• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Словарно-семантическая работа в процессе формирования речевых умений и навыков на уроках русского языка в классах коррекции. Творческая работа. Обобщение педагогического опыта

Словарно-семантическая работа в процессе формирования речевых умений и навыков на уроках русского языка в классах коррекции. Творческая работа. Обобщение педагогического опыта

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районный отдел народного образования администрации

Гагинского района













ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА


« Словарно - семантическая работа в процессе формирования речевых умений и навыков учащихся на уроках русского языка »


(Обобщение педагогического опыта)









Работу выполнила

учитель русского языка

и литературы

МОУ Гагинской СОШ

Калякина. Г.В.





Гагино 2010 г.

Содержание

Самопрезентация ……………….. ………………………………………………...3

Глава 1.Исторический контекст становления педагогического опыта………….5

Глава 2.Теоретическое обоснование педагогического опыта……………………7

Глава 3.Технология педагогического опыта……………………………………... 10

3.1. Характеристика социопрактического аспекта педагогического опыта ..10

3.2. Характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта……...12

3.3. Словарно-семантическая работа на уроках изучения нового материала 17

3.4. Словарно-семантическая работа на уроках развития связной речи …….22

Глава 4. Диссеминация педагогического опыта……………………………………26

4.1. Диапазон опыта …...……………………………......26

4.2. Результативность опыта и достигнутые эффекты…………………............27

4.3. Трудоемкость и ограничения, отслеженные в процессе внедрения опыта…………………………………………………………………………...…….. 28

Список использованной литературы………………………………………………….. 30

Самопрезентация

Калякина Галина Вениаминовна 1962 года рождения.

Образование - высшее; в 1986 году окончила Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П.Гайдара , факультет русского языка и литературы .

Специальность - учитель русского языка и литературы.

Работаю в Муниципальном образовательном учреждении Гагинской средней общеобразовательной школе.

Стаж работы по специальности -21 год.

Преподаваемые предметы- русский язык и литература. В 2009-2010 учебном году работала в 9 «А» классе . Часть учащихся данного класса занималась по коррекционной программе . В 2010-2011 учебном году работаю индивидуально с детьми , обучающимися на дому . Обучение ведётся по специальной (коррекционной ) образовательной программе. Дети , с которыми я работаю, - дети с ограниченными возможностями здоровья. Им свойственна повышенная утомляемость, двигательная расторможенность, беспокойство и раздражительность. Это обстоятельство влияет на их речевое развитие : у учащихся небольшой объём словаря , речевой памяти , связных высказываний . Основу моей деятельности на уроке составляет работа по повышению уровня общего развития учащихся , коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Повышение уровня общего развития учащихся возможно при условии регулярной , целенаправленной работы по развитию речи : работы над словом , его семантикой . Важно научить детей использовать слова правильно , в точном значении , воспитать в детях стремление к самовыражению через живое слово . В настоящее время работаю над проблемой « Словарно - семантическая работа в процессе формирования речевых умений и навыков учащихся на уроках русского языка » .

Стараюсь воспитать у учащихся целенаправленность, терпеливость, настойчивость, трудолюбие ,самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Считаю, что учитель должен стать для своих воспитанников примером .

На уроках стараюсь создавать спокойную, доверительною атмосферу, строить работу таким образом , чтобы ребёнку хотелось идти на урок, чтобы он ждал встречи с учителем , поверил в свои силы , ощутил собственную значимость .

Предоставляю детям возможность говорить о том , о чём бы им хотелось говорить, о том , что их волнует , говорить искренно , с уверенностью , что их поймут.

Для этого нужно , чтобы присутствовал взаимный интерес друг к другу . В книге « Педагогика для всех» С.Соловейчик отмечает , что « очень важно найти общий язык с детьми , дети больше нас , взрослых , нуждаются в общении . Без общения детская душа не развивается , она не может ни любить , ни верить , ни надеяться…»

Учитель является одним из участников общения на уроке. Важно , как учитель говорит , как ставит вопрос для обсуждения , как воспринимает мнение ученика , насколько деликатно выражает своё мнение .

Стараюсь анализировать каждый свой урок , учусь наблюдать , думать , работать над собой.

Глава 1. Исторический контекст становления педагогического опыта

Перед учителем русского языка стоит задача не только расширить словарный запас ученика , показать ему неисчерпаемые богатства русской речи , законы построения словосочетаний и предложений, но и добиться от учащихся активного владения богатствами русской устной и письменной речи . Овладение языком , речью - необходимое условие формирования социально активной личности . Особую значимость работа по развитию речи учащихся приобретает в современных условиях. Работа по развитию речи на уроках русского языка должна носить практическую направленность , быть тесно связана с жизнью. Одна из важнейших задач - обеспечить в процессе изучения русского языка обучение , воспитание и развитие учащихся .Особую важность приобретает работа над семантикой слов. Именно в смысловом значении слова получают отражение понятия о различных предметах и явлениях действительности , в лексическом значении слов помимо понятийного содержания могут закрепляться эмоции и оценки . Незнание значений слов ведёт к серьёзным речевым ошибкам.

Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает умственное и речевое развитие детей , способствует глубокому усвоению программного материала , служит средством нравственного воспитания учащихся . Словарно - семантическая работа на уроке развивает мышление учащихся. В мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям . Значение слова , обозначающее понятия , помогает человеку оперировать этим понятием , мыслить . Овладение запасом слов создаёт предпосылки для развития интеллекта учащихся .

Важна роль учителя на уроке : необходимо обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса , активизировать употребление слов , обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи , способствовать созданию речевых ситуаций , определяющих мотивацию собственной речи учащихся , развивать их интересы , потребности и возможности самостоятельной речи.

Словарная работа на уроке будет эффективна при условии, если учитель -предметник будет вести её постоянно и целенаправленно , чётко планировать речевые упражнения на длительный срок, найдёт методы и приёмы работы над словом , которые помогут повысить качество знаний учащихся.

Противоречие , возникшее между необходимостью организации систематической словарной работы на уроках русского языка и отсутствием полного комплекта методических пособий , системы речевых упражнений в учебнике , позволили сформулировать проблему : « Словарно-семантическая работа в процессе формирования речевых умений и навыков учащихся на уроке русского языка» .






Глава 2. Теоретическое обоснование педагогического опыта


Стратегия современного обучения русскому языку заключается в его направленности не просто на формирование определённых знаний , умений и навыков , а на воспитание и развитие личности ребёнка .

Учитель должен стремиться расширять арсенал методических приёмов , активизировать деятельность учащихся в ходе занятий , формировать мотивацию учения .

Известный психолог С. Рубинштейн справедливо утверждал : « Изучать детей , воспитывая и обучая их , с тем чтобы воспитывать и обучать , изучая их, - таков путь единственно полноценной педагогической работы ». С этим утверждением нельзя не согласиться . Формирование мотивации учения происходит на каждом этапе урока, поэтому учителю так важно не только совершенствовать свою психологическую культуру , но и составлять программу действий , включающую изучение мотивации каждого ученика , планирование её развития и контроль за этим процессом .

Помочь учителю в этой работе стремятся авторы книги « Формирование мотивации учения » А.Маркова , Т. Матис , А. Орлов . В ней содержится много методических идей и приёмов , которые учитель может непосредственно использовать в своей работе с детьми , обучающимися по коррекционной программе .

В системе работы по развитию связной речи в качестве отдельного направления отечественная методика выделяет работу над словом . Эта работа заняла в системе обучения достойное место . О необходимости такой работы писал в предисловии к « Русской речи » выдающийся лингвист Л.В.Щерба : « При изучении языка главный интерес должен быть направлен на семантику , синонимику , словоупотребление , эстетику языка - вообще на всё то , что делает наш язык выразителем и властителем наших дум » .

В методической литературе достаточно разработаны такие основополагающие категории и понятия методики , как разделы работы по развитию речи , содержание и средства обучения , критерии оценки уровня развития речи учащихся .

Один из авторов пособия « Методика развития речи на уроках русского языка » Н.А.Купина в статье « Работа над словом » обобщает данные теории и практики словарной работы на уроках русского языка , рассматривает задачи , содержание , методы и приёмы работы над словом в плане формирования речевых умений и навыков учащихся . Автор подчёркивает , что « для выделения слова как единицы обучения связной речи необходимо использовать лингвистическое учение о слове как единице лексико - семантического уровня системы языка ». Данное пособие поможет учителю организовать работу над словом на уроках письма и развития речи .

Особого внимания заслуживает высказывание Б.Н.Головина : « Семантика - это содержание слова , функционирующего в речи» . Это следует учитывать учителю - словеснику при организации словарно - семантической работы на уроке

Большой интерес для учителя русского языка представляет учебное пособие « Типы и структура уроков русского языка » , в котором её автор Б.Т.Панов отмечает , что « урок является основной формой организации учебного процесса . Успех обучения и воспитания учащихся зависит от того , в какой мере учитель владеет теорией и практикой организации уроков ». В книге предпринимается попытка на основе анализа педагогической теории и практики показать учителю , какими путями возможно совершенствовать учебный процесс на уроках русского языка , чтобы сделать его более результативным . Данное пособие поможет учителю организовать на уроке различные виды словарной работы лексико-семантического и стилистического характера .

Скороход Л.К. в книге « Словарная работа на уроках русского языка » подчёркивает, что « овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи ». В пособии представлены перечни по годам обучения : алфавитный, синонимический , антонимический , тематический . В книге даются методические рекомендации по организации словарной работы . Основное внимание уделяется пониманию значения слова , его сознательному употреблению в контексте . Данное пособие позволит учителю организовать планомерную , целенаправленную работу над словом .

Авторы книги « Практическая методика русского языка » Т.А. Ладыженская , А.М.Зельманова учат учителя наблюдать , думать , работать над собой . Большое внимание в книге уделяется созданию живых ситуаций общения , нетрадиционной работе над словом .

