Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Народные праздники.

Русские люди очень любят народные праздники. Обычаи древних славян, почитающих природу и все, что с ней связано, больше всего сохранились именно у народов России. Россияне разделили все праздники на зимние, весенне-летние и осенние. Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

Святки длятся с 6 по 19 января. Люди наряжаются, организуют народные гуляния, колядуют, гадают. Коляда - праздник, соединенный с зимним солнцестоянием, когда происходит разворот солнца с зимы на лето. Отмечают его в ночь с 6 января по 7 января. Масленица - праздник прощания с зимой. На масленицу пекут блины, катаются на санках, забавляются зимними играми, наряжаются, сжигают пугало Масленицы. Празднуется Масленица целую неделю. Пасха - христианский праздник, который установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Празднуется весной. На пасху люди убирают свой дом, красят яйца, пекут куличи, ходят в церковь. Иван Купала - летний праздник. Люди жгли костры и прыгали через них, водили хороводы, плели венки, составляли букеты из трав. Ильин день празднуется 2 августа. С Ильина дня, по народным преданиям, начиналось ненастье и запрещалось купаться. Яблочный спас и Медовый спас люди празднуют в августе, освящают яблоки и мед, провожают солнце на закате с песнями, встречают осень. Семён Летопроводец наступает 14 сентября. Люди устраивали пиршества по поводу приближения осени. Покров день празднуется 14 октября. В этот день встречали зиму. Накануне этого праздника, юные деревенские женщины сжигают свои старые соломенные кровати, а старухи - изношенные за все лето лапти.

Все народные праздники взаимосвязаны с миром природы, с ее оживанием, расцветанием, сажанием и собиранием щедрого урожая, они наполнены русскими традициями и обрядами.

Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 классаУчебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

  • Распредели праздники по временам года.

КолядкиУчебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

В деревнях и селах существовал обычай накануне Нового года обходить крестьянские дворы и петь поздравительные песни - колядки. Колядовали отдельно парни, отдельно девушки, дети, а в некоторых деревнях и простые крестьяне. Ребята приходили колядовать в масках медведя, козы, журавля. У одних колядовщиков через плечо висели большие холщовые сумки, другие держали в руках длинные кии - палки. Заводила с колокольчиком и бубном изображал коляду. Все остальные с ним переговаривались:

- Таусень-коляда,

Барыня молода,

Барыня молода,

Где была?

- Коней пасла.

- А что выпасла?

- Коня в седле,

В золотой узде.

- А где кони?

- За воротами стоят.

- А где ворота?

- Водой снесло.

- А где вода?

- Быки выпили.

- А где быки?

- За горы ушли.

- А где гора?

- Черви выточили.

- А где черви?

- Гуси выклевали.

- А где гуси?

- В тростник ушли.

- А где тростник?

- Дети выломали.Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

- А где дети?

- Сидят на повети,

Лапоточки плетут,

Сарафанец шьют,

Коляду одевают,

Гулять посылают.

Затем все гурьбой шли по селу и пели:

Уж и ходим мы,

Уж и бродим мы

По проулочкам,

По заулочкам.

Щедрый вечер,

Добрый вечер,

Добрым людям

На весь вечер!



Подойдя к одному из домов, стучали в ворота и просили хозяев:Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса


Коляда, коляда, отворяй-ка ворота,

Пришла коляда накануне Рождества,

С пышками, с лепёшками, со свиными ножками.

Коляда, коляда, подай пирога!

Когда, наконец, хозяева выносили колядовщикам угощение: пшеничные или ржаные лепешки, сало, хлеб, - им желали в Новом году счастья, благополучия и пели:

На новое вам лето,

На красное вам лето!

Перед тем как идти к другому дому, хозяевам говорили:

Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,

Большого здоровья,

С Новым годом,

Со всем родом!

