Дидактические материалы по орфографии

     В старшей школе  базовый уровень содержания русского  языка  предполагает планирование  уроков на один час в неделю(34 час. в год). За столь минимальное количество времени сложно выйти на совершенствование практических умений учащихся.  Вместе с тем выпускник должен  проявить  орфографические знания на ЕГЭ (из части А -8 заданий, плюс грамотное оформление собственного  текста в части С). Результаты ЕГЭ показывают низкий уровень практической грамотности  школьников при создании  собственного...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кузнецова Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории,

МКОУ « Уксянская СОШ»

Далматовского района Курганской области.


Дидактический материал по орфографии(подготовка к ЕГЭ)

В старшей школе базовый уровень содержания русского языка предполагает планирование уроков на один час в неделю(34 час. в год). За столь минимальное количество времени сложно выйти на совершенствование практических умений учащихся. Вместе с тем выпускник должен проявить орфографические знания на ЕГЭ (из части А -8 заданий, плюс грамотное оформление собственного текста в части С). Результаты ЕГЭ показывают низкий уровень практической грамотности школьников при создании собственного текста в части С и при работе с основными орфограммами в части А: правописание н-нн в различных частях речи, употребление прописных и строчных букв, не и ни с разными частями и т.д. Анализ результатов ЕГЭ за 2010-2013 г. позволяет сделать вывод о том, что наметился значительный разрыв между базовым и повышенным уровнем орфографической грамотности выпускников .

К концу школьного обучения орфографические умения не переходят в навыки грамотного письма, о чем свидетельствует относительно высокий результат выполнения орфографических заданий в части А и низкая грамотность, проявленная в сочинениях небольшого объема.

Таким образом, в оценке орфографической грамотности в целом с учетом выполнения заданий повышенного уровня сложности, обнаруживается заметное снижение общих показателей.

Практика работы показывает, что для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо дополнить действующую систему заданий и упражнений учебников по русскому языку. С этой целью созданы дидактические материалы по орфографии для организации эффективных условий подготовки учащихся к единому государственному экзамену.

В основу создания дидактических материалов положен один из ведущих орфографических принципов - морфемный. Такой принцип позволяет отчетливо видеть структуру слова, обнаруживать характерные для данной морфемы орфограммы, характеризовать их соотнесенность с правилами, определять фонетические, лексические, грамматические, семантические признаки, от которых зависит выбор правильного орфографического написания, классифицировать их в аспекте морфемного подхода. Все это позволяет ученику осознанно решать орфографические задачи. Умения и навыки, направленные на совершенствование орфографической грамотности учащихся 10-11 классов, отрабатывались с помощью специально разработанной системы заданий, среди которых выделяются следующие:

- задания тестовой формы разных типов (тесты опознания, различения, соответствия, подстановки);

- комплексная работа с текстом;

- классификационные задания по заполнению таблиц;

- игровые задания;

- орфографические лабиринты и т.д.

Выполнение этих заданий направлено на формирование знаний, умений и навыков по орфографии на основе компетентностного подхода.

Вид задания

Основные знания,

умения и навыки учащихся 10-11 классов по орфографии

1. Работа с деформирован

ным текстом

Умение распознавать орфограммы и соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка

2.Редактирова

ние текста

Умение использовать основные приемы информационной переработки письменного текста; умение оценивать письменное высказывание с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления

3. Задания тестовой формы

Умение видеть орфографическую задачу и решать ее в соответствии с орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими нормами современного русского литературного языка

4.Установле-

ние правильного написания слов на основе их семантичес

ких значений

Умение анализировать языковые единицы с точки зрения лексического, морфемного значения слова, правильности, точности и уместности его употребления

5. Поморфемное письмо

Обеспечивает поддержку и развитие природной морфемной зоркости, способствует полноценному осознанию тех языковых процессов, в которых принимают участие морфемы и которые отражаются в структуре слова

6. Игровое задание « Орфографичес

кий лабиринт»

Развивает мышление, лингвистическое чутье и языковые способности учащихся

7. Блиц-опрос (самодиктант)

Умение создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в учебно - научной сфере общения

8. Творческие задания (по созданию текстов и их анализу)

Умение создавать письменные монологические высказывания и проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

Примеры на названные виды заданий.

Тема « Безударные гласные в корне, проверяемые ударением».

1.Работа с деформированным текстом.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, выберите правильный вариант написания. Исправьте ошибочные цифры в « Подсказке».

