Фразеологическая лабратория

Ключевые слова: язык, лексика, фразеологизмы.Цель моей педагогической деятельности – создание условий для формирования мотивации и активности учебно-познавательной деятельности каждого учащегося. Для достижения поставленных целей и задачей в своей педагогической работе применяю дифференцированный подход как способ развития ключевых компетенций учащихся в условиях ведения ФГОС. Дифференцированное обучение на уроках русского языка – одна из самых актуальных проблем современной школе. Я работаю в к...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

16

Учитель: Елистратова Ксения Александровна, учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория

Полное название общеобразовательного учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №34» города Череповца

Предмет: русский язык

Базовый учебник: «Русский язык»

Класс: 5 (общеобразовательный)

Время реализации: 45 минут

Дата проведения: 15.12.2014 год

Технологическая карта урока русского языка

Тема

«Фразеологическая лаборатория»

Цель урока:

Закрепить и расширить знания учащихся о фразеологизмах

Задачи урока:

Образовательные: сформировать и закрепить у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Регулятивные: развивать умение работать в парах; развивать умение анализировать, сравнивать, применять новые знания.

Коммуникативные: формировать умение задавать вопросы, учитывать разные мнения, контролировать действия партнёра.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к русскому языку, его истории

Планируемый результат:

Предметные:

Знать: «лексика», «фразеологизм»

Уметь: находить фразеологизмы в текстовом материале

Личностные: формирование понимания необходимости изучения фразеологии как одного из средств художественной выразительности в русском языке.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: преобразовать практическую задачу (определение и нахождение фразеологизмов) в познавательную.

Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить свои высказывания.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных учебных

задач (парная, индивидуальная виды работ).

Основные понятия

«Лексика», «раздел языка», «фразеология», «единица языка»

Межпредметные связи

Литература, изобразительное искусство (репродукции картин)

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

«Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений» // Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - Москва, «Дрофа»,

2014 год

Компьютер, мультимедийная презентация

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая дифференцированная работа

Методы обучения:

Метод «доска заданий по выбору» («сhoice board»), проблемный, частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный


Технология проведения


Деятельность

учеников


Деятельность

учителя


Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов


Формирование УУД

I. Мобилизирующий этап (3 мин)

Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

1.Оргмомент:

а) приветствие;

б) готовность к уроку;

в) речевая зарядка

Приветствие, подготовка к учебному занятию.

Хоровое произношение.

Отвечают на вопросы.

Организует начало урока.

Приветствие, подготовка к учебному занятию.


Здравствуйте, коллеги! Да-да, именно коллеги. Вы спросите: «Почему?». Сегодня мы с вами отправимся в научно-исследовательскую фразеологическую лабораторию, иначе - НИФЛ. Как вы думаете, чем занимаются в научно-исследовательских лабораториях? Лаборатория - это та же школа, только в ней находятся и трудятся не ученики, а ученые, и сидят они не за партами в классах, а работают в лабораториях. Ребята, как называют людей, которые очень много знают, проводят исследования, эксперименты и работают в лабораториях? Учёные. Верно. Значит, сегодня вы будете в роли ученых в НИФЛ.

До начала работы в НИФЛ я должна прочитать вам напутствие главного научного сотрудника НИФЛ - профессора Фразеолойгина. Давайте внимательно послушаем:

«Уважаемые учёные! Зарубите себе на носу: сегодня Вам придётся работать засучив рукава и даже в поте лица. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте Вас ждёт успех!

Личностные: создана рабочая атмосфера

2. Проверка и актуализация знаний, создание проблемной ситуации (5 мин)



.

Выполняют задание учителя устно,

отвечают на вопросы по руке, осуществляют групповую работу, а после - самооценку.

Отвечают на проблемный вопрос.

Исправляет и дополняет ответы учащихся.

Контролирует выполнение задания учащимися. Выдвигает проблему посредством текстового материала


Коллеги! Вы прослушали сообщение. А сейчас ответьте мне, Вас чем-нибудь удивили услышанные слова?