Колядки - название зимней поздравительной песни, а также названия праздника, связанного со временем зимнего солнцеворота. Иногда Коляду изображал сноп или соломенная кукла, принесенные в дом на Рождество. Его имя постоянно звучит в "колядках" - песнях, которые исполнялись ходившею по дворам молодежью и содержали магические заклятья: пожелания благополучия дому и семье, требование подарков от хозяев - иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных. (Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород, 1996)

По книге: Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры и загадки. Сост. Науменко Г. М., "Детская лит.", 1988.



Русские народные прибаутки

Прибаутки - песенки, приговоры, стишки, которыми взрослые забавляли детей. Они учат осторожности, воспитывают трудолюбие, прививают любовь к природе, к животным.

Прибаутка (от слова баять) - говорить. Прибаутки - стишки, песенки, рассказики для развлечения и потехи детей. Своим содержанием они напоминает маленькую сказочку в стишках. В прибаутках через мир животных и птиц рассказывается о жизни людей, как мелют муку на мельнице, толкут овес, разъезжают на телегах, куют в кузнице, пляшут на свадьбе, пасут скотину, тушат пожар.

ПетушокУчебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Что ты громко поёшь,
Ване спать не даёшь?

Тень-тень, потетень

Тень - тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса: -
Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Поди, догоняй-ка!
- Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь.





Кот в печиУчебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

Сухари толчет,

Кошка в лукошке

Ширинку шьет,

Маленькие котята

В печурках сидят

Да на котика поглядывают -

Сухарики едят.

Свинка - черноспинка,
Острая щетинка,
Тупой носок,
Короткий хвосток,
Ты беги скорей в хлевок
За кустом сидит волчок.

  • Выучи русскую народную прибаутку.

Совушка-сова - большая голова,
На пеньке сидит, Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

Головой вертит,
Глазками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ!

Скороговорки.

Скороговорка - быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.

Скороговорка - шуточный жанр народного творчества, фраза или стишок, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Скороговорки созданы народом для забавы детей. Используя скороговорки, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, постановки ударения. Главное назначение скороговорок - обучение правильной речи.

Рассказать скороговорку потрудней, чем влезть на горку.
Всех скороговорок не переговорить и не перевыговорить.

В огороде рос горох,
А за речкой - гречка.
Старый наш козёл Енох
В огороде рвал горох,
Гречку рвал за речкой.

На рассвете Евсей
Ловил овсянку в овсе.
Евсей в овсе,
По колено в росе.

Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже -
Ужа ужица съест на ужин
И скажет: (начинай сначала).
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек
Просторочены в срок -
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились
Сорок сорок!


Цыплята просят проса,
Цыплятам на подносе
Выносит просо Фрося,
Все косы Фроси в просе.

(Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса



  • Прочитай скороговорки в картинках.

Игровые приговоры и припевы

Игровые припевы, приговоры - рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия. Они прививают любовь и уважение к существующему порядку вещей, учат правилам поведения. Игры похожи на серьезные крестьянские занятия: жатву, охоту, посев. Игры прививали ребенку уважение к обычаям и существующему порядку, учили принятым в обществе правилам поведения. Названия игр - "Медведь в бору", "Волк и гуси", "Коршун", "Волк и овцы" - говорят о связи с жизнью и бытом сельского населения.

Игра «Жмурки»

Скок-скок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовет.

Проводится игра «Жмурки». Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

-Где стоишь?

-На мосту.

-Что продаёшь?

-Квас.

-Ищи три года нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

Игра «У медведя во бору»

Выбирается водящий - «медведь». Он находится на некотором расстоянии от других участников игры. Дети произносят текст, приближаясь к «медведю».

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Всё на нас рычит.

С окончанием текста дети разбегаются, «медведь» их догоняет.

Игра «Ручеёк»

Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор "ручеёк". Игрок, которому не досталась пара, произносит такие слова:

Ручей, ручей, ручеёк!Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

Здравствуй, миленький дружок.

Можно с вами поиграть?

Дети, стоящие в колонне отвечают:

Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!