Александр Сергеевич .. в ?сегда в ..схищался подвиг..м в к..тором ж..знь став..лась как он вы?р..жался на карту. Он с?..собенным в ?н..манием слушал рассказы о ?в..енных эпизодах лицо его кр..снело и из..бр..жало жадн..сть узнать какой?либо ..собенный случай сам..отвержения глаза его бл..стали и в?друг он часто з..думывался. Не?могу судить о ?степен.. его славы в?поэзи.. но могу утвердительно ск..зать что он создан был для?попр..ща воен..го и на?нем конечно он был?бы лиц..м з..?мечательным…

И.Липранди

Подсказка.

В тексте:

а ) 10 запятых, ни одной точки с запятой;

б ) 8 слов со значком ? имеют слитное написание, 7 - раздельное, 1-дефисное;

в ) 13 букв О, 4 буквы А, 7 букв И.

2.Редактирование текста

2. Исправьте ошибки, впишите проверочные слова.

1. Блогородство чувств отнюдь не всегда сочетается с блогородством манер. (О.Бальзак)…………………………………………………………………

2. Природу побиждают только повенуясь ее законам (Ф.Бекон)……………………………………………………………………………

3. Почисти миняют нравы (Г.Сенкевич) …………………………………

4. Гнев- кротковременное безумие (Гораций)………………………………..

5. Люди не раждаются, а становятся теми, кто они есть (К.Гельвецкий)……………………………………………………………………

6.Какое провительство лучше? То, которое учит нас упровлять собою (И.Гете)……………………………………………………………………………….

Поразмышляйте в сочинении -миниатюре над тем утверждением, которое вызвало наибольший отклик.

Задание тестовой формы на установление соответствия

3.Соедините стрелками предложения и проверочные слова.

а ) И после такой жизни на него вдруг нав..лили тяжелую вол вал

обузу выносить на плечах службу целого дома.

б ) Захар остановился в некотором отд..лении от него даль дол

в ) Илья Ильич сел к столу и быстро выв..л : «Милостивый вел вилы

государь!..»

г ) Обломов с..дел на краю постели сел сидя

д ) Захар прод..лжал всхлипывать, и Илья Ильич был долгий даль

сам растроган

е ) Об..татели этого края жили от других людей обет обитель

обособленно

И.Гончаров

3.Установление правильного написания слов на основе лексического значения.

2. Познакомьтесь с парами слов, отличающихся только буквой в приставке. Впишите в таблицу их лексическое значение. Обратитесь к словарю в случае затруднений.

ПРЕ-

Значение слова

ПРИ-

Значение слова

Пребывать

Предавать

Предел

Презрение

Преступить

Претворить

Преклонить

Преходящий

Прибывать

Придавать

Придел

Призрение

Приступить

Притворить

Приклонить

Приходящий

4.Тестовое задание на установление соответствия.

  1. Вставьте пропущенные буквы. Соедините стрелками слова с их орфографическими характеристиками.

1. Пол..г 1.Исключение в написании корня- рос- (-раст- -ращ-)

2. Зам..рать 2. Слово с безударной гласной в корне, проверяемой

ударением. Проверочное слово «горе».

3.Покл..нение 3. Слово с чередующейся гласной в корне - мер- (-мир- - а-)

4. Р..стовщик 4. Слово с безударной гласной в корне, проверяемой

ударением. Проверочное слово «мир».

5.Г..ревать 5. Словарное непроверяемое слово

6. М..ротворец 6. Исключение в написании корня -лаг- (-лож-).

7. К..стюмер 7. Слово с безударной гласной в корне, проверяемой

ударением. Проверочное слово « створка».

8.Затв..рить 8. Слово с чередующейся гласной в корне -клон- (-клан-).

5.Тестовое задание на завершение.

Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.

1. Прекрасный дар моллюсков человечеству - это ……………………………

2. Самый важный , самый существенный вопрос называют……………………

3. Тех, кто стремится к отделению от целого, называют…………………………

4. Того, кто из любви к людям занимается благотворительностью, мы назовем……………………………………………………………………………….

5. Тому , кого мы очень хотим похвалить , мы поем………………………………

6. Тоскливый, подавленный человек, скорее всего, впал в ………………………

7. Человеконенавистник -это тот же ………………………………………………

Д..ф..рамбы, с..б..рит, к..рд..нальный, р..аб..л..тация, к..мпр..мис (с), пр..ор..тет, л..т..ргический, пл..г..ат, м..л..нхолия, м..з..нтроп, п..рл..мутр, ф..л..нтроп, с..п..р..тист, ..м..нс..пация.

