Интегрированный урок самопознания и русской литературы «Любви прекрасные порывы в творчестве М. Ю. Лермонтова»

Предоставленный конспект интегрированного урока самопознания и русской литературы ориентирован на учащихся 9 класса. По программе он может быть третьим или четвёртым уроком из блока «Творчество М.Ю.Лермонтова».  Тема урока актуальна для данной возрастной категории, поэтому урок интегрированный. Учащиеся в полном объёме могут высказаться и проследить формирование целостного восприятия нравственных ценностей поэта, выявить взаимосвязи между творческой индивидуальностью и особенностями эпохи 19 век...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН - КОНСПЕКТ интегрированного урока самопознания и русской

литературы в 9 «Э» класс

ПРОВОДЯТ: Нурушева Гульнара Жусуповна - учитель самопознания школы - гимназии №2 имени Гафу Каирбекова города Астаны

Кемельбаева Зухра Сапахуновна - учитель русской литературы школы- гимназии №2 имени Гафу Каирбекова города Астаны

Тема урока: «Любви прекрасные мгновенья в творчестве М.Ю.Лермонтова»

Цель урока: формирование целостного восприятия нравственных ценностей поэта, выявление взаимосвязи между творческой индивидуальностью и особенностями эпохи 19 века, исследование новаторских идей М.Ю. Лермонтова, совершенствование навыков анализа лирического произведения.

Задачи:

1. сформировать понятие об образе лирического героя М.Ю.Лермонтова

2. развивать навыки лингвистического и сопоставительного анализов лирического произведения, навыки выразительного чтения

3. прививать любовь к русской классической поэзии, способствовать воспитанию нравственных качеств личности

Наглядность и оборудование: ИАО, выставка книг М.Ю.Лермонтова, аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова, видеоролик «Притча о любви и времени».

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

1.

Организация начала урока.

Приветствие.

Добрый день! Нам очень приятно видеть вас. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. А вас, ребята, я приглашаю в круг любви.

Образуют круг радости, взявшись за руки.

2 мин.

2.

Круг радости.

Луч солнца золотой Круг любви везде со мной. Любовь в тебе, любовь во мне, любовь вокруг, любовь везде. - Давайте начнём день с Любви, наполним день Любовью, завершим день с Любовью.

Эмоционально и психологически настраиваются на урок

2 мин.

3.

Введение в проблематику урока.

- Каждый человек в жизни стремится найти своё счастье, и каждый понимает счастье по-своему. Для одних счастье - в любимой работе. Для других - в богатстве. Но, пожалуй. Любому человеку хотелось бы найти свою любовь, иметь рядом любящих людей и любить самому. И если всё это есть, человек ощущает себя счастливым.

- Обратите внимание на доску, давайте прочитаем эпиграф к уроку:

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть;

Как я любил, как я страдал,

Тому судья лишь Бог да совесть.

На этом уроке мы с вами поговорим о жизни сердца в поэзии М.Лермонтова, о том, как он любил, как он страдал.

Исследователи отмечают такую особенность интимной лирики Лермонтова, как стремление передать в ней собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью.

«Гимн чистоте, нежности, душевной красоте»,- сказал Сергей Наровчатов о любовной лирике в творчестве Лермонтова.

Запишите тему урока и эпиграф.

(Раздаёт листы самооценивания.)




Читают эпиграф, размышляют.







Записывают тему урока и эпиграф.

3 мин

4.

Опрос домашнего задания.

1.Дома вы должны были подобрать стихи и цитаты о любви.

2. А по литературе вам нужно было подготовить презентации «Мотивы творчества М.Ю.Лермонтова», послушаем самую лучшую презентацию.

Читают и декламируют стихи и цитаты.

Одна группа демонстрируют презентацию.

4 мин.

5

Ознакомление с новым материалом

Ребята, вы нашли столько замечательных мыслей, посмотрели презентацию, ну а теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение.

