Конспект урока по теме Из чего состоят слова по учебнику Е. А Быстровой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА :Из чего состоят слова (§ 20)

Цели урока:

Повторить изученный материал в 5 классе о морфемике, морфемах, об их роли в словообразовании и формообразовании.Способствовать развитию мыслительной деятельности, умение работать самостоятельно, делать морфемный разбор.Совершенствование навыков правописания.

План урока

Орг момент (положительный настрой на урок)

I. Наблюдение за языковым материалом.

Волна берега отражает.

Осока струям подражает, -

И тянется вниз по теченью,

Доверясь ручья попеченью...

(Н. Матвеева)

- Запишите четверостишие.

- Найдите однокоренные слова. Из каких морфем они состоят? Чем отличаются?

- Есть ли в тексте слова, не имеющие окончания?

II. Актуализация знаний.

Ответы на вопросы рубрики «Вспомните» § 20 на с. 123.

  1. Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения.

Конспект урока по теме Из чего состоят слова по учебнику Е.А Быстровой

  1. Работа по группам (парами). Выполните словообразовательный разбор слов (слайд1):

  1. - развеселый,
    - овражек,
    - подсвечник,
    - бег,
    - лесовоз,
    - мороженое

Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания друг у друга.

  1. С разделами "Морфемика" и "Словообразование" тесно связан раздел "Орфография". А что он изучает?

Пришло время проверить усвоение правил. На слайде вы видите 3 столбика слов по одному для каждого ряда. Ваша задача объяснить правописание слов..Слайд

пришкольный
касаться
догорать
заря
вертолет
разыскивать

приехать
сверхинтересный
пешеход
коснуться
выгореть
зарница

преспокойный
зорянка
контригра
касание
сгорать
птицелов

- Для чего необходимо знать состав слова? При затруднении обратитесь к теоретическому материалу на с. 123.

III. Закрепление. Упр. 131.

- Чем отличаются слова спишу и спешу? Подберите к каждому из них однокоренные слова.

IV. Работа с текстом. Упр. 129.

- Прочитайте текст.

- Определите тему и основную мысль текста. Подберите и запишите заглавие.

- Определите тип и стиль речи данного текста.

- Выполните задания 2-4 к тексту.

V. Подведение итогов

Составьте кластер по теме урока используемые полученные знания по теме урока.

VI.Рефлексия.

Что повторили на уроке?

Какие морфемы вы знаете?

Что такое словообразование морфемы?

Что такое формообразование морфемы?

VII. Дифференцированное домашнее задание. § 20.

1 вариант -упр. 130 (задание 1).

2 вариант-упр. 130 (задание 2).

3 вариант-упр. 132.

Индивидуальные задания. Подготовить презентацию:

1) морфемных словарей; 2) словообразовательных словарей.






Из чего состоят слова (§ 20)

План урока

I. Актуализация знаний.

- Какие виды словарей вам известны?

- Чем словари отличаются от книг?

- Как может строиться словарная статья?

II. Знакомство со словарями. Презентации морфемных и словообразовательных словарей.

III. Работа со словарями.

3.1. Разберите по составу слова улитка, улей, улица. Подберите к ним однокоренные слова. При необходимости обратитесь к нужным словарям.

3.2. Запишите предложение. Построив схему, объясните постановку знаков препинания.

Люди забыли древнее слово «ула», забыли, как были образованы слова «улитка», «улей» и «улица», поэтому суффиксы в этих словах срослись с корнем.

IV. Состав слова и орфография. Правописание приставок и корней слова.

4.1. Упр. 137.

*Ъ (твёрдый знак) занимает межморфемное пространство, не входит ни в приставку, ни в корень.

4.2. Словарный диктант (с. 127).

*Необходимо вспомнить правила правописания приставок.

- Какие группы слов можно выделить?

- Чем обусловлено правописание пропущенных букв в каждой группе слов?

- Какие слова должны попасть в две группы?

- Какое слово не вошло ни в одну из групп? Объясните правописание ъ в нём, запишите свои примеры на это правило.

- Спишите слова по группам. Выделите орфограммы.

4.3. Упр. 138.

V. Правописание суффиксов.

5.1. Упр. 139.

5.2. Упр. 141 (задание 1). 68

- Чем является -ушк- в словах рябинушка, черёмушка, пушка, подушка?

VI. Привлечение фонетического разбора при морфемном анализе слова. Упр. 143.

VII. Подведение итогов урока. Упр. 142.

VIII. Рефлексия.

IX. Дифференцированное домашнее задание. § 20.

1 вариант -упр. 136.

2 вариант-упр. 140.

3 вариант-упр. 141 (задание 2).

УРОК 49 69

© 2010-2022