6.Пишу правильно с опорой на морфемику и лексику

3.С данными словами составьте словосочетания. Выделите суффиксы. Какая грамматическая категория необходима для решения поставленной задачи?

Обезножить-…………………………………………………………………..

Обезножеть-…………………………………………………………………...

Обессилить-……………………………………………………………………

Обессилеть-…………………………………………………………………….

Обезлюдить-……………………………………………………………………

Обезлюдеть-……………………………………………………………………

Обезлесить-…………………………………………………………………….

Обезлесеть-…………………………………………………………………….

Обезводить-…………………………………………………………………….

Обезводеть-…………………………………………………………………….

Обезрыбить-……………………………………………………………………

Обезрыбеть-……………………………………………………………………

7.Тест на установление соответствия.

4. Соединить стрелками причастия с их характеристиками.

1. Вид..мый 1. Действительное, настоящего времени, от

глагола 1-го спряжения.

2.Задерж..нный 2. Действительное, настоящего времени, от

глагола 2-го спряжения.

3.Бор..щийся 3. Страдательное, настоящего времени, от

глагола 1-го спряжения.

4. Дыш..щий 4. Страдательное, настоящего времени, от

глагола 2-го спряжения.

5.Чита..мый 5. Страдательное, прошедшего времени,

образованное от глагола с а в суффиксе.

6. Заброш..нный 6. Страдательное, прошедшего времени,

образованное от глагола без а в

суффиксе.

8.Пишу грамотно с опорой на лексику и морфемику.

6. Подбери синонимические выражения к фразеологизмам. Если будут трудности, обращайся к «Фразеологическому словарю русского языка» под редакцией А.Молоткова. Подчеркни причастия.

На лбу написа..о……………………………………………………………………

Иван, родства не помн..щий………………………………………………………

Непобедимая Армада………………………………………………………………

Путь усея.. розами…………………………………………………………………

Заколдова..ый круг………………………………………………………………….

Уму непостиж..мо……………………………………………………………………

Корабли сожже..ы……………………………………………………………………

9.Редактирование текста.

3.Найдите вариант с ошибкой. Исправьте ее. Запишите, какие орфограммы здесь встретились.

1.а) ершик 4. а) лучик

б ) карандашик б) ключик

в) пельмешик в)замочик

2.а)мешочик 5. а)хрящик

б ) калачик б) фонарик

в) кирпичик в) ящичик

3.а) ножик 6. а) чижик

б) овражик б) порожик

в) рыжик в) пыжик

7.а) горошик 8. а) жистяной

б) грошик б) живой

в) ершик в) жирный

Тема « Гласные после Ц»

1.Выборочное письмо.

Вставьте пропущенные буквы. Запишите номера слов в две колонки, используя только слова на данную орфограмму.

И

Ы

1) Зайц.. 9) ц..ликом 17)ц..нга

2)ц..левой 10)ц..на 18)борц..

3)близнец.. 11)отц.. 19)ц..рковник

4)синиц..н 12)ц..нк 20) ц..пной

5)ц..ган 13)ц..рк 21)ц..мбалы

6)лисиц..н 14)ц..фра 22)ц..кл

7)куниц..н 15)ц..почки 23)ц..гейка

8)ц..ркуль 16)ц..новка 24)ц..ремония

Блиц-опрос

  1. На какие две группы мы делим эту орфограмму?

  2. Как проверить написание о-е после ц в суффиксах и окончаниях?

  3. Чем отличается написание ы-и в корнях от написания в суффиксах и окончаниях?

  4. Перечислите все слова-исключения.

Тема «Правописание согласных».

Пишу грамотно с опорой на морфемику и лексику.

1. Определите, на какое правило все приведенные ниже слова. Напишите к каждому из них проверочное слово и вставьте пропущенную букву.

Подчеркните слова, в которых проверить сливающиеся в один звуки можно только с помощью знания морфемики.

Уча..ствуешь-……………………. Съес..ной-……………………….

Чес..ный-………………………… Со..нце-………………………….

Древес..ный-……………………. Сер..це-………………………….

Лес..ный-……………………….. Неумес..ный-……………………

Кос..ный человек-……………… Ужас..ный-………………………

Мес..ный-………………………. Кос..ный клей-………………….

