчками, куда вы сможете потом вписать слова и даже предложения.
Слушая текст второй раз, проверьте, верно ли вы излагаете содержание. В это время у вас есть возможность дописать слова и фразы.
Затем приступайте к редактированию текста. Не забывайте, что ваша задача - передать содержание текста и каждой микротемы, не добавляя ничего от себя, как бы сильно вам этого ни хотелось.
Для сжатия изложения используйте следующие приёмы:
- исключение (исключать можно только второстепенную информацию: повторы, подробности и т.д.)

Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий. - Нет несчастнее человека ленивого.

Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя., как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. - Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя.

- упрощение
Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. - Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами.

Шофер затормозил машину, когда заметил впереди разрушенный мост. - Шофер затормозил машину, заметив впереди разрушенный мост.

- обобщение
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. - Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

«Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы», - ответила горничная на вопрос великой балерины. - Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья.

Применять эти способы (один или несколько) необходимо на протяжении всего текста. Но не перестарайтесь, ведь в изложении должно остаться не менее 70 слов.
Обязательно перечитайте то, что у вас получилось. Если во время прочтения вы что-то изменили, перечитайте полностью ещё раз.
Слова, написание которых вызывает сомнения, замените синонимами. Не даёт покоя какая-нибудь запятая - перестройте предложение или превратите в два.

Потренируйтесь использовать приёмы сжатия на предложениях:
- Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом.

- Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого.

- Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании - короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности.

- Существуют старинные легенды о лебединой песне. В одной из них легендарный баснописец Древней Греции Эзоп писал: «Говорят, что лебеди поют перед смертью».

- Лебеди ухаживают за своим больным или раненым партнером до последнего, даря ему всю свою любовь и нежность, отгоняя возможную опасность и отдавая последнюю еду.

Сформулируйте микротему каждого абзаца текста:

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде - очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно - это нужно, действительно нужно! Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С. Лихачёву)



© 2010-2022