Посмотрите на экран и сравните два сообщения (1 сообщение с фразеологизмами, 2 - то же самое сообщение, но нет фразеологизмов):

1.

«Уважаемые учёные! Зарубите себе на носу: сегодня Вам придётся работать засучив рукава и даже в поте лица. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте Вас ждёт успех!»

2.

«Уважаемые учёные! Знайте: сегодня Вам придётся работать с усердием. В случае временной неудачи не расстраивайтесь, а соберитесь и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте Вас ждёт успех!»

Какое приветствие Вам понравилось больше? Почему? В чём необычность первого сообщения? Чем Вас удивило первое приветствие? Какое явление русского языка в нём скрывается? (фразеологизмы) Верно. Что такое фразеологизмы? (устойчивые словосочетания) А что было бы, если бы фразеологизмов не было в русском языке? (заменили бы их другими словами) При замене фразеологизмов наша речь нисколько бы не изменилась? (фразеологизмы делают нашу речь эмоциональной и яркой). Назовите мне фразеологизмы из первого сообщения и их замену другими словами из второго сообщения:

  1. Заруби себе на носу - знай

  2. Работать засучив рукава - работать с усердием

  3. Не падай духом - не расстраивайся

  4. Возьми себя в руки - соберись

Молодцы! Кто верно всё определил, тот хлопнет мне в ладоши!

Познавательные: проверка и актуализация знаний из раздела «Лексика», тема «Фразеология»

Коммуникативные: умение логически верно строить своё высказывание

Регулятивные: понимание и исправление своих ошибок и своего соседа



II. Формулирование темы урока, постановка цели

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. (5 мин)


Проблемная ситуация (проблемный вопрос)

Формулируют тему урока.

Хоровое правильное произношение темы и ключевого слова на уроке (фразеологизмы). Работа с экраном.

Корректирует и озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Ребята, чтобы провести исследование, необходимо чётко представлять, что мы будем анализировать. Перед вами детали, которые профессор Фразеолойгин специально изготовил для вас. Это две дужки и стержень. Если мы их соберём, то что у нас получится, какая деталь? (деталь в форме буквы Ф). Какое явление мы с вами изучали в русском языке на прошлом уроке? Начинается на букву Ф.

(фразеологизмы). Какова тема нашего с вами урока?

(Фразеологизмы). Опять фразеологизмы? И ничего нового? Разве случайно мы пришли в НИФЛ?

(Мы должны научиться находить фразеологизмы в тексте; правильно их употреблять; заменять другими словами, близкими по значению).

Самое главное, что Вы должны знать о фразеологизмах?

Посмотрите на доску. Перед Вами карточки со словами: «на», «телефон», «висеть». Соберите слова («висеть на телефоне»). Каково значение получившегося словосочетания? («долго разговаривать»). А если я скажу «лежать на телефоне», «висеть на турнике», «висеть у телефона», будут ли эти сочетания слов иметь значение «долго разговаривать»? (нет) Что же такое фразеологизмы? (устойчивые словосочетания)

Познавательные: формирование навыка и умения формулировать тему и цель урока; применять знания предыдущего занятия на практике (задание с деталью в форме буквы Ф)

Коммуникативные: умение чётко и кратко сформулировать свою мысль.

Регулятивные: умение сопоставлять и оценивать свои высказывания и своих товарищей

III. Применение знаний на практике, систематизация и закрепление знаний.

(8 мин)

Цели: - выявление обучающимися новых знаний, осознанный выбор заданий на систематизацию и закрепление материала по теме урока, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.



Слушают учителя. Работают с «волшебной линеечкой». Выбирают задания и занимают соответствующий стол.





Создает эмоциональный настрой на восприятие заданий по выбору.

Осуществляет связь с уроками литературы, изобразительного искусства.

Опирается на ранее полученные знания учащихся.

Устанавливает осознанность восприятия, побуждает к осознанному выбору заданий.

Подводит учеников к самостоятельному принятию решения заданий.