Бутакова Л.О. в работе « Взгляд на качество письменной речи » выступает с замечанием , что « письменная речь школьника далека от совершенства , требует качественного улучшения по содержанию и по форме ». Автор работы призывает учителя русского языка к « интенсификации методов обучения » . В центр изучения речевой деятельности опытный методист помещает проблему отношений мысли и слова .

За улучшение качества устной и письменной речи ратует автор книги « Русский язык . Изложения и сочинения » Шипицына Г.М. Пособие содержит разнообразный , новый и методически целесообразный дидактический материал для развития речи учащихся ,адресуется учителю - словеснику независимо от того, по каким программам и учебникам он работает . Данная книга призвана повысить культуру работы словесника , помочь учителю в его творческих поисках, грамотно построить словарную работу на уроке .

Изучать конкретные явления языка «не изолированно , а во всём многообразии его связей с другими языковыми явлениями » призывают М.М.Разумовская и Л.А. Тростенцова в книге « Урок русского языка на современном этапе ». Задача учителя - раскрыть перед учащимися внутреннюю зависимость явлений языка , тем самым способствовать формированию речевых и правописных умений и навыков.

Цель данной работы - определить и обосновать основные методы и приёмы работы над семантикой слова на уроках письма и развития речи .

Задачи:

  • Изучить психолого- педагогическую и методическую литературу.

  • Показать возможности использования словарно-семантической работы на уроках с детьми , обучающимися по специальной (коррекционной) программе на дому.

Глава 3. Технология педагогического опыта


  1. Характеристика социопрактического аспекта педагогического опыта.

Дети , с которыми я работаю ,- это дети с ограниченными возможностями здоровья. Они не могут посещать школу и вынуждены получать образование в надомной форме.

Педагог должен помнить , что качество получаемого образования должно отвечать ожиданиям родителей , самих детей и общества в целом . Учителю следует учитывать , что урок письма и развития речи входит в индивидуальное учебное расписание ребёнка, согласованное с родителями с учётом его активности и периода работоспособности .

Индивидуальный учебный прогресс обеспечивается постоянной корректировкой индивидуальной образовательной программы и учебного плана.

Педагог должен стремиться сделать родителей партнёрами в обучении ребёнка , опираться на их опыт успешного сотрудничества и эффективной мотивации.

Одной из важнейших задач обучения на дому является повышение мотивации ученика к обучению . Учителю необходимо найти такие формы учебной деятельности ребёнка , в которых он смог бы почувствовать себя успешным .

Педагог обязан накапливать свой персональный опыт.

Работа по формированию мотивации учения и умения учится у детей с « особыми потребностями » включает , на мой взгляд , следующие направления : восстановление положительного отношения к учению и к учебному предмету , решение этими учениками доступных задач , которые поддерживали бы их уверенность в успехе , подкрепляли даже маленькие удачи . Учитель на уроке должен создавать условия для положительных переживаний успеха , спрашивать , терпеливо выслушивать; следует предусматривать специальную работу по формированию направленности на поиск разных упражнений по отработке умений учащихся ставить и достигать цели , составлять план своей работы , выполнять предписания учителя . Важно укреплять у детей собственно умение учится : устранять пробелы в знаниях , обучать выполнению действий по инструкции , чёткой их последовательности при понимании учащимся неизбежности контроля учителя ; специально обучать более сложным действиям : сопоставлению нескольких способов , изменению способа при необходимости переноса его в новые условия , умению пользоваться способами и применять их, опираясь на планы , наглядные схемы.

Изучение индивидуальных вариантов мотивации учения и умения учиться является основой для определения педагогического подхода к детям.

Считаю необходимостью изучать методическую литературу по специальной психологии и коррекционной педагогике , оказать помощь в этой работе учителю могут специалисты , владеющие специальными знаниями . Учителю при работе с детьми с «особыми потребностями» необходима постоянная поддержка психологов по раскрытию интеллектуальных способностей , возможностей ученика.






3.2. Характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта

Перед учителем родного языка на уроке стоит вполне определённая задача - научить своих воспитанников полноценно общаться , обеспечить умственное и речевое развитие детей , повысить культуру речи , помочь учащимся сделать её богатой и выразительной .

Несомненно , это задачу возможно решить в том случае , если учитель на уроках ведёт целенаправленную , систематическую работу над словом , его семантикой . Такая работа необходима , потому что , как отмечал Будагов Р.А. в книге « Человек и его язык » , « человек выражает мысли и чувства с помощью слов , прислушивается к словам окружающих людей , усваивает новые или незнакомые слова , изучает слова других языков , вспоминает забытые слова родного языка ».

Вот почему словарно - семантическая работа занимает важное место в процессе формирования речевых умений и навыков .

Работу над семантикой слова и его употреблением стараюсь организовать на каждом уроке русского языка , на разных этапах урока , на уроках разных типов . При этом учитываю , что ни один уровень языковой структуры не может быть изучен без понятия слова .

Одна из главных задач словарной работы на уроке - задача обогащения , пополнения , расширения словарного запаса ученика . Только освоение системных связей лексико - семантического уровня разносторонне обогатит индивидуальный словарь учащегося , являющийся , как говорил К.Д.Ушинский , « духовным богатством ребёнка».