После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками и ищет себе пару. Для завершения игры использую слова, которые произносят все играющие дети хором:

В ворота ручей бежит

И тихонечко журчит.

Ручей, ручей, ручеёк!

Спасибо миленький дружок!

Хорошо мы поиграли

Все друзей своих узнали.

Частушки

Русские частушки - удивительный фольклорный жанр, в котором объединились стишки и поговорки с песней. Частушками в русском народе называют веселые короткие песенки, которые чаще всего состоят из 4 строчек. Русские народные частушки часто исполнялись под балалайку или гармонь на одну мелодию, но могли звучать и без поддержки инструмента. Слушатели просто смеялись и хлопали в такт частушке.

Ходи, хата, ходи, хата,

Ходи, курица, хохлата,

Ходи, сени и порог,

И сметана, и творог.

Утром маме наша Мила

Две конфетки подарила.

Подарить едва успела,

Тут же их сама и съела.

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком!

Пошла курица в аптеку

И сказала «Кукареку!

Дайте мыло и духи

Чтоб любили петухи!»

С горки ехала Иришка -

Самой быстрою была;

Ира даже свои лыжи

По пути обогнала!

Кабы, кабы да кабы

На носу росли грибы,

Сами бы варилися

Да и в рот катилися.

Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я как картинка!

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка - три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Я сидела на окошке,

Ехал милый мой на кошке,

Стал к окошку подъезжать

Не мог кошку удержать.

Трень брень дребедень!

Выступал бы целый день!

Мне учиться неохота,

А частушки петь не лень!Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса


  • Выучи понравившиеся частушки.


Народные приметы

Еще с древности люди пытались объяснить странные явления, предсказать будущее, тем самым избежать опасности, которая подстерегает на каждом шагу. Пытаясь предсказать события, люди опирались на приметы, которые они отмечали в окружающем мире (в природе, поведении животных и птиц). Прошло немало времени, но приметы остаются актуальными и сейчас. И даже несмотря на достижения науки они влияют на нашу жизнь. Бывают приметы о вещах, о еде, о жилище, о животных, приметы про птиц, и многие другие приметы.Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

О доме

Первым в новый дом входит старый человек и впускают кошку.

О вещах

Есть из треснувшей, разбитой посуды - к несчастью, к "треснутой" жизни.

Не бери чужой носовой платок - с ним и чужие слезы к тебе перейдут.

О еде

Нельзя есть в темноте и украдкой, не то дети ворами станут.

О животных

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Вместе с лягушкой в дом входит удача.

Если первым навстречу попадется медведь - к добру.

Кошка лапами упирается в оконные рамы и смотрит в окно - будут гости.

Люди часто наблюдали за природой, поэтому много пословиц о природе.

О погодных явлениях

Если кошка себя вылизывает, то это к дождю.Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

Если во время дождя на лужах образуются пузыри, то дождь будет долгим и сильным.

Зимний гром - к сильному ветру.

Если в первые дни апреля дует ветер, то июнь будет дождливым.

Если луна красная, то следующий день будет прохладным.

Яркая луна - к хорошей погоде.

Зимой звездное небо - к сильному морозу.

Ясная погода зимой - к стуже.

Воробьи купаются в пыли - к дождю, а в луже - к потеплению.

Воробей прячет голову под хвост - к морозу и метели.

Собака прячется в тепло - к похолоданию.

Вороны сидят на нижних ветках - к ветру, а на верхних - к морозу.


Русская народная сказка «По щучьему велению».

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля.

Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Один раз братья уехали на базар, а их жены стали посылать его:Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

- Сходи, Емеля, за водой.

А он им с печки:

- Неохота...

- Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

- Ну, ладно.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

- Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется:

- На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка. Щука взмолилась опять:

- Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?

- Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась.. .

Щука ему говорит:

- Запомни мои слова: когда что тебе захочется - скажи только:

"По щучьему веленью, по моему хотенью". Емеля и говорит:

- По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, ведра, сами домой...Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

Только сказал - ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами. Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается... Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь. Прошло много ли, мало ли времени - невестки говорят ему:

- Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.