Уважаемые исследователи! Профессор Фразеолойгин знает, что Вы знакомы с таким приёмом, как «доска заданий по выбору», поэтому учёный заранее подготовил для нас дифференцированные задания с учётом вашего уровня владения темой, а также учитывая личностный интерес. Перед вами лежит волшебная линеечка. Оцените свой уровень знаний. Насколько хорошо Вы всё знаете в теме «Фразеология» и выберите соответствующую лабораторию.

(Всего 6 лабораторий в каждой по 4 учащихся)

1 лаборатория - «теоретическая»: составить страницу учебника на тему «Что такое фразеологизмы?»

2 лаборатория - «практико-эксперементальная»: провести эксперименты с фразеологическими единицами, используя знания и умения

3 лаборатория - «историческая» провести этимологический анализ фразеологизмов (этимология - наука, изучающая происхождение языковых явлений)

4 лаборатория - «литературная» продолжить четверостишия, используя фразеологизмы

5 лаборатория - «изобразительная» - по картинкам подобрать фразеологизмы, а потом - самим нарисовать и подобрать фразеологические единицы

6 лаборатория - «иноязычная» - проанализировать фразеологизмы в иностранных языках.

Познавательные: углубление знаний в разделе «Лексика», теме «Фразеология».

Коммуникативные: способность правильно и свободно применять свои знания при определении фразеологизмов. Работа с лингвистическим и литературоведческим материалом.

Регулятивные: умение корректировать свои знания.

IV.Применение знаний на практике. Выполнение заданий по выбору («приём заданий по выбору»)

(10 мин.)

Выполняют практическую дифференцированную работу в группах.

Мотивирует к реализации самостоятельного вывода по теме урока каждой из групп.

Контролирует выполнение работы


Задание для 1-ой лаборатории - Приложение 1

Задание для 2-ой лаборатории - Приложение 2

Задание для 3-ей лаборатории - Приложение 3

Задание для 4-ой лаборатории - Приложение 4

Задание для 5-ой лаборатории - Приложение 5

Задание для 6-ой лаборатории - Приложение 6

Регулятивные: умение сопоставлять, сравнивать, а также правильно работать с теоретическими и практическими источниками информации.

Коммуникативные: формирование умения высказывать свою точку зрения, позицию, приводить свои примеры.

Познавательные: умение приводить свои примеры на основе изученного теоретического материала по теме «Фразеология».

IV. Физкультминутка (2 мин.)


Выполнение физкультминутки. Внимательно слушают учителя, выполняют действия


Обеспечивает положительную реакцию детей на работу одноклассников


Мы работу завершили и немного отдохнуть решили.

Встаньте, как аршин проглотили,

Согнитесь в три погибели,

Подержите нос по ветру,

Попрыгайте, как зайцы,

Но помните:

В ногах правды нет.

Займите все свои места.

Регулятивные: контроль за выполнением заданий, направленных не только на динамическую паузу, но и повторение материала урока

Познавательные: посредством физкультминутки углубление теоретических сведений о фразеологизмах.

V. Словарная работа.

(4 мин.)

Работают с фразеологизмами, обращаются к словарным статьям.

Привлекает внимание учащихся к фразеологическим оборотам

  • Как аршин проглотил - (разг., шутл.) неестественно прямо стоит или сидит;

  • Согнуться в три погибели - (разг.) сильно согнуться, сгорбиться;

  • Нос по ветру - (шутл.) менять свои взгляды, убеждения, зависящие от внешних изменяющихся условий;

  • В ногах правды нет - (шутл.) приглашение присесть

Вы познакомились со значениями фразеологизмов. Верно всё сделали? Если да, то поднимите руки!

Познавательные: знакомство с фразеологическими оборотами, привлечение к словарной работе.

VI. Творческая работа по теме урока, направленная на закрепление материала


Выполняют задание в группах. Слушают задание.


Даёт творческое групповое задание.