На уроках русского языка добиваюсь от учащихся свободного владения языковыми системными объединениями слов при построении собственного высказывания , создания образности , выразительности речевых высказываний , умения свободной замены слов для уточнения смысла высказывания , вырабатываю у учащихся умение объяснять значение слова , формирую способность воспринимать словесные образные элементы в составе художественного текста .

В соответствии с задачами определяю содержание словарной работы на уроке :

  • объяснение значений незнакомых слов и фразеологизмов ;

  • уточнение значений общеупотребительных слов ;

  • работа над речевым смыслом слова ;

  • работа над экспрессивными лексическими средствами языка и речи ;

  • работа над общностью и различием значений слов - членов системных словарных объединений ;

  • поиск ключевых слов для выражения той или иной темы высказывания;

поиск выразительных средств для построения высказывания .

В работе над семантикой слов на уроке использую словарные перечни , в них включаю лексический материал , взятый из действующих учебников .

Алфавитный перечень слов, помещённый в конце учебника , предназначен для проведения словарно - семантической работы . Алфавитный перечень помогает организовать и орфоэпическую работу над словом .

Для обогащения словаря учащихся на каждом уроке планирую работу над 3-4 новыми словами и их значениями , также планирую работу над многозначностью , над оттенками значений , эмоциональными окрасками - ещё 5 -6 слов. Усвоение новых слов не должно проходить стихийно . Важно , чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся , обеспечивал правильность , полноту усвоения слов .Основными источниками обогащения словаря учащихся на уроке являются разные виды словарей , художественные тексты , специально подобранные к уроку и включенные в его план .

На уроках письма и развития речи использую различные типы словарных упражнений :

  • объяснение значений слов ( словотолкование ) ;

  • группировка слов по тем или иным семантическим признакам ( составление тематически объединённых групп слов ) ;

  • анализ лексических средств текста ;

  • составление словосочетаний , предложений , связного текста.

Словарные упражнения содействуют обогащению словарного запаса учащихся , формированию умений осмысленного владения лексическими средствами .

Работу по толкованию значений слов осуществляю на уроке в связи с задачами дальнейшего их использования : перед чтением художественного текста , статьи учебника , для использования в предстоящей творческой работе . Так как эта работа связана с формированием у учащихся умения видеть незнакомые слова в тексте , предлагаю найти незнакомые слова в упражнении учебника , тексте изложения , диктанта , отмечать их при самостоятельном чтении . Не менее важно приучить ученика записывать незнакомые слова и выяснять их значение, пользуясь словарями .

В своей работе на уроке использую традиционные методы и приёмы ознакомления учащихся с новым словом и его значением :

  • показ предмета или действия , обозначаемого словом ;

  • показ рисунка , иллюстрации ( используется для объяснения слов с конкретным значением ) ;

  • подстановка синонимов ;

  • способ логического определения ( подведение содержания слова под ближайший род и выделение видовых признаков) ;

  • способ развёрнутого описания , состоящего из нескольких предложений ;

  • способ введения новых слов в предложение ;

  • способ анализа образования слов .

Способ подстановки синонимов - один из самых распространённых способов . Подбирая к новому слову близкие по значению слова , учащиеся уясняют его значение . Способ развёрнутого описания удобен при анализе художественных текстов , так как позволяет сохранить непринуждённость беседы . Некоторые новые слова могут стать понятными , если ввести их в предложение , тогда весь строй фразы наталкивает ученика на понимание слова .

На уроке использую также упражнения продуктивного характера на определение ( узнавание) слова по его толкованию, такие упражнения способствуют усвоению значений слов .

Упражнения на толкование значения слов готовят ученика к восприятию слов в связной речи ( тексте ) , к правильному , точному словоупотреблению , установлению естественных связей между словом и обозначаемым предметом действительности .

Словарно - семантическая работа органически вплетается во все виды работ по развитию связной речи. На уроках развития речи использую упражнения на составление тематически объединённых групп слов . Такие упражнения предшествуют заданиям , направленным на создание высказывания , предполагают подбор слов на определённую тему , составление тематических и лексико-семантических групп слов. Например , в связи с предстоящим сочинением на тему « Как я провёл лето ? » предлагается записать слова и выражения , которые могут потребоваться в данном высказывании . Анализ записей учащихся поможет обнаружить закреплённый у ученика лексический запас тематически объединённой группы слов и определить языковой материал для словарной работы .

Анализ отобранных материалов ценен для организации словарной работы , направленной на определение основной мысли и главных микротем творческой работы . Ученики пополняют сделанные записи , которые используют в сочинении: составляют словари главных , ключевых слов предстоящего сочинения .

На уроках развития связной речи использую один из основных видов продуктивных словарных упражнений - составление словосочетаний , предложений , связного текста . При выполнении данного вида упражнений реализуются все словарные умения учащихся .

Связные высказывания составляются учащимися в форме повествования , описания , рассуждения .