Тягос..ный-…………………….. Напрас..ный-……………………

Поз..ний-……………………….. Ус..ный-…………………………

Отвес..ный-……………………. Небес..ный-……………………..

Грус..ный-……………………... Окрес..ный-…………………….

Пос..ный-………………………. Уз..цы-………………………….

Подумай, есть ли смысловая связь между словами « кос..ный» (человек) и « кос..ный» (клей)? Каким словарем нужно воспользоваться в случае затруднения?

Составление алгоритма по орфографии.

2. Вставьте пропущенные буквы. Определите, в какой морфеме они находятся? Составьте алгоритм работы с орфограммой и подумайте, какое фонетическое явление, связанное с этой орфограммой, объединяет все эти слова?

Отве..твенный-………………….. О..тупление-……………………..

Ро..твенный-…………………….. Оберне….я-……………………...

Сле...твенный-…………………... По-францу..ки-…………………..

Бе..твенный-…………………….. Сума..шедший-…………………..

Препя..твие-…………………….. Напу..твие-……………………….

Прису…твие-…………………… Де..кий-…………………………...

Сиро..тво-………………………… Суэ..кий (канал)-…………………

Творческое упражнение

4.Вставьте пропущенные буквы. Какое из высказываний вам хотелось бы прокомментировать? Как вы понимаете это высказывание? Напишите об этом в сочинении- миниатюре.

1. Пора перестать ждать неожидан..ых подарков от жизни, а самому делать жизнь (Л.Толстой).2. Жизнь достигает своих вершин в те минуты, когда все силы устремляются на осуществление поставлен..ых перед ней целей (Д.Лондон). 3.Истин..ое мужество просвещен..ых народов состоит в готовности к самопожертвованию во имя Родины (Г.Гегель). 4. Самые большие подвиги добродетели были совершен..ы из любви к отечеству (Ж.-Ж.Руссо).5. Идеи могут быть обезврежен..ы только идеями (О.Бальзак). 6. Свобода и распущен..ость - понятия одно другому совершен..о противоположные (Квинтилиан). 7 Из всех алмазов самый цен..ый - это незапятнан..ая честь (Ш.Петефи). 8. Простота есть ближайшая родствен..ца ума и дарований (Ф.Глинка).9. Изыскан..ая, напыщен..ая , чопорная речь несовместима с чувством. Она не служит истин..ым его выражением и не может его вызывать. Но чувство вполне мирится с самыми простыми, обыкновен..ми, даже пошлыми словами и выражениями (Г.Лессинг).

Тема «Слитно, раздельно или через дефис?»

Тестовое задание с выбором ответа

1.Укажите правильный вариант написания и ответа.

1. Сложное слово с соединительной гласной :

а) школа? интернат

б) авто? пилот

в) солнце?стояние

2.Сложносокращенное слово:

а) мед?училище

б) змее?лов

в) авто?база

3. Дефисное написание слова с корнем пол- (полу-) :

а ) полу?мрак

б ) пол?яблока

в) пол?дивана

4. Дефисное написание термина:

а ) гос?университет

б) языко?знание

в) киловатт?ампер

5. Имя прилагательное, образованное из подчинительного словосочетания:

а ) светло?серый

б) золото?добывающий

в ) жанрово?компоциционный

6.Имя прилагательное, образованное из других сочетаний:

а) лже?научный

б) нотно?музыкальный

в) паро?образующий

7.Составное количественное имя числительное:

а) двести?тринадцать

б) тысяча?первый

в) двухсот?тысячный

8. Составное порядковое имя числительное:

а) пятьдесят?восьмой

б) трех?миллионный

в) сто?двенадцать

Задания подобного характера формируют у учащихся осознанное письмо. По результатам срезовых работ учащиеся умеют находить орфограмму, опознавать, анализировать языковые единицы с точки зрения лексического, морфемного значения слова, правильности, точности и уместности его употребления, видеть орфографическую задачу и решать ее в соответствии с орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими нормами современного русского литературного языка.

Использование дидактических упражнений при подготовке к итоговой аттестации дало эффективные результаты( средний бал школьный значительно выше районного и областного показателей).

В заданиях орфографического характера (А12-А18) учащимися был достигнут высокий процент выполнения заданий - от 56% до 65% .

Все это свидетельствует об эффективности избранной методики и дает основания рекомендовать использовать ее на уроках русского языка по подготовке к ЕГЭ.

© 2010-2022