- Неохота...

- Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:

- По щучьему веленью, по моему хотенью - поди, топор, наколи дров, а дрова - сами в избу ступайте и в печь кладитесь...

Топор выскочил из-под лавки - и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут. Много ли, мало ли времени прошло - невестки опять говорят:

- Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби. А он им с печки:

- Да вы-то на что?

- Как - мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?

- Мне неохота...Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

- Ну, не будет тебе подарков.

Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел во двор и сел в сани:

- Бабы, отворяйте ворота!

Невестки ему говорят:

- Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?

- Не надо мне лошади.

Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:

- По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, сани, в лес...

Сани сами и поехали в ворота, да так быстро - на лошади не догнать.

А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: "Держи его! Лови его!" А он, знай, сани погоняет. Приехал в лес:

- По щучьему веленью, по моему хотенью - топор, наруби дровишек, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь... Топор начал рубить, колоть сухие дрова, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку - такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:

- По щучьему веленью, по моему хотенью - поезжайте, сани, домой...

Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют. Видит он, что плохо дело, и потихоньку:

- По щучьему веленью, по моему хотенью - ну-ка, дубинка, обломай им бока...

Дубинка выскочила - и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь. Долго ли, коротко ли - услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера - его найти и привезти во дворец. Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:

- Ты - дурак Емеля?

А он с печки:

- А тебе на что?

- Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.

- А мне неохота...

Рассердился офицер и ударил его по щеке. А Емеля говорит потихоньку:

- По щучьему веленью, по моему хотенью - дубинка, обломай ему бока...

Дубинка выскочила - и давай колотить офицера, насилу он ноги унес. Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

- Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.

- Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, - тогда он все сделает, что ни попросишь.

Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:

- Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.

- Мне и тут тепло...

- Емеля, у царя тебя будут хорошо кормить-поить, - пожалуйста, поедем.

- А мне неохота...

- Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.

Емеля подумал-подумал:

- Ну, ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.

Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:

- По щучьему веленью, по моему хотенью - ну-ка, печь, поезжай к царю...

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. Царь глядит в окно, дивится:

- Это что за чудо?

Набольший вельможа ему отвечает:

- А это Емеля на печи к тебе едет.Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

Вышел царь на крыльцо:

- Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.

- А зачем они под сани лезли?

В это время в окно на него глядела царская дочь - Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:

- По щучьему веленью, по моему хотенью - пускай царская дочь меня полюбит...

И сказал еще:

- Ступай, печь, домой...

Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает. А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:

- Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.

Накупил вельможа сладостей, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать. Емеля наелся и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.

Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.

Долго ли, коротко ли - проснулся Емеля, видит - темно, тесно:

- Где же это я?

А ему отвечают:

- Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.

- А ты кто?

- Я - Марья-царевна.

Емеля говорит:

- По щучьему веленью, по моему хотенью - ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок...

Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.

- Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую-нибудь избушку.

- А мне неохота...

Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:

- По щучьему веленью, по моему хотенью - выстройся, каменный дворец с золотой крышей...

Только он сказал - появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом - зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.

- Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?

Тут Емеля недолго думал:

- По щучьему веленью, по моему хотенью - стать мне добрым молодцем.

И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А в ту пору царь ехал на охоту и видит - стоит дворец, где раньше ничего не было.

- Это что за невежа на моей земле дворец поставил?

И послал узнать. Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.

Емеля им отвечает:

- Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.

Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:

- Кто же ты такой, добрый молодец?

- А помнишь дурачка Емелю - как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я - тот самый Емеля. Захочу - все твое царство пожгу и разорю. Царь сильно испугался, стал прощенья просить:

- Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!

Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.

Узбекская сказка «Три арбузных семечка».

Жил когда-то бедняк крестьянин. Был у него маленький клочок земли. День и ночь, не зная отдыха, трудился он на этом клочке.