Основными методами работы на уроках развития связной речи являются :

  • беседа по тексту или анализ текста , беседа по картине ;

  • слово ( рассказ )учителя ;

  • составление плана , рабочих материалов .

Анализ текста позволяет детям уяснить его содержание , особенности композиционного и языкового оформления . Слово учителя на уроках развития связной речи создаёт у детей определённый эмоциональный настрой , стимулирует их творческие поиски , пробуждает желание как можно лучше выразить свои мысли.

Работа по составлению плана , рабочих материалов способствует формированию речевых умений .

Надеюсь , что представленный опыт будет интересен учителям- словесникам , работающим в классах коррекции . Представленный методический материал поможет организовать эффективную работу по формированию речевых умений и навыков .

Рассмотрим способы организации словарно- семантической работы на конкретном методическом материале , на примере использования разнообразных словарных упражнений на уроках изучения нового материала и на примере организации словарной работы на уроках развития связной речи учащихся .














3.3.Организация словарно-семантической работы на уроке изучения нового материала.

При изучении нового материала на уроках русского языка используются различные виды заданий с целью выяснения семантики слова : выяснение значения слова по толковому словарю ; подбор синонимов к слову ; составление антонимических пар ; словообразовательный анализ, подбор однокоренных слов ; включение трудных по семантике слов в словосочетание и предложение ; обнаружение в тексте « образных» слов ; объяснение значения слов и оборотов речи , найденных в тексте или указанных учителем . ( Приложение 1 )

Например , на уроках грамматики в связи с изучением состава слова даются задания на выяснение значения слова способом подбора однокоренных слов . Учащимся предлагается выделить в слове Родина корень , выписать родственные слова к данному слову из текста упражнения , назвать другие слова с этим корнем , объяснить значение каждого слова .

Такие задания обеспечивают глубокое понимание значения слов , расширяют активный словарь учащихся .

Упражнения , предусматривающие словообразовательный анализ , приучают детей проникать в структуру слова , обнаруживать его корень , другие морфемы , улавливать родство слов .

Задания на обнаружение в тексте « образных» слов воспитывают внимание к слову , умение понимать его скрытый , иносказательный смысл , его эмоциональную окраску .

С целью организации словарной работы на уроках изучения нового материала применяю различные методы - рассказ , беседу , самостоятельную работу . На уроке они используются чаще всего в тесном взаимодействии друг с другом , что способствует более глубокому , осознанному усвоению учащимися программного материала .

Например , на уроке изучения новой темы « Корень и однокоренные слова» используется метод беседы при работе над семантикой слов.

Задача учителя - показать детям не только родство слов , способы их образования . но и значение каждого . Проводится беседа по прочитанному тексту . ( упр.54.учебник русского языка для 5кл специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений 8 вида ).

Учитель.Что объединяет выделенные жирным шрифтом слова в одну семью ? Почему эти слова родственные ?

Ученик . Все слова имеют общую часть - - род- .

Учитель. Какие слова с данным корнем вам знакомы ?

Ученик . Родит , зарождается , народ , родник .

Учитель. Что обозначает этот корень в словах ?

Ученик . Означает появление , рождение чего -то нового .

Учитель . Как вы думаете , почему наша страна названа словом Родина ?

Ученик. Потому что мы здесь родились .

Такая работа - прекрасное воспитательное средство , к тому же она обеспечивает глубокое понимание значения слов и уместности их употребления в данном тексте .

Один из основных приёмов , который используется на уроке изучения новой темы « Проверяемые безударные гласные в корне слова» , - анализ семантики слова.

Так , правило о правописании проверяемых безударных гласных в корне слова , предложенное учебником русского языка для 5 класса специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений , ориентирует учащихся на подбор однокоренного слова , в котором проверяемый гласный оказался бы в сильной позиции .

Языковая природа исследуемой орфограммы такова ,что оказывается связанной не только с ударением , со структурой слова , но и с его значением .

Для работы на уроке в классе коррекции нужно использовать такие слова , семантика которых наиболее близка и понятна учащимся 5 класса - прославлять , удивление , сокращать и др.

Семантический анализ на уроке может рассматриваться учителем не только как метод обучения , но и как способ действий пишущего при выборе правильного написания .

В качестве примера можно рассмотреть алгоритм , который поможет учащимся отработать действия , их последовательность при работе с проверяемыми безударными гласными в корне :

1. Определите , какие буквы можно употребить в корне на месте безударного гласного .

2. Чтобы узнать , какое из этих написаний верно , объясните лексическое значение слова , используя при этом однокоренное слово .

3. Учитывая приведённое лексическое значение ,укажите проверочное слово . Выберите нужную букву. Обозначьте корень слова .

На уроке используется образец устного рассуждения :

Вр..дить.

В слове вредить можно употребить букву е и букву и . Что же верно ? Вредить - это значит приносить вред . следовательно , проверочное слово вред , и правильным будет употребить только букву е- вредить .

При этом запись в тетрадях оформляется так : вр..дить - приносить вред . Вредить.

