Урок русского языка на тему: Определение падежей имен существительных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «СОШ № 20 РО»

















Урок русского языка

На тему: «Определение падежей имен существительных»















Подготовила: Мейрамбай К. Е



г. Семей

2015 год

Цели:

Образовательная:

  • отличать имена существительные от других частей речи;

  • уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных;

Развивающая:

  • умение общаться, вести диалог;

  • умение занять активную деятельную позицию на уроке;

  • умение работать с различными источниками информации;

  • подвести учащихся к осознанию целей и задач урока

Воспитательная:

  • формирование учебной мотивации, самооценки.

ХОД УРОКА

I этап организационный

-прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

1. Чистописание.

2. Орфографическая минута. ( на доске записаны слова с пропущенными буквами). Вставить пропущенную букву, назвать проверочное слово (устно). Записать слова. Л.сица- лис, пе..он (слов. слово иностранное, пассажирская платформа на вокзале), пого.ка- погода, чу.свтво (словарное слово), окрес.ность- крест, ша.ка( уменьшительная ласкательная форма шапочка)

Подчеркните вставленные буквы. Обратите внимание что это за буквы? ( первые буквы в названии падежей).

3. Постановка цели урока

- Как вы думаете, почему мы начали урок с названия падежей имен существительных?

Научиться отличать один падеж от другого и поупражняться в определении падежей.

1. Изменение имен существительных

Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.

Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.

Слово падеж произошло от латинского casus (падение).

- Сегодня поупражняемся в определении падежей имен существительных. Но сначала повторим некоторые знания об именах существительных.

4. Прочитайте слова.

Кот, котик, котенок, кошачий, котята.

- Что общего у этих слов? Как называются такие слова? (однокоренные)

- Какое слово может быть лишним? (кошачий - прилагательное)

-Что такое имя существительное? (ответ детей)

- Сколько родов имеет имя существительное? (ответ)

Списали только существительные и выделите корень.

5. Физкультминутка.

Встали. Отдохнем играя.

Я буду называть слова - разные части речи.

Если я назову существительное ж. рода - присядут девочки,

  • если м. рода - присядут мальчики,

  • если ж.рода - присядут девочки

  • если с. рода - хлопок,

  • если другую часть речи - наклон.

Приготовились:

Дочь, перо, ключ, полночь, добрая, отзывчивая, плащ, луч, рожь, дом, задумались, мелочь, молчание, небо,.

6. Актуализация знаний.

  • 1 группа - туман стоит, висят на липе, осталась без хвоста, белеет небо.(найти сущ. в именительном падеже)

  • 2 группа - сварить из малины, спит в берлоге, объяснил ученику, доплыть до берега, ( найти родительный падеж)

  • 3 группа - отдыхал в лагере, дал маме, пролетел над городом, подъехал к дому (найти дательный падеж)

  • 4 группа - увидеть дорогу, приехать в деревню, лететь на самолете, пришел на вокзал (найти винительный падеж)

  • 5 группа - восхищаться подарком, встали ребята, беседовать с другом, подбежал к дереву.(найти творительный падеж)

  • 6 группа - отдыхал в лагере, думал о друге, встал со скамейки, спит в берлоге. ( найти предложный падеж)

Учитель раздаёт конверты с заданием каждой группе. Дети совещаются, определяют свой падеж и один человек выходит к доске, чтобы прочитать правильный ответ.

7. Определение на слух падежей существительных. Тест.

- У вас на листочках цифры от 1 до 7.

- Я диктую словосочетания. Вы должны под соответствующим номером указать одной буквой падеж.

1. Наблюдали за совой - Т.п.

2. Подбегает к дереву - Д.п.

3. Сидит на ветке - П.п.

4. Спрятался от мороза - Р.п.

5. Поет птичка - И.п.

6. Стучит клювом - Т.п.

7. Взбирается по березке - Д.п.

Проверка. (Самопроверка)

- Проверьте

- Поставьте себе отметку:

  • "5" - если нет ошибок

  • "4" - если 1-2 ошибки

  • "3" - если 3-4 ошибки

- Кто получил "5", "4", "3"? Кто не справился

8. Самостоятельная работа по вариантам:

Работа по алгоритму:

  1. Нахожу слово или предлог, к которому относится имя существительное.

  2. Ставлю вопрос.

  3. Выделяю окончание

  4. Определяю падеж

9. Задание дано на карточках:

1 вариант

2 вариант

Сидит у реки

Тропинка ведёт

Подошел к дому

Варит на плите

Дал ученику

Ставлю к доске

Налетают на рябину

Смотрит из окна

Травка блестит

Говорит с сыном

10. Самопроверка на доске:

Сидит у реки

Р

Тропинка ведёт

И

Подошел к дому

Д

Варит на плите

П

Дал ученику

Д

Ставлю к доске

Д

Налетают на рябину

В

Смотрит из окна

Р

Травка блестит

И

Говорит с сыном

Т

11. Закрепление.

Просклоняйте слово молоко

И. п молоко Р. п молока, Д. п молоку, В.п молоко, Т. п молоком, П. п о молоке

12. Итог урока

Домашнее задание стр. 94 упр. 194

Руководитель практики:_________Салихова М. Р

© 2010-2022