Вам всем, т.е. 6-ти группам профессор Фразеолойгин приготовил общее творческое задание. Перед вами репродукция картины Германа Мазурина «Том Сойер» (Приложение 7). О чём эта репродукция? (о дружбе) К чему нас призывает художник? (ценить человеческие взаимоотношения; радоваться каждому дню, проведённому с другом)

Каждая группа подберите по одному фразеологизму о дружбе.

Личностные: обогащение словарного запаса и культурной грамотности учащихся.

Коммуникативные: формирование навыка работать в группах, умение слышать и слушать учителя своих одноклассников.

Регулятивные: применение знаний на практике.

Познавательные: актуализация знаний предыдущих уроков в разделе «Лексика», тема «Фразеология»

VII. Итог урока (3 мин)

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке, активность учащихся.

Комментирует работу каждой из групп.

Оценивает работу детей.


Ребята, а теперь посмотрите на экран.

Перед вами 6 вопросов, ответив на них, мы сможем определить степень усвоения материала в теме «Фразеология»

1 вопрос - устойчивые словосочетания - это…?

2 вопрос - можно ли заменить фразеологизмы другими словами?

3 вопрос - что придают фразеологизмы нашей речи?

4 вопрос - фразеологизмы передают единое цельное лексическое значение?

5 вопрос - каждый фразеологизм имеет свою историю?

6 вопрос - у иностранцев тоже есть фразеологические единицы?

Какова тема нашего с вами урока? (углубление знаний по фразеологии) А цель? (приобрести и закрепить знания по фразеологии).

А теперь я предлагаю Вам оценить свою работу на уроке. Перед Вами фразеологические обороты (на экране), каждый из них имеет определённый цвет. А прямо перед вами на партах разноцветные карточки. Поднимите вверх ту карточку, которая соответствует вашей работе на уроке.

Молодцы! Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица!

Регулятивные: контроль и проверка знаний, усвоенных за урок

Познавательные: умение контаминировать творческую и теоретическую работу, направленные на углубление и закрепление знаний.

Д/З

Дает комментарий к домашнему заданию.

1 уровень - к нарисовать иллюстрацию и подобрать 3 фразеологизма

2 уровень - придумать тест по теме «Фразеология»

3 уровень - написать мини-сочинение на тему «Без фразеологизмов проживём?»
















Приложение 1

«Теоретическая лаборатория»

Страница из учебника по теме «Фразеология»

Рекомендации для составления:

  1. Определение

  2. Особенность фразеологизмов

  3. пример


I. РАЗДЕЛ «ЛЕКСИКА»

§1. ТЕМА «ФРАЗЕОЛОГИЯ»

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов в русском языке

Очень часто фразеологизмы используются в разговорной речи:

на короткой ноге, уносить ноги, делать в поте лица, как кот наплакал и др.

Фразеологизм = одно лексическое значение

Фразеологическая лабратория

Море по колено = ничего не страшно


В данном примере нельзя разбить целое словосочетание на отдельные части:

«море», «по», «колено».

Упражнения для закрепления

Отгадайте вопросы-шутки:

В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?

Может ли вопрос заболеть?

Может ли след быть холодным?

Есть ли глаза у правды?

Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?

Можно ли укусить собственный локоть?
«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

Может ли правда иметь неприятный вкус?

Какого цвета бывает тоска?
Слова для справок: зеленого; «горькая правда»; «близок локоть, да не укусишь»; «каша в голове»; «смотреть правде в глаза»; «след простыл»; «больной вопрос»; «как дважды два»;

Найдите в записке ученика фразеологизмы, выделите их в овал.

Когда-то я был с учителем математики на короткой ноге. Но однажды он с левой ноги встал, наверное, и поставил мне двойку. Я со всех ног побежал домой жаловаться родителям! А они стали меня ругать и защищать учителя. Вообщем, еле ноги унес от мамы и папы! Зато теперь к нему ни ногой в кабинет. Ноги моей больше у него не будет! Страшно!


Приложение 2

«Практико-эксперементальная лаборатория»

  1. Найдите ошибку в распределении фразеологизмов.