Такое рассуждение важно , так как оно - основа осознанного формирования навыка . Данное рассуждение также дисциплинирует мысль ученика , способствует его речевому развитию , приучает логически мыслить .

Работа над семантикой слова вписывается в любой из этапов урока изучения нового материала. Даже на этапе создания проблемной ситуации можно использовать семантический анализ слова . С целью привлечения внимания учащихся к рассматриваемому материалу учитель ставит перед детьми ряд вопросов поискового характера . Важно правильно формулировать эти вопросы . Например , на уроке изучения новой темы « Проверяемые безударные гласные в корне слова» учителем на доске записывается часть слова без корня - ник .

Учитель формулирует вопрос : Какое слово записано на доске ?

Как правило учащиеся затрудняются на него ответить .

Учитель . Может ли слово жить без корня ?

Ученик . Если убрать корень , остаётся лишь набор букв .

Учитель . Какой корень можно присоединить к этим буквам , чтобы получилось слово ?

Ученик . Можно , например, присоединить корень ( лес - ) . Получается новое слово лесник.

Затем выясняется , может ли слово жить без суффикса . Оказывается, то , что остаётся без суффикса , не теряет смысла ( лес- ник ; лес-) . Делается вывод , что носителем смысла слова является корень . А так как в корне заключён основной элемент лексического значения слова , то умение правильно писать его важно : из-за неверно написанного корня слово теряет свой смысл .

На уроках русского языка в классах коррекции учителю необходимо использовать приёмы , способствующие воспитанию положительной мотивации учения . Формированию мотивации учения способствует занимательность изложения учителем нового материала , необычная форма преподнесения материала , вызывающая удивление у учащихся ; эмоциональность речи учителя , познавательные игры , анализ жизненных ситуаций .

Например , на уроке изучения темы « Корень и однокоренные слова» в процессе беседы используются элементы занимательности с целью показать детям новую грань словообразовательного понятия « корень» :

Учитель . Одна из частей слова , которая живёт в словообразовательной стране , - корень .Корень - очень важная , значимая часть слова , начало всех начал. Из корня « растёт» , образуется слово по законам языка . Писатель В.Келлер в своей сказке « Сказка одного дня» рассказывает , что маленькая Таня очень любила ходить в лес по ягоды . Однажды девочка залезла на пенёк и закричала :

- Мама ! Что это - на чём я стою ?

- Это пенёк , - отвечает мама .

- Почему пенёк , а не ступенёк , если я на него ступаю ?

Учитель . От какого слова Таня образовала слово « ступенёк» ?

Ученик . От слова ступать .

Учитель . Интересно , что слово ступень когда-то , действительно , произошло от слова ступать . Но сейчас эти слова « разошлись» в своих лексических значениях . А есть ли слово « ступенёк» в русском языке ?

Ученик . Такого слова в русском языке нет .

Учитель . Мы говорим ступенька , потому что ступень - существительное женского рода. Звучит слово « ступенёк» интересно и забавно , но образовано оно не совсем правильно . Если бы мы им стали называть маленький пень , нас вряд ли поняли бы .

Что же нового вы узнали о корне слова и об образовании слов ?

Ученики . Слово образуется по законам языка .

Также на уроке изучения нового материала можно использовать шуточные вопросы , загадки , различные игровые моменты , такая работа повышает у учащихся интерес к изучаемому материалу .

Таким образом , словарно -семантическая работа может использоваться на разных этапах урока изучения нового материала , на каждом из этих этапов применяются различные методы и приёмы .

Словарно - семантическая работа на каждом уроке изучения нового материала окажется эффективной и целесообразной , если она будет организована таким образом . ( приложение 2)

На таких уроках у детей возникает интерес к предмету , улучшаются взаимоотношения учителя и ученика . Такие уроки дают возможность научить детей общаться , воспитывают трудолюбие , повышают уровень общего развития учащихся .



3.4.Словарно - семантическая работа на уроках развития связной речи


На уроках развития связной речи используются различные методы - беседа , рассказ, работа над учебником , упражнения как средства реализации указанных методов обучения , форму организации познавательной и речевой деятельности учащихся .

Одна из особенностей методов обучения применительно к работе по развитию связной речи заключается в их сочетании с таким дидактическим средством , как текст .

Задача учителя на уроке развития связной речи - научить создавать текст. Программа по развитию связной речи в классах коррекции предусматривает следующие виды речевых упражнений продуктивного типа :

  • изложения по предложенному учителем плану ;

  • составление рассказа ( сочинение ) по картине , серии картин , материалам наблюдений;

  • составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем ;

  • деловое письмо : адрес на открытке и конверте , поздравительная открытка , письмо родителям , телеграмма , объявление , заявление о приёме на работу .

Словарно - семантическая работа является основой всех упражнений на уроках развития речи . При выполнении всех видов устных и письменных упражнений реализуется все словарные умения учащихся .