Беседа по вопросам: - В чём заключается значение слова «любовь»? - Почему любовь относится к духовным ценностям? - Как влияет это чувство на человека? - Какие ассоциации возникают у вас, когда я произношу это слово? - Объясните смысл выражения «любви прекрасные мгновенья»

- Любовь - самое поэтическое, возвышенное и прекрасное чувство. Светлый мир открывается человеку, когда пробуждается любовь… В душе всё ликует, потому что из окружающих людей как-то незаметно выделился единственный, самый дорогой для вас человек. Первая любовь может стать не только источником вдохновения, но и окрылить влюблённого на чудесные поступки. Искренняя любовь является прочным строительным материалом для семьи.

Отвечают на вопросы, аргументируют своё мнение, дискутируют.

4 мин.

6.

Первичное осмысление и закрепление нового материала.

Творческое применение знаний.

Ребята, внимательно прослушайте романс…

(звучит аудиозапись на стихи М.Ю.Лермонтова «Я не любил Вас…»).

Впереди у вас групповая работа - представьте свои размышления по теме в виде презентаций и коллажа.

Упражнение «Шкатулка с сюрпризом». - Я приготовила для вас неожиданный сюрприз. В этой шкатулке находится самое дорогое, что есть на свете, загляните в неё, и увидите, что является самым ценным. Так, что вы увидели? А в зеркале вы увидели… Пока мы не научимся любить себя такими, какие мы есть, нам не суждено любить других людей. Любовь к миру начинается с любви к себе. Любовь начинается в сердце человека, светит в его глазах.

Минута тишины (звучит негромкая музыка).

- Оказывается. Что любовь можно дарить не только тому, кто рядом с вами, но и тому, кто находится далеко от вас, кто живёт в другом городе или на другом конце нашей планеты. Потому что у любви нет границ. Ведь Любовь - это могущественная и великая сила. А теперь я предлагаю вам побыть наедине с собой… Сядьте удобно, расслабьтесь. Можете закрыть глаза. Представьте себе, что любовь - это свет. Озаряющий мир. От этого света людям становится тепло и уютно. Сердца их радуются. Люди поют песни, говорят друг другу тёплые слова. Любовь - это чувство, которое наполняет особым смыслом жизнь человека. У любящего человека добрый приветливый взгляд. Почувствуйте любовь в вашем сердце. Отправьте этот свет любви вашим близким. Пусть они ощутят вашу любовь. И она согреет их своим теплом. Получилось ли послать свет своим близким?

Притча «Как важна в жизни Любовь» (просмотр видеоролика)

Слушают романс, обсуждают в группах.

Формулируют гипотезы, предположения, суждения, объяснения.

Создают презентации и коллаж по теме.

Выполняют предложенные учителем задания.

13 мин.


8.

Обобщение пройденного материала.

Работа с интерактивной доской. 1. Создать «Пирамиду любви», расположим в ней по значимости качества личности влюблённого человека. 2. Подобрать эпитеты к слову «любовь».

Работают у доски и индивидуально в тетрадях.

2 мин.

9

Рефлексия

Напишите на стикерах - сердечках слова любви или пожелания любимым людям.

Круг «От сердца к сердцу» (под музыку). «Свеча любви». Любовь сравнивается с огнём, который горит в сердце. Представьте себе, что любовь в нашем сердце подобна свече. Давайте зажжём свечу любви. Посмотрите. Огонь разгорается… всё ярче и ярче. Нам передаётся его тепло. Этот свет заполняет всё пространство вокруг. Нам хорошо вместе и мы любим друг друга. Давайте мысленно произнесём слова любви друг другу, передавая свечу по кругу.

Пишут рефлексию на сердечках.

3 мин.

10

Подведение итогов. Домашнее задание.

Перед вами листы самооценивания, заполните и сдайте их.

Д/з по литературе - написать сочинение - эссе по сегодняшнему уроку.

2 мин.















© 2010-2022