Фразеологическая лабраторияФразеологическая лабраторияФразеологическая лабратория

Ползёт, как черепаха Трусливый, как заяц Топает, как слон


  1. Соберите фразеологизмы

Свистит, на языке в карманах, ветер, вертится, как, Макар, куда, в рукавицах, канул, телят, в воду, не гонял, ежовых

Ответы: куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду.


  1. Верно ли закончены фразеологизмы?

  • Хитер как колено

  • Нем как осёл

  • Упрям как рыба

  • Голоден как кот

  • Купить волка в мешке

  • Два сапога пополам

  • Море по лисе

  • Ни рыба ни слон

  • С горем пара

  • Делать из мухи ни мясо









Приложение №3

«Историческая лаборатория»

Откуда пришли фразеологические обороты в нашу речь, почему мы говорим так, а не иначе? Разобраться в этом нам «Фразеологический словарь русского языка» по редакцией А.И. Молоткова. - М. «Просвещение», 1968 год (фразеологический словарь предлагается учащимся)

  1. «Зарубить на носу» - ?

  2. «Бить баклуши» - ?

  3. «Кричать во всю Ивановскую» - ?

  4. «Ни пуха ни пера» - ?

  5. «Авгиевы конюшни» - ?

  6. «Ахиллесова пята» - ?

  7. «Бросать слова на ветер» - ?

  8. «Без лишних слов» - ?

  9. «Смотреть сквозь пальцы» - ?

  10. «Дамоклов меч» - ?

  11. «Нить Ариадны» - ?

  12. «Гордиев узел» - ?

  1. «Зарубить на носу» - запомнить крепко-накрепко. В древности люди не знали грамоты и записать что-то важное не могли. Поэтому всегда носили с собой нос - дощечку для записей. На них делали зарубки, чтобы ничего не забыть.

  2. «Бить баклуши» - бездельничать. На Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками. Для мастера-ложечника нужно было наколоть заготовки - небольшие чурбачки. Работа эта считалась легкой, пустячной.

  3. «Кричать во всю Ивановскую» - громко кричать, храпеть, голосить.

  4. «Ни пуха ни пера» - пожелание удачи. Это выражение возникло в среде охотников. Пух - это звери, перо - птица. Считалось, что если прямо пожелать охотнику «и пуха и пера», то можно сглазить удачную охоту.

  5. «Авгиевы конюшни» - громадные конюшни Авгия, царя Элиды. По мифу, эти конюшни, которые не убирались 30 лет, Геркулес очистил в один день, направив через них воды двух рек, Алфея и Пенея. В современном языке этот фразеологизм обозначает очень загрязнённое место, запущенное помещение

  6. «Ахиллесова пята» - в греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) один из самых сильных и храбрых героев. Мать Ахиллеса, чтобы сделатьсына неуязвимым, окунула его в священную воду реки Стикс. Окуная, мать держала младенца за пятку, и чудодейственная вода некоснулась её. Поэтому пятка осталась единственным уязвимым местом. Именно в пятку попала стрела, от которой Ахиллес погиб

  7. «Бросать слова на ветер» - говорить без пользы или необдуманно; опрометчиво обещать и не выполнять обещанного.

  8. «Без лишних слов» - не говоря много, не теряя времени на лишние разговоры.

  9. «Смотреть сквозь пальцы» - намеренно не обращать внимания на что-либо плохое; сознательно не замечать чего-либо (обычно неприятного, нежелательного, предосудительного)

  10. «Дамоклов меч» - у сиракузского тирана (так в Греции именовали неограниченных владык) Дионисия был вельможа Дамокл. Дамокл завидовал своему властителю и не скрывал этого. Однажды тиран, любивший Дамокла, во время пира приказал слугам возвести своего любимца на трон и оказывать ему царские почести. Дамокл готов был прыгать от восторга; но вот он поднял глаза вверх и замер: прямо над его головой, подвешенный на тонком конском волосе, острием вниз висел тяжелый меч. «Вот, Дамокл, - сказал тиран, - ты считаешь мое положение завидным, а видишь: спокоен ли я на моем троне?»
    С тех пор слова «Дамоклов меч» напоминают нам о нависшей опасности, которая может обрушиться любую секунду.