В качестве примера организации словарной работы на уроке возьмём урок подготовки к предстоящему сочинению на тему « Золотая осень» . На основе формулировки темы дети определяют основную мысль сочинения , которая подчёркивается в названии темы с помощью метафорического эпитета золотая . Учитель на этом этапе урока использует метод беседы , в ходе которой выясняется ,что учащимся с помощью составляемых текстов нужно суметь передать радостное настроение человека в пору , когда осень утопает в золотой листве и солнечных лучах.

На следующем этапе работы при определении жанра сочинения также можно использовать продуктивный метод в форме беседы. Учащиеся приходят к выводу , что сочинение , которое им предстоит написать, должно представлять собой художественное описание .

На следующем этапе работы следует анализ материалов к сочинению . Рабочие материалы к сочинению составляются учащимися в процессе самостоятельных наблюдений за природой . Наблюдение ведутся учащимися примерно по такому плану :

1. Солнце . 2. Небо . 3. Воздух . 4. Лес, сад, парк. 5. Листья . 6. Трава. 7. Цветы .8. Деревья .9. Звуки , запахи . 10. Картины природы рано утром , днём , вечером . 11. Настроение людей .

На следующем этапе урока организуется языковая подготовка учащихся к сочинению . Проводится словарная работа , в ходе которой подбираются тематически обусловленные слова . Например , к слову осень такими словами могут являться следующие определения : хорошая , прекрасная, чудесная , тёплая, солнечная , золотая , ранняя , необычная и др.

В рабочие материалы выписываются также глаголы - сказуемые , сочетающиеся со словом осень : приближается , начинается , прошла , настала , наступила и др. На уроке ведётся работа над образными средствами языка . Учащиеся подбирают синонимичные замены к словам , обозначающим оттенки цветов осени : багряный - пурпурный ; багрянец - багрец ; жёлтый - золотой , лимонный ; красный - алый , рубиновый , червонный ; зелёный - изумрудный , травяной и др.

С данными словами в рабочих материалах учащиеся записывают предложения . Например : Наступила золотая осень . Лес оделся в пышный багряный убор и др.

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся . Картина воздействует на чувства ребёнка , открывает перед ним те стороны жизни , с которыми он мог бы и не столкнуться в своём непосредственном опыте . Картина помогает глубже осознать те явления , которые уже знакомы школьнику . Она облегчает ему познание жизни .

На уроках развития речи следует использовать художественные картины ( репродукции ) . Картины развивают наблюдательность , воображение учащихся , учат понимать искусство живописи . Описание картины - одна из самых трудных форм сочинения . Написанию сочинения по картине должна предшествовать подготовка детей к этому виду работы . На уроке подготовки к сочинению необходимо организовать словарную работу , используя при этом анализ подобранных учащимися рабочих материалов , отрывки из художественных произведений , которые учащиеся могут впоследствии использовать в своём сочинении .

На уроке развития речи , посвящённом подготовке описания картины , можно применять различные методы - метод рассказа , беседу , анализ языкового материала . Беседа по картине проводится для того , чтобы ученики уяснили замысел художника и то , как этот замысел реализован .

Учащиеся на уроке подбирают ключевые слова , составляют план. Слово (рассказ ) учителя на уроках развития связной речи создаёт у учащихся определённый эмоциональный настрой , стимулирует их творческие поиски . На уроке важен добрый , заинтересованный тон высказываний учителя . Слово учителя используется на разных этапах урока : при постановке цели урока , при уточнении речевой задачи на заключительном этапе подготовительной работы , при знакомстве с образцом того или иного высказывания .

Так , например, обучая детей умению пользоваться собранными материалами, можно дать образец описания картины . Ученики следят за высказываниями учителя и убеждаются , что материалы к описанию картины являются лишь основой для развёртывания высказывания , что некоторые моменты опускаются , другие сжимаются , третьи усиливаются . Слово учителя учит детей определённому способу деятельности , умению пользоваться собранными к высказыванию материалами.

Таким образом , словарная работа на уроке способствует формированию речевых умений учащихся . Подготовка к сочинению по картине может быть организована на уроке в 7 классе. ( Приложение 3 )












Глава 4. Диссеминация педагогического опыта .

4.1. Диапазон опыта.

Особенность словарно-семантической работы в школе состоит в том , что она проводится в процессе всей учебно - воспитательной деятельности учителя .

Речь - явление социальное . Систематическая работа над семантикой слов на уроке даёт учителю возможность сформировать у детей такие речевые умения , которые они смогут в дальнейшем использовать для общения с людьми в процессе деятельности .

На уроке и во внеурочное время учитель- словесник должен позаботиться о создании условий для речевой деятельности детей , предусмотреть такие ситуации , которые определяют мотивацию речи . Необходимо создать для учащихся благоприятную речевую среду . Речевая среда - это семья , школа , взрослые и товарищи , с которыми постоянно общается ребёнок ; речь учителей и других работников школы , речь , звучащая на уроках , язык учебников и учебных пособий. Благоприятная речевая среда складывается там , где проявляется интерес к книге , к чтению , где постоянно возникают и удовлетворяются интеллектуальные способности , где обнаруживается стремление к высокой культуре речи.