Однажды, когда пришла весна, бедняк на чал пахать землю. Смотрит - по небу летит белый аист. Подлетел аист к вспаханному полю, закричал и вдруг камнем упал на землю. Подбежал бедняк и видит, что у аиста одно крыло сломано. Поднял он аиста и бережно понёс домой.Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

- Надо, - говорит, - спасти такую хорошую птицу!

Дома бедняк осмотрел сломанное крыло аиста и стал лечить его. Долго он ухаживал за больной птицей. Аист поправился и улетел. Посмотрел бедняк ему вслед и сказал:

- Пусть живёт эта птица долго и никогда беды не знает!

На другой год, весной, бедняк закончил пахоту и вышел в поле сеять. Вдруг прилетел тот самый аист, которого он вылечил, и бросил на землю три арбузных семечка. Поднял бедняк арбузные семечки и посадил их в землю.

Через несколько дней арбузы взошли, появились зелёные листья, потянулись плети, расцвели огромные цветы.

Бедняк трудился не жалея сил: вовремя их полол, вовремя поливал. Так незаметно пришла пора собирать урожай. Арбузы поспели, и был они такие большие, каких в тех местах никогда и не видели. Бедняк сорвал три арбуза и принёс домой.

- Ну, такие арбузы нельзя съесть мне одному! - сказал он.

И бедняк позвал в гости всех своих родственников и всех своих друзей, таких же бедняков. Собрались друзья и родственники.

А хозяин взял арбуз и хотел разрезать, да только никак не мог проткнуть его ножом. Тогда он попробовал разрезать второй арбуз - и опять не мог. С третьим было то же самое. Удивился хозяин, и гости его удивились. Наконец он ударил арбуз ножом со всего размаха. Арбуз лопнул, а в нём вместо мякоти и семечек были золотые монеты. Они со звоном посыпались на пол. В двух других арбузах тоже было золото.

Обрадовался бедняк, вытряс всё золото и раздал своим гостям.

На каждой из трёх арбузных плетей у бедняка выросло по десять арбузов. Он собрал остальные арбузы, вытряс из них целую груду золота и с тех пор стал жить в достатке.

А по соседству с ним жил богач. Увидел он, что сосед разбогател, захотел узнать, как это случилось. Пришёл и стал расспрашивать:

- Скажи мне, отчего ты так разбогател? Что ты сделал для этого?

Бедняк рассказал ему, ничего не утаивая, как всё было.

«Ах, вот и мне бы столько золота!» - подумал жадный богач и пошёл в поле искать аиста.Учебные материалы по УНТ для уч-ся 6 класса

Белый аист не спеша разгуливал по полю.

Богач потихоньку подкрался и ударил аиста палкой по ноге.

Закричал аист и упал на землю.

Богач кинулся к нему, схватил его и понёс домой. Перевязал он ногу аиста и стал лечить его. Аист выздоровел и улетел.

Весной богач вышел в поле и с нетерпением стал поджидать, когда прилетит белый аист и принесёт ему чудесные арбузные семечки.

Но аиста всё не было...

Наконец, аист прилетел и бросил богачу три арбузных семечка.

Богач весь затрясся от жадности. Он схватил семечки и тут же посадил их в землю.

Скоро появились ростки, развернулись широкие листья, поползли по земле длинные зелёные плети, зацвели цветы, а потом выросли огромные арбузы.

Когда арбузы поспели, богач позвал в гости всех своих родных. Собрались его родные и друзья, такие же богачи. Как только ударили арбуз ножом, он треснул, и из середины вылетел целый рой злых шмелей. А шмели эти были как крупные орехи. Стали они жужжать и жалить и богача, и его родных. У всех вздулись щёки, заплыли глаза, распухли губы, и разбежались все прочь с бранью и криками.


  • Чему учит эта сказка?

  • Посмотри мультфильм «Аист», снятый по сказке «Три арбузных семечка».






© 2010-2022