  11. «Нить Ариадны» - великая беда терзала афинян: раз в десять лет они должны были отсылать на остров Крит, к царю Миносу, четырнадцать прекрасных девушек и полных сил юношей. И для чего? Он отдавал их на съедение быкоголовому чудовищу Минотавру, жившему в страшном Лабиринте - сооружении с таким множеством ходов и переходов, что каждый, кто вступал в него, уже не находил выхода и погибал. Но вот нашелся герой Тезей, который решил положить конец позорной дани. Получив в дар от дочери критского царя Миноса Ариадны, полюбившей его, чудесную нить, Тезей укрепил ее у входа в Лабиринт, затем проник в него, убил страшилище и, держась за спасительную нить, выбрался обратно. Вот почему «ариаднина нить» (или «путеводная нить») - это всякое верное орудие, указатель для разрешения запутанной задачи.

  12. «Гордиев узел» - фригийский царь Гордий принес в дар храму Зевса колесницу. К ее дышлу было привязано воловье ярмо - привязано таким сложным узлом из кизилового лыка, что никакой искусник не мог его распутать. Недостатка в попытках не было: оракул предсказал, что человек, который распутает гордиев узел, овладеет всем миром. И вот столицу Фригии покорил величайший из полководцев древности Александр Македонский (356-323 годы до н.э.). Молодой воин вошел в старый храм, пригляделся к прославленному узлу и вдруг, выхватив меч, рассек его одним ударом. Мы называем гордиевым узлом любое запутанное дело, трудно разрешимый вопрос. «Разрубить гордиев узел» значит: смело, энергично решить сложное дело.





























Приложение 4

«Литературная лаборатория»

Поэты и писатели умело использовали фразеологизмы в своих произведениях. Продолжите самостоятельно четверостишия, используя фразеологизмы.


  1. Чтобы контрольной по русскому языку избежать,

Иван готов был убежать

От школы вёрст за пятьдесят,

Уйти, куда …………………..


  1. Бежали………………………

Из школы Юля с Дашей:

Увидели в столовой

Проказницу Машу.


  1. Ни за что из «Макси»

Уходить не хочет Настя

Что же ей купить, не знает,

Целый день шоколадки перебирает.

Обёртками всеми она восхищается,

У девочки просто

……………………………..









Приложение 5

«Изобразительная лаборатория»

Фразеологическая лабраторияФразеологическая лабратория

Фразеологическая лабраторияФразеологическая лабратория







Приложение 6

«Иноязычная лаборатория»

Фразеологизмы есть не только у русских, но и у других национальностей. Верно распределите фразеологизмы.

Англичане

Немцы

Шведы

Русские

Французы

Эти люди как две ягоды

Эти люди похожи как две капли воды

Эти люди как две горошины

Эти люди как яйцо и яйцо

как сыр в масле катается

он живёт в клевере

он сидит как личинка в сале

как петух в тесте

как свои пять пальцев

знаю как кисть своей руки

знаю как собственный карман

знаю как собственный карман

у него денег куры не клюют

у него денег как сена

он сшит из золота





























Приложение 7

Репродукция иллюстрации Германа Мазурина «Том Сойер»

Фразеологическая лабратория

Список литературы

  1. Бирих А.К. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / СПбГУ; Межкаф. словарный каб. им. Б.А. Ларина; А.К. Бирих, В.М. Мокиенко, Л.И. Степанова; Под ред. В.М. Мокиенко. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Астрель: АСТ: Люкс, 2005.

  2. Григорян Л. Т. Язык мой - друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. яз.: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988.

  3. Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы/ Автор-составитель Н.О.Крамаренко. - Волгоград: Учитель, 2003

  4. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1986.

  5. tmn.fio.ru/works/97x/305/41.htm

  6. rus.1september.ru›2001/27/13.htm

  7. encsite.info/

  8. poznanie21.ru/current/30407.php

  9. urtam.ru/teacher/urok_6/


© 2010-2022