Сотрудничество учителя русского языка с библиотекой поможет правильно организовать чтение учащихся , что очень важно для общего развития и совершенствования речевой культуры детей .

На уроке русского языка нужна планомерная работа , чётко и определённо дозирующая материал - словарь , различные виды словарных упражнений и работ по составлению связных высказываний .

Традиционные методы , представленные в работе , широко используются в образовательном процессе . Важно уметь применить эти методы на уроке в работе с детьми , обучающимися по специальной ( коррекционной ) образовательной программе . При этом необходимо учитывать психологические особенности ребёнка . Вот почему при подготовке к уроку учитель должен обращаться за помощью к школьному психологу .

Советы о том , как правильнее с точки зрения методики развития речи вести словарную работу и расширять запас слов , принесут пользу учителям - словесникам.


  1. Результативность опыта и достигнутые эффекты.

За три учебных года уровень обученности в 9 «а» классе составил 100 % .

50% учащихся данного класса обучалось по специальной (коррекционной) программе . Это дети с недостаточным уровнем речевого развития , кратковременной речевой памятью , неразвитым речевым слухом , плохой словарной памятью . Учащиеся данного класса в силу состояния своей нервной системы не умели правильно , без ошибок, списывать с доски , с учебника , не способны были выделить из своей памяти ряд тематически и ассоциативно связанных слов , не умели выделить главное , существенное в высказывании .

Динамика качества обученности за 3 года на примере 9 «а» класса

Предмет

Учебный год

Кол-во учащихся

Средний показатель качества %

Русский язык

2007-2008

9

26 %


2008-2009

9

26 %

2009- 2010

8

28 %

Литература

2007-2008

9

44 %


2008- 2009

9

44 %

2009-2010

8

46 %

Итоги экзаменов в 9 « а » класс.


Предмет

Учебный год

Количество учащихся

Кол-во учащихся , сдававших экзамен

Качество

Русский язык

2009-2010

8

5

20 %

В 9 «а» классе в 2009 - 2010 учебном году на уроке русского языка было проведено сочинение на тему « Что в учебном предмете и в разных заданиях меня привлекает» . Большинство учащихся в своих сочинениях написали , что на уроках русского языка им нравится работать над ошибками , что они испытывают удовлетворение от работы со словарями , а также нравятся уроки , посвящённые анализу сочинений .

Анализ творческих письменных работ учащихся в конце учебного года позволил сделать вывод , что в письменных работах стало меньше словарных ( лексико- стилистических ) и грамматических ошибок .

Таким образом , систематическая работа над семантикой слов на уроке русского языка способствует повышению качества знаний учащихся , совершенствует их речевые умения.


4.3. Трудоёмкость и ограничения , отслеженные в процессе внедрения опыта.

Трудоёмкость педагогического опыта заключается в

  1. недостаточном обеспечении учебно - методическими пособиями , сборниками диктантов и изложений ;

  2. отсутствии системы речевых упражнений , недостаточном количестве художественных текстов и словарных заданий в учебниках ;

  3. планирование уроков отнимает у учителя много времени .

Опыт показывает , что систематическая словарная работа даёт положительные результаты , но даже при чёткой организации такой работы могут возникнуть некоторые риски :

  • Перегрузка учащихся словарными упражнениями .

  • Ускорение темпа урока .

  • Снижение уровня требований к процессу работы , к результату учебной деятельности .

Например , перенасыщение уроков словарными упражнениями вызывает быструю утомляемость детей и может способствовать возникновению у школьников рассеянности внимания , а невысокий уровень требований к процессу работы в коррекционной школе ведёт к снижению мотивации учения детей.

Словарно-семантическая работа на уроке

  • повышает интерес к процессу обучения ,формирует мотивацию учения;

  • обогащает , пополняет , расширяет словарный запас учащихся ;

  • повышает творческую активность детей ;

  • развивает речемыслительные способности ребёнка ;

  • воспитывает бережное отношение к слову , трудолюбие , самостоятельность .


Список использованной литературы .

  1. Алдакаева Н.Г. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку .// Русский язык в школе , № 6 , 2001 .

  2. Бутакова Л.О. Взгляд на качество письменной речи . // Русский язык в школе , 2001 , № 2.

  3. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой : Материалы для внеклассной работы по русскому языку . М . : Просвещение , 1988.

  4. Купина Н.А. Работа над словом . // Методика развития речи на уроках русского языка : Пособие для учителей / Ладыженская Т.А.- М . : Просвещение , 1980.

  5. Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности - Русский язык в школе , 2001 , №4 .

  6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения : Кн . для учителя / А.К. Маркова , Т.А. Матис , А.Б. Орлов . - М. : Просвещение , 1990.

  7. Невская С. И. Воспитание художественным словом // Современный урок русского языка : Пособие для учителя / Сост . : Л.А. Тростенцова .- М.: Просвещение , 1984.

  8. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка : Пособие для учителя . - М . : Просвещение , 1986.

  9. Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка : Кн . для учителя : Из опыта работы . - М . : Просвещение , 1990.

  10. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность . М . , 1974 .





